Педагогический проект "Сказка в музыке"
проект (подготовительная группа) на тему

Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и  эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazka_v_muzyke.docx48.2 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Сказка в музыке, как средство развития музыкально-творческого потенциала старших дошкольников»

                                                                                Сугробы в сумерки упали,

                                                                                    На окнах выткалась парча.

                                                                                          Рисуя тени на рояле,

                                                                               Играет пламенем свеча.

 В уютной комнате все вместе

                                                                                  При этом маленьком огне

 Тихонько петь мы будем песни

 И сказки слушать в тишине…

        (А.Н.Майков)

Творческое название проекта:   «Изобразительная сила музыки»

Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет)

Аннотация проекта:

  • тип проекта: творческий, коллективный;
  • доминирующая в проекте деятельность: восприятие музыки;
  • направленность деятельности: воспитательно-образовательная,

               художественно-эстетическая;

  • число участников проекта: дети подготовительной группы (20 человек),

                родители (20 человек), воспитатели (2 человека);

  • сроки проведения: 2015 – 2016 годы;
  • характер контактов: в рамках ДОУ.

Актуальность проекта

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

 Жанр сказки наиболее доступен для восприятия детям дошкольного возраста, а язык сказки  близок и понятен. Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

 Тема «Сказка в музыке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств,  дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром.

        Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыкальная сказка полностью отвечает этому требованию. Она:

  • развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей, побуждает их сочинить «свою» сказку, рассказанную музыкой, опираясь на смену интонаций;
  • развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;
  • дает возможность сравнивать произведения с одинаковыми названиями, понимать, какую сказку рассказывает музыка: добрую, сердитую, злую; помогает различать смену настроений, образов в одной сказке;
  • развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в инсценировании сказок;
  • дети без усилий запоминают учебный материал, предложенный в игровой сказочной форме, и настойчиво ждут продолжения.

     Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкально-театральной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий.

Основные противоречия

  • между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыкальной сказке и содержанием современной детской музыкальной индустрии;
  • между требованиями  к уровню музыкально-эстетического воспитания дошкольников и программно-методическими средствами, обеспечивающими заданный уровень подготовки;
  • между необходимостью активно использовать современные методики и технологии в процессе музыкально - эстетического воспитания детей в ДОУ и уровнем готовности дошкольников к данному виду деятельности;
  • между уровнем современных подходов к проблеме музыкально-эстетического воспитания детей и его отражением в традиционной программе;
  • между уровнем современных средств ТСО и слабой материально – технической базой ДОУ.

Гипотеза проекта

        Если создать благоприятные условия для использования     сказки в музыкальной деятельности, то возможно увлекательной игровой формой и интересным сюжетом сказки:

  • развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;
  • выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;
  • расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских  музыкальных инструментах).  

Цель проекта

        Создание условий для формирования у детей основ музыкальной, художественной и  эстетической культуры, для развития творческого потенциала детей в различных видах деятельности на основе внедрения темы «Сказка в музыке».

Задачи проектной деятельности

  • Теоретически обосновать тему «Сказка в музыке», как способ ознакомления с классической музыкой, развития представлений детей о связи речевых и музыкальных интонаций, творческого воображения;
  • приобрести практические знания и умения по внедрению данной темы в воспитательно-образовательный процесс ДОУ, выявить стиль взаимодействия с детьми «внутри» темы «Сказка в музыке»;
  • проследить динамику формирования творческой активности и развития эмоциональной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста;
  • разработать модель организации работы по теме «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ для детей 5-7лет.

Предполагаемые результаты

  • Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.
  • Развитое образное мышление и творческое воображение.
  • Повышенный  уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.
  • Получение первого опыта самооценки.
  • Творческое самовыражение воспитанников.

Предмет исследования

педагогические условия, необходимые для эффективного использования темы «Сказка в музыке» для развития потенциальных музыкально-творческих возможностей детей  старшей - подготовительной группы

Основные методы проекта

  • Изучение и анализ психолого-педагогической, методической, музыкальной  литературы и нормативных документов по проблеме.
  • Изучение передового педагогического опыта по использованию технологии слушания музыкальных классических произведений.
  • Моделирование и проектирование работы по теме «Сказка в музыке».
  • Наблюдение, сравнение, обобщение, анкетирование родителей, качественный и количественный анализ музыкальных способностей детей.

Этапы реализации проекта

1. Концептуальный

(декабрь 2005)

Выдвижение концепции, выбор темы проекта, обоснование её  актуальности, формулирование цели и задач проекта, прогнозирование результатов

2.Подготовительный

(январь-

февраль 2006)

Подбор методического материала, фонотеки. Создание театрально-музыкальной студии, включающей сцену и костюмерную с декорациями, костюмами, атрибутами. Разработка  планирования работы над музыкальной сказкой, разработка интегрированных занятий, подготовка плана работы кружка «Журавлик».

3.Вводно-диагностический

(март-май 2006)

Разработка диагностического инструмента (критериев, показателей, дидактического материала) для отслеживания уровней эмоционально-ценностного отношения к музыке и творческого развития детей. Организация и проведение диагностического исследования.

4. Внедренческий

(сентябрь 2006 –

апрель 2008)

Внедрение различных форм работы по  теме  «Сказка в музыке» в образовательное пространство  ДОУ. Промежуточная диагностика с коррекцией деятельности в соответствии с индивидуальными творческими возможностями воспитанников.

5. Заключительный

(май 2008)

Заключительная оценка уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения к  музыке  и музыкально-творческой активности детей.  Итоговая диагностика по результатам реализации проекта. Оценка всей музыкально – образовательной деятельности в ходе реализации проекта,

6. Итоговый

(июнь – август 2008)

Сбор данных по результатам эксперимента. Создание модели организации работы по  теме  «Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ. Выдвижение новых целей.

Модель организации работы по теме

«Сказка в музыке» в образовательном процессе ДОУ

Взаимодействие участников процесса:

-личностно-ориентированный подход в обучении;

-вовлечение родителей в педагогический процесс;

-сотрудничество всех членов педагогического коллектива;

Организация музыкально-предметной среды в ДОУ:

- театральная сцена с        оборудованной костюмерной и пошивочной мастерской с костюмами, декорации, атрибуты; 

- комната сказки с различными видами театра  и мини-сценой;

-музыкально-театральные уголки в группах;

-средства ТСО (DVD-проигрыватель,

музыкальный центр)

-подбор разнообразных музыкальных инструментов

Обеспечение проектной деятельности

1. Методическое.

  • О.П. Радынова. «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М. 2004 г.
  • О.П. Радынова. А.И. Катинене. М.Л. Палавандишвили. Музыкальное воспитание дошкольников. -  М. 1999 г.
  • С.И. Мерзлякова «Волшебный мир театра» (для детей 5-7 лет).
  • А.И. Буренина «Ритмическая мозаика».
  • Н.А. Сорокина «Театр, творчество, дети».
  • Журналы «Музыкальный руководитель»: № 1,3,4,5 – 2004 г., № 1,4,6 – 2005 г., № 4,5 2006, № 1 – 2007.
  • Перспективное планирование.

2. Материально-техническое.

  • Декорации, атрибуты;
  • DVD проигрыватель ;
  • Диски с музыкальными сказками;
  • Музыкальный центр;
  • Комплект из семи аудио кассет «Музыкальные шедевры».О.П.Радынова Слушаем музыку, танцуем и играем. – М. 2004 г.
  •  Комплект из трех аудио кассет и дидактического альбома к программе «Музыкальные шедевры». О.П. Радынова. Беседы о музыкальных инструментах

3. Диагностико-дидактическое.

  • Конспекты занятий по теме «Сказка в музыке».
  • Перспективный план работы кружка «Голубой огонек»».
  • Творческие задания, направленные на:

        - формирование музыкального  и импровизационного творчества.

             - восприятие музыкального образа через синтез искусств.

  • Диагностическая методика по определению уровня формирования музыкального восприятия и передачи образа через различные виды художественно-творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Педагогического совета "Роль музыки в развитии личности ребенка"

Конспект Педагогического совета  на тему "Роль музыки в развитии личности ребенка"...

Педагогические условия использования музыки в изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на необходимость развития у детей предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства ...

Выступление на педагогическом совете " Значение музыки для укрепления здоровья детей"

Значение музыки для укрепления здоровья детей (2017г.) Лечебное применение музыки имеет многовековую историю....

«Педагогический проект по «Художественно-эстетическому развитию» «Музыка» «Музыка красок и радуга звуков!»

В настоящее время в отечественном образовании возникла реальная потребность научить детей дошкольного возраста:·        {C}адекватно воспринимать визуальный м...

Педагогическая технология ознакомления детей старшего дошкольного возраста с музыкой П.И. Чайковского "Детство с музыкой"

Технология А.Г. Гогоберидзе, В.А.Дергунской применяется для творческого самовыражения детей, раскрепощения и восприятия музыки. Для работы по этой технологии я разработала перспективное планирование н...