Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Гришко Марина Викторовна

В данной статье описывается комплексный подход в развитии мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное развитие мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями.

Как известно, стимулятором речевого развития и развития мозговой деятельности выступает воздействие на мелкие мышцы рук. Учеными отечественной и зарубежной психологии доказано, что мелкая моторика и речь ребенка неразрывно связаны между собой. Существует неоспоримая связь речевых и двигательных центров мозга.

     В последние годы наблюдается тенденция увеличения числа детей с расстройствами речи, имеющих в разной степени выраженную общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.

     В процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь пальцев рук. Исследованиями института физиологии  детей и подростков АПН было установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Также доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Детские психологи пишут о том, что систематические упражнения по тренировке движений пальцев в совокупности со стимуляцией речевой активности, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

    Еще В. М. Бехтерев пришел к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи.

     По данным М. М. Кольцовой,  если развитие движений пальцев соответствует возрасту ребенка, то и речевое развитие его будет в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, задерживается и развитие речи. М.М. Кольцова отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки как «орган речи» – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большими и указательными) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны дает возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребенка через тренировку тонких движений пальцев рук. И.П. Павлов сказал: «… развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дает человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением».

     Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы, усложняем строение мозга, развивая психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка. 

     Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают трудности с овладением навыков письма. Письмо это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки, степень окостенения запястья и фаланг пальцев. При овладении навыком письма немаловажную роль играет и организация предшествующей деятельности  детей (изобразительной,  бытовой, игровой) прямо или опосредованно влияющей на развитие функций руки.

     Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук детей, поступивших в первый класс, обычно приводит к неутешительному выводу о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны и точны, плохо подчиняются задачам деятельности. Особенно это относится к использованию ручки и карандаша в качестве графических инструментов, что требует специальных сложнокоординированных движений ведущей руки.  

Весь комплекс упражнений по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук  можно разделить на четыре составляющие:

1.Пальчиковая гимнастика.

     «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др.  Рекомендуется использовать упражнения, в которых тренируется каждый палец отдельно (ведь в коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца), необходимы движения и для напряжения, и для расслабления, и растяжки. Движения пальцами нужно выполнять с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Вялая, небрежная тренировка не дает эффекта. Пальчиковый тренинг включает упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др.  Исследователи указывают, что включение в любой урок, занятие в группе пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи.

2. Работа в тетрадях – отработка элементарных графических навыков.

     Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя: различные виды штриховки, рисуя, раскрашивая, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям, продолжая узоры различной сложности. Работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму.

3. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов.

     Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками, нанизывание бус оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывание можно пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.  Также используются такие игры, как шнуровки,  конструирование с  бельевыми  прищепками, лепка  из пластилина, мозаика, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.

4.  Физические упражнения (физкультурные занятия).

     Физкультурные занятия  предоставляют широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих большей частью игровой характер (подвижные игры с потешками, речитативно-физкультурные композиции, перекладывание мелких предметов в эстафетах, бруски и ловля меча, серсо и многие другие). При таком подходе, даже если приходится выполнять большое количество упражнений, непосредственно направленных на развитие мелких мышц кисти и координацию движений звеньев руки, дети никогда не жалуются на усталость рук. Таким образом, в дошкольном возрасте не только можно, но необходимо развивать у ребенка координацию движений, пространственные представления, чувство ритма и “ручную умелость” для подготовки его к овладению графикой письма. А так как развитие этих качеств является задачей физической культурой, то специально подобранные физические упражнения будут способствовать совершенствованию у ребенка координации движений, научат ориентироваться в пространстве и чувствовать ритм, разовьет руку - т.е. дадут ему все, что необходимо для успешного овладения письмом.

     Занятия по развитию пальцевой моторики проводятся регулярно на занятиях дефектолога, воспитателя, инструктора ЛФК. 

     Развитие ручной моторики – это сложный и трудоемкий процесс, который растягивается на период дошкольного и младшего школьного возраста и является показателем умелости ребенка в школе. В особенности данное утверждение важно для детей с речевой патологией, т.к. в связи с особенностями анатомо-физиологического строения коры головного мозга центры речи и двигательная зона являются одна продолжением другой.

     Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Библиографический список:

1.Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. -  М. : АСТ, Астрель, 2006.

2.Гаврина С. Ю., Кутявина Н.Л., Тоноркова И.Г., Щербинина С.В. “Развиваем руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать”, Ярославль: Академия развития, 1997

3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи.- М.: Изд –во АПН РСФСР,1961.

4.Дедюхина Г.В., Янышина Т.А., Могучая Л.Д. “Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающих детским церебральным параличом”, Москва: “Гном-ПРЕСС”,1999

5.Кольцова М.М. “Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка”, М.,1973

6.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с.

7.Лубовский В.И. “Развитие словесной регуляции действий у детей”. М.,1978

8.Марковская И.Ф. “Задержка психического развития церебрально-органического генезиса”: Дис. Канд. Мед. Наук. Л., 1982

9.“Развитие тонкой моторики рук у детей с задержкой психического развития”, И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова; Ж – л “Дефектология”, №4, 1988

10.Рузина М.С. “Пальчиковый игротренинг.”Санкт-Петербург: Издательский Дом “М и М”, 1998

11.Савина Л.П. “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”, Москва, Издательство “Родничок”, 1999

12.Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: АСТ, Астрель, 2004.

13.Филиппова С.О. “Подготовка дошкольников к обучению письму”, Санкт-Петербург : “Детство-Пресс”, 1999

14.Филичева Т.Б. и др. Основы  логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.: ил.

15.Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

Отчет по самообразованию на тему «Развития мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений».

отчет по самообразованию учителя-логопеда на тему "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений"...

Мастер-класс для родителей «РАЗВИТИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Расширить знания родителей о строении артикуляционного аппарата и взаимосвязи его с мелкой моторикой пальцев рук. Познакомить и обучить родителей игровым способам развития артикуляционного аппарата и ...

Конспект видеоурока. Тема: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников».

Конспект видеоурока на тему: «Развитие мелкой моторики как средство профилактики речевых нарушений у дошкольников»....