Психолого-педагогический потенциал музыки в воспитании детей с проблемами в развитии.
консультация по теме

Ашарчук Елена Федоровна

От состояния здоровья во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем этом наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России. Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. «Конвенция о правах ребенка», принятая 20 ноября 1989 года, особо подчеркнула, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе, облегчают его активное участие в жизни общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.docx30.03 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Психолого-педагогический потенциал музыки в воспитании детей с проблемами в развитии.

От состояния здоровья во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем этом наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего мирового сообщества, эта проблема особую актуальность приобретает в современной России. Переходный период в общественной и экономической жизни нашей страны сопровождается резким снижением показателей социальной защищенности и здоровья детей. «Конвенция о правах ребенка», принятая 20 ноября 1989 года, особо подчеркнула, что «неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе, облегчают его активное участие в жизни общества».

Рождение ребенка – это долгожданное и радостное событие для каждой семьи. С детства родители связывают мечты о счастливом будущем, на них возлагают большие надежды. Совершенно иначе обстоит дело, когда рождается ребенок с отклонениями в развитии. Его появление всегда связано с тяжелыми эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. По данным исследователей (Р.Ф.Майрамяна, О.К.Агавеляна) рождение ребенка с аномалиями неизбежно влечет за собой родительский кризис, так, например, сообщение об умственной отсталости ребенка вызывает у 65,7% матерей острые эмоциональные расстройства, суицидальные намерения и попытки, аффективно-шоковые и истерические расстройства. Особенно часто встречающиеся реакции на поставленный диагноз – чувство вины, ощущение не заслуженности случившегося.

Практика показала, что рождение ребенка с нарушениями в развитии -  проблема, затрагивающая все стороны жизни семьи. В связи с состоянием ребенка искажается поведение взрослого. В семье возникают проблемы, с которыми, чаще всего, родители не могут справиться самостоятельно.

Степень выраженности дезатоптации семьи зависит не только от тяжести дефекта в развитии ребенка, но и от ценностных ориентаций родителей, от их отношения к проблемам ребенка и к их предполагаемым последствиям.

Дети с отклонениями в развитии с самого раннего детства нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенных функций.

Лев Семенович Выготский, выдающийся психолог двадцатого столетия, предлагал смотреть на проблемы развития человека, имеющего тот или иной дефект, следующим образом: все люди развиваются по одним и тем же законам, однако каждый человек имеет свой, только ему свойственный путь развития. Путь этот определяется, с одной стороны, условиями, в которых этот человек рождается, с другой стороны его собственными особенностями (характер, состояние здоровья, интересы). Дефект, по его словам, это «социальный вывих». Дефект (болезнь, нарушена организма или его частей) изменяет не только больного человека, его организм, но и всю систему его отношения с миром, с людьми. А если дефект врожденный, то маленький ребёнок с самого мига рождения попадает в измененную ситуацию, ситуацию нездоровья. Родители могут либо поддерживать, либо изменять положение ребенка, не только лечить его, но и стараться предоставлять все возможности для здоровья развития.

 Важную роль в гуманизации воспитания ребенка с ОВЗ играет искусство и, в частности, музыкальное. С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души человека. Они задумывались над тайными влияниями музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Известно, Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов. Известны идеи Платона, связанные с музыкотерапией. По его мнению, ритмы и лады, воздействуя на мысль, делают ее сообразной им самим.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической        диагностике,        позволяющей:

•своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Тема: Психолого-медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями        здоровья.

Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с «утяжелением» состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической        диагностике,        позволяющей:

•своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;

•выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ;

•определить оптимальный педагогический маршрут;

•обеспечить индивидуальным сопровождением каждого ребенка с ОВЗ в дошкольном учреждении;

•спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;

•оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

•определить условия воспитания и обучения ребенка;

• консультировать родителей ребенка.

Одним из основных принципов диагностики нарушенного развития является комплексный подход, который включает всестороннее обследование, оценку особенностей развития ребенка с ОВЗ всеми специалистами и охватывает познавательную деятельность, поведение, эмоции, волю, состояние зрения, слуха, двигательной сферы, соматическое состояние, неврологический статус. Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое        обследование.

Медицинское обследование начинается с изучения данных анамнеза. Анамнез собирается врачом и составляется на основании ознакомления с документацией ребенка и беседы с родителями (или лицами, их заменяющими).

Личный анамнез ребенка содержит следующие сведения: особенности беременности матери; длительность приема лекарственных препаратов и влияние вредных факторов на беременность; особенности родов; характер помощи во время родов; наличие у ребенка врожденных пороков развития, судорог и др.; вес ребенка при рождении, время начала его кормления, срок пребывания в роддоме. Перечисляются перенесенные ребенком заболевания, особенности лечения, наличие осложнений. Указывается, где, как и кем воспитывался ребенок до момента поступления в дошкольное учреждение.

Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении умственного развития детей с ОВЗ. Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке.

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установления характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

Основной целью применения психологической диагностики является определение уровня умственного развития и состояния интеллекта детей с ОВЗ, поскольку эта категория дошкольников представляет исключительное разнообразие. Психологическое обследование проводит психолог. Психодиагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным и включать в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок на основе системы качественных        показателей.

Выделяют качественные показатели, характеризующие эмоциональную сферу и поведение, деятельность, познавательную сферу и моторную функцию ребенка.

В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей детей с комплексными нарушениями для определенного содержания дальнейшего обучения важным является педагогическое обследование. Педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ. Педагогическое наблюдение должно быть специально спланированным, точно ориентированным и систематическим. Особенно важно наблюдение за познавательной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе.

Целью медико-психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.).

Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов образовательной организации.

В Средние века практика музыкотерапии связана с теорией аффектов, которая изучала взаимодействие различных ритмов, мелодий и гармоний на эмоциональное состояние человека. Устанавливались различные отношения между темпераментом пациента и предпочтением им того или иного характера музыки.

В России интерес к проблеме взаимодействия музыки и медицины очевиден. По инициативе В.М Бетхевера в России в 1913 г был основан комитет по исследованию музыкально-терапевтических эффектов, в которые вошли в  ряд видных врачей и представителей музыкального мира. Специальные исследования С.С Корсакова, В.М Бетхерева, И.МДогеля, И.М Сеченова, И.Р. Тарханова, Г.П. Шипулина и др. выявили положительные влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Важными были выводы о том, что положительные эмоции от общения с музыкой оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обуславливают его творчество во всех областях искусства науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы ученых легли в основу научного обоснования использования музыкального искусства в коррекционной работе с детьми, которые имели проблемы в развитии.

Как утверждал автор программы формирования здоровья детей «Здравствуй» - М.Л Лазарев, в музыке заложен колоссальный потенциал для оздоровления в силу воздействия на многие факторы, на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора:

  1. Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки;
  2. Физиологически фактор музыки способен изменять различные функции организма – такие, как дыхательная, двигательная, сердечно - сосудистая;
  3. Психологический фактор через ассоциативные связи, медитацию способен значительно менять психологическое состояние ребенка с проблемами в развитии

Действительно,  музыка обладает удивительной силой эмоционального воздействия на человека, а любая эмоция, как известно, связана с определенными реакциями организма. Поэтому в определенном смысле можно считать, что каждое музыкальное произведение оказывает различные изменения в биохимических процессах.

Интересов музыкотерапии врачей, педагогов и психолог, которые на основе собственных опытов узнали терапевтическую ценность музыки, постоянно растет. Практический опыт псих корректной работы средствами музыкотерапии показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе  с детьми различными проблемами в развитии: эмоционально - личностном развитии, с задержкой психического развития и др.  

Музыкальное искусство оказывает большую силу воздействия и в реабилитации ребенка вследствие ее связи с правым полушарием  мозга, ответственным за образное восприятие. Активизация деятельности правого полушария   при музицировали, создание музыкальных образов приводят к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь, гасит доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Музыка развивает экспрессию человека – двигательную, речевую, мимическую.

Как считают специалисты Института традиционной медицины и музыкотерапии, чтобы вылечить некоторые заболевания, достаточно регулярно слушать определенные мелодии. Поэтому семьям, воспитывающим детей с проблемами в развитии полезно иметь домашнюю аптечку с музык терапевтическим набором аудиокассет. Степень воздействия музыки на личность культуры зависят от комплекса педагогических условий и методов, от педагогического мастерства социальных педагогов музыкального профиля и внимания родителей.

Наш опыт научно - практического решения проблемы свидетельствует о том, что всякая музыкальная деятельность в семье, воспитывающей проблемного ребенка, осуществляется, прежде всего, в общении с родителями.

Она связана с социальными условиями, в которых ребенок воспитывается дома, интересами взрослых членов семьи, мотивами их отношений к музыкальному воздействию на детей общей культурой и даже генофондом. Социологические исследования, проведенные в форме анкетирования и опроса родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии и является самым любимым, предпочитаемым видом искусства в таких семьях. Музыке как виду искусства в таких семьях.  Музыке как виду искусства отдают предпочтение 82% из опрошенных родителей.

Однако анализ результатов исследования позволил нам сделать вывод о том, что музыка постепенно уходит из семейного воспитания, пассивной позицией определенной части родителей, воспитывающих проблемных детей и низким уровнем их педагогической культуры, недооценкой музыки как действенного вида искусства в духовном и физическом становлении ребенка. Поэтому разрешение данной проблемы мы видим в попытке ее решения через разнообразные формы работы с семьями, имеющими детей с проблемами в развитии, с целью максимального использования ими средств музыкотерапии в семейном социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие специалистов сопровождения психолого-педагогической службы, как залог успешного воспитания и обучения и социальной адаптации детей с речевым недоразвитием

Представлен материал из опыта работы учителя-логопеда в ДОУ компенсирующего вида по осуществлению взаимодействия всех специалистов при компенсации ОНР....

Психолого-педагогическое обследование детей с проблемами в развитии

В работе представлен материал по психолого-педагогическому обследованию детей с проблемами в развитии, оценка качественных особенностей структуры ведущего дефекта и осложняющих его нарушений. При...

Психологические основы интегрированного обучения и воспитания детей с проблемами в развитии

Формы интеграции в образовательных учреждениях. Особенности социальной интеграции детей в России....

Задачи и средства физического воспитания детей с проблемами в развитии.

Подбор материала по укреплению здоровья детей с ОВЗ....

Перспективный план инновационной работы по теме «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей» (филимоновская игрушка).

В публикации представлено перспективное планирование иннвационной работы на 2016-2017уч.год по теме "Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстет...

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности в речевой коммуникации"

Выступление на педсовете на тему "Создание психолого-педагогических условий  для расширения речевой практики детей, развития их речевой активности, потребности в речевой коммуникации....