Перспективное планирование опыта работы по развитию мелкой моторики
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Демидова Марина Юрьевна

Перспективное планирование опыта работы

 

по развитию мелкой моторики

 

Блок №3 «Творческие упражнения»

 

воспитателя подготовительной логопедической группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_po_melkoy_motorike.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование опыта работы

по развитию мелкой моторики

Блок №3 «Творческие упражнения»

воспитателя подготовительной логопедической группы

Выполнил:

Демидова М.Ю.

воспитатель логопедической группы

МБУ д.с. №25 «Катюша»

Тема: Я — человек

  1. «Кто это?» — Обрывание лишней бумаги по контуру фигуры человека (из
    частей), выкладывание и наклеивание.
  2. «Кто в домике живет?» — Выкладывание из палочек дома и силуэта
    человека или животного с соблюдением пропорций.
  3. «Я рисую» — рисование человека на песке пальцем.

4. «Художник-модельер» — обводка трафарет» манекена и раскрашивание (трафарет из ватмана, не картонный).

  1. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание пластилиновыми жгутиками
    фигуры человека по контуру.
  2. «Поможем бабушке» — сортировка гороха и перловки.
  3. «Ловкие ручки» — завязывание бантиков из шнурков, тесьмы, лент.
  4. «Мост через ручеек и через речку» — обрывание узких и широких
    полосок бумаги от большого листа».

Тема: Осень. Овощи. Фрукты

  1. «Красивые листочки» — обводка трафаретов листьев клена, дуба,
    штриховка и раскрашивание по устной инструкции (трафареты из ватмана,
    не картонные).
  2. «Сложи лист» — складывание листа (кленового, дубового), разрезанного
    на 6 частей.

  1. «Собираем урожай» — лепка овощей.
  2. «Сушка фруктов» — нанизывание - на проволоку кружочков из толстого
    картона с дырочкой посередине.

1. Натюрморт «Дары осени» — обрывание по контуру овощей и фруктов из цветной бумаги и наклеивание их в альбом.

  1. «Узнай, что это?» — Определение овощей и фруктов на ощупь по
    плоскостным трафаретам из наждачной бумаги.
  2. «Что выросло на грядке?» — Выкладывание овощей и фруктов
    пластилиновыми жгутиками до контуру.

4.        «Волшебные рисунки» — рисование овощей и фруктов пальцем на песке.
Тема: Птицы

  1. «Кто это?» — обводка трафарета птицы из ватмана, штриховка в разных
    направлениях (по показу).
  2. «Это птицы» — выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру.
  3. «Волшебные рисунки» — рисование на песке большой и маленькой
    птицы.

4.        «Красивая птица» — обводка трафарета птицы и заполнение объема
клочками цветной бумаги по методу мозаики.

1.        «Кто спрятался в комочке?» — разглаживание смятых трафаретов птиц из
альбомной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием.

  1. «Птицы из проволоки» — выгибание из проволоки геометрических форм
    (овала, круга, треугольника) и выкладывание из них птицы.
  2. «Мама кормит птенчика» — перекладывание зерен риса, семечек
    подсолнуха пинцетом с одного подноса на другой.
  3. «Сорока-воровка» — нанизывание бус с: отверстиями разного диаметра на
    проволоку или леску.

Тема: Орудия труда

  1. «Орудия труда» — обрывание лишней бумаги по контуру (топор, лопата,
    молоток).
  2. «Конструктор» — выкладывание из палочек орудий труда (по памяти, с
    предварительным рассматриванием образца).
  3. «Удобный инструмент» — обматывание палочки («ручки инструмента»)
    ниткой,

4. «Красивые инструменты» — обводка трафаретов инструментов и заполнение их объема маленькими кружочками (от дырокола).

1.        «Маленькие ткачи»— плетение коврика на станке.

  1. «Волшебные рисунки» — рисуем орудия труда на песке. «Картинки из
    мозаики» — выкладывание ведра, лопаты, молотка, топора из мозаики по
    схематическому рисунку.
  2. «Найди отверстие» — найти подходящее по размеру отверстие в дощечке
    и вставить в него палочку или гвоздь.

Тема: Одежда и обувь (4 занятия на выбор)

  1. «Теплая меховая одежда» — обводка трафаретов шубы и шапки и
    имитация меха путем рисования коротких штрихов, завитков на полученном
    контуре.
  2. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание платья пластилиновыми
    жгутиками по контуру.
  3. «Ножницы потерялись» — обрывание лишней бумаги у контурных
    изображений предметов одежды.

  1. «Разрезные картинки» — собирание картинок с предмета ми одежды из 6-
    8 частей.
  2. «Маленький модельер» — конструирование предметов одежды из
    геометрических форм.
  3. «Сушка белья» — развешивание кукольной одежды на бельевой веревке и
    пристегивание тугими прищепками.
  4. «Бабушкины помощники» — наматывание клубков из толстых ниток.
  5. «Красивая одежда» — заполнение объема трафарета юбки или блузки
    мелкими готовыми геометрическими фигурами по методу цветной мозаики.

Тема: Мебель, посуда (4 занятия на выбор)

  1. «Это мебель» — обрывание лишней бумаги по контуру нарисованных
    предметов (шкаф, стол).
  2. «Мебель для гостиной» — выкладывание из палочек шкафа, дивана.
  3. «Покрывало» — сложить полотно из 6-8 лоскутков.
  1. «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятого в комочек
    трафарета мебели из альбомной бумаги и обводка.
  2. «Чайная пара» — обводка трафаретов с последующим вы резанием и
    раскрашиванием их цветными точками.
  3. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание посуды по контуру
    пластилиновыми жгутиками.
  4. «Склеим чашку» — собрать трафарет чашки, разрезанный на 6-8 частей.
  5. «Разноцветная ваза» — заполнение объема трафарета вазы цветными
    клочками бумаги по методу мозаики (отрывание мелких клоков от листа
    цветной бумаги, наклеивание их).

Тема: Город, транспорт

  1. «Строим высотный дом — работа со строительным материалом.
  2. «Сосчитай, сколько этажей» — определение количества этажей в дом-
    трафарете по окошкам (считать их снизу вверх); обводка трафаретов и
    штриховка «под кирпич».
  3. «Строители» - ВЫЛОЖИТЬ дом из палочек с заданным количеством
    этажей (3, 4, 5).
  4. «Маленький архитектор» — выкладывание дома из геометрических
    фигур, заготовленным методом обрывания бумаги по контуру.

  1. «Что спряталось в комочке?» — Разглаживание смятых в комочек
    трафареток автобуса из альбомной бумаги, обводка, штриховка.
  2. «Разрезные картинки» — сложить картинку автобуса из 6-8 частей.
  3. «Сборка грузовик» заготовка геометрических фигур методом обрывания
    из бумаги (2 прямоугольника, квадрат, 3 кружка), выкладывание грузовика и
    наклеивание.

4.        «Пластилиновые жгутики» — выложить грузовик, автобус
пластилиновыми жгутиками по контуру.

Тема: Зимний лес

1. «В лесу родилась елочка» — обводка трафарета елки, штриховка слева направо, справа налево.

  1. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание елки по контуру
    пластилиновыми жгутиками зеленого цвета.
  2. «Снеговик» — заготовить кружки из квадратов разной величины методом
    обрывания; намазать заготовки клеем, посыпать крупной солью и выложить
    снеговика.
  3. «Зимнее дерево» — выкладывание дерева из спичек.
    Тема: Дикие животные

1.        «Кто ЭТО?» — Определение на ощупь, с предварительным
рассматриванием, какие дикие животные изображены на плоскостных
трафаретах, объем которых заполнен гречневой крупой.

  1. «Кто где живет?» — Обводка трафарета дикого животного из альбомной
    бумаги, штриховка по устной инструкции.
  2. «Маленький конструктор» — выгибание из проволоки геометрических
    фигур и выкладывание из них силуэта медведя (большой овал — туловище, 4
    маленьких овала — лапы, круг — голова, 2 полукруга — уши).
  3. «Угощение для белочки» — лепка орешков и грибов.
    Тема: Дикие животные и их детеныши

1.        «Картинки из яичной скорлупы» — измельчение яичной скорлупы и
заполнение объема трафарета зайца, медвежонка по методу цветной мозаики.

  1. «Разрезанные картинки» — сложить картинку дикого животного из 6-8
    частей.
  2. «Оленьи рога» — выложить из пучка ниток, прикрепленных к голове
    трафарета оленя, рога.
  3. Коллективная работа «У зайчонка день рождения» — дети самостоятельно
    выбирают трафареты диких животных или их детенышей и при помощи
    кусочков цветной бумаги заполоняют объем фигуры по методу мозаики. Все
    трафареты приклеиваются к общему панно.

Тема: Домашние животные

1. «Маленький конструктор» — выкладывание котенка, щенка, поросенка из готовых геометрических фигур (из цветной бумаги).

  1. «Кто чем питается?» — в «сухом бассейне» найти предмет, определить
    его на ощупь, назвать и сказать, кто это ест.
  2. Коллективная работа «Кто где живет?» — Обвести трафарет дикого или
    домашнего животного, вырезать его и поместить в лес или на подворье,
    изображенные на большом листе бумаги.

Тема: Птицы встречают весну

1.        «Не ошибись» — после предварительной беседы определить на ощупь,
сколько и каких птиц изображено на плоскостном трафарете из наждачной
бумаги (ласточка, воробей, ворона).

  1. «Птица с птенчиком» — обвести трафареты птицы и птенца (большой и
    поменьше) и заполнит!, объем клочками цветной бумаги по методу цветной
    мозаики
  2. «Домик для скворца» — выкладывание! ил спичек по принципу
    «колодца».
  3. «Домик для птиц» — вылепить из пластилина гнездо и выстелить его
    изнутри мелкими клочками ваты.

Тема: Весна

  1. «Почки распускаются» — отщипывание от зеленого куска пластилина
    маленьких комочков и примазывание их к веткам дерева, нарисованного на
    альбомном листе.
  2. «Готовим саженцы» — выкладывание дерева с корешками из палочек
    различной толщины.
  3. «Весенний луг» — работа на «ткацких» станках зелеными нитками.
  4. «Ловкие ручки» — выгибание из проволоки «лепестков» (овалов) и
    «сердцевины» (кружка) ромашки; составление цветка.

Тема: Весна. Труд весной

  1. «Ножницы потерялись» — изготовление трафаретов орудий труда из
    бумаги методом обрывания ее излишков по контуру.
  2. «Разрезные картинки» — сложить картинку с изображением трактора,
    разрезанную на 8 частей.

4. «Весеннее солнышко» — обрывание из готовых геометрических фигур кружка и длинных полосок и наклеивание их в альбом.

Тема: Игрушки

1.        «Разрезные картинки» — собрать картинку с изображением игрушки из 6-8 частей.

  1. «Что это?» — После предварительного рассматривания определить на
    ощупь, из какого материала (наждачная бумага, крупа) изготовлены
    плоскостные игрушки: кубик, мяч, шар, матрешки, пирамида.
  2. «Маленький конструктор» — выложить по контуру любимую игрушку из
    цветных палочек.
  3. «Мастерская» — изготовление игрушек из природного материала.
    1-2. «Чудеса из бумаги» — изготовление игрушек методом оригами.

3. «Мастерская» — изготовление плоскостных игрушек методом аппликации из ткани.

4- «Чудесный мешочек» — после предварительного просмотра определить на ощупь игрушку и материал, из которого она сделана.

Тема: Одежда и обувь

  1. «Пластилиновые жгутики» — обводка трафаретов одежды и обуви;
    выкладывание по контуру пластилиновыми жгутиками.
  2. «Ловкие пальчики» — зашнуровать сапожок и завязать бантик.
  3. «Красивый сарафан в белый горох» — приклеить белые кружочки по
    всему цветному трафарету сарафана.
  4. «Модельер» — собрать 2 платья из деталей с соблюдением размера,
    уточняя названия деталей (воротник, рукава, карман). Используется картон,
    либо ткань.

Тема: Дикие и домашние животные

  1. «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек любого дикого
    животного, а из пластмассовых палочек — домашнего.
  2. «Угощение для зайки и котенка» — выгибание предметов из проволоки,
  1. «Пластилиновые жгутики» — выкладывание по контуру пластилиновыми
    жгутиками силуэтов кошки, свиньи, собаки.
  2. «Маленький конструктор» — выкладывание из спичек домашних
    животных и их детенышей (по памяти).
  3. «Узнай, кто это?» — После предварительного рассматривания
    определение на ощупь, фигурок домашних животных, изображенных на
    плоскостных трафаретах.

4-я неделя. Тема: Птицы зимой

  1. Коллективная работа «Птицы на кормушке» — дети отщипывают от
    большого куска пластилина маленькие комочки и примазывают их на
    трафарет птицы по всему объему. Затем каждый «ставит» СВОЮ птицу на
    общую кормушку,
  2. «Кто чем питается?» — сортировка крупы для птиц: перловка и горох.
  3. «Картинки из мозаики» — собирание птицы из цветной мозаики по
    образцу.
  4. «Разрезанные картинки» — складывание картинки птицы из картинок
    Тема: Семья

  1. «Маленькие художники» — обводка трафарета девочки и мальчика из
    альбомной бумаги и раскрашивание
  2. «Моя семья» — выкладывание «семьи» из готовых геометрических фигур.
  3. «Одежда для куклы» — обводка трафаретов юбки и блузки, вырезание по
    контуру и заполнение объема по методу цветной мозаики.
  4. «Узнай, кто это?» После предварительной беседы определение на ощупь
    фигурок «взрослых» и «детей» по плоскостным трафаретам.

1.        «Маленький скульптор» — лепка из пластилина фигуры человека.

  1. «Иллюстрация к сказке «Три медведя» — выкладывание из спичек по
    контуру стульев для Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки.
  2. «Кто спрятался в комочках?» — Разглаживание смятых трафаретов фигур
    детей из плотной бумаги с последующей обводкой и раскрашиванием по
    заданию: спортивный костюм у старшего брата красного цвета, у младшего
    — синего.

4. Коллективная работа «Большая семьи на отдыхе» — обрывание по контуру фигур с последующим размещением их на большом листе бумаги (у пенька, на пеньке, под деревом и т. Д.).

Тема: Профессии

1.        «Строители» — выкладывание дома из цветной мозаики.

  1. «Фармацевт» — заготовка и расфасовка таблеток (отщипнуть комочек
    пластилина и придавить его на бумажную полоску).
  2. «Врач окулист» — выкладывание из палочек букв разной величины для
    диагностики зрения,

4.        «Скульптор» — лепка медведя из пластилина.

1.        «Слесарь-сборщик» — выгибание из проволоки разной длины основных
частей машины и сборка (выкладывание на столе).

  1. «Ножницы потерялись» — заготовка «продуктов» для овощного магазина:
    обрывание по контуру «овощей» и «фруктов» из готовых геометрических
    форм.
  2. «Ткач»— плетение коврика из полосок цветной бумаги.
  3. «Воспитатель» — научим Неумейку шнуровать ботинки, застегивать
    крючки, пуговицы, кнопки.

Тема: Подарок для мамы

1 - 4. Изготовление поздравительной открытки «Ветка мимозы»- На листе бумаги нарисованы контуры вазы и ветки Мимозы. Вазу промазываем клеем и посыпаем гречкой (можно манкой, песком, пшеном и т. п. на выбор). Для мимозы из клочков желтой бумаги, путем их скатывания делаем маленькие комочки; стебель и листочки вырезаем ножницами из зеленой бумаги и приклеиваем.

Тема: Весна.

  1. «Грачи прилетели» — на белом листе бумаги в нескольких местах
    примазываем кусочки черного пластилина и стекой наносим точки — следы
    грачей.
  2. «Корм для птиц» — сортировка гречки, риса и семечек подсолнуха.
  3. «Волшебная капель» — пипеткой капаем капельки воды по контуру лужи.

3.        «Вспаханный огород» — изготовление объемной иллюстрации: на
голубом фоне методом обрывания из черной бумаги делаются грядки.

4.        «Посадка фасоли» — от белого или коричневого куска пластилина
отщипнуть комочек, «посадить» на «вспаханную землю» в огороде и
придавить (используются уже сделанные «грядки»).

1.        «Наша дача» — выкладывание из спичек дома, забора, деревьев.

  1. «Доски для забора» — заготовка «досок» для забора из бумаги методом
    обрывания по контуру.
  2. «Ловкие пальчики » — изготовление цепи из проволочных колечек для
    украшения забора.
  3. «Ловкие пальчики» — плетение скатерти-шотландки из цветных
    бумажных полосок.

Тема: Чему мы научились за год

1-4. «Изготовление поделок» — дети самостоятельно выбирают различные материалы для поделок, рассказывают о том, что собираются делать и комментируют свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по комплексному развитию мелкой моторики

В наше время очень актуальна задача по подготовке руки дошкольника к письму. Работа по этой задаче должна начинаться задолго до школы. Данная работа включает в себя перспективное планирование со...

Перспективное планирование по комплексному развитию мелкой моторики в средней группе

Данная работа по формированию подготовки руки к письму включает в себя два направления - работа с карандашом и работа с бумагой. материал для средней возрастностной группы...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (сентябрь – ноябрь).

Перспективный план по развитию мелкой моторики на сентябрь-ноябрь, предназначен для работы с детьми средней группы, содержит постановку задач, названия занятий, игр, игровых ситуаций, пальчиковой гимн...

Тематическое перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики рук

Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования...

Перспективное планирование упражнений на развитие мелкой моторики кистей

Перспективное планирование упражнений на развитие мелкой моторики кистей...