Методы арт-терапии в работе с родителями детей групп раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Щукина Ирина Вячеславовна

Для того, чтобы попытаться выстроить продуктивный  диало с родителями и др. ,  наметить дальнейшие пути развития ребёнка,    необходимо избегать определённых трудностей во взаимном понимании двух сторон – педагогов и родителей.
 В качестве примера успешного установления доверительных отношений с родителями наших воспитанников, мы рассмотрим работу родительской группы с применением арт-терапевтических методов.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Не тревожься о том, что дети тебя никогда
                                                                                                          не слушают; тревожься о том,  что они  
                                                                                                          всегда за тобой наблюдают.

                                                                                                             Роберт Фулем


             "Методы арт-терапии в работе с родителями детей групп раннего возраста"
                                  Педагог-психолог: Щукина Ирина Вячеславовна
                          ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением математики № 1384 имени А.А. Леманского»,


В последнее время, часто, диалог между  представителями образовательных учреждений  и родителями воспитанников строится на основах взаимопонимания до тех пор, пока  вопрос не касается негативного  поведения ребёнка.  Редкий родитель ребёнка с негативным самопредъявлением  добровольно и легко признает  себя ответственным за то, что сын  (дочь) дерзит педагогу (воспитателю), не испытывая ни малейшего пиетета перед взрослым. Чаще всего, родители в таких беседах о воспитании, перекладывают бремя ответственности на педагога, оправдывая своё бессилие в отношении воспитания ребёнка, якобы,  неумением педагога организовать должное воспитательное пространство  для их чада.
Замечено, что знания, полученные ребёнком от представителей любого социального института (детского сада, школы и т.д.),  пройдут проверку на «прочность»  в кругу именно своей семьи. Чаще всего кто-либо из родителей или близких членов семьи становится для ребёнка значимым взрослым. Именно от личного  отношения значимого взрослого к морально-нравственным ценностям зависит то, закрепятся эти ценности в сознании и поведении ребёнка или же красивые слова о долге и чести, об уважении к старшим и почитании учителей, так и останутся  для маленького человека абстрактными понятиями.
Именно поэтому сотрудники нашего детского сада  в своей работе  одним из наиболее приоритетных и значимых направлений выделяют работу с родителями. Ведь от успешного взаимодействия родителей и сотрудников  образовательного учреждения зависит тот психологический настрой, с которым ребёнок начинает каждый свой день.
Для того, чтобы попытаться выстроить с родителем продуктивный  диалог,  наметить дальнейшие пути развития ребёнка, тем более, если дело касается ребёнка с поведенческими проблемами, то, как мы уже упоминали выше, могут возникнуть определённые трудности во взаимном понимании двух сторон – педагогов и родителей.
А ведь если не будет этих двух сторон, а педагоги и родители станут единым фронтом – фронтом защиты и помощи своим детям  в таком непростом деле роста и взросления, то и все основные воспитательные ресурсы, усваиваемые детьми, будут «транслироваться» уважаемыми взрослыми, по договорённости, синхронно. И тогда ребёнку  не придётся совмещать в своём сознании два противоположных мнения – мнение обожаемой  мамы с мнением, часто уважаемого  и любимого педагога, выражая  своё состояние неопределённости и нестабильности то беспричинными капризами, то немотивированной агрессией, а то и «попросту»  заболевая. Ведь нескончаемая череда ОРВи И ОРЗ нередко является психосоматическими проявлениями.
Особенное внимание сотрудники  нашего детского сада уделяют родителям детей групп раннего возраста (группа кратковременного пребывания). Так как, именно сотрудники, работающие в подобных группах, как правило, формируют образ педагога  образовательного учреждения в сознании родителей,  а также, в сознании детей.
  В качестве примера успешного установления доверительных отношений с родителями наших воспитанников, мы рассмотрим работу родительской группы с применением арт-терапевтических методов. Такие занятия проводит педагог-психолог, подтвердивший свою квалификацию арт-терапевта, занимаясь по программе повышения квалификации.

                               Упражнение №1  
«Расскажи о своём впечатлении от…»
               (в нашем случае  мы обсуждали впечатления родителей от детского сада)

Цель:

Этим упражнением целесообразно начинать занятия в группе. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает  родителям  лучше познакомиться друг с другом. Также оно может служить диагностическим материалом, а также использоваться в конце серии встреч группы, для анализа изменений.

Материалы:

 Бумага, цветные карандаши, мел, краски.

Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и красок, цветных  карандашей и мелков.

Описание структуры занятия. Методические рекомендации.

Используйте одну-две минуты, чтоб осознать ощущения и чувства, которые возникают в этот момент. Забудьте об искусстве и не старайтесь быть художником. Возьмите карандаш и начните наносить какие-нибудь штрихи на бумагу. Рисуйте цветные линии и формы, говорящие о том, что вы ощущаете, думая о том, что Ваш малыш стал посещать детский сад. Попытайтесь символически выразить свое состояние в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что-то определенное и высокохудожественное. Рисуйте то, что приходит в голову. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.

            Упражнение №2  
«Моментальное рисование эмоций»

Цель:

 Способствовать саморефлексии,   побуждение к групповой коммуникации, высвобождение негативных чувств, опыта, а также возможность поделиться с другими родителями,    любой информацией о себе, возможность к самораскрытию.

Материалы:

Бумага (листы формата А5 – 5 шт.  на одного участника группы),  листы формата А3 по одному на участника группы. Арт –материалы: пастель сухая, пастель масляная, краски- гуашь, восковые мелки, карандаши, пластилин (и т.д. по фантазии).

Описание структуры занятия. Методические рекомендации:

Арт-терапевт предлагает родителям группы нарисовать эмоции, которые, возможно, они испытывали с началом посещения ребёнком детского сада (если родитель говорит, что не испытывал какой-либо эмоции, то ему  предлагается нарисовать своё представление об этой эмоции). Эмоции диктуются поочерёдно. Задача участников группы -  нарисовать своё ощущение эмоции быстро (4-5 сек. на один рисунок), затем необходимо  перевернуть лист и на обратной стороне подписать изображённую эмоцию.

Очерёдность рисования эмоций;

- страх;

- гнев;

- печаль;

- удивление;

- радость.

Затем, все нарисованные эмоции выкладываются в центр, образованного участниками круга, изображением вверх. Задача участников рассортировать наугад все нарисованные эмоции, не указывая, при этом на лично-нарисованные.  Рассортировав все листы по группам, убедившись в правильности выбора (пометка на обратной стороне листа), участники называют, что они видят схожего в их изображении (линии, цвет, формы).

После этого сравнения, ведущий предлагает каждому участнику выбрать любое, близкое ему, в данный момент, изображение эмоции. Можно остановиться на изображении своей эмоции, также,  как и на изображении, принадлежащем другому участнику группы. Далее, терапевт предлагает, взяв большой лист бумаги (А3), нарисовать свою вариацию на тему выбранного изображения эмоции.  Законченные работы выкладываются в центр круга, всем участникам предлагается рассказать о своей работе, предоставив окружающим прототип (изначально выбранный вариант изображения эмоции) и итоговый результат изображения вариации на тему выбранной эмоции. Далее терапевт предлагает всем членам группы высказаться в отношении каждой работы. Рассказать какие чувства они испытывают, глядя на рисунок коллеги (участника группы). Затем он предлагает группе  разделиться на пары, по схожести рисунков (цвета, тематики, общего характера и т.д.).

Работая в паре, участникам предлагается поочерёдно быть «клиентом» и «терапевтом», выслушивая клиента и рассказывая о  процессе работы над своим рисунком, соответственно.

Затем,  «терапевты» внутри пар, предлагают своим  «клиентам», вылепить исходно-изображаемое чувство из пластилина. С вылепленным чувством можно «поговорить», пытаясь найти ответ о значимости этого чувства для «клиента». После всего, работая в паре, «терапевты» предлагают своим «»клиентам, по желанию, трансформировать вылепленное чувство-эмоцию. Затем, «клиенту» снова предлагается отрефлексировать на тему метаморфозы эмоции и своего к этому отношения.

В завершение этого упражнения, все участники группы, сидя в исходном кругу, делятся впечатлениями от работы в парах и о своей работе с эмоцией-чувством. Обсуждают  своё, возможно, изменившееся,  отношение к исходно-выбранной эмоции.  Говорят о том, что чувствуют на данный момент, от каких чувств или впечатлений хотелось  бы избавиться, а какие, возможно, сохранить.

На занятии,  мамы ( в основном это были именно они) обсуждают  свои рисунки, что, с одной стороны, даёт  им возможность увидеть схожие чувства у других участниц, с другой – позволяет   арт-терапевту поговорить о чувстве вины, беспомощности, безысходности и других состояниях, неизменно возникающих у родителя, впервые столкнувшегося с системой социальных требований и правил дошкольного учреждения.  Родители группы могут  обсудить  эти темы, по желанию, откровенно. Ведь в обыденной жизни, родителям детей одной группы редко удаётся поговорить на темы о личном, о своей семье, о переживаниях и надеждах, связанных с ребёнком.  Арт-терапевтические группы  - замечательная возможность для родителей пообщаться на любые волнующие темы образно и символически. Так проще! Так надёжнее!

На наших занятиях происходила  актуализация визуальных, звуковых, кинестетических ощущений. Мы, также, использовали рисунок в сочетании с элементами музыкальной и танцевальной терапии, что позволяло  невербально выражать свои проблемы  и чувства, научились  понимать и анализировать свои эмоции.

В арт-терапевтической  практике существует немало техник для успешной работы с группой любого настроенческого фона. Однако, следует заметить, какую бы технику не предпочёл педагог работающий с группой родителей воспитанников детского  сада, или школы,  главное – это тот настрой на позитивный результат, который он, представитель образовательного учреждения, транслирует, часто таким тревожным и порой даже беззащитным  молодым родителям.
Ведь главная цель подобных встреч с родителями воспитанников – это установление  взаимного доверия, которое так непросто завоевать и поддерживать в дальнейшем.
Довести уровень отношений с родителями до степени полного взаимного уважения и принятия непросто - это долгий, кропотливый,  каждодневный труд! Однако,  результат окупит сторицей любые усилия педагогического коллектива  в этом направлении  и сделает процесс воспитания детей продуктивным и успешным.


                       





                                          Библиография:

1.Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом / Под ред. С. и К. Гроф. – М., 2000.

2.”Школьный психолог” 2006-№16, “Практика профессионального выгорания”. Н.Осухова, В Кожевникова

3.Практикум по арт-терапии  под ред. А.И. Копытина.  СПб: Питер, 2000г.

4. Эдвардс  Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ.обл. Б. Г. Клюйко.— Мн.: ООО «Попурри», 2000.— 256 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://artpsychology.narod.ru/izo.html

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Арт-терапия

3. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200600411

4. http://med-books.info/gendernaya-psihologiya_789/trening-art-terapii-41894.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы работы с родителями в группе раннего возраста

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...

Методы работы с родителями в группе раннего возраста

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего ...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Традиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями...

План работы с родителями детей группы раннего возраста

План работы с родителями детей группы раннего возраста...

Рекомендации по организации работы с родителями детей групп раннего возраста в период адаптации к детскому саду

Специфика работы с детьми раннего возраста состоит в том, что воспитатели каждый год ведут новый набор детей. При поступлении в дошкольное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Зада вос...

Организация работы с родителями в группах раннего возраста. Виды и методы работы с родителями в 2017-2018 уч.год

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия ДОУ с смьей воспитанников....