Проблема тревоги и тревожности у детей.
консультация на тему

Левашова Татьяна Викторовна

Что такое тревога, её причины, что делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trevozhnost_u_detey.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы тревоги и тревожности у детей.

В дошкольном возрасте активно формируется личность ребенка, он вступает в более широкий круг социальных отношений, усложняются задачи, которые необходимо решать ежедневно. Наиболее частой эмоциональной проблемой дошкольников является тревожность как возможный предвестник невроза.

Тревога как эмоциональное состояние характеризуется субъективным ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий и сопровождается изменением частоты сердечных сокращений, ритма дыхания, потоотделения и т.д. Причиной возникновения тревожного состояния является субъективное осознание складывающейся ситуации как угрожающей. Тревожность как свойство личности проявляется в склонности воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу. Она не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной адаптирующейся личности. Однако высокий уровень тревожности может носить патогенный характер и негативно влиять на развитие личности и осуществление деятельности. Развитие тревожности как свойства личности происходит в ходе накопления негативного опыта переживания тревоги и заключается в формировании и закреплении устойчивой склонности личности к тревожным переживаниям.

Тревога как состояние в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях, предполагающих антиципацию негативных результатов. Это состояние возникает, когда ребенок воспринимает определенные раздражители или ситуацию как несущие в себе актуально и потенциально элементы угрозы, опасности, вреда.

Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденции воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающих и реагировать на них состоянием тревоги. Постоянные переживания тревоги фиксируются и становятся свойством личности — тревожностью. Возникновение состояния тревоги при его постоянном повторении становится доминантой и обусловливает формирование новообразования, т.е. ведет к закреплению соответствующего свойства — тревожности.

Личностная тревожность не обязательно проявляется в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающей психику. Уровень личностной тревожности определяется исходя из того, как часто и как интенсивно у ребенка возникает состояние тревоги. Функциональный аспект исследования личностной тревожности предполагает рассмотрение ее как системного свойства, которое проявляется на всех уровнях активности человека.

Специалисты  обращают внимание на разделение понятий страха и тревоги. Эти явления имеют общий компонент в виде чувства беспокойства, восприятия угрозы и отсутствия чувства безопасности, но тревога — сигнал опасности, а страх — ответ на нее; тревога скорее предчувствие, а страх — чувство опасности; стимулы тревоги имеют общий, неопределенный и абстрактный характер, страх более конкретен и определёнен; тревога как ожидание опасности спроецирована в будущее, страх как воспоминание об опасности имеет своим источником, главным образом, травмирующий опыт. Важной является мысль о присутствии у тревожной, склонной к неврозам личности, черт «контрастности», противоречивости личностных характеристик, например гордость, самоуверенность сочетается с ранимостью, агрессивность — с робостью, стремление к лидерству — с неверием в свои силы. Тревожность может быть разного уровня. Если она достигает уровня страха смерти, человек начинает защищать свой биологический статус, свое биологическое существование. Одним из путей преодоления тревожности выступают насильственные преступления как форма защиты от мира, субъективно воспринимаемого как опасный. Другим путем защиты может стать суицид, уход из этого мира. Однако тревожность может сформироваться и сохраниться на уровне беспокойства и неуверенности как свойств, внутренне присущих данной личности. По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которые могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Обратную связь между страхом и возбуждением мы наблюдаем, когда эмоция интереса-возбуждения перерастает в страх. Таким образом, страхи как условно-рефлекторные аффективные ответы на воображаемую или реальную опасность имеют эмоциональную основу, когнитивную направленность и межличностную обусловленность, являясь одновременно динамическим стереотипом личностного реагирования. Знание особенностей возрастной динамики страхов в условиях нормы и патологии позволит создать, в случае необходимости, эффективный комплекс ранних психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий, имеющих своей целью предотвращение развития тревожно-мнительных черт личности.

Итак, тревожность правомерно рассматривать как психологическое образование, обусловленное множеством причин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детские тревоги. Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста

Среди дошкольников, поступающих в школу, много тревожных детей. При поступлении в школу у них могут возникнуть проблемы: неуверенность, страхи, так называемые школьные неврозы. Детский сад посещают де...

Проблема тревожности у детей дошкольного возраста

Применение разработанной методики по преодолению тревожности в практике работы ДОУ...

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...

Проблема преодоления и коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.

Консультация  для родителей по теме:"Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"....

Методическая разработка по теме: " Проблема тревожности у детей дошкольного возраста"

Методическая разработка посвященная  феномену эмоционального нарушения, а именно, возрастающей тревожности и, связанной с ней агрессивности.Цель коррекционной программы - снятие напряжения, корре...

Профилактика тревожности у детей. Правила общения с тревожным ребёнком.

Большинство учёных считает, что у детей дошкольного возраста одной из основных причин возникновения тревожности является нарушение детско-родительских отношений. Родителям важно научить тревожного реб...

Тревога и тревожность в дошкольном возрасте.

Тревога считается естественная и нормальная реакция организма, она помогает активизировать организм к достижению результата. С помощью тревоги мы можем понять, когда нам грозит опасность. Но есть и об...