Педагогический проект "Разноцветная музыка"
проект (подготовительная группа)

Таюнда Татьяна Моризовна

проект преподавателя творческой студии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_raznotsvetnaya_muzyka.docx468.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»

https://www.culture.ru/storage/images/25cfe135e49788b396d28c7bc7944fe2/d851040b27dc5d7bbef85d8d2b382fc3.jpg

город Пыть-Ях

2020-2021 учебный год

Педагогический проект «Разноцветная музыка»

Тип проекта: долгосрочный.

Срок реализации: октябрь 2020 – май 2021.

Руководитель проекта: преподаватель Т.М. Таюнда.

Участники проекта: музыкальные руководители С.В. Шамина, Л.М. Есликовская; воспитатели, воспитанники, родители  групп общеразвивающей направленности с 6 до 8 лет «Незабудки», «Светлячок», «Карамельки»: И.Г. Потапова, В.В. Яценко, Л.Г. Белоус, М.Л. Карпова, Т.Г. Чайникова, О.А. Савостьянова, инструктор по физическому воспитанию О.Н. Скоркина; педагог-психолог Е.В. Михалева; учитель-логопед Ю.Т. Барсегян.

Вид проекта: познавательный, практический.

Актуальность: тема «Ребенок и искусство» таит в себе много загадок и вопросов. В нашу эпоху кризиса односторонне-рационалистического направления образовательной системы взоры многих обратились в сторону искусства. Но, к сожалению, инерцию логического подхода к постижению окружающего мира пока удается преодолеть не многим. Это касается не только естественнонаучных областей знаний, но и области так называемого «приобщения» ребенка к искусству. Особенно «страдают» изобразительное искусство и музыка. Остается невостребованным основное, то, без чего искусства быть не может, что определяет искусство как   чувственное отражение мира:

1) факт творчества, фантазийной игровой трансформации впечатлений реального мира;

2) личностность высказываемого, индивидуальность взгляда на мир.

Подводя итог, можно сформулировать проблему так: введение ребенка в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.

Постановка проблемы: проанализировав результаты работы с воспитанниками, их родителями и воспитателями, было выявлено, что у детей недостаточный багаж классической музыки и художественных произведений. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» художественных произведений изобразительного искусства и классической музыки в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям.

Цель: Воспитание всесторонне развитой личности через восприятие произведений изобразительного искусства и их взаимосвязь с произведениями классической музыки.

Задачи:

1. Развитие воображения, ассоциативного мышления, чувствования.

2. Формирование отношения к звуку, цвету, линии, форме, как к игровому материалу.

3. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства.

4. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству, через организацию совместной художественно-творческой деятельности.

5. Укреплять сотрудничество и взаимодействие ОУ с семьями воспитанников.

6. Оптимизировать предметно-пространственную развивающую среду.

Новизной и отличительной особенностью проекта являются принципы проекта:

- сочетание научной обоснованности и практической совместимости;

- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;

- решение программных образовательных задач при проведении совместной

деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках ОД и при взаимодействии с семьями детей;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный (октябрь 2020)

•        Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.

•        Определение цели и задач проекта.

•        Подбор литературы, пособий, атрибутов.

•        Анкетирование участников проекта.

•        Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.

II. Основной (ноябрь 2020 – май 2021)

•        Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

•        Совместная деятельность.

•        Самостоятельная деятельность детей.

•        Участие в творческих конкурсах.

III. Заключительный (май 2021)

•        Обобщение результатов работы.

•        Анализ деятельности.

Ожидаемые результаты: 

В результате реализации проекта:

1. Дети овладеют умением распознавать общие и различные признаки в изобразительном искусстве и музыке, смогут свободно проводить аналогии между изобразительным и музыкальным пространством.

2. У детей разовьется ассоциативное восприятие произведений искусства, создающее возможность личного постижения опыта мировой культуры.

3. У детей будет сформирован словарный запас для адекватного вербального

выражения чувственно-эмоционального содержания произведений искусства.

Месяц

Работа по проекту с воспитанниками

Работа по проекту с педагогами

Работа по проекту с родителями воспитанников

Октябрь

Анкетирование и диагностика по теме проекта

Ноябрь

Тема: «Осень в произведениях художников и композиторов».

Знакомство  живописью классиков на тему «Золотая осень» - И.Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», «Осень дорога в деревне»; А.Герасимов «Дары осени», И.Бродский летний сад осенью»; С. Жуковского. Осень. Веранда», «В.Поленова. Золотая осень», «Осень в Абрамцеве», И.Остроухова, «Золотая осень»; И.Грабаря, Н.Ромадина.

Слушание музыки: А.Вивальди «Осень». Обсуждение музыкальных образов, поиск  ассоциаций с  природой, просмотр видео фильма «Осень в картинах русских художников».

Чтение, заучивание  стихотворений А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, И.Бунина. С.Есенина

Участие в художественной выставке «Осень – чудная пора».

Консультация «Нетрадиционное рисование осени мятой бумагой и по мятой бумаге».

 Участие в художественной выставке «Осень – чудная пора».

Совместная экскурсия в осенний лес, наблюдение, беседа о приметах осени.

Участие в художественной выставке «Осень – чудная пора».

Декабрь

Тема: «Новогодняя пора»

Беседа о предстоящем новогоднем празднике, о традициях празднования Нового года.

Новогодние стихи, песни. Слушание музыки П. Чайковский «Декабрь», А. Вивальди «Зима».

Участие в художественной выставке «Мастерская Деда Мороза».

Совместное творчество педагогов ОУ, детей и родителей - изготовление игрушек на ёлку. Акция «Украсим ёлочку своими руками».

Участие в художественной выставке «Мастерская Деда Мороза»».

Январь

Тема:

Сказка «Щелкунчик»

 Просмотр м/ф «Щелкунчик», обсуждение. Просмотр фрагментов видеозаписей балета «Щелкунчик».

Оформление вернисажа творческой студии «Маленькие волшебники»  по теме: «Щелкунчик».

Консультация «Мир балета для детей».

Февраль

Тема:

«День защитника Отечества»

Беседы, разучивание стихов, песен по текущей теме.

Слушание музыки: М. Глинка «Славься», П. Чайковский «Славянский марш».

Создание художественных работ для выставки «Наша армия родная».

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников».

Участие в выставке «Наша армия родная».

Март

Тема:

 «Мамина улыбка»

Разучивание стихов и песен о маме.

Творческие портреты мам.

Участие в оформлении выставки «Цветы для мамы».

Слушание музыки

Т. Хренников «Колыбельная» , П. Чайковский «Мама».

Участие в выставке «Золотые руки».

Апрель

Тема:

«Весна»

Рассматривание иллюстраций, репродукций картин «Голубая весна» В.Н. Бакшеева, К.Ф. Юона «Мартовское солнце», И. Левитан «Март», репродукций И. Левитана «Весна – большая вода», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Бродской «Апрель».

Разучивание стихотворения «Подснежник» - Е. Серова, Организация наблюдений в природе. Проведение бесед, чтение загадок, пословиц и поговорок о весне. Наблюдения на прогулке, чтение стихов о весне, загадок, беседы о весне.

Оформление вернисажа творческой студии «Маленькие волшебники» «Весна идет».

Выставка детских книг и иллюстраций на весеннюю тематику.

Консультация «Посмотри, какая красота».

Май

Оформление проекта. Подведение итогов.

Отчеты о результатах работы по проекту регулярно публиковались в социальной сети «ВКонтакте».

Список литературы

1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.

2. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства.: — М.: Знание, 1981.

3. Взаимодействие и синтез искусств. — Л.: Наука, 1978.

4. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем. — М.: Эйдос, 1994.

5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.

6. Злотников В. Родство искусств / / Искусство в школе, 1993.

7.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.

8.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. — М.,1987.

Приложения

Приложение 1

Анкета для родителей и педагогов

по художественно-эстетическому развитию дошкольников

  1. Как вы считаете, что такое художественно-эстетическое развитие ребенка?___________________________________________________________________________________________________________________
  2. Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка? _____________________________________________________________
  3. Чем больше Вашему ребёнку нравиться заниматься самостоятельно?

- рисовать;

- лепить;

- аппликацию;

- конструировать.

Часто ли Ваш ребенок рисует, лепит, конструирует, делает аппликацию?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как Вы считаете, обязательно ли нужны занятия в дошкольном возрасте: рисования, лепки, аппликации, художественный труд, конструирование?

- да;

- нет;

- иногда.________________________________________________________

    5. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т.д.)?

__________________________________________________________________

  1. Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например: что такое искусство, пейзаж, скульптура и т.д._______________________________________________________
  2. Уделяете ли вы внимание художественно-эстетическому развитию ребёнка?___________________________________________________
  3. Если да, то какому направлению:

- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);

- занятия музыкой дома;

- театрализованная деятельность (кружковая деятельность);

- походы в музеи, театры, выставки (укажите, где побывали за последние полгода)___________________________________________________________

    10. Какие из условий для творческого развития ребенка вы создаете дома и за его пределами:

- приобретаете книги, игрушки, игры, которые с вашей точки зрения полезны для развития ребенка;

- обеспечиваете материалом для творчества (бумагой, клеем, пластилином и др.);

- организуете место для творчества ребенка (стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для творчества, соответствующее освещение);

- позволяете ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок;

- даете ребенку время для работы, размышлений в одиночестве;

- организуете посещение ребенком кружков, студий;

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

       11. Сформулируйте пожелания к педагогам ОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Приложение 2

Консультация для родителей

«Посмотри вокруг, какая красота»

Мы до сих пор мало знаем и скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.

Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.

Зачем и почему дети рисуют?

В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.

Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.

Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.

Большинство специалистов - и психологов, и педагогов - сходятся во мнении: детское рисование - один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».

Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование - это важный информационный и коммуникативный канал.

Уважаемые родители, больше рисуйте с детьми. С натуры, по образцу, по замыслу.

Удачи Вам и Вашим детям!!!

Приложение 3

Консультация для родителей

«Патриотическое воспитание дошкольников»

«Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное и сохранённое

предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать её,

стать подлинным патриотом»

С.Михалков

                                 

               Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.

Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.

         «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.

При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.

При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.

В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.

Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Музыка и дети"

ОСНОВАН НА ЗНАКОМСТВЕ С РУССКОЙИ ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ...

Педагогический проект "Музыка. Театр." (в соответствии с ФГОС)

Проект по музыкально - театрализованной деятельности для детей 2 младшей группы...

Психолого-педагогический потенциал музыки в воспитании детей с проблемами в развитии.

От состояния здоровья во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем этом наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего ...

Методическая разработка в педагогической области музыка, " О чем молчат Пискаревские плиты"

О чем молчат пискаревские плиты?Молчат о былом, слезами залитомО городе, что оказался в блокадеО Ленинградцах, о Ленинграде!                    ...

Педагогический проект «Музыка вместе с мамой»

Актуальность.В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к младенческому периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его сил...

Педагогический проект "музыка и здоровье" для средней группы

Краткосрочный проект. Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель....

Педагогическая статья: Музыка и речь

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Для этого на занятиях мы используем фонопедические и оздоровительные упражнен...