Педагогический проект "Музыка и дети"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Шеленговская Эллина Анатольевна

ОСНОВАН НА ЗНАКОМСТВЕ С РУССКОЙ

И ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx34.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Музыка и дети»

ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

/ ОСНОВАН НА ЗНАКОМСТВЕ С РУССКОЙ

И ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ/

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

ШЕЛЕНГОВСКАЯ ЭЛЛИНА АНАТОЛЬЕВНА

МБДОУ « ДЕТСКИЙ САД №1»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭНГЕЛЬС  2012 Г.

« Музыка и дети»

Долгосрочный педагогический проект

для детей подготовительной группы.

                                                   « Музыка  является самым чудодейственным,   самым тонким

                                                    средством привлечения к добру, красоте, человечеству.

                                                       Чувство красоты музыкальной  мелодии открывает перед

                                             ребёнком собственную красоту – маленький человек

                                                осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы

                                                ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без

                                                                 музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…»

В.А Сухомлинский

I. Теоретическое обоснование проекта.

Эти слова великого педагога как нельзя лучше отражают суть музыкального воспитания детей дошкольного возраста и главную задачу музыкального развития ребёнка – формирование основ музыкальной культуры, на которую он может опираться при дальнейшем знакомстве с разнообразными формами музыкального мира.

Ребёнок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающих ритмы « Русского радио», так как у классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков – всё то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

И главной своей задачей, как музыкального руководителя, считаю научить ребёнка слушать музыку, формировать музыкально – эстетический вкус, то есть ту ориентировочную базу музыкальной культуры, которая  поможет ребёнку  дальше ориентироваться и развиваться в музыкальном мире.

Ещё в 2002 году, посещая курсы повышения квалификации,  познакомилась с опытом работы одного из дошкольных учреждений г. Саратова по приобщению дошкольников к шедеврам мировой классической музыки, предлагалось расширить репертуар для слушания с произведениями русских и зарубежных классиков. С тех пор передо мной встала проблема, как сделать знакомство с классикой интересной и содержательной для малышей.

  1. Проблема     (анализ исходной ситуации).

Так как репертуар по музыкальному восприятию по « Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,                      Т.С. Комаровой ограничивает знакомство с классической музыкой, то появился вариант создания долгосрочного педагогического проекта « Музыка и дети», где дети будут продолжать знакомиться с произведениями – шедеврами русской и зарубежной классической музыкой, но уже в дополнительное от музыкальных занятий время, а точнее на кружке « Музыка и дети».

  1. Гипотеза проекта.

                                               « Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое

                                                для объяснения какого – либо явления, требующее

                                               проверки на опыте и теоретическое обоснование

для того, чтобы быть достоверной научной теорией»

Д.Н. Ушаков

« Большой толковый словарь

современного русского языка»

Чтобы прививать детям интерес к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.

Ребёнок очень восприимчив ко всему прекрасному, у него  ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей.

Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей                          П.И. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкопара, С. Прокофьева,   Г. Свиридова и др. уже в раннем и среднем возрасте.

Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например : « Детские симфонии» И. Гайдна, сюиты для оркестра Ж.Бизе» Детские игры», симфоническую сказку « Петя и волк»

Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времён – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов – классиков.

  1. Предполагаемые результаты.

В процессе проведенной работы дети знают многие музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов, узнают по портретам их фамилию, имя, отчество, национальность и основные сведения их биографии. Различают музыкальную терминологию: опера, балет, ария, мелодия, соната, симфония, анданте, адажио, менуэт, мазурка, полонез… и др.определяют звучание музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, гобой, флейта, арфа и другие.

Посещают с родителями концерты симфонической музыки в театре оперы и балета имени Чернышевского, следят за выступлениями юных музыкантов в г. Саратове и г. Энгельсе.

Для дальнейшего развития музыкальных способностей особо одарённые дети направляются по рекомендации музыкального руководителя на обучение в музыкальные школы, танцевальные студии, хореографические училища.

  1. Продукты проекта  (промежуточные, конечные)

                                                                      «Продуктом педагогического проекта

                                                           является подробное описание

                                                                      совместной деятельности педагога

                                      и воспитанников».

 - разработан  перспективный план на учебный год (сентябрь – май), проведение индивидуальных занятий по знакомству детей с русской и зарубежной классической музыкой;

 - разработаны перспективные планы для прослушивания и знакомства на музыкальных занятиях произведений русской и зарубежной классической музыки на учебный год в младшей, средней, старшей, подготовительной группе;

 - разработаны показатели развития детей старшей и подготовительной групп к концу учебного года в музыкально – образовательной деятельности;

 - созданы диагностические карты развития детей по восприятию музыки русских зарубежных композиторов – классиков с прилагающими к ним критериями;

 - разработаны конспекты всех занятий для знакомства с русской и зарубежной классической музыкой;

 - организован кружок для детей подготовительной группы» Музыка и дети»

 - подобран иллюстрационный материал , приобретены диски с классической музыкой;

 - создан музыкальный уголок для детей и родителей, где предоставлен наглядный материал конспектов и рисунков детей;

 - приобретены портреты композиторов и некоторые музыкальные инструменты;

 - подготовлен сценарий музыкальной викторины « Узнай музыку» по итогам проведённой работы.

  1. Объект исследования

                                                      « Объект – это процесс или явление

                                                          порождающее проблемную ситуацию

                                                              и взятое исследователем для изучения»

Н.Е.Яценко

                                                    « Предмет – это то, что находится

                               в рамках, в границах»

Н.Е. Яценко

Русские композиторы – классики:

  • П.И. Чайковский
  • Д.Д. Шостакович
  • М.И. Глинки
  • С.С. Прокофьев

Зарубежные композиторы – классики:

  • В.А. Моцарт
  • И.С. Бах
  • Л. Бетховен
  • Э.Григ
  • К.Сенс – Санс
  • Ф. Шуберт
  1. Предмет исследования

Произведения русских композиторов:

  • Балет  «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
  • « Лирический вальс» Д. Шостакович
  •  «Вальс – шутка» Д.Шостакович
  • « Детская полька» М. Глинка
  • « Мазурка» М. Глинка
  • Балет « Спящая красавица» П. Чайковского
  • Сказка « Петя и волк» С. Прокофьева
  • Балет « Золушка» С. Прокофьев
  • Опера « Иван Сусанин» М. Глинка

Произведения зарубежных композиторов:

  • « Турецкое рондо» А. Моцарт
  • «Адажио» И.С. Бах
  • « Шутка» И.С. Бах
  • « Лунная соната» Л. Бетховен
  • Сюита « Пер Гюнг» Э. Григ
  • « Лебедь» К. Сенс – Санс
  • « Аве Мария» - Ф. Шуберт

  1. Цель исследования.
  • Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
  1.  Задачи исследования:
  • Развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка.
  • Формировать начало музыкальной культуры, способствовать становлению общей духовной культуры.

 

9. Методы исследования:

 - контрастное сопоставление музыкальных произведений;

 - оркестровка (нахождение выразительных тембровых детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию и игры на них)

 - передача характера музыки в движениях;

 - чтение стихотворений;

 - показ репродукций картин и музыкальных инструментов;

 - портреты композиторов;

 - изображение впечатления о музыке в рисунках;

 - инсценировки.

  1. Срок реализации проекта.

Краткосрочный – 1 – 2 недели

Средней продолжительности – 1 – 3 месяца

Долгосрочный – до 1 года

        Педагогический проект « Музыка и дети» - долгосрочный, так как продолжительность проекта составляет 9 месяцев (с сентября по май).

  1. Календарный план реализации проекта ( этапы проекта: погружение в проект, организационный этап, диагностический этап, практический этап, обобщающий этап, внедренческий этап).

  • Календарный план реализации проекта:

(с 1 сентября по 31 мая)

  • Погружение в проект:

(I – II неделя сентября)

  • Организационный этап:

(II – III неделя сентября по III неделю мая)

  • Диагностический этап:

(IV неделя сентября и  IV неделя мая)

  • Практический этап:

( II  неделя сентября по III неделю мая)

  • Обобщающий этап:

( IVнеделя мая « Музыкальная викторина»)

  • Внедренческий этап:

(I неделя сентября)

II Практическая реализация проекта (методы, формы, средства осуществления)

  1. Работа с воспитателями:
  • Консультация «Слушание и восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста».
  • Консультация « Интегрированные занятия по музыкальной и изобразительной деятельности».
  1. Работа с родителями:
  • Сообщение к родительскому собранию « Интерес к музыке, знание её -  важнейший показатель духовной культуры человека».
  • Консультация « Ваши дети и музыка».

III Заключение (основные итоги, перспективы развития проекта)

        В итоге планомерных, чётко организованных, разнообразных индивидуальных (кружок « Музыка и дети») и музыкальных занятий – дети познакомились с произведениями классической музыки. Для разнообразия представления о музыке, помимо произведений русских композиторов, были включены произведения зарубежных композиторов разных времён и  стилей.

С помощью введения рекомендуемых приёмов, дети не только лучше и быстрее усваивают материал, но и в процессе работы становились более раскрепощёнными, заинтересованными. Развивается внимание, воображение, фантазия, музыкальная память. Дети учатся общаться в свободной , непринуждённой обстановке, что положительно сказывается на их психическом, эмоциональном состоянии.

Творческая активность детей постоянно развивалась. В конце учебного года дети быстро профессионально справлялись с любыми творческими заданиями. Танцы, инсценировки, импровизации, стали более яркими и выразительными.

Дети с большим удовольствием посещают музыкальные занятия, постоянно интересуются об их содержании и всегда спрашивают : « Когда будет следующее занятие?»

Подведя итог работы, хотелось отметить, что даже при наличии большого материала, нужно продолжать его усовершенствовать в дальнейшем. В будущем можно включить в проект « Музыка и дети» музыкальные произведения современных композиторов – классиков: Поль Мориа( Франция), Фаусто Палетти( Италия), Ричард Клайдерман (Америка)…

Продолжать активную работу с родителями, потому что без их помощи не будет полноценного развития музыкального воспитания ребёнка.

Устраивать коллективные посещения театров и концертов, привлекать к вниманию выступления музыкальных школ. Для воспитателей разработать перспективный план для слушания музыки в послеобеденное время, в часы  свободного рисования, при утреннем приёме детей. Только при этих требованиях можно добиться высоких результатов в развитии музыкальной культуры ребёнка.

IV Список литературы

  1. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников.  – М. -  2000г.
  2. Арисменд А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М.  - 2005г.
  3. Бим – Бад Б.М. Психологи  музыки: Восприятие, сочинение, положение, обучение. Педагогика, 1995г. - №5
  4. Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. – М. - 2003г.
  5. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.  –М. -  2003г.
  6. Головинский Н, РоЙтерштейн М. Книга о музыке. -  М. -  2000г.
  7. Григорович В.Б. Андреева З.М. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. -  М. -  1990г.
  8. Кабалевский Д.Б. « Ровесники» Беседы о музыке для детей. -  М. -  1987г.
  9. Шмагина Т.С. Музыка в московских школах. Сценарии уроков с методическими композиторами. – М. -  2003г.
  10.  Дошкольное воспитание. № 2,3,4.10 -  1991г., №1,2 – 1994г., №3 – 1998г.

 V Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Знакомим детей с произведениями К.И.Чуковского" для детей 2-ой младшей группы

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста

Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...

Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»

Тезисы к докладу  «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета  «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам  и правилам взаимоотношений со сверстн...

Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".

В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Дети-герои» Великой Отечественной воины

Педагогический проектдля детей дошкольного  возраста«Дети-герои»Великой Отечественной воины...

Педагогический проект: Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Для детей старшего дошкольного возраста

На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина....

Консультация для воспитателей на тему: "Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Сущность, типы, виды педагогического регулирования"

Материал подобран для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Данная консультация раскрывает сущность, типы и виды педагогического регулирования....