Методическая разработка в педагогической области музыка, " О чем молчат Пискаревские плиты"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Родионова Татьяна Владимировна

О чем молчат пискаревские плиты?

Молчат о былом, слезами залитом

О городе, что оказался в блокаде

О Ленинградцах, о Ленинграде!

                                               Т. Родионова

Материал, представленный мною направлен на нравственно-патриотическое развитие старших дошкольников,на воспитание настоящих петербуржцев,В основе собственные рассказы, стихи и песни.На занятиях звучат стихи О.Берггольц, С.Орлова, Ю.Воронова, " Ленинградская симфония Д.Шостаковича ( кульминация).Песни военных лет-"Землянка" ," Синий платочек" и др.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка в образовательной области музыка ( художественно-эстетическое развитие) для старших дошкольников по проблеме нравственного и патриотического воспитания юного петербуржца в соответствии с ФГОС

Пояснительная записка.

Этот материал считаю эксклюзивным." Рассказы для дошкольников о блокаде " на которые я ссылаюсь, впервые были изданы в 2000 году, в сборнике " Этих дней не смолкнет слава" серии тематических конкурсных работ школьников "Моя Петроградская сторона." С тех пор не потеряли своей актуальности. Рассказы легли в основу данного цикла занятий, а также Клуба знатоков города, который  входит в сценарий праздника " День снятия блокады".

           Цикл занятий, посвященный подготовке праздника "День снятия блокады"

Цель: Сохранять культурно- исторические традиции нашего народа, приобщая детей к его героической истории, прививая любовь к нашему городу и навыки уважительного отношения к пожилым горожанам- ветеранам войны, блокадникам.

Задачи: Заинтересовать детей, воздействуюя на эмоциональную сферу ребенка посредством выразительной музыки, ярких иллюстраций стихов , песен, рассказов.

1 занятие-"Расскажи мне о блокаде"

Цель: Заинтересовать детей серьезным разговором. Дать первичные знания о войне и блокаде.

Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость.

 

Ход занятия. 

Мы с вами уже знакомы с сказками, которые рассказала нам колокольня Петропавловского собора что на Заячьем острове. Сегодня мы послушаем последнюю сказочку еще раз ( в записи звучит сказка, которая завершается колокольным перезвоном)

Давайте сейчас тоже устроим колокольный перезвон.( используем пластины металлофонов и Волдайские колокольчики)

Знаете ребята, колокольный перезвон бывает разный - праздничный, радостный, а может быть тревожный, призывный. 

Таким он бывает если случается беда.(ставлю запись колокольного перезвона)

Однажды беда случилась с нашим городом, со всей нашей страной. Началась война с немецкими фашистами.

Фашистами называют тех, кто творит зло на земле. Наш город был окружен со всех сторон фашистами- началась блокада. Ни приехать, ни уехать, ничего не привезти в город.Не стало тепла, света.Не стало даже хлеба.

Город в кольце.Блокада!

Нет хлеба, тепла и света

Бомбы рвутся, снаряды -

Фашисты у стен Ленинграда! Т.Родионова)

Во время блокады, в  Ленинграде, так назывался наш город в то время, погибло очень много взрослых и детей. Люди погибали на каждом шагу- в очередях за хлебом, просто падали на улице.Несколько школ работали тогда в Ленинграде.И даже в школе на уроке...

Девчонка руки протянула

И головой на край стола-

Сначала думали- уснула,

А оказалось - умерла... Ю.Воронов)

Мужчин тоже не осталось в городе - все ушли на фронт. С оружием в руках защищать город. Мальчишки -школьники  встали к станкам на заводах, дежурили на крышах домов- гасили зажигательные бомбы.

... И встали мальчишки со взрослыми в ряд!

И отстояли родной Ленинград!

... И мы никогда не забудем с тобой

Мальчишек, что насмерть стояли

За то, что наш северный город родной

Фашистам они не отдали! (Т.Родионова)

( исполняю песню Шварца "Ленинградские мальчишки")

Мы  будем помнить о людях, которые воевали за то, чтобы мы с вами могли потом родиться и жить в мирной стране. Нам еще многое предстоит узнать о блокаде. Будем читать стихи и рассказы об этом времени.Будем разглядывать рисунки,которые были нарисованы художниками в дни блокады.Они помогут нам понять и почувствовать как это было. Мы будем слушать  песни военных лет и разучивать песни о нашем городе Петербурге.

(дети слушают песнюТ.Родионовой"О городе нашем")

1.Мы в Санкт-Петербурге с тобою живем,

О городе нашем мы песни поем,

Мосты и ограды и шпиль золотой

И строгий Исаакий над вольной Невой.

2.Ты многое видел и пережил

Здесь Пушкин когда то любил и творил

Здесь рвались снаряды,но ты устоял

И славный твой подвиг легендою стал.

(песня  нуждается в коментариях по тексту)

В заключении каждой встречи зажигаем "Свечу Памяти", садимся вокруг и слушаем песни военных лет., предварительно оговаривая содержание песни.

 

2 занятие- "О чем молчат Пискаревские плиты"

Цель: Развивать в детях чувство  сострадания, бережного отношения к исторической памяти.

Задачи: С помощью иллюстраций, музыки, стихов и песен  помочь детям учавствовать в серьезном разговоре.

Ход занятия.

О чем можно молчать?- Правильно, о том, о чем трудно говорить. О чем невозможно говорить без слез! Мы сейчас с вами будем вести очень серьезный разговор. Этот разговор о блокаде! Когда на город обрушиваются бомбы и разрушают его. Когда от голода, бомбежек и холода гибнут старики, женщины, дети! В нашем городе есть мемориальное Пискаревское кладбище.Там захоронены люди,которые погибли во время Блокады( показываю фоторгафию) Дети нашего детского сада в январе бывают на экскурсии по городу и посещают Пискаревское кладбище. Кладут цветы. Вы тоже скоро поедете на такую экскурсию, а сейчас послушаем рассказ "О чем молчат Пискаревские плиты" (звучат "Рассказы для дошкольников о блокаде"Т.Родионовой в записиси и песня)

1.О чем молчат Пискаревские плиты? -

Молчат о былом, слезами залитом,

О городе, что оказался в блокаде -

О ленинградцах, о Ленинграде....

2.Пусть в памяти сердца все сохранится,

И никогда больше не повторится,

Дети без страха пусть смотрят в небо

Хватает тепла, и заботы и хлеба!.. ( слова и музыка  Т.Родионовой)

Заключительная часть "Свеча Памяти"

 

3 занятие. Самый ленинградский поэт.

Цель: Обогатить новыми  поэтическими впечатлениями и знаниями.

Задачи: познакомить с творчеством О.Берггольц. Развивать у детей интерес к поэзии военных лет. Учить правильно воспринимать поэтическое творчество.

Ход занятия

О ком мы говорим- это поэт! Да, конечно, о человеке, который пишет стихи, которые помогают нам расти и узнавать мир вокруг нас. Это стихи для детей. Бывают стихи, которые воспитывают наше отношение к миру, к тому что в нем происходит, которые помогают жить в трудное время, не отчаиваться, учат верить в добро. Ольга Берггольц самый ленинградский поэт. Это она прожила в блокадном городе все 900 ночей и дней! По радио в каждом доме звучали ее стихи, которых ждали, которыми вдохновлялись горожане. Эти стихи о них,  о ленинградцах. Послушайте!

( звучит рассказ "Самый ленинградский поэт" и стихи О. Берггольц)

В заключении"Свеча Памяти"

 

4 занятие. Самый ленинградский композитор.

Цель: Обогатить новыми  музыкальными впечатлениями и знаниями. 

Задачи: Познакомить детей с творчеством Д.Шостаковича,"Ленинградской симфонией"( фрагменты)

Ход занятия

Кого мы называем композитором? Правильно.Это человек,который сочиняет музыку для того,чтобы другие люди ее слушали и становились лучше, добрее, внимательнее друг к другу. Композитор хочет передать в музыке свою любовь к родине, свое чувство красоты. А еще он может своей музыкой поднять людей на подвиг! В Петроградском районе, на Кронверской улице во дворике есть памятник самому ленинградскому композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Это его музыка звучала в филармонии в блокадном Ленинграде. Это "Ленинградская симфония"- она помогала ленинградцам воспрять духом, помогала выжить и победить! Давайте послушаем.(Звучит рассказ"Самый ленинградский композитор" и фрагменты 7 симфонини Д.Д. Шостаковича)

В заключении "Свеча Памяти"

 

5 занятие. Художники в блокадном городе.

Цель: Обогатить новыми художественными впечатлениями и знаниями.

Задачи: Познакомить с творчеством художника Непринцева, на примере иллюстраций "Ленинградцы"

Ход занятия

О ком мы говорим- это художник! Да, правильно.Мы так говорим про человека, который умеет в своем рисунке передать картину жизни.Свои наблюдения, впечатленияи  и поделится с нами. Художник Непринцев во время блокады рисовал то, что видел вокруг себя.А видел он людей, которые, из последних старались выжить в нечеловеческих условиях. Как стойко они переживали свое горе. Он рисовал, детей, похожих на маленьких старичков. Детей, которые разучились и смеяться, и плакать!

(слушаем рассказы о блокаде, в сопровождении рисунков Непринцева)

В заключении занятия - "Свеча Памяти"

Автор-Т. Родионова, музыкальный руководитель  ГБДОУ №62 Петроградского района г.Санкт- Петербурга

 

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Музыка дождя"

Методическая разработка занятия на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе по ТЕМЕ: «Музыка дождя»...

Презентация "Методическая разработка интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе".

Представлен конспект интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе в форме презентации. В презентацию включены: используемые музыкальные композиции на занятии в виде гиперссыл...

Методическая разработка НОД образовательная область художественно-эстетическое развитие "Музыка"

Методическая разработка по проведению открвтого мероприятия по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с) Путешествие по произведениям Н.Носова

Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с)ВекторинаПутешествие по произведениям Н.НосоваОбразовательной области: Познание (чтение художест...

Методическая разработка в образовательной области музыка" Бессмертный полк" по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Конспект занятия для старшей группы

Сколько их, солдат ПобедыНа полях войны осталось-Наши прадеды и деды,Лихая доля вам досталась!Бессмертный полк старшей группы  ДОУ№62 Петроградского района г. С. Петербурга прошел 6 мая 2015 года...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...


 

Комментарии

Наркевич Ольга Юрьевна

Очень актуально. Спасибо.