Главные вкладки

    Методическая разработка занятия по теме "Музыка дождя"
    методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме

    Груздева Ирина Александровна

    Методическая разработка занятия на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе по ТЕМЕ: «Музыка дождя»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon muzyka_dozhdya.doc81 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка занятия на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе

    ТЕМА: «Музыка дождя»

    Воспитательно-образовательные задачи.

    1. Формировать первоначальные экологические представления у детей об изобразительных возможностях музыки.
    2. Воспитывать наблюдательность, интерес к окружающему миру, явлению природы – дождю, доброжелательность, внимание к высказываниям сверстников.
    3. Учить детей слушать музыкальные произведения о дожде, различать оттенки настроений в музыке, стихах.
    4. Развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах.
    5. Учить различать тембры музыкальных инструментов.
    6. Развивать образную речь, расширять словарный запас в процессе обсуждений музыкальных произведений.

    Коррекционные задачи.

    1. Развивать музыкально-слуховое внимание, память в играх, упражнениях.
    2. Развивать общую мелкую моторику.

    Предварительная работа.

    1. Разучивание песен, стихов, закличек, игр на тему «Дождь».
    2. Просмотр сказок на фланелеграфе.
    3. Рассматривание иллюстраций, картин, изображающих дождь.
    4. Индивидуальная работа по обучению приемам игры на музыкальных инструментах.

    Материалы для занятия.

    1. Музыкальные инструменты: металлафоны, барабаны, колокольчики, бубен, треугольник, коробочка, цимбалы.
    2. Иллюстрации, карточки-пиктограммы.
    3. Снежинки, султанчики, грибочки, «палочка дождя».

    Ход занятия.

    Дети входят в зал под спокойную музыку.

    Музыкальный руководитель:

    Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, и вы узнаете, о чем будет наше занятие.

            Шумит он в поле и в саду,

            А в дом не попадет.

            И никуда я не иду,

            Покуда он идет.

    Правильно. Сегодня мы будем говорить о дожде, слушать музыку дождя. А чтобы научиться этому, нужно помнить, что музыка всегда начинается с тишины. Давайте мы сядем на стульчики и попробуем внимательно прислушаться к окружающим звукам. (Спросить детей, что они услышали).

    А сейчас я хочу вам рассказать, что услышала однажды.

    Кто стучит за окном?

    - Дождь идет по траве.

    Кто шуршит за окном?

    - Ветер в мокрой листве.

    Кто журчит за окном?

    - Ручейки, ручейки…

    Кто кричит за окном?

    - Стаи птиц у реки.

    Кто молчит за окном?

    - Там никто не молчит:

    Там и дождик стучит,

    Там и птица кричит.

    Только я и молчу –

    Всех послушать хочу.

    Музыкальный руководитель:

            Вот как много интересного можно услышать. Однажды когда я осталась одна и немного загрустила, ко мне в окошко кто-то постучал и пропел: «Кап-кап-кап» (сыграть на металлофоне).

            Обрадовалась я и решила узнать, кто же так звонко поет. Подошла к окну и сразу поняла, что это дождик. И вспомнилась мне веселая песенка, которую мы пели на музыкальных занятиях. Давайте споем ее сейчас.

                                    «Осень наступила» С. Насауленко

            Послушал дождик эту песенку и в ответ запел свою. Сначала он запел вот так: «Как, кап, кап, кап» (Сыграть на цымбалах).

            Капли у дождя были большие и редкие, но затем дождик становился сильнее, и капельки капали все быстрее и быстрее. И, наконец, побежали ручейки! Ой, сколько воды!... Но постепенно дождь стал затихать, капли падали все реже и реже.

            Давайте, сейчас наши пальчики станут дождевыми капельками.

                            Упражнение «Дождик». Муз. Н. Любарского.

                    Вот дождь и кончился. Выглянуло солнышко. Теперь можно пойти погулять по осеннему лесу.

                            Игра «Дождик, не сердись». Е. Соколова.

    (Игра развивает музыкально-слуховую память, внимание, координацию речи с движением ориентировку в пространстве).

    Музыкальный руководитель:        Ребята, а как вы думаете, для чего нужен дождь в природе?

    (Ответы детей)

    Дождь нужен каждой травинке, цветочку, деревцу, животным. Без воды не может жить ни одно существо.

    В давние времена, чтобы собрать осенью хороший урожай, люди в начале лета зазывали дождь короткими стишками – закличками.

    Давайте вспомним их.

    1.        Дождик, дождик, поливай,

            Будет хлеба каравай

    2.        Дождик, дождик веселей!

            Капай, капай, не жалей.

            Брызни в поле пуще,

            Станет травка гуще!

    А другу веселую закличку споем и сыграем на инструментах.

    «Дождик». Обработка Т. Попатенко.

    (Пригласить детей сесть у рояля).

    Ребята, скажите, а дождь всегда одинаковый, или у него бывает разный характер?

    (Ответы детей)

    Композитор Кабалевский написал пьесу про дождик. А какой он – грустный или веселый, вы мне покажете, когда пьеса закончится.

    (Раздать пиктограммы)

    «Грустный дождик» Д. Кабалевского

    Да, это грустный дождик. Вспомним, как осенью моросит мелкий серый дождь, и капли на стекле похожи на слезы, катятся, катятся.

    Олечка, прочитай стихотворение.

            Дождь, дождь,

            Целый день

            Барабанит в стекла.

            Вся земля, вся земля

            От воды размокла.

    А теперь послушайте, какой дождик изображает другой композитор Г. Свиридов.

    «Дождик» Г. Свиридов

    (Дети отвечают: веселый, озорной, радостный)

    Да, в музыке слышно, как весело искрится, брызжет и сверкает дождик! Музыка игривая, задорная, переливчатая.

    Дети, посмотрите, здесь на столе лежат разные музыкальные инструменты. Какие?

    А теперь представим, что мы идем под зонтом. Объясните, как будут звучать капли дождя, падающие на крышу зонта. Звонко, резко или тихо, глухо, мягко.

    Выберите инструмент, подходящий к этому звучанию.

    А теперь вспомним, как барабанят капли летнего дождя по железной крыше (резко, задорно, звонко).

    А бывает такой частый, мелкий дождь, что люди говорят: «Сыпет, как из ведра!». Послушайте и представьте, как шумит дождь.

    («Палочка дождя»)

    Правда, похож звук этого инструмента на шум дождя? Давайте назовем этот инструмент «Палочкой дождя».

    А теперь поиграем: будем отгадывать, какой инструмент изобразит дождь.

    (Выбрать двоих детей)

    Все проговаривают текст:

    Между небом и землею

    Дождь натягивает струны.

    Сразу над землею сонной

    Зазвенели перезвоны.

    (1 ребенок отворачивается спиной, другой играет любой ритм на выбранном инструменте. Отвернувшийся ребенок отгадывает название инструмента).

    Ребята, а сейчас какое время года наступило? Правильно, зима. А ведь зимой часто наступает оттепель и приносит с собой мокрый снег с дождем.

    (Показ иллюстрации)

    Катя, расскажи нам стихотворение про оттепель.

    Ах ты, оттепель, шутница –

    Баловница, озорница.

    Пробегала мимо,

    Напугала зиму.

    Ветром, теплыми лугами,

    Дождевыми облаками

    Напугала зиму,

    Пробегая мимо.

    Просит зимушка мороз:

    - Ты пошли нам стужу,

    А не то зеркальный лед

    Превратится в лужу…

    Вот и у нас сейчас будет «Зимний концерт».

    Одни дети будут снежинки, а другие – капельки дождя.

    (Раздать атрибуты: снежинки и колокольчики)

    Игровой танец.

    Смотрите, к нам тоже залетели снежинки с дождинками и превратились в сладкие шарики. Сейчас пойдете в группу и угоститесь. А пока попрощаемся с гостями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

    Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЙ Для школы раннего развития «УМКА» «РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»

    МЕТОДИЧЕСКАЯ     РАЗРАБОТКА        ЗАНЯТИЙДля школы раннего развития«Страна Знаний»«РАЗНОЦВЕТНАЯ НЕДЕЛЯ»...

    методическая разработка:занятие "Наш город и его транспорт"

    Занятиеконспект занятия"НАШ ГОРОД И ЕГО ТРАНСПОРТ"Образовательные задачи:познакомить с историй развития нашего города, с движением транспорта и пешеходов.Развивающие задачи:дать представление о том, к...

    Мы живём в Республике Марий Эл-методическая разработка занятия в подготовительной группе

    Методическая разработка познавательно-развлекательного занятия с детьми подготовительной группы по истории, сохранении. ознакомлении с обрядами, обычаями, играми и музыкальными инструментами родного к...

    Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению "Приключения медвежонка Барни".

    Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Барни».Занятие рекомендовано для детей старшей логопедической группы.Тема занятия: "Посуда". Звук С....

    Проект. Методическая разработка занятий по оптимизации психологического климата в коллективе.

    Практические занятия по созданию благоприятного психологического климата в коллективе, повышение культуры общения между педагогами....