Перспективное планирование по комплексному развитию мелкой моторики
календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему

 

В наше время очень актуальна задача по подготовке руки дошкольника к письму. Работа по этой задаче должна начинаться задолго до школы. Данная работа включает в себя перспективное планирование совместной работы педагога и детей 2 мл гр. по формированию подготовки руки к письму через комплексное развитие мелкой моторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon PP__2_ml_gr.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование совместной деятельности воспитателя с детьми

2 младшая группа

Тема

Задачи

Методы и формы

Материал

1 Октябрь

Знакомство с пластилином  и Самоделкиным

Знакомить детей со свойствами пластилина: мягкий, можно отделять куски, лепить.

Развивать самостоятельность, мелкую мускулатуру пальцев рук.

Воспитывать интерес к работе с пластилином

Внесение игрового персонажа «Самоделкина»

Обследование пластилина.

Рассказ воспитателя.

Физминутка «Игрушка – Петрушка»

Рассматривание детских работ.

Лепка по замыслу.

Игровой персонаж «Самоделкин»

Пластилин, дощечки для лепки, салфетки

Работы старших детей из пластилина

2 Октябрь

«Ниточки»

Учить выкладывать несложное изображение из ниток по нарисованному контуру.

Развивать зрительно – двигательную координацию.

Развивать у детей наблюдательность, внимание, зрительную память, выдержку

Массаж ладоней карандашом.

Упражнение «Выложи из ниточки»

Физминутка «Расту…»

Упражнение «Чего не стало»

П/и «Найди флажок»

Игровой персонаж «Гномик»

Флажок

Простые карандаши

Заготовки для выкладывания

Ниточки

Набор игрушек.

3 Октябрь

«Воспоминание о лете»

Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой  формы, объединять детали в общую поделку с помощью палочки.

Закреплять представления о цвете (красный, желтый, зеленый, синий) предметов.

Закрепить понимание формы – «круглая».

Совершенствовать умение детей  скатывать ком пластилина между ладонями круговыми движениями (шарик), расплющивать шар.

Воспитывать интерес к поделкам собственного изготовления.

Сюрпризный момент – приход Гномика.

Рассматривание образца

Пальчиковая гимнастика  

 «Цветок»

Работа по образцу.

Оформление коллективной поделки.

Игровой персонаж «Гномик»

Образец цветка.

Пластилин, дощечки для лепки, салфетки

Трубочка  от сока

4 Октябрь

«Мастерская игрушек»

Учить закрашивать контур предмета не выходя за линию.

Учить правильно держать карандаш.

Учить классифицировать предметы по цвету.

Закреплять основные цвета.

Воспитывать желание помочь.

Пальчиковая гимнастика «Фонарики»

Упражнение «Раскрасим игрушки»

Физминутка «Я люблю свои игрушки»

Упражнение «Найди лишнее».

Упражнение «Поможем художнику»

Простые  и цветные карандаши

Распечатки

5 Ноябрь

«Гусеничка»

Учить лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей одинаковой  формы, объединять детали в общую поделку

Дополнять поделку украшениями из ракушки

Продолжать  совершенствовать умение детей  скатывать ком пластилина между ладонями круговыми движениями (шарик)

Воспитывать аккуратность при работе с пластилином.

Рассматривание образца

Пальчиковая гимнастика «Фонарики»

Оформление поделки

Рассматривание готовых работ.

Игровой персонаж «Гномик»

Образец гусенички.

Пластилин, дощечки для лепки, салфетки

Мелкие ракушки

6 Ноябрь

«Точки»

Познакомить детей на практике с графическим термином «точка».

Учить наносить точки равномерно по поверхности листа.

Учить понимать вопрос «сколько?», закреплять математические понятия  «один – много»

Упражнять в произношении множественного числа имен существительных.

Развивать захват указательным и большим пальцем правой руки.

Воспитывать желание помочь игровому персонажу.

Массаж рук грецким орехом.

Упражнение «Звезды на небе».

Физминутка «Веселые хлопушки»

Упражнение «Один – много»

Упражнение «Поможем Гномику»

П/и «Пузырь»

Игровой персонаж «Гномик»

Грецкие орехи по количеству детей

Горох, чечевица, тарелочки для раскладывания.

Картинки для упражнения «Один – много»

Лист бумаги прямоугольной формы, фломастеры

7 Ноябрь

Сминание. «Птички клюют зернышки»

Знакомить детей со свойствами бумаги: можно сминать, формировать в шарики

Продолжать учить  приемам наклеивания: намазывать клеем обратную сторону формы, брать его на кисть немного, работать на клеёнке, прижимать изображение к бумаге салфеткой и всей ладонью

Закрепить знание о форме предметов (круглые).

Развивать  эстетическое восприятие, координацию движений

Вызвать у детей интерес к аппликации

Худ слово

Активизация внимания

беседа

Показ приемов наклеивания

Пальчиковая гимнастика «1, 2, 3. 4. 5»

Работа по образцу

Игрушка – птичка, зернышки

Бумага, клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

Вырезанные контуры птичек

8 Ноябрь

«Птички у нас в гостях»

Учить наносить точки необходимой яркости, изображая размер.

Закреплять представление о размере в слове: «большой», «маленький».

Продолжать закреплять названия геометрических фигур.

Развивать способность устанавливать причинно – следственные связи.

Развивать умение выкладывать изображение по образцу.

Развивать зрительное внимание.

Воспитывать отзывчивость.

Пальчиковая гимнастика «Птичка пьет водичку»

Упражнение «Покормим птиц»

Зрительная гимнастика «Птичка летает»

Упражнение «Птичка прилетела»

Физминутка «Птички в гнездышке сидели»

Упражнение «Помоги найти  пару»

Игрушка птичка.

Лист бумаги с наклеенным контуром птички

Простые карандаши

Наборы геометрических фигур

Образец птички из геометрических фигур

Цветные контуры птиц

9 Декабрь

«Снежинки»

Учить детей отрезать полоски по разлинованной бумаге

Продолжать знакомить с навыками работы с ножницами

Учить склеивать поделку по образцу.

Развивать  совместную  работу  руки и глаза.

Помочь детям преодолеть неуверенность и страх перед незнакомым делом.

Вызывать интерес к работе с ножницами и клеем

Воспитывать усидчивость, мелкую моторику.

Массаж  рук грецким орехом

Худ слово

Игровой момент

Работа по чертежу

Физминутка «Я мороза не боюсь»

Индивидуальная помощь педагога по необходимости

Оформление коллективной работы

Игровой персонаж «Гномик»

Грецкие орехи по количеству детей.

Разлинованный лист бумаги

Образец снежинки

Ножницы, клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

10 Декабрь

«Зайчик»

Учить проводить горизонтальные линии.

Учить выполнять движения по тексту игры.

Развивать умение правильно держать карандаш.

Развивать  зрительно – двигательную координацию движений.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать желание помочь игровому персонажу.

Пальчиковая гимнастика «Зайчик»

Упражнение «Поможем зайчику добежать до морковки»

Физминутка «Зайке холодно сидеть»

Упражнение «Выкладывание морковки из  гороха»

П/и «Зайцы и волк»

Игрушка «зайчик»

Горох

Заготовка для выкладывания

Простые карандаши

Распечатка

Маска волка.

11 Декабрь

«Пригласительный билет»

(сгибание бумаги)

Учить детей сгибать лист бумаги пополам.

Совершенствовать координацию тонких движений пальцев.

Развивать способность к конструктивному творчеству

Вызывать положительные эмоции

Рассматривание образцов.

Определение последовательности операций.

Физминутка  «Хлоп раз»

Индивидуальная помощь педагога

Оформление билета

Рассматривание работ

Образцы

Лист прямоугольной формы

Цветные полоски для оформления

клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

12 Декабрь

«Дед Мороз едет на праздник»

Продолжать учить проводить горизонтальные линии слева  направо (изображение линий на ограниченной поверхности)

Учить внимательно слушать, запоминать и выполнять словесную инструкцию педагога.

Учить выполнять поделку из палочек по образцу.

Продолжать учить удерживать круг во время ведения хоровода.

Расширять словарный запас.

Воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение.  

Пальчиковая гимнастика «

Упражнение «Езда на машине»

Физминутка «На дворе мороз и ветер»

Упражнение «Выложим елочку»

Зрительная гимнастика

Упражнение «Что изменилось»

Новогодний хоровод.

Игровой персонаж «Гномик»

Простые карандаши

Распечатки

Счетные палочки

Образец для выкладывания

Картинки для упражнения «Что изменилось»

13  Январь

«Снеговик»

(из ваты)

Познакомить с изготовлением поделки из ваты

Развивать чувство формы, глазомер.

Развивать мелкую моторику руки.

Продолжать помогать детям  преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом.

Вызывать интерес к изготовлению игрушек, создавать радостное настроение и условия для самовыражения.

Сюрпризный момент

Показ и объяснение изготовления поделки.

Физминутка «Пропавшие ручки»

Рассматривание готовых работ

Игрушка «снеговик»

Образец

Лист с нарисованным контуром снеговика

Вата, клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

14  Январь

«Снег идет»

Учить проводить вертикальные линии (рисование по зрительным опорам в виде точек).

Развивать зрительное внимание, наглядно – образное мышление, память у детей.

Развивать хватательное движение, быстроту реакции.

Воспитывать положительные эмоции, создающие бодрое, жизнерадостное настроение.  

Пальчиковая гимнастика «

Упражнение «Снег идет»

Зрительная гимнастика

Упражнение  «Где спрятались зайчики».

Физминутка «Мы погреемся немножко»

Игра « Кто ушел»

Игра «Снежки»

«снежки» (ватные мячики)

Простые карандаши

Распечатки.

15  Январь

«В лесу»

(сгибание бумаги)

Учить детей сгибать квадрат по диагонали.

Учить создавать коллективную работу.

Продолжать учить сравнивать по размеру и выполнять поделку по инструкции с учетом размера деталей.

Закреплять понятие «большой», «поменьше», «самый маленький»

Воспитывать интерес к коллективным работам.

Активизация внимания – обыгрывание сюжета «В лесу»

Показ последовательности выполнения работы

Физминутка « Деревья»

Наклеивание поделок на общий фон

Игрушки лисенок и зайчонок.

Общий фон для наклеивания.

Приготовленные контуры зверят.

Зеленые квадраты разного размера (по три штуки на ребенка)

Клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

16  Январь

«Мячик»

Учить складывать фигуры из частей.

Закреплять сенсорные эталоны формы, цвета и величины.

Тренировать в изображении горизонтальных линий слева направо и справа налево (рисование на ограниченной поверхности).

Развивать слуховое внимание.

Расширять глагольный состав.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать уверенность в своих возможностях.

Пальчиковая гимнастика «Колечко»

Упражнение «Игра в мяч»

Упражнение «Волшебный круг»

Физминутка «Поиграем в мяч»

Упражнение «Угадай, кто позвал»

игровой персонаж «Гномик»

Простые карандаши

Распечатки

Мяч

17 Февраль

«Рыбки плавают в водице»

(сгибание бумаги)

Учить детей сгибать квадрат по диагонали, отгибать нужный уголок по инструкции и показу воспитателя.

Продолжать учить  создавать коллективную работу.

Развивать совместную работу руки и глаза.

Продолжать развивать умение различать  по цвету.

Развивать пассивный словарь детей.

Воспитывать интерес к коллективным работам.

Игровая мотивация

Показ и объяснение

Физминутка «Моем руки»

Индивидуальная помощь педагога

Составление коллективной работы.

Рассматривание поделок

Образец

Подготовленный фон в форме аквариума

По два квадрата одного размера, но разного цвета

Клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

18 Февраль

«Зверята»

Продолжать учить рисовать вертикальные линии (изображение линий по зрительным опорам).

Развивать ориентировку на листе (изображение линий сверху вниз).

Учить правильно выполнять словесные инструкции педагога.

Развивать умение правильно понимать предлоги «на», «за». «под»

Развивать наглядно – образное мышление.

Воспитывать отзывчивость, стремление помочь.

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

Упражнение «Поможем лисичке»

Зрительная гимнастика

Упражнение «Кто что любит»

Физминутка «Вот как толстый мишка пляшет»

Упражнение «Зверята  играют»

Игровой персонаж «Гномик»

Простые карандаши

Распечатки

Картинки для игры (с предлогами)

19 Февраль

«Подарок папе»

Учить детей сгибать квадрат по диагонали.

Учить видеть линию сгиба, отгибать уголок строго до линии сгиба.

Учить слушать инструкцию педагога и выполнять её.

Закреплять навыки аккуратного наклеивания деталей.

Воспитывать желание  сделать приятное близкому человеку.

Художественное слово

Показ последовательности выполнения поделки

Выполнение первой детали совместно с педагогом по инструкции

Физминутка «Кто живет у нас в квартире»

Индивидуальная помощь педагога

Рассматривание получившихся работ.

Образец открытки

Фон для открытки

По 4 разноцветных квадрата  и одному зеленому квадрату.

Кружок – сердцевинка для цветка. Стебелек

Клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

20 Февраль

«В космос путь далек»

Учить тонировать лист, нанося свободными размашистыми движениями линии во взаимообратных направлениях с легким продвижением руки сверху вниз; добиваться хорошего конечного результата, не оставляя «белых» пятен.

Продолжать формировать навык правильного положения пальцев при работе с карандашом.

Развивать творческую активность при выполнении работы.

Учить классификации предметов (игрушки, животные, птицы)

Воспитывать усидчивость.

Пальчиковая гимнастика «Очки»

Упражнение «В космосе»

Физминутка «Веселые прыжки»

Упражнение «Выложим ракету»

Упражнение  «Назови одним словом»

Карточки с предметными рисунками

Цветные карандаши

Фон для закрашивания

Счетные палочки

21 Март

Самый красивый цветок для мамы

Учить выполнять поделку способом «рисование пластилином».

Продолжать учить раскатывать тонкую «колбаску», маленькие шарики, делать депешки.

Закреплять  свойства пластилина.

Развивать мелкую моторику руки, упражнять в совместной работе руки и глаза

Воспитывать стремление сделать мамочке приятное

Художественное слово.

Рассматривание поздравительных открыток.

Показ примерного образца.

Закрепление приемов раскатывания и расплющивания.

Физминутка «Солнышко»

Индивидуальная помощь педагога

Рассматривание полученных работ.

Поздравительные открытки

2-3 образца

Цветной пластилин

Дощечки для лепки, стеки, салфетки

22 Март

«Овощи и фрукты»

Учить выполнять поделку из палочек по образцу.

Упражнять в закрашивании контура предмета.

Развивать зрительно – двигательную координацию, зрительную память, внимание, формировать конструктивные навыки.

Развивать умение классифицировать предметы.

Закреплять названия овощей  и фруктов.

Воспитывать заинтересованность в положительном результате выполнения.

Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»

Упражнение «Сделай по образцу»

Физминутка «По дорожке шли – шли»

Упражнение  «Созрели груши»

Упражнение «Разложим по тарелочкам»

Образец

Счетные палочки

Контуры фруктов и овощей, тарелочки

Цветные карандаши

Распечатки

23 Март

«Цыпленок»

Учить выполнять поделку из полосок

Закреплять умение различать полоски по длине

Учить склеивать из полосок шар и капельку

Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность при выполнении поделки

Художественное  слово

Показ образца

Показ и пояснение  хода работы

Физминутка «Вышла курочка хохлатка»

Индивидуальная помощь педагога

Рассматривание поделок.

Образец

Игрушка цыпленок

Полоски , клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

24 Март

«Зверятам от ребят»

Учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности.

Продолжать формировать навык правильного положения пальцев при работе с карандашом.

Продолжать учить выкладывать из ниток круглую форму.

Развивать зрительно – двигательную координацию

Учить соблюдать правила игры.

Развивать выдержку, терпеливость.

Воспитывать желание помочь.

Пальчиковая гимнастика «Солнце»

Упражнение «Поможем»

Физминутка «Дружные щенята»

Упражнение « Подарим шарик»

П/и «Тише мыши, тише»

Игровой персонаж «Гномик»

Цветные нитки

Фон из бархатной бумаги для выкладывания рисунка

Простые карандаши

Распечатки

25 Апрель

«Светофор»

Продолжать учить склеивать шар из полоскок

Закреплять цвета (красный, желтый, зеленый)

Воспитывать усидчивость, терпение, аккуратность при выполнении поделки

Воспитывать эмоциональную отзывчивость

Игровая мотивация

Показ и объяснение

Физминутка «Мы считаем»

Индивидуальная помощь педагога

Рассматривание поделок

Пособия по ПДД

По 2 полоски красного, желтого и зеленого цветов, по одной полоске белого цвета

Клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

26 Апрель

«Круги»

Учить рисовать круги по заданным ориентирам.

Продолжать учить закрашивать не выходя за линию контура.

Закреплять названия основных цветов.

Развивать наглядно – образное  мышление.

Развивать зрительное внимание.

Воспитывать интерес к заданиям, желание выполнить правильно и красиво.

Пальчиковая игра «Пчела»

Упражнение «Обведи и закрась цветочки»

Физминутка «Ручки поднимаем»

Упражнение «Подбери пару»

П/и «Найди цыпленка»

Простые карандаши

Распечатки

игрушка Цыпленок

27 Апрель

«Цветочная поляна»

Учить накручивать спираль из проволоки на палочку, соединять получившиеся спиральки в общую поделку.

Развивать мелкую моторику руки.

Воспитывать интерес к поделкам нетрадиционным способом.

Воспитывать желание доделать  работу до конца.

Игровая мотивация

Определение последовательности операций

Пальчиковая игра

Индивидуальная помощь педагога.

Составление «цветка» из спиралек, составление «полянки» из работ детей. Рассматривание работ.

Игровой персонаж «Гномик»

Образцы

Фон для раскладывания

Пластилин для соединения деталей

Цветная проволока

Палочки для наматывания

28 Апрель

«Мыльные пузыри»

Продолжать учить изображать круги по зрительной опоре в виде точек.

Учить закрашивать круговую поверхность круговыми движениями.

Закрепить умение рисовать прямые линии в разном направлении.

Закрепить понятие «большой» «маленький».

Развивать слуховое внимание, умение выполнять задание по инструкции педагога.

Развивать зрительную память детей.

Воспитывать желание доводить начатое до конца.

Пальчиковая гимнастика

 « Кошка»

Упражнение «Мыльные пузыри»

Физминутка «

Упражнение « Чего не стало»

Упражнение « Дорисуем ниточки к шарам»

«Мыльные пузыри»

Простые и цветные карандаши

Распечатки

Набор игрушек

29 Май

«Цыплята»  (вата)

Продолжать знакомить с изготовлением поделок путем аппликации из ваты

Развивать чувство формы и размер

Развивать интерес к окружающему миру

Развивать творчество и эстетический вкус

Игровая мотивация

Определение последовательности операций

Пальчиковая игра

Индивидуальная помощь педагога.

Рассматривание работ.

Образец

Заготовки с нарисованным контуром, вата

Клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

30 Май

«Помогаем!»

Продолжать учить рисовать кривые линии на ограниченной поверхности.

Развивать наглядно – образное мышление.

Расширять объем слухового внимания и памяти.

Воспитывать уверенность в своих возможностях.

Пальчиковая гимнастика

« Мышка»

Упражнение «Веселый щенок»

Упражнение «Поможем»

Физминутка «Поможем ручейку»

Упражнение «Сложи картинку»

Простые карандаши

Распечатки

Рисунки к игре «Сложи картинку»

31 Май

«Цветы»

(сгибание бумаги)

Продолжать учить  сгибать квадрат в заданном направлении.

Упражнять в умении узнавать геометрическую фигуру

Упражнять в свободном выборе цвета бумаги

Способствовать развитию мелкой моторики руки.

Воспитывать интерес к поделкам, изготовленными своими руками

Игровая мотивация

Показ и рассматривание образца

Показ и закрепление выполнения

Физминутка «На лугу растут цветы»

Рассматривание поделок.

Игровой персонаж «Гномик»

Образцы

Квадратная форма бумаги разного цвета

Ножницы, клей, кисти, салфетка, поднос, клеёночка

32 Май

«На лугу»

Продолжать упражнять в обведении по зрительному ориентиру, в аккуратном закрашивании.

Закреплять навыки правильного положения пальцев при захвате карандаша.

Развивать самостоятельность.

Развивать быстроту реакции.

Воспитывать чувство уверенности в своих возможностях.

Пальчиковая гимнастика «Улитка»

Упражнение «Обведи и закрась»

Упражнение «Составь цветок из палочек»

Физминутка «Кому дать»

Игровое упражнение «Кто больше соберет»

Палочки Кюизенера

Цветные карандаши

Распечатка

Ведерки или коробочки по количеству детей.

Тыквенные семечки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по комплексному развитию мелкой моторики в средней группе

Данная работа по формированию подготовки руки к письму включает в себя два направления - работа с карандашом и работа с бумагой. материал для средней возрастностной группы...

Перспективный план работы по развитию мелкой моторики для детей средней группы (сентябрь – ноябрь).

Перспективный план по развитию мелкой моторики на сентябрь-ноябрь, предназначен для работы с детьми средней группы, содержит постановку задач, названия занятий, игр, игровых ситуаций, пальчиковой гимн...

Тематическое перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики рук

Пальчиковые игры с использованием нестандартного оборудования...

Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.

В данной статье описывается комплексный подход в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Перспективное планирование упражнений на развитие мелкой моторики кистей

Перспективное планирование упражнений на развитие мелкой моторики кистей...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Данный материал будет полезен как воспитателям, так и учителям-логопедам при подготовке к занятиям по лексическим темам...


 

Комментарии

Спасибо, что поделились свом планированием я сейчас как раз работаю с детьми второй младшей группы.