Главные вкладки

    Дидактические игры на развитие мышления дошкольников
    материал на тему

    Закирова Наталья Валерьевна

    Данные игры очень нравятся детям. Организуя эти игры на занятиях,  в индивидуальной работе позволит развить у детей такой психический процесс, как мышление.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_myshleniya.docx15.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры на развитие мышления дошкольников

    1) «Собери большую семью»      

    Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»    

    2) «Любимая еда»

    Подбираются картинки с изображением животных и пищи для этих животных. Перед дошкольниками раскладываются картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи, предлагается каждому животному разложить его любимую еду.

    3) «Найди маму малышу»

    Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

    4) «Назови одним словом»

    Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их, одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

    5) «Волшебный мешочек»   

    В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

    6) «Собери друзей»

    Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

    7) «Разложи картинки»

    Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

    8) «Что лишнее?»

    Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

    9) «Чередование»

    Предложите дошкольникам нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности, например, за цветом: красная, синяя, жёлтая, зелёная и т.д. Таким же образом можно предложить нарисовать разноцветный забор, или же выложить его на столе из разноцветных палочек и т.д.

    10) «Найди лишнее слово»  

    Взрослый читает серию слов, например: животные, овощи, фрукты и т.п. и предлагает дошкольникам хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат лишнее слово, можно также выбрать ребёнка, который объяснит, почему слово лишнее, к какой группе он бы его соотнёс.

    11) «Кто быстрее»

    Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, а ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно также называть не только цвет, но и качество (например: вкус, форму) предмета.

    12) «Профессии»    

    Взрослый показывает детям картинки с профессиями людей и просит назвать чем занимаются люди определенной профессии. Например, доктор – лечит людей, строитель – строит дома, учитель – учит чему-либо детей в школе и т.д. Можно заменить показом мимикой и пантомимикой.

    13) «Скажи мне наоборот»

    Предложите дошкольникам игру «Я буду говорить слово, а вы тоже скажите мне его же, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий и т.д.

    14) «Угадай»                            

    Взрослый предлагает угадать о каком животном, овоще, фрукте, транспорте и т.п. он говорит. Обязательно нужно давать детям конкретное, чёткое описание каждого предмета. Например: Это фрукт. Он красный, круглый, сочный (Яблоко).

    15) «Отгадывание загадок»    

    Предложите детям отгадать описательные загадки на различные тематики (растительный и животный мир, явления природы, овощи/фрукты, предметы и т.д.) Например: Длинноухий, пугливый, любит кушать морковь и капусту (Заяц); Рыжая, у неё пушистый хвост, ловко прыгает по деревьям (Белка) и т.д.

    16) «Перелётные и зимующие птицы»

    Перед дошкольниками раскладываются картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, а также две одинаковые картинки с изображением дерева. Им нужно на одно дерево посадить всех перелётных птиц, например: ласточка, скворец, грач, кукушка, жайворонок и т.д., а на другое – зимующих, например: синица, воробей, ворона, снегирь  и т.д.

    17) «Летает, плавает, ползает»  

    Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать…» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

    18) «Найди похожее»

    Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

    19) «Домашние и дикие животные»

    Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

    20) «Наша любимая зима и любимое лето»

    Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры на развитие мышления

    Данные игры помогут родителям и педагогам провести время с пользой...

    Дидактические игры на развитие мышления

    Дидактические игры в помощь воспитателю для развития мышления в игровой форме. Дети закрепляют знания о природе, домашних животных, фруктах и овощах, развивают внимание, речь, познавательную...

    Дидактические игры на развитие мышления (ИКТ)

    В презенации предсавлены игры на развитие мышления детйе дошкольного возраста (интерактивные). Ребенок управляя мышью, решает поставленные задачи в игровой форме. ...

    Дидактические игры на развитие мышления

    Предлагаю вашему вниманию игры с использованием природного материала.Даyную игру можно создать из различных природных материалов - на прогулке, в парке ,на даче,пляже.Игра развивает творческое мышлени...

    Дидактические игры на развитие мышления в средней группе

    «Посади огород» Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огу...

    Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...