Дидактические игры на развитие мышления
материал на тему

Трифонова Надежда Анатольевна

Дидактические игры в помощь воспитателю для развития мышления в игровой форме. Дети закрепляют знания о природе, домашних животных, фруктах и овощах, развивают внимание, речь, познавательную активность 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_myshleniya.docx212.93 КБ

Предварительный просмотр:

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4b320615ab979fe361c7b404bf0e6923-107-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4b320615ab979fe361c7b404bf0e6923-107-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d0c1f8c45458568d8f974a94ce1949e4-08-144&n=21

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=c76527e81773959a6d6b4abc70b5f50d-87-144&n=21

Дидактические игры на развитие мышления  

                 

«Узнайте животного по описанию»

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки  и соответствующее животное по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными, игрушечные животныеhttp://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=8361fea11ece91cd8bd909cc6abfd01d-131-144&n=21

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Воспитатель. Это животное имеет голову, ушки, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям, а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

«Кто где стоит?»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.21 Марта 2013 - Персональный сайт

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т.п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку, воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

http://ts1.mm.bing.net/th?&id=HN.608040895624970498&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

«Кто что ест?»

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй – ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

«Кто как кричит?»

http://ts1.mm.bing.net/th?&id=HN.607997044007177606&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные». 

Ход игры: Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

«Животные и их малыши»

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание. http://ts1.mm.bing.net/th?&id=HN.608053196412488704&w=300&h=300&c=0&pid=1.9&rs=0&p=0

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами. Один ребенок берет животное, второй ищет малыша. Дети должны назвать животное и его детеныша.

                                                                                   http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4b320615ab979fe361c7b404bf0e6923-107-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4b320615ab979fe361c7b404bf0e6923-107-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d0c1f8c45458568d8f974a94ce1949e4-08-144&n=21

                                               

                     

http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=c76527e81773959a6d6b4abc70b5f50d-87-144&n=21

  Игра «Догадайся»

  Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.

  Восп.: Догадайтесь, что это может быть?                                                               

  Дети: Машина, велосипед …

  Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?

  (приемы – синтез, классификация)                                                                        http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2c5ae4615596b402fcd8dc54f410b1f6-141-144&n=21

     

Игра «Что забыл художник?»                                                             

 Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?

 Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,

 На ковре не раскрашены некоторые полоски …

(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным стандартом).

Таким образом, логика, пусть не в чистом виде, а в виде простейших ее форм и приемах имеет весомое место в дошкольной системе образованияhttp://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=46873f9515569ebf014f1817deed3480-01-144&n=21

 «Найди маму малышу» 

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.     http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9208d2484816f300c4a7c76e4c792fcb-82-144&n=21

           

 «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные;  яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.Анимация- ДЕД Мороз и Снегурочка. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников

« Волшебный мешочек»   

В мешочек подбираются игрушки: красного, синего, зелёного, желтого цветов. На столе раскладываются картинки с изображением: красного яблока, синего облака, зелёного кузнечика, жёлтого цыплёнка, дошкольникам предлагается подобрать им друзей по цвету, достав из мешочка соответствующие игрушки.

 «Найди похожее» http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=5754801a062a15c0089ea673746f4c29-14-144&n=21

Дошкольникам предлагаются геометрические фигуры и различные предметы. Задание – нужно сформировать группы предметов по сходству с определённой геометрической фигурой. Например, круг – кольцо, крышка…, квадрат – коробочка, кубик… и т.д.

http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d0c1f8c45458568d8f974a94ce1949e4-08-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4b320615ab979fe361c7b404bf0e6923-107-144&n=21http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=4b320615ab979fe361c7b404bf0e6923-107-144&n=21

«Скажи»

Цель: учить детей подбирать прилагательные к существительным; развивать мышление, речь, внимание.http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=68cad526faf0525628ea59f124dc41ce-40-144&n=21

Материал: мяч. 

Ход игры: Воспитатель бросает детям по очереди мяч.

Воспитатель. Осень какая? Солнышко какое? Трава какая?

Ребенок ловит мяч, подбирает прилагательное, потом бросает мяч обратно воспитателю.

«Сварите вкусный борщ»

Цель: учить детей называть старинную посуду (горшок, миска, ложка, кувшин) учить выбирать нужные овощи для борща; развивать логическое мышление, внимательность.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=a43924f5ed5379fd3c56dbb33e495f49-36-144&n=21

Материал: посуда (горшок, ложка, миска, кувшин) муляжи овощей и фруктов. 

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «сварить» блюдо - борщ. Дети называют посуду, в которой они будут «варить» борщ, и выбирают ее среди поставленной перед ними. Вызванные дети выбирают среди положенных перед ними овощей и фруктов нужные овощи для борща и складывают их в горшок.

Дети по очереди выбирают овощи, а остальные дети знаками показывают: да или нет.

«Выбери нужное»


Дид. задача: закреплять знания о природе. Развивать мышление, познавательную активность.
Материалы: предметные картинки. 
Ход игры: на столе рассыпаны предметные картинки. Воспитатель называет какое – либо свойство или признак, а дети должны выбрать как можно больше предметов, которые этим свойством обладают.
Например: «зеленый» - это могут быть картинки листочка, огурца, капусты кузнечика. Или: «влажный» - вода, росса, облако, туман, иней и т.д.http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=910bfc1981403c8c49bdf3bb3f7ff4bb-65-144&n=21

«Домашние и дикие животные»http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=244e27350c0ae723899f939fd7d0eeed-140-144&n=21

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён- дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на развитие мышления

Данные игры помогут родителям и педагогам провести время с пользой...

Дидактические игры на развитие мышления (ИКТ)

В презенации предсавлены игры на развитие мышления детйе дошкольного возраста (интерактивные). Ребенок управляя мышью, решает поставленные задачи в игровой форме. ...

Дидактические игры на развитие мышления в средней группе

«Посади огород» Цель: учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать в соответствии с расположением заместителей.Оборудование: набор игрушечных овощей: репки, огу...

Дидактические игры на развитие мышления дошкольников

Данные игры очень нравятся детям. Организуя эти игры на занятиях,  в индивидуальной работе позволит развить у детей такой психический процесс, как мышление....

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (презентация с представлением собственного опыта работы)...

Дидактические игры на развитие мышления

Игры на развитие логического мышления   1. Игры на формирование умений выполнять классификацию.«Разложи предметы»Оборудование: набор из 8 игрушек и предметов различных по назначе...