МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

 

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, способствующих лучшему усваиванию учебного материала.

 Наиболее удачным считаю идею использовать ребусы, и запрограммированный телефонный звонок. Это дает возможность обеспечить усвоение учебного материала на высоком эмоциональном уровне.

Если во время составления рассказов дети устали, можно предложить им изобразить слово, обозначенное рисунком. Очень интересно получается «чайник», «лимон», «огурец», и т.д.

    Особое внимание необходимо обратить на оформление кабинета, раздаточный и демонстративный материал, так как это во многом определяет атмосферу занятий.

   Считаю, что данная разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, преподающим в школах раннего развития, воспитателям ДОУ, учащимся педагогического колледжа, учителям начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_sunduk_volshebnika_6_l.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества»

МЕТОДИЧЕСКАЯ    РАЗРАБОТКА  

Занятия по развитию речи

«Сундук волшебника»

Для детей 6 лет

Автор: Алексейчик Елена Васильевна

Рубцовск, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение………………………………………………3стр.
  2. Методика подготовки занятия……………………….5стр.
  3. План занятия…………………………………………..6стр.
  4. Сценарий занятия……………………………………..7стр.
  5. Заключение…………………………………………….8стр.
  6. Литература……………………………………………..8стр.
  7. Приложения…………………………………………….9стр.

ВВЕДЕНИЕ

Окружающий ребенка мир полон волшебных красок, необычных цветов, сказочных картин. Неструктурированное восприятие детей отличается от конкретных представлений взрослых. Изначально всю информацию ребенок запоминает посредством эмоциональной памяти, по этому очень важно при развитии ребенка опираться, прежде всего, на его эмоции, положительные переживания. Речевое развитие является ведущим в общем развитии детей, а по тому яркие волшебные образы вызывают у детей восхищение, радость, эмоциональный подъем, способствующий лучшему усваиванию учебного материала.

Данное занятие построено как раз на взаимодействии  эмоциональных переживаний детей и развитию их творческих и интеллектуальных способностей, что позволяет добиться лучшего усваивания детьми учебного материала.

Занятие проводится в игровой форме, с использованием различных видов деятельности, что позволяет наиболее полно использовать все виды модальности: визуальную, аудиальную и кинестетическую.

На занятии детей ждут веселые задания, акцентируется внимание детей на лексический и грамматический материал, задания и оформление подобраны так, что бы отражать общую тематику занятия.

Цель:

Продолжать знакомить с понятием «слово», «предложение», «рассказ».

Задачи:

  1. Развивать связную речь, мышление, воображение.
  2. Учить составлять предложения с  заданным словом, выделять первый звук в слове.
  3. Учить разгадывать ребусы.
  4. Учить объединять существительные по заданному признаку.
  5. Воспитывать культуру общения, интерес к занятиям.

Методы и приемы обучения и воспитания:

  1. Наглядный метод (использование наглядного материала, показа)
  2. Словесный метод (объяснение, активизация и обогащение словарного запаса, вопросы к детям, использование художественного слова)
  3. Практический метод (активная прорисовка в воздухе, поиск закономерностей, обыгрывание, сюрпризный момент, дидактическая и подвижная игра.)
  4. Метод предвосхищающей похвалы позволяет стимулировать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Занятие организуется с группой  детей (10 - 12 человек) в специально оборудованном кабинете, поделенном на зоны: игровую, учебную и практическую. В игровой зоне постелен ковер, в учебной зоне расставлены полукругом стульчики, стоит маленький стол, повешена демонстрационная доска, в практической зоне поставлены столы и стульчики для детей.

Занятие разработано для детей 6 лет и рассчитано на 25 мин.

Методическая разработка написана с учетом возрастных особенностей детей и может быть использована воспитателями детских садов, учащимися педагогических вузов, педагогами дополнительного образования, гувернерами.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ЗАНЯТИЯ

  1. Выбор темы и программного содержания занятия с учетом образовательной программы.

  1. Подбор и изучение методической литературы:
  1. Г.Л. Сперанская «Развитие речи дошкольников» Методическое пособие. С-П 2007.
  2. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» М. 2008.
  3. Т.А. Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма»Комплексная программа развития дошкольников 4-7 лет. М. 2008.

3. Подобрать методы обучения и воспитания:

  1. использование наглядного материала, показа
  2. объяснение, активизация и обогащение словарного запаса, вопросы к детям, использование художественного слова
  3. активная прорисовка в воздухе, поиск закономерностей, обыгрывание, сюрпризный момент, дидактическая и подвижная игра
  4. Метод предвосхищающей похвалы

  1. Подготовить наглядный материал:
  1. Красочный сундучок,
  2. Предметные картинки,
  3. Творческие работы детей (ребусы с зашифрованными именами),
  4. Письмо - ребус
  5. телефон,
  6. ключи, замок.

6.Подготовить кабинет, расставить мебель.

В игровой зоне постелить ковер,

В  учебной зоне расставить полукругом стульчики.

  1. Подобрать игры:
  1. Игра  «Дотронься до…»
  2. Игра «Горячо - холодно»
  3. Игра «Такие разные слова»

  1. предварительная работа:
  1. Подготовить  с детьми ребусы – имена.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

  1. Приветствие в кругу.
  2. Игра  «Дотронься до…»

Основная часть

  1. Разгадывание ребусов (домашние заготовки детей)
  2. Сюрпризный момент: появление зашифрованного письма. Дети разгадывают письмо.
  3. Игра «Горячо - холодно» (поиск сундучка)
  4. Подбор ключа к сундучку.
  5. Составление предложений по предметным картинкам.
  6. Составление рассказа с заданными словами.
  7. Наполнение сундучка: Игра «Такие разные слова» (педагог предлагает назвать  существительные «Теплые слова», «Мокрые» слова, «Сладкие» слова и т.д.).

Итог занятия

  1. Итог занятия -  звонок волшебника, рефлексия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Детей встречает педагог дети встают в круг, берутся за руки и приветствуют друг-друга.

- Давайте поиграем, и посмотрим, кто же самый внимательный!

Игра  «Дотронься до…»

- Как много вы принесли ребусов, какие они все красивые, давайте попробуем разгадать их.

Основная часть

Дети и педагог усаживаются в круг и разгадывают ребусы. Последним оказывается зашифрованное письмо (в конверт вложено несколько ключей).

- Посмотрите, ребята, чей это ребус? Кажется это письмо! Давайте разгадаем, что здесь написано!

 (Ответы детей)

- Ребята, какие вы молодцы, разгадали ребус.  Давайте же найдем этот волшебный сундучок!

Игра «Горячо - холодно» (дети ищут сундучок, ходят по кабинету)

- какие молодцы, нашли волшебный сундучок, теперь, чтобы его открыть, давайте подберем подходящий ключ. (дети подбирают ключ и открывают сундучок, усаживаются на стулья.)

- Сколько здесь красивых картинок! Давайте составим с этими словами  длинные красивые предложения. Кто помнит,  что такое предложение? (Ответы детей)

- Верно, предложение, это несколько слов объединенных одной мыслью.

( Дети составляют полных 5- 6предложений)

- Какие замечательные получились предложения… А давайте составим рассказ с оставшимися картинками. (Педагог показывает картинки по одной, а дети  составляют рассказ, включая каждый предмет во взаимодействие  с остальными.

Например: Жила была…Девочка, однажды она пошла гулять и встретила….собаку, собачка сказала ей что очень любит… помидоры, и т.д.)

- Вот и опустел наш сундучок! Давайте наполним его для волшебника разными словами. Назовите,  пожалуйста,  «Теплые слова»,

«Мокрые» слова,

«Сладкие» слова и т.д.

 Итог занятия

Раздается звонок телефона.

- Ребята, нам звонит волшебник, спрашивает, справились ли вы с его заданием? (ответы детей)

Скажите скорее, что  вам больше всего понравилось? Какие задания были самыми трудными?

- Волшебник благодарит вас, и шлет вам привет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональные переживания детей, их творческие работы, способствующих лучшему усваиванию учебного материала.

 Наиболее удачным считаю идею использовать ребусы, и запрограммированный телефонный звонок. Это дает возможность обеспечить усвоение учебного материала на высоком эмоциональном уровне.

Если во время составления рассказов дети устали, можно предложить им изобразить слово, обозначенное рисунком. Очень интересно получается «чайник», «лимон», «огурец», и т.д.

    Особое внимание необходимо обратить на оформление кабинета, раздаточный и демонстративный материал, так как это во многом определяет атмосферу занятий.

   Считаю, что данная разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, преподающим в школах раннего развития, воспитателям ДОУ, учащимся педагогического колледжа, учителям начальных классов.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.Л. Сперанская «Развитие речи дошкольников» Методическое пособие. С-П 2007.
  2. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет» М. 2008.
  3. Т.А. Фалькович «Развитие речи, подготовка к освоению письма»Комплексная программа развития дошкольников 4-7 лет. М. 2008.

ПРИЛОЖЕНИЯ

№1 Игра «Такие разные слова»

Детям предлагается назвать существительные, объединенные по определенному признаку:

«Теплые слова»,

(Солнце, куртка, чай, руки, день, и т.д.)

 «Мокрые» слова,

(Дождь, море, лужа, река, капля, сок, ручей, и т.д.)

«Сладкие» слова и т.д.

(конфета, торт, зефир, халва, сахар, чай, виноград, ит.д.)

№2 Игра «Горячо - холодно» 

Дети ищут сундучок в кабинете, а педагог дает подсказке:

Если дети приближаются к нему, говорит: «теплее», «жарко», «горячо».

Если дети удаляются, говорит: «прохладнее», «холодно», «мороз», и т.д.

№3 Игра  «Дотронься до…»

Детям предлагается быстро выполнять команды педагога, а педагог старается запутать ребят, выполняя команды неправильно:

Дотронься до правого колена (дотрагивается до головы)

Дотронься до спины

Дотронься до локтей,

Дотронься  до носа, и т.д.

Выигрывает тот, кто не разу ошибется.

№4 письмо - ребус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Маленькие волшебники"

Конспект занятия "Маленькие волшебники". Занятие по развитию речи в подготовительной группе...

План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим) для детей от 5-6 лет на тему «Итоговое занятие».

План –конспект занятия познавательного развития (ознакомление с окружающим)для детей от 5-6 лет на тему «Итоговое занятие».Воспитатель: Романова В.В.Дата проведения: майЦель и  ...

Конспект занятия по развитию речи "Страна волшебников"

Занятие построено в игровой соревновательной  форме с использованием мнемотаблиц....

Конспект занятия по развитию речи "Сундук со сказками"

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Сундук со сказками"...

НОД по развитию речи "Сундук сказок"

Повторить и закрепить с дошкольниками названия и содержание известных народных сказок, развивать актерские способности, умение внимательно слушать вопросы воспитателя и отвечать на них .Формировать у ...

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи "Добрые волшебники"...