Слушание музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста
методическая разработка по музыке (младшая группа) на тему

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx33.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Слушание  музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста».

1 слайд «Визитная карточка»

2 слайд «Тема презентации»  

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста является формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.

Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов.

3 слайд «Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»

Специфика работы нашего детского сада  состоит в том, что мы работаем с детьми раннего возраста. Обычно дети приходят в дошкольное образовательное учреждение в годовалом возрасте, и наиболее важная задача в этот период – успешная адаптация ребенка. Наладить контакт с детьми в адаптационный период бывает очень непросто, а ребенку тем более сложно входить в новый, непривычный для него мир детского сада. Изменение образа жизни малыша приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния, следствием чего являются негативные проявления во всех видах деятельности, снижение активности детей и отклонения в поведении. Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

Поэтому каждый из педагогов детского сада помогает малышу в этот период освоиться в этом новом мире.

А музыкальные занятия являются универсальным средством эмоционального воздействия на ребенка, благотворно влияют на психоэмоциональное состояние детей, так как эти занятия объединяют в себе музыку, пение, движение и слово. Малыши, придя в садик, начинают говорить свои первые слова – «мама», «папа», «би-би», «ав-ав», словарный запас еще не велик, но среди этих слов есть и «ля-ля». Обращаясь ко мне, они говорят «ля-ля», что означает «пойдем петь, танцевать». Желание и потребность детей слушать музыку, петь, танцевать, ярко выражена в этом возрасте.

Поэтому у меня возник вопрос: каковы возможности музыки как средства развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста?

Ознакомившись  с публикациями  интернет - ресурсов, с педагогическим опытом коллег, сделали  вывод о том, что музыка и музыкальная деятельность, в которой главное содержание заключено в чувствах и эмоциях, более всего интересны для детей 1-3 лет. И заключает в себе ценнейшие возможности для формирования эмоциональной отзывчивости. Это подтверждено практическими исследованиями в сфере педагогики, психологии, музыковедения, теории и практики музыкального воспитания, проведенными Б. В. Асафьевым, Н. А. Ветлугиной, Б. М. Тепловым и др. Все ученые подтверждают, что формирование эмоциональной отзывчивости на музыку следует проводить на базе стимулирования музыкальной деятельности детей.

Изучив и проанализировав материал, современных исследователей я пришла к выводу, что ранний  возраст самый благоприятный период для формирования эмоциональной отзывчивости. Учитывая данные обстоятельства, мной была  начата работа по обобщению моего педагогического опыта: «Слушание  музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста».

4 слайд «Актуальность личного вклада педагога в развитие образования»

Актуальность моего педагогического опыта определятся тем, что, одним из важнейших средств развития эмоциональной отзывчивости детей является слушание музыки. Ребенок раннего возраста – активный и благодарный слушатель.

Кажется, что он впитывает окружающий его мир всем своим телом. Слушание  -  один из наиболее развивающих и в то же время сложных для детей видов музыкальной деятельности. В нем дети приобретают самый большой, по сравнению с другими ее видами, объем музыкальных впечатлений, учатся слушать и слышать музыку, переживать и анализировать ее, различать отдельные средства музыкальной выразительности. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.

Однако, нами было выделено противоречие: с одной стороны опираясь на положения ФГОС целевые ориентиры в раннем возрасте - ребенок проявляет интерес к музыке,   эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

С другой же стороны вопрос развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста средствами слушания музыки недостаточно изучен и систематизирован.

5 слайд «Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования»

Теоретическая база моего педагогического опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста средствами музыки. 

Большое внимание развитию эмоциональной отзывчивости средствами музыки уделяли такие педагоги, как Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Б. М. Теплов. Они подчёркивали, что активность эмоциональной сферы личности ребенка раннего возраста выступает условием его благополучного музыкально-творческого развития. Только эмоциональная активность предоставляет ребёнку возможность применить свои музыкальные способности. Она делается средством эмоционального общения, существенным условием формирования эмоциональной отзывчивости на музыку в последующем.

Современными исследователями Н. А. Ветлугиной, К. В. Тарасовой доказано, что зачаточные формы эмоциональной отзывчивости проявляются сравнительно рано. Чем раньше дети приобщаются к миру музыки, тем более музыкальными они впоследствии становятся, и тем радостнее и желаннее будут для них новые встречи с музыкой.

Такие педагоги, как А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили, О. П. Радынова, в своих исследованиях указывают, что  эмоциональная отзывчивость на музыку является основой музыкальности. Она непосредственно связана с формированием эмоциональной отзывчивости, а также с развитием таких общечеловеческих черт личности, как доброта, способность к сопереживанию другому человеку.

6 слайд «Цель и задачи педагогической деятельности»

Привить детям интерес и желание слушать музыку трудоемкий и кропотливый процесс, который помогает развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Поэтому мы поставили перед собой  цель: формирование у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам.

Данная цель предполагает решение следующих задач, которые представлены на слайде.

  1. Формировать навык слушания музыки, не отвлекаясь, слушать произведение до конца, запомнить его;
  2. Способствовать накоплению у детей музыкальных впечатлений, вызывать у них радостное настроение;
  3. Развивать умение различать звуки по высоте, динамике, тембру, силе;
  4. Развивать умение чувствовать характер музыки, различать простейшие формы, рассказывать, о чём поётся в песне, узнавать знакомые музыкальные произведения.
  5. Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку;
  6. Способствовать объединению усилий воспитателей и родителей в вопросах музыкально эстетического развития ребенка.

7 слайд «Ведущая педагогическая идея»

Ведущая педагогическая идея заключается в обеспечении полноценного развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста в процессе слушания музыки

Реализация педагогической идеи становится возможной ввиду того, что ранний возраст  характеризуется тем, что  дети  лучше воспринимают короткие, но яркие по образности музыкальные произведения, особенно песни, активно отзываются на музыку, прислушиваются к ее интонациям, к настроению песен, активно сопереживают и воссоздают настроение.

8 слайд «Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования»

Моя работа осуществлялась в 3 этапа, содержание каждого этапа представлено на слайде. (Читать не нужно, но нужно знать!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!)

Подготовительный этап:

  • изучение методической  и психолого-педагогической литературы, опыта работы педагогов;
  • выявление уровня эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста на музыку в процессе слушания;
  • выявление степени заинтересованности в семье вопросом  формирования у детей раннего возраста эмоциональной отзывчивости на музыку.

Деятельностный  этап:

  • создание системы работы по формированию у детей музыкальной восприимчивости, способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам.
  • организация работы с родителями,
  • обогащение развивающей  предметно - пространственной среды группы

Обобщающий этап

  • выявление  эффективности работы по развития эмоциональной сферы у детей раннего возраста в процессе слушания музыки.
  • обобщение и диссеминация опыта работы

9 слайд

1 этап – подготовительный. Диагностика направлена на изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей раннего возраста к восприятию музыки в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» по следующим критериям: сосредоточенность, вслушивание в звучащую музыку, эмоциональная, эмоционально-двигательная реакция на звучание музыки, адекватная реакция на музыку: понимание характера, настроения.

Анализ данных показывает, что 30% малышей сосредоточенно вслушиваются в музыку, чувствуют настроение музыки,  проявляют интерес к музыке и  эмоционально реагируют на нее: под музыку выполняют ритмичные движения, при прослушивании произведения «Лошадка» хлопают в ладоши, под колыбельную музыку активно подпевают, либо покачивают головой.

40% малышей эмоциональны, активны, но сосредоточиться  не могут, прямого интереса к слушанию не проявляют, отвлекаются, при прослушивании контрастных по характеру настроений делают хаотичные движения, наблюдают за детьми, но пытаются повторять движения за ними, вокализацию не проявляют.

30% малышей при прослушивании произведений не проявляют интереса к музыке, не улыбаются и не выполняют двигательных движений, наблюдают за другими детьми.

Анализ анкетирования родителей показал, что в большинстве семей музыка звучит часто и дети охотно слушают музыку, пританцовывают, пытаются  подпевать несложные фразы. Однако часть родителей считают, что музыкальное воспитание, и в частности слушание музыки не развивает детей, родители большее внимание уделяют интеллектуальному развитию.  

10 слайд

2 этап -  деятельностный. Учитывая исходный уровень эмоциональной отзывчивости, выстроили процесс формирования эмоциональной отзывчивости средствами музыки в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей: установлено, что дети 2-3 лет с удовольствием и заинтересованно слушают музыку в течение 1-1.5 минут, затем перерыв 10 сек., затем повтор произведения.

На данном слайде представлен фрагмент перспективного планирования по музыкальному воспитанию (раздел слушание) в I младшей группе в интеграции с задачами по формированию способности эмоционально откликаться на музыку, сопереживать выраженным в ней чувствам.

11 слайд

Система работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей группы включала три этапа.

  1. Привлечение внимания ребенка к восприятию музыки, формирование настроя на слушание при первоначальном прослушивании ребенком музыкального произведения.
  2. Повторное прослушивание с дальнейшим анализом, рассмотрением впечатлений и употребляемых средств музыкальной выразительности;
  3. Закрепление впечатлений о прослушанном произведении в музыкальном опыте, фиксация произведения в памяти, готовность анализировать его, оценивать, желание услышать его еще.

В работе с детьми я использую различные приемы и методы обучения слушанию: слушание музыки, показ игрушки, словесное объяснение.

12 слайд

В работе с детьми первой младшей группы я использую различные приемы и методы обучения слушанию: слушание музыки, показ игрушки, словесное объяснение.

Перед началом исполнения композиции, я рассказываю детям, о чем они услышат: это песня про зайчика, про лошадку и т.д.

Беседа о музыке - важнейший метод. Словом я передаю характер, настроение музыки. У детей этого возраста невелик словарный запас, мал жизненный опыт, они не могут сами сформулировать настроение, передаваемое музыкой, но могут его почувствовать. Дети оживляются, когда звучит веселая музыка: «Ах вы, сени, мои сени!», «Машина». А когда звучит песня «Баю-бай», дети затихают. Даже после окончания песни они ведут себя тихо, спокойно. Впечатление  от прослушанной музыки я выражаю сама: «Какая ласковая, тихая музыка!», «Какая веселая музыка!» и т. д. Затем повторяю те же слова, но в форме вопроса: «Веселая музыка?» «Веселая!» - отвечают дети.

13 слайд

Перед слушанием нового произведения недостаточно сообщить детям только его название. Для того, что бы содержание новой песни (её текст и мелодия) было воспринято детьми, я настраиваю их на слушание. «Ребята, я спою вам песню о зиме. Зимой все кругом бело, потому что много снега. А Ваня взял саночки и стал кататься с горки». Затем исполню песню, задаю вопросы по содержанию. «Кто катался горки?» «Весело кататься горки?» «Вот поэтому и музыка весёлая»  Заем играю заключительную часть мелодии.

В некоторых песнях фортепианное сопровождение даёт яркий музыкальный образ, например в песне «Лошадка» Раухвергера или в песне «Кошечка» Витлина. Я обращаю внимание детей на эти музыкальные фрагменты. Спрашиваю, про кого рассказала музыка, как вы догадались? И играю музыкальный фрагмент  со звукоподражанием.

Дети очень любят слушать песню «Машина». На вступление они издают звуки, похожие на звук двигателя, делают движения руками, словно едут. Эти действия происходят сами по себе, их диктует музыка. В первой младшей группе нет четкого разделения на виды музыкальной деятельности. Ребенок слушает музыку, подпевает, пританцовывает, хлопает в ладоши.

Для того, что бы обратить внимание детей на музыкальную сторону песни, я играю на музыкальных инструментах, А потом исполняю песню голосом. Одна мелодия приобретет разное звучание.

14 слайд

С целью формирования у детей умения вслушиваться в музыку, я провожу упражнения на различение музыкальных звуков (тембра, высоты динамики, длительн6ости). Для этой цели  использую музыкальные инструменты, провожу игры «Тихо - громко», «Кукла шагает и бегает», «Угадай, на чем играю?», «Кто в лесу ходит». Так дети учатся вслушиваться в мелодию, слова песни.

В течение года музыкальный репертуар расширяется, обогащается. Дети учатся сравнивать музыкальные произведения разного характера. Для этой цели я применяю прием контраста. Даю послушать веселое, быстрое произведение, а затем медленное, грустное. Что бы музыкальный образ закрепился у ребенка в сознании, я использую игрушку. Действия с куклой или зайчиком иллюстрируют содержание музыки: бодрая, веселая мелодия-кукла гуляет, тихая, медленная - кукла спит. Характер музыки и действия с игрушкой обсуждаются.

15 слайд

Приобщение детей к музыкальному искусству может успешно осуществляться лишь при условии тесного контакта педагогов дошкольного учреждения с семьёй. Свои самые первые уроки жизни ребёнок получает именно в семье, поэтому важно с первых дней посещения ребёнком ДОУ наладить контакт с родителями, чтобы и в семье, а не только в детском саду, для ребёнка были созданы благоприятные условия для общения с музыкой.

На слайде отражены основные формы работы: мастер-классы, занятия-практикумы, совместные праздники и развлечения, игры, консультирование родителей по вопросам организации музыкального воспитания детей в семье, индивидуальные беседы.

16 слайд

На обобщающем этапе выявляли степень сформированности эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса детей раннего возраста к восприятию музыки. Оценивались те же критерии, что и на подготовительном этапе. В результате проведенной работы показывают, что 70% малышей после прослушивания музыки, определяют ее характер, могут ответить на вопрос по содержанию песни.  Веселые мелодии «Моя лошадка» Гречанинова, «Песенка Петрушки» Фрида «Лошадка» Потоловского,-  вызывают оживление, улыбки, двигательную активность, голосовые реакции. А такие мелодии, как «Осенняя песенка» А. Александрова,  «Колыбельная» Разорёнова, «Заинька» М. Красева определенно влияют на них своими грустными, спокойными мелодиями; дети безошибочно узнают песни по фортепианному вступлению, различают музыкальные характеристики персонажей музыкально-двигательного показа и музыкальных игр, которые с ними проводились, с интересом слушают музыку и всегда сами просят сыграть им произведения, особенно понравившиеся.

30% малышей отличались сосредоточенностью при слушании музыкальных произведений. Для них была характерна застывшая поза, заинтересованный взгляд, который порой перемещался по окружающим ребенка предметам. Самостоятельно не различают музыкальные характеристики, но с большим интересом слушают ответы других детей и «соглашаются» и  повторяют их за ними.

17 слайд

Педагогические условия эффективного развития

Наиболее оптимальные условия для развития эмоциональной отзывчивости у детей раннего дошкольного возраста создаются при:

  1. Накоплении интонационного опыта восприятия высокохудожественных произведений музыкального искусства как эталонов красоты, подобранных с учетом уровня эмоционального развития детей;
  2. Развитии интереса и положительного эмоционально-оценочного отношения к музыке на основе личностного общения ребёнка со взрослым.
  3. Организации процесса восприятия музыки с включением ориентировочных действии детей по обследованию особенностей музыкальной ткани произведения;
  4. Использование музыки не только в специально организованных музыкальных занятиях, но и в режимных моментах, на прогулке и других развивающих и обучающих занятиях.

18 слайд

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования

Мой педагогический опыт представляет собой целостную систему работы, где раскрыты формы и методы работы в поэтапном накоплении запаса музыкальных впечатлений. (На слайде)

  • Разработана система работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста в восприятии музыки
  • Введено  поэтапное ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений
  • Согласование процесса слушания  природной эмоциональностью детей раннего возраста  и использование в работе обоснованных методов и приемов
  • Разработан перспективный план  раздела «слушание» по накоплению музыкального  опыта детей раннего возраста
  • Составлена серия консультаций для педагогов и родителей по теме «Эмоциональное восприятие музыкального произведения детьми раннего возраста на музыкальных занятиях»
  • Обоснован подбор музыкального репертуара для решения поставленных задач

19 слайд

Результативность проф. пед.деятельности и достигнутые эффекты

Результативность работы представлена на слайде, а резюмирую словами Б.М. Теплова «Содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения» («Психология музыкальных способностей»). Если ребенок эмоционально отзывается на то или иное музыкальное произведение, значит часть задачи по музыкальному развитию выполнена.

  • У воспитанников формируются навыки культурного слушания музыки
  • Воспитанники имеют достаточный запас музыкальных впечатлений;
  • У воспитанников развито элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку;
  • В соответствии с возрастом развивается восприятие и различение выразительных элементарных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике;
  • Достаточно развита музыкальная активность

20 слайд

Транслируемость практич. достижений

Свой педагогический опят я распространяла на :

Городском уровне:

 1.Выступление  на педагогическом совете ДОУ: «Слушание  музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста»

2.Мастер – класс «Методы и приемы обучения пониманию музыкального образа и деятельностного выражения эмоционального отношения к нему детей раннего возраста»

3.Консультация  «Основные правила приобщения ребенка к музыке в раннем

возрасте»

4.Семинар практикум «Организация слушания музыки  в режимных моментах, на прогулке и других развивающих и обучающих занятиях»

И международном уровне

на личном сайте, расположенном на НС портале социальных работников образования:

  1. «Слушание  музыки как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста»

2. Конспект тематического музыкального занятия

с детьми раннего возраста

“Комната звуков”

3.Статья « Игры для развития слуховой памяти детей раннего возраста»

20 слайд

Литература

Литература представлена слайде. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

Развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в процессе восприятия музыки.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогашении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция. Влияние музыки в ...

«Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через театральную деятельность»

Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогут сформировать правильную модель поведения в ...

Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста

Статья: Игра как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста...

Консультация для воспитателей «Элементарное музицирование как средство развития эмоциональной отзывчивости детей раннего возраста»

laquo;Даже совсем маленькие дети способны импровизировать свою музыку. Рожденная их фантазией, она проста и чудесна, как сама страна детства. Здесь из обычного металлофона рождается мерцающий огонек ...

Выступление из опыта работы «Авторская игрушка как средство развития эмоциональной сферы детей раннего возраста в период адаптации».

Цель игровых технологий в адаптационный период - эмоциональное общение, налаживание контакта между ребёнком и взрослым, формирование эмоциональной отзывчивости ребенка....