Современные формы работы с родителями
статья (младшая группа) на тему

Исаева Анна Ивановна

В последние годы, как в науке, так и в образовательной практике уделяется большое внимание проблемам семьи и родительства. 

Замечательно об этом сказал Роберт Рождественский:

Хотите ли вы, не хотите ли,

Но дело, товарищи, в том,

Что прежде всего – мы родители,

А всё остальное потом!

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет один из основных принципов:  сотрудничество детского сада с семьёй, а задача - обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей  является приоритетной.

И я, как молодой педагог, имеющий стаж всего 4 года, должна признаться в том, что это самая сложная и трудная область в моей педагогической деятельности, которая требует постоянного самообразования и новых подходов во взаимодействии с воспитывающими взрослыми

Бытует такое житейское представление, что воспитание ребёнка в семье не требует особой подготовки.  Но еще 100 лет назад подобные взгляды Ушинский отнёс к области невежества.

Особую актуальность  взаимодействие с родителями приобретает в воспитании детей раннего возраста, который является наиболее чувствительным в формировании личности ребёнка.

А так как я работаю с детьми раннего возраста, то большая часть родителей – это молодые люди, которые впервые примерили на себя такую социальную роль, как мама и папа и стаж родительства которых,  чуть больше года.

Поэтому  вопрос, как найти те продуктивные формы взаимодействия,  которые помогут мне выстроить общение с ними на основе диалога и открытости для меня особенно значим.

В настоящее время уже сложились устойчивые формы работы  с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными. Это формы работы проверенные временем: родительское собрание, беседа, консультация. Но такие формы оставляют родителей в роли пассивных слушателей и исполнителей. Наглядная пропаганда (стенды, выставки) она конечно позволяет  знакомить с информацией, но чаще всего это происходит механически, когда забирают или приводят детей в группу.

Сейчас особой популярностью у родителей и у педагогов пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Наукой и практикой уже накоплен большой опыт. Т.В. Кротовой предложена классификация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, которые делятся на информационно-аналитические. Целью, которой является,  выявление запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. Рекомендуемые формы:  проведение социологических срезов, опросов; «почтовый ящик»; индивидуальные блокноты.

Познавательные. Цель: ознакомление родителей с возрастными особенностями детей. Рекомендуемые формы: тренинги;  консультации в нетрадиционной форме; мини-собрания; педагогический брифинг.

Досуговые. Цель: установление эмоционального контакта. Формы работы: Совместные досуги, праздники, выставки работ, музыкальная, психологическая, литературная  гостиные; клубы родительского мастерства.

Наглядно-информационные Формы работы: Информационные проспекты для родителей; альманах; дни (недели) открытых дверей;  открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей; выпуск стенгазет; организации мини-библиотек.

Лично для меня стоит задача выбрать такие формы, которые отвечали бы  запросам  родителей детей раннего возраста.

Мною используется такая форма, которая получила название «игровая мастерская», где родитель имеет возможность стать участником и партнером своего ребёнка, а затем при обсуждении  с педагогом оценивает то, чему научился, какой опыт приобрел и какие эффективные  тактики общения с ребенком освоил.

Игровые технологии позволяют использовать коммуникативные, деловые игры, которые эмоционально воздействуют на родителей и включают их в совместную поисковую деятельность. А групповые эффекты позволяют родителям получить обратную связь, посмотреть на себя «глазами других» и лучше понять собственные стереотипы воспитания.

Такая форма игровые мастерские позволяют мне хорошо познакомиться с родителями,  изучить особенности  детско - родительских отношений и если нужно скорректировать ранние нарушения эмоциональных отношений между взрослыми ребенком.

Также мною апробирована такая форма работы как музыкальная гостиная на тему «Волшебная сила маминой колыбельной». Чем интересна эта форма? Не секрет, что молодые родители не знают колыбельных песен, а дети  засыпают чаще под звук телевизора, чем под мамину песню. И моя цель – возродить такую семейную традицию, как пение колыбельных песен.

Традиционно  использую такую форму, как  конкурс «Это нам подарило лето», «На лучшую новогоднюю игрушку».

Также любимая мною форма, как мастер-класс, который мы проводим под девизом «Только птица-мать может научить своего ребёнка летать», где в практической деятельности можно сформировать навыки педагогического общения с ребёнком на различные темы: «Как развивать речь ребёнка», «Ребёнок с характером», «Как нехочуху превратить в хочуху».

Также мною внедрена такая инновационная форма работы, как тематические акции, когда возникают у родителей вопросы или проблемы на определённую тему, например, «Проблемы детской кусачести», «Ребёнок с характером». «Правила безопасности дома». А также интересная форма работы, как тематические дни.

К всемирному дню плюшевого мишки (27 октября) родители и дети готовятся заранее. А  группа  в этот день превращается  в плюшевый  медведарий.

12 ноября отмечается «Синичкин день».. К празднику родители с детьми мастерят и развешивают кормушки - домики для синичек. 

В последнее воскресенье ноября отмечается День матери.  Мама главное слово на свете. Для родителей готовятся буклеты со стихами о маме. Детей радует в этот день кукольный спектакль «Как котенок маму искал».

В результате проведения тематических дней создается благоприятная среда для повышения контактов родителей и педагогов, формируются положительные отношения родителей к образовательному учреждению, выросла потребность в организации совместного досуга в семье.

В проекте у меня создание клуба родительского мастерства, где родители в неформальной обстановке могли бы делиться своим опытом работы по воспитанию детей, семейными традициями, а также встречаться со специалистами в области раннего детства.

Чем разнообразнее формы взаимодействия с родителями, тем более эффективен процесс образования детей.

И закончить своё выступление я хочу словами одного из героев  сказки «Золушка»: «Я ещё не волшебник, я только учусь. Но ради тех, кого люблю, я способна на любые чудеса…»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...