Главные вкладки

    Методическая разработка в педагогической области музыка, " О чем молчат Пискаревские плиты"
    методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

    Родионова Татьяна Владимировна

    О чем молчат пискаревские плиты?

    Молчат о былом, слезами залитом

    О городе, что оказался в блокаде

    О Ленинградцах, о Ленинграде!

                                                   Т. Родионова

    Материал, представленный мною направлен на нравственно-патриотическое развитие старших дошкольников,на воспитание настоящих петербуржцев,В основе собственные рассказы, стихи и песни.На занятиях звучат стихи О.Берггольц, С.Орлова, Ю.Воронова, " Ленинградская симфония Д.Шостаковича ( кульминация).Песни военных лет-"Землянка" ," Синий платочек" и др.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка в образовательной области музыка ( художественно-эстетическое развитие) для старших дошкольников по проблеме нравственного и патриотического воспитания юного петербуржца в соответствии с ФГОС

    Пояснительная записка.

    Этот материал считаю эксклюзивным." Рассказы для дошкольников о блокаде " на которые я ссылаюсь, впервые были изданы в 2000 году, в сборнике " Этих дней не смолкнет слава" серии тематических конкурсных работ школьников "Моя Петроградская сторона." С тех пор не потеряли своей актуальности. Рассказы легли в основу данного цикла занятий, а также Клуба знатоков города, который  входит в сценарий праздника " День снятия блокады".

               Цикл занятий, посвященный подготовке праздника "День снятия блокады"

    Цель: Сохранять культурно- исторические традиции нашего народа, приобщая детей к его героической истории, прививая любовь к нашему городу и навыки уважительного отношения к пожилым горожанам- ветеранам войны, блокадникам.

    Задачи: Заинтересовать детей, воздействуюя на эмоциональную сферу ребенка посредством выразительной музыки, ярких иллюстраций стихов , песен, рассказов.

    1 занятие-"Расскажи мне о блокаде"

    Цель: Заинтересовать детей серьезным разговором. Дать первичные знания о войне и блокаде.

    Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость.

     

    Ход занятия. 

    Мы с вами уже знакомы с сказками, которые рассказала нам колокольня Петропавловского собора что на Заячьем острове. Сегодня мы послушаем последнюю сказочку еще раз ( в записи звучит сказка, которая завершается колокольным перезвоном)

    Давайте сейчас тоже устроим колокольный перезвон.( используем пластины металлофонов и Волдайские колокольчики)

    Знаете ребята, колокольный перезвон бывает разный - праздничный, радостный, а может быть тревожный, призывный. 

    Таким он бывает если случается беда.(ставлю запись колокольного перезвона)

    Однажды беда случилась с нашим городом, со всей нашей страной. Началась война с немецкими фашистами.

    Фашистами называют тех, кто творит зло на земле. Наш город был окружен со всех сторон фашистами- началась блокада. Ни приехать, ни уехать, ничего не привезти в город.Не стало тепла, света.Не стало даже хлеба.

    Город в кольце.Блокада!

    Нет хлеба, тепла и света

    Бомбы рвутся, снаряды -

    Фашисты у стен Ленинграда! Т.Родионова)

    Во время блокады, в  Ленинграде, так назывался наш город в то время, погибло очень много взрослых и детей. Люди погибали на каждом шагу- в очередях за хлебом, просто падали на улице.Несколько школ работали тогда в Ленинграде.И даже в школе на уроке...

    Девчонка руки протянула

    И головой на край стола-

    Сначала думали- уснула,

    А оказалось - умерла... Ю.Воронов)

    Мужчин тоже не осталось в городе - все ушли на фронт. С оружием в руках защищать город. Мальчишки -школьники  встали к станкам на заводах, дежурили на крышах домов- гасили зажигательные бомбы.

    ... И встали мальчишки со взрослыми в ряд!

    И отстояли родной Ленинград!

    ... И мы никогда не забудем с тобой

    Мальчишек, что насмерть стояли

    За то, что наш северный город родной

    Фашистам они не отдали! (Т.Родионова)

    ( исполняю песню Шварца "Ленинградские мальчишки")

    Мы  будем помнить о людях, которые воевали за то, чтобы мы с вами могли потом родиться и жить в мирной стране. Нам еще многое предстоит узнать о блокаде. Будем читать стихи и рассказы об этом времени.Будем разглядывать рисунки,которые были нарисованы художниками в дни блокады.Они помогут нам понять и почувствовать как это было. Мы будем слушать  песни военных лет и разучивать песни о нашем городе Петербурге.

    (дети слушают песнюТ.Родионовой"О городе нашем")

    1.Мы в Санкт-Петербурге с тобою живем,

    О городе нашем мы песни поем,

    Мосты и ограды и шпиль золотой

    И строгий Исаакий над вольной Невой.

    2.Ты многое видел и пережил

    Здесь Пушкин когда то любил и творил

    Здесь рвались снаряды,но ты устоял

    И славный твой подвиг легендою стал.

    (песня  нуждается в коментариях по тексту)

    В заключении каждой встречи зажигаем "Свечу Памяти", садимся вокруг и слушаем песни военных лет., предварительно оговаривая содержание песни.

     

    2 занятие- "О чем молчат Пискаревские плиты"

    Цель: Развивать в детях чувство  сострадания, бережного отношения к исторической памяти.

    Задачи: С помощью иллюстраций, музыки, стихов и песен  помочь детям учавствовать в серьезном разговоре.

    Ход занятия.

    О чем можно молчать?- Правильно, о том, о чем трудно говорить. О чем невозможно говорить без слез! Мы сейчас с вами будем вести очень серьезный разговор. Этот разговор о блокаде! Когда на город обрушиваются бомбы и разрушают его. Когда от голода, бомбежек и холода гибнут старики, женщины, дети! В нашем городе есть мемориальное Пискаревское кладбище.Там захоронены люди,которые погибли во время Блокады( показываю фоторгафию) Дети нашего детского сада в январе бывают на экскурсии по городу и посещают Пискаревское кладбище. Кладут цветы. Вы тоже скоро поедете на такую экскурсию, а сейчас послушаем рассказ "О чем молчат Пискаревские плиты" (звучат "Рассказы для дошкольников о блокаде"Т.Родионовой в записиси и песня)

    1.О чем молчат Пискаревские плиты? -

    Молчат о былом, слезами залитом,

    О городе, что оказался в блокаде -

    О ленинградцах, о Ленинграде....

    2.Пусть в памяти сердца все сохранится,

    И никогда больше не повторится,

    Дети без страха пусть смотрят в небо

    Хватает тепла, и заботы и хлеба!.. ( слова и музыка  Т.Родионовой)

    Заключительная часть "Свеча Памяти"

     

    3 занятие. Самый ленинградский поэт.

    Цель: Обогатить новыми  поэтическими впечатлениями и знаниями.

    Задачи: познакомить с творчеством О.Берггольц. Развивать у детей интерес к поэзии военных лет. Учить правильно воспринимать поэтическое творчество.

    Ход занятия

    О ком мы говорим- это поэт! Да, конечно, о человеке, который пишет стихи, которые помогают нам расти и узнавать мир вокруг нас. Это стихи для детей. Бывают стихи, которые воспитывают наше отношение к миру, к тому что в нем происходит, которые помогают жить в трудное время, не отчаиваться, учат верить в добро. Ольга Берггольц самый ленинградский поэт. Это она прожила в блокадном городе все 900 ночей и дней! По радио в каждом доме звучали ее стихи, которых ждали, которыми вдохновлялись горожане. Эти стихи о них,  о ленинградцах. Послушайте!

    ( звучит рассказ "Самый ленинградский поэт" и стихи О. Берггольц)

    В заключении"Свеча Памяти"

     

    4 занятие. Самый ленинградский композитор.

    Цель: Обогатить новыми  музыкальными впечатлениями и знаниями. 

    Задачи: Познакомить детей с творчеством Д.Шостаковича,"Ленинградской симфонией"( фрагменты)

    Ход занятия

    Кого мы называем композитором? Правильно.Это человек,который сочиняет музыку для того,чтобы другие люди ее слушали и становились лучше, добрее, внимательнее друг к другу. Композитор хочет передать в музыке свою любовь к родине, свое чувство красоты. А еще он может своей музыкой поднять людей на подвиг! В Петроградском районе, на Кронверской улице во дворике есть памятник самому ленинградскому композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Это его музыка звучала в филармонии в блокадном Ленинграде. Это "Ленинградская симфония"- она помогала ленинградцам воспрять духом, помогала выжить и победить! Давайте послушаем.(Звучит рассказ"Самый ленинградский композитор" и фрагменты 7 симфонини Д.Д. Шостаковича)

    В заключении "Свеча Памяти"

     

    5 занятие. Художники в блокадном городе.

    Цель: Обогатить новыми художественными впечатлениями и знаниями.

    Задачи: Познакомить с творчеством художника Непринцева, на примере иллюстраций "Ленинградцы"

    Ход занятия

    О ком мы говорим- это художник! Да, правильно.Мы так говорим про человека, который умеет в своем рисунке передать картину жизни.Свои наблюдения, впечатленияи  и поделится с нами. Художник Непринцев во время блокады рисовал то, что видел вокруг себя.А видел он людей, которые, из последних старались выжить в нечеловеческих условиях. Как стойко они переживали свое горе. Он рисовал, детей, похожих на маленьких старичков. Детей, которые разучились и смеяться, и плакать!

    (слушаем рассказы о блокаде, в сопровождении рисунков Непринцева)

    В заключении занятия - "Свеча Памяти"

    Автор-Т. Родионова, музыкальный руководитель  ГБДОУ №62 Петроградского района г.Санкт- Петербурга

     

                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка занятия по теме "Музыка дождя"

    Методическая разработка занятия на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе по ТЕМЕ: «Музыка дождя»...

    Презентация "Методическая разработка интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе".

    Представлен конспект интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе в форме презентации. В презентацию включены: используемые музыкальные композиции на занятии в виде гиперссыл...

    Методическая разработка НОД образовательная область художественно-эстетическое развитие "Музыка"

    Методическая разработка по проведению открвтого мероприятия по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста....

    Методическая разработка по теме:«Влияние музыки на психологическое cостояние человека»

    Влияние музыки психику ребенка Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает)...

    Методическая разработка в образовательной области музыка" Бессмертный полк" по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Конспект занятия для старшей группы

    Сколько их, солдат ПобедыНа полях войны осталось-Наши прадеды и деды,Лихая доля вам досталась!Бессмертный полк старшей группы  ДОУ№62 Петроградского района г. С. Петербурга прошел 6 мая 2015 года...


     

    Комментарии

    Наркевич Ольга Юрьевна

    Очень актуально. Спасибо.