«Развитие эмоциональной отзывчивости у детей младшего возраста»- из опыта работы
материал (младшая группа) по теме

      Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.                                                                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

       В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью.  Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус.                                                                                       

      Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.                                                                             

       Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.                                                                                                                              В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.  Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.                                                                                                                                      Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.                                     

Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем!

                 Основные задачи музыкального воспитания это:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
     Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности. 
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно. 
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладо-высотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей. 
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.  
  • Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. 

          Эмоции играют важную роль в жизни детей. Чувства господствуют буквально над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность. Эмоции, которые испытывает ребёнок, легко прочитать на его лице, в позе, жестах, во всём его поведении. Развитие и воспитание ребёнка необходимо начинать именно с развития эмоциональной сферы, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «видеть» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять собственными эмоциями.

Музыка, как действенное средство художественно-эстетического воспитания, развивает эмоциональную отзывчивость ребёнка, его культуру чувств, формирует чувственно-эмоциональную способность человека к пониманию системы разноаспектных ценностно-смысловых переживаний. Именно специально организованная музыкальная деятельность, способная структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должна по праву стать важным аспектом педагогической деятельности.

 Ведь понимание эмоций и чувств является важным аспектом в становлении личности. И является потребностью нашего общества в эмоционально-чувственном воспитании.

 Проблема развития эмоционально-нравственной  сферы у детей дошкольного возраста очень актуальна.  Наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.  Практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников слабо используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоционально - нравственной   отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

       Необходимо продуманными методическими приёмами привлекать детей к непосредственному выражению своих эмоций, через слово, мимику, жесты, пластику.  Использование педагогом разнообразных методов и форм организации музыкальной деятельности детей, в ходе которой будут обогащаться знания детей об эмоциях, накапливаться опыт восприятия и исполнения различных по характеру музыкальных произведений, опыт переживаний различных эмоциональных состояний, будет способствовать развитию эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыку. А эмоциональная отзывчивость на музыку, связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

     Понимание сущности и смысла музыкального обучения в современном мире под влиянием различных наук о человеке постепенно сдвигается в сторону осознания его не как дополнительного и необязательного, а как необходимого. Сегодня  мы можем говорить о том, что музыкальное воспитание человека, развитие его природной музыкальности – это не только путь к эстетическому образованию или способ к приобщения к ценностям культуры, но и очень эффективный способ развития самых разных способностей людей, путь к их одухотворенной счастливой жизни и самореализации как личности. В России создана уникальная, единственная в мире, эффективная и признанная всеми система музыкального, художественного, эстетического развития дошкольников. Важно сохранить, не позволить разрушить эту систему!

          Музыкальное воспитание должно рассматриваться сейчас как важная часть общего воспитания, которая не просто дает сумму навыков и знаний о музыке, но и готовит духовно развитую личность!

Презентация: «Развитие  Эмоционального развития у детей раннего возраста»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыкальный руководитель Авсеенко Т. С. «Развитие эмоциональной отзывчивости у детей Младшего возраста.» МОУ Веневский ЦО №2 детский сад комбинированного вида №4

Слайд 2

Образование с учетом эмоционального компонента. Конвенция ООН о правах ребенка. Декларация прав ребенка Конституция. Закон РФ «Об образовании». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред Н.Е.Веракса, М.А. Васильевой, М., «Мозаика-синтез», 2014. «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2 – 3 лет» «Топ-хлоп, малыши». Т. Сауко, А. Буренина. СПб, 2001. Опосредованно-эмоциональное развитие в качестве сенситивного фактора образования предполагает наличие у ребенка повышенной эмоциональности, эмоций, за счет создания соответствующих условий, благоприятной основы для их развития взрослыми.

Слайд 3

«Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в проявлении индивидуальности на основе соблюдения основных норм и правил поведения».

Слайд 4

Никого не нужно убеждать в важности музыкального развития дошкольников. Музыка, как никакой другой вид искусства, находит дорогу к сердцу ребенка, воздействует на психоэмоциональное состояние, позволяет решать задачи охраны здоровья и формирования личности малыша, способствует развитию речи, двигательной активности, оказывает благотворное влияние на познавательное развитие.

Слайд 5

«Эмоциональная сфера ребенка – фундамент его общения с окружающим миром и развития интеллекта. Эмоциональная сфера ребенка в современном обществе становится похожей на испорченный аппарат; который накапливает в основном деструктивный опыт эмоциональных переживаний, что искажает дальнейшее развитие эмоциональной отзывчивости ребенка, деформирует его структуру психоэмоционального развития».

Слайд 6

Самые непосредственные Самые любознательные Самые эмоциональные

Слайд 7

Цель: музыкального образования детей раннего возраста – развитие музыкальных способностей и активности детей в процессе вовлечения их в звучащий мир музыки (в условиях эмоционального благополучия и психологического комфорта)

Слайд 8

Задачи: Подобрать и систематизировать музыкальный репертуар, современные игровые технологии в соответствии с возрастом и индивидуальными возможностями детей. Объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах музыкально эстетического развития ребенка. Положительная динамика музыкального развития детей раннего возраста.

Слайд 9

Схема эмоциональной отзывчивости. как средство Эмоциональная отзывчивость на музыку Виды музыкальной деятельности как результат На раннем этапе эмоциональная отзывчивость выступает как средство развития музыкальной деятельности, это основано на высокой чуткости нервных клеток мозга маленького ребенка . Знакомство детей с различными видами музыкальной деятельности, приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка на музыку приобретает новое качество – она становится результатом .

Слайд 10

Развитие эмоциональной отзывчивости Музыкальные занятия Интегрированные занятия Повседневная жизнь в группе Знакомство с народной музыкой Пение для детей и с детьми Экспериментирование с музыкальными и шумовыми инструментами Использование элементов театрализованной деятельности Хороводы, подвижные игры, музыкально-дидактические Праздники и развлечения Традиции Индивидуальная работа

Слайд 11

Родители на наших праздниках… Ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает положительное нравственное, эмоциональное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Только совместная деятельность педагогов и родителей дает стабильное психическое и эмоциональное развитие.

Слайд 12

Знакомство с музыкальным фольклором при соблюдении традиций предполагает многовариативность, импровизационность при использовании и требует творческой активности и фантазии педагога. В потешках, песнях, прибаутках ,играх отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши.

Слайд 13

Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствовали первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций детей 2 и 3 г.ж., но проблема речевого развития детей в раннем возрасте остается актуальной.

Слайд 14

Учитывая речевые трудности малышей, развиваю слуховое восприятие, с этой целью подбирались произведения “Дождик”, “Солнышко – ведрышко”, “Погремушка спит и пляшет”, «Колыбельная» и др., которые помогли малышам научиться различать высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание инструментов.

Слайд 15

Развивая музыкально сенсорные способности детей, обратилась к народным музыкальным инструментам – бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка. и музыкальным игрушкам. С интересом прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучание бубна - колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовался динамический слух (тихо – громко), звуковысотный слух (высоко – низко).

Слайд 16

Очень любим мы играть и конечно танцевать… В игре, танцах ребенок проявляет свои эмоции, чувства, выражает свою любовь, Сострадание к товарищам, выплескивает скопившееся напряжение, усталость, раскрепощается .

Слайд 17

На протяжении первых лет жизни человека эмоциональная сфера претерпевает сложнейшие изменения: эмоции приобретают качественные характеристики, возникают чувства, присущие исключительно людям. Эмоции неразрывно связаны не только с воспитательным, но и образовательным процессом.

Слайд 18

Конечно же, вся работа по развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыкального фольклора проходила в тесном контакте с воспитателями, касаясь всех видов музыкальной деятельности: -во время музыкальных занятий, -интегрированных занятий (по плану воспитателя), -в процессе организации музыкальных развлечений, праздников, -в индивидуальной работе с детьми, -во время режимных моментов: при приеме детей, для поднятия настроения , -на зарядке, -во время умывания – “Водичка, умой мое личико”, “Ладушки – ладошки”,

Слайд 19

Игровые технологии в музыкальной деятельности и режимных моментах

Слайд 20

Все это благотворно влияло на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку. И везде воспитатель - помощник и опора музыкального руководителя.

Слайд 21

Музыкально-развивающая среда

Слайд 22

Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности, умение общаться со взрослыми и сверстниками мы объединили усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни малышам и в детском саду, и дома.

Слайд 23

Родители Воспитатель Музыкальный руководитель положительная динамика развитие каждого ребенка, заложены основы музыкальности: - активный эмоциональный отклик на музыку, - определенный музыкальный опыт, - первичные вокализации, певческие интонации, - совершенствуется речь, - развивается двигательная активность.

Слайд 24

Ценные те моменты, когда в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъема ребенок сосредотачивает свое внимание на музыкальном произведении, объекте, запоминает событие со всеми деталями и нюансами. Считаем необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорные и игровые формы, способствующие развитию эмоциональной отзывчивости детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музык...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в соврем...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки»

Консультация для педагогов«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста посредством музыки» Автор: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 36Бондаренко Еле...