Педагогический проект "Музыка и дети"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
ОСНОВАН НА ЗНАКОМСТВЕ С РУССКОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 34.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
/ ОСНОВАН НА ЗНАКОМСТВЕ С РУССКОЙ
И ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ/
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
ШЕЛЕНГОВСКАЯ ЭЛЛИНА АНАТОЛЬЕВНА
МБДОУ « ДЕТСКИЙ САД №1»
ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЭНГЕЛЬС 2012 Г.
« Музыка и дети»
Долгосрочный педагогический проект
для детей подготовительной группы.
« Музыка является самым чудодейственным, самым тонким
средством привлечения к добру, красоте, человечеству.
Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед
ребёнком собственную красоту – маленький человек
осознаёт своё достоинство, развивает духовные силы
ребёнка, его творческую активность. Жизнь детей без
музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки…»
В.А Сухомлинский
I. Теоретическое обоснование проекта.
Эти слова великого педагога как нельзя лучше отражают суть музыкального воспитания детей дошкольного возраста и главную задачу музыкального развития ребёнка – формирование основ музыкальной культуры, на которую он может опираться при дальнейшем знакомстве с разнообразными формами музыкального мира.
Ребёнок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающих ритмы « Русского радио», так как у классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков – всё то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.
И главной своей задачей, как музыкального руководителя, считаю научить ребёнка слушать музыку, формировать музыкально – эстетический вкус, то есть ту ориентировочную базу музыкальной культуры, которая поможет ребёнку дальше ориентироваться и развиваться в музыкальном мире.
Ещё в 2002 году, посещая курсы повышения квалификации, познакомилась с опытом работы одного из дошкольных учреждений г. Саратова по приобщению дошкольников к шедеврам мировой классической музыки, предлагалось расширить репертуар для слушания с произведениями русских и зарубежных классиков. С тех пор передо мной встала проблема, как сделать знакомство с классикой интересной и содержательной для малышей.
- Проблема (анализ исходной ситуации).
Так как репертуар по музыкальному восприятию по « Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой ограничивает знакомство с классической музыкой, то появился вариант создания долгосрочного педагогического проекта « Музыка и дети», где дети будут продолжать знакомиться с произведениями – шедеврами русской и зарубежной классической музыкой, но уже в дополнительное от музыкальных занятий время, а точнее на кружке « Музыка и дети».
- Гипотеза проекта.
« Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое
для объяснения какого – либо явления, требующее
проверки на опыте и теоретическое обоснование
для того, чтобы быть достоверной научной теорией»
Д.Н. Ушаков
« Большой толковый словарь
современного русского языка»
Чтобы прививать детям интерес к музыке, важно использовать для слушания не только произведения, рекомендованные программой. Обогащает дошкольников опыт восприятия классической музыки, как детской, так и не предназначенной специально для детей.
Ребёнок очень восприимчив ко всему прекрасному, у него ещё не сложились принятые в обществе стереотипы мышления, вкусов. Поэтому так важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке разных времён и стилей.
Какую музыку можно рекомендовать для слушания дошкольникам? Необходимо шире использовать альбомы фортепианных пьес для детей П.И. Чайковского, Э. Грига, Р. Шумана, А. Гречанинова, С. Майкопара, С. Прокофьева, Г. Свиридова и др. уже в раннем и среднем возрасте.
Кроме фортепианной музыки, можно давать детям слушать фрагменты симфонических произведений, написанных композиторами для детей, например : « Детские симфонии» И. Гайдна, сюиты для оркестра Ж.Бизе» Детские игры», симфоническую сказку « Петя и волк»
Помимо «детской» музыки, очень важно слушать с дошкольниками классические произведения разных времён – старинную музыку Вивальди, Генделя, Баха, произведения Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Шумана, Шопена, Глинки, Чайковского, Шостаковича и других зарубежных, русских и современных композиторов – классиков.
- Предполагаемые результаты.
В процессе проведенной работы дети знают многие музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов, узнают по портретам их фамилию, имя, отчество, национальность и основные сведения их биографии. Различают музыкальную терминологию: опера, балет, ария, мелодия, соната, симфония, анданте, адажио, менуэт, мазурка, полонез… и др.определяют звучание музыкальных инструментов: скрипка, виолончель, гобой, флейта, арфа и другие.
Посещают с родителями концерты симфонической музыки в театре оперы и балета имени Чернышевского, следят за выступлениями юных музыкантов в г. Саратове и г. Энгельсе.
Для дальнейшего развития музыкальных способностей особо одарённые дети направляются по рекомендации музыкального руководителя на обучение в музыкальные школы, танцевальные студии, хореографические училища.
- Продукты проекта (промежуточные, конечные)
«Продуктом педагогического проекта
является подробное описание
совместной деятельности педагога
и воспитанников».
- разработан перспективный план на учебный год (сентябрь – май), проведение индивидуальных занятий по знакомству детей с русской и зарубежной классической музыкой;
- разработаны перспективные планы для прослушивания и знакомства на музыкальных занятиях произведений русской и зарубежной классической музыки на учебный год в младшей, средней, старшей, подготовительной группе;
- разработаны показатели развития детей старшей и подготовительной групп к концу учебного года в музыкально – образовательной деятельности;
- созданы диагностические карты развития детей по восприятию музыки русских зарубежных композиторов – классиков с прилагающими к ним критериями;
- разработаны конспекты всех занятий для знакомства с русской и зарубежной классической музыкой;
- организован кружок для детей подготовительной группы» Музыка и дети»
- подобран иллюстрационный материал , приобретены диски с классической музыкой;
- создан музыкальный уголок для детей и родителей, где предоставлен наглядный материал конспектов и рисунков детей;
- приобретены портреты композиторов и некоторые музыкальные инструменты;
- подготовлен сценарий музыкальной викторины « Узнай музыку» по итогам проведённой работы.
- Объект исследования
« Объект – это процесс или явление
порождающее проблемную ситуацию
и взятое исследователем для изучения»
Н.Е.Яценко
« Предмет – это то, что находится
в рамках, в границах»
Н.Е. Яценко
Русские композиторы – классики:
- П.И. Чайковский
- Д.Д. Шостакович
- М.И. Глинки
- С.С. Прокофьев
Зарубежные композиторы – классики:
- В.А. Моцарт
- И.С. Бах
- Л. Бетховен
- Э.Григ
- К.Сенс – Санс
- Ф. Шуберт
- Предмет исследования
Произведения русских композиторов:
- Балет «Лебединое озеро» П.И. Чайковского
- « Лирический вальс» Д. Шостакович
- «Вальс – шутка» Д.Шостакович
- « Детская полька» М. Глинка
- « Мазурка» М. Глинка
- Балет « Спящая красавица» П. Чайковского
- Сказка « Петя и волк» С. Прокофьева
- Балет « Золушка» С. Прокофьев
- Опера « Иван Сусанин» М. Глинка
Произведения зарубежных композиторов:
- « Турецкое рондо» А. Моцарт
- «Адажио» И.С. Бах
- « Шутка» И.С. Бах
- « Лунная соната» Л. Бетховен
- Сюита « Пер Гюнг» Э. Григ
- « Лебедь» К. Сенс – Санс
- « Аве Мария» - Ф. Шуберт
- Цель исследования.
- Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
- Задачи исследования:
- Развивать музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребёнка.
- Формировать начало музыкальной культуры, способствовать становлению общей духовной культуры.
9. Методы исследования:
- контрастное сопоставление музыкальных произведений;
- оркестровка (нахождение выразительных тембровых детских музыкальных инструментов, соответствующих звучанию и игры на них)
- передача характера музыки в движениях;
- чтение стихотворений;
- показ репродукций картин и музыкальных инструментов;
- портреты композиторов;
- изображение впечатления о музыке в рисунках;
- инсценировки.
- Срок реализации проекта.
Краткосрочный – 1 – 2 недели
Средней продолжительности – 1 – 3 месяца
Долгосрочный – до 1 года
Педагогический проект « Музыка и дети» - долгосрочный, так как продолжительность проекта составляет 9 месяцев (с сентября по май).
- Календарный план реализации проекта ( этапы проекта: погружение в проект, организационный этап, диагностический этап, практический этап, обобщающий этап, внедренческий этап).
- Календарный план реализации проекта:
(с 1 сентября по 31 мая)
- Погружение в проект:
(I – II неделя сентября)
- Организационный этап:
(II – III неделя сентября по III неделю мая)
- Диагностический этап:
(IV неделя сентября и IV неделя мая)
- Практический этап:
( II неделя сентября по III неделю мая)
- Обобщающий этап:
( IVнеделя мая « Музыкальная викторина»)
- Внедренческий этап:
(I неделя сентября)
II Практическая реализация проекта (методы, формы, средства осуществления)
- Работа с воспитателями:
- Консультация «Слушание и восприятие музыки – основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста».
- Консультация « Интегрированные занятия по музыкальной и изобразительной деятельности».
- Работа с родителями:
- Сообщение к родительскому собранию « Интерес к музыке, знание её - важнейший показатель духовной культуры человека».
- Консультация « Ваши дети и музыка».
III Заключение (основные итоги, перспективы развития проекта)
В итоге планомерных, чётко организованных, разнообразных индивидуальных (кружок « Музыка и дети») и музыкальных занятий – дети познакомились с произведениями классической музыки. Для разнообразия представления о музыке, помимо произведений русских композиторов, были включены произведения зарубежных композиторов разных времён и стилей.
С помощью введения рекомендуемых приёмов, дети не только лучше и быстрее усваивают материал, но и в процессе работы становились более раскрепощёнными, заинтересованными. Развивается внимание, воображение, фантазия, музыкальная память. Дети учатся общаться в свободной , непринуждённой обстановке, что положительно сказывается на их психическом, эмоциональном состоянии.
Творческая активность детей постоянно развивалась. В конце учебного года дети быстро профессионально справлялись с любыми творческими заданиями. Танцы, инсценировки, импровизации, стали более яркими и выразительными.
Дети с большим удовольствием посещают музыкальные занятия, постоянно интересуются об их содержании и всегда спрашивают : « Когда будет следующее занятие?»
Подведя итог работы, хотелось отметить, что даже при наличии большого материала, нужно продолжать его усовершенствовать в дальнейшем. В будущем можно включить в проект « Музыка и дети» музыкальные произведения современных композиторов – классиков: Поль Мориа( Франция), Фаусто Палетти( Италия), Ричард Клайдерман (Америка)…
Продолжать активную работу с родителями, потому что без их помощи не будет полноценного развития музыкального воспитания ребёнка.
Устраивать коллективные посещения театров и концертов, привлекать к вниманию выступления музыкальных школ. Для воспитателей разработать перспективный план для слушания музыки в послеобеденное время, в часы свободного рисования, при утреннем приёме детей. Только при этих требованиях можно добиться высоких результатов в развитии музыкальной культуры ребёнка.
IV Список литературы
- Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. – М. - 2000г.
- Арисменд А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М. - 2005г.
- Бим – Бад Б.М. Психологи музыки: Восприятие, сочинение, положение, обучение. Педагогика, 1995г. - №5
- Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном образовании и просвещении. – М. - 2003г.
- Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. –М. - 2003г.
- Головинский Н, РоЙтерштейн М. Книга о музыке. - М. - 2000г.
- Григорович В.Б. Андреева З.М. Слово о музыке. Русские композиторы XIX века. - М. - 1990г.
- Кабалевский Д.Б. « Ровесники» Беседы о музыке для детей. - М. - 1987г.
- Шмагина Т.С. Музыка в московских школах. Сценарии уроков с методическими композиторами. – М. - 2003г.
- Дошкольное воспитание. № 2,3,4.10 - 1991г., №1,2 – 1994г., №3 – 1998г.
V Приложения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Знакомим детей с произведениями К.И.Чуковского" для детей 2-ой младшей группы
Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интер...
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста
Педагогическое сопровождение родителей детей с особыми образовательными потребностями в рамках работы консультативного центра для семей, имеющих детей раннего возраста...
Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками»
Тезисы к докладу «Знакомство детей с их правами и обязанностями» для педагогического совета «Приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстн...
Выступление на методическом объединении 2012 г: "Педагогическая запущенность у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом".
В выступлении раскрываются причины педагогической запущенности, стадии педагогической запущенности у детей с задержкой психического развития и детей с сохранным интеллектом....
Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Дети-герои» Великой Отечественной воины
Педагогический проектдля детей дошкольного возраста«Дети-герои»Великой Отечественной воины...
Педагогический проект: Знакомство детей с творчеством А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» Для детей старшего дошкольного возраста
На Руси было много замечательных творцов слова. Но именно Пушкина знают все – от малыша до глубокого старца. Даже у иностранцев Россия ассоциируется с именем Пушкина....
Консультация для воспитателей на тему: "Педагогическое регулирование взаимодействия детей со сверстниками. Сущность, типы, виды педагогического регулирования"
Материал подобран для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Данная консультация раскрывает сущность, типы и виды педагогического регулирования....