План самообразования воспитателя на межаттестационный период 2017-2021 гг.
методическая разработка на тему

Ходова Фидалия Мансуровна

Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №12 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района города Казани Республики Татарстан

Индивидуальный план

повышения профессионального уровня

на межаттестационный период 2017-2021 гг.

                                                                                                       Составила воспитатель

                                           Ходова Фидалия Мансуровна

Казань – 2017

ЛИЧНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА

Ф.И.О.:  Ходова Фидалия Мансуровна

Год рождения: 1982.

Место работы:  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 комбинированного вида»

Должность: воспитатель

Педагогический стаж: 2 года

В данной должности: 2 года

Образование: высшее.

Прохождение курсов: в Частном образовательном учреждении высшего профессионального образования Института экономики, управления и права г.Казань.

Тема самообразования: «Экспериментальная деятельность в ДОУ».

Методическая тема: «Развитие поисково-исследовательских способностей дошкольников в экспериментальной деятельности»  

Технология, по которой работает воспитатель: технология системно-деятельностного метода обучения.

Деятельность педагога: планирование, подготовка и проведение НОД, мероприятий, участие  в районных,  республиканских, всероссийских  конкурсах, работа с родителями.        

Работа с родителями: подготовка и проведение праздничных мероприятий и развлечений, вовлечение родителей в построение образовательного процесса.

Творческие замыслы: участие в городском МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах в рамках инновационной и экспериментальной деятельности, составление презентаций к занятиям и к мероприятиям, сотрудничество с родителями, обмен опытом с педагогами ДОУ.

Цель: продолжать повышать свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации ФГОС.

Задачи:

- продолжать изучать нормативно-правовые документы;

- продолжать изучать практический опыт по данной теме;

- продолжать работать и реализовать проект по театрализованной деятельности.

- принимать активное участие в распространении опыта работы

Ожидаемые результаты:

1. Положительная динамика формирования нравственных качеств.

2. Повышение уровня компетентности педагога в создании  комфортных условий для каждого ребенка .

3. Повышение уровня компетентности специалистов в вопросах социально - нравственного развития детей в процессе реализации системы интеграции.

4. Повышение уровня психолого-педагогической культуры и родительской компетентности; осуществлять партнерские отношения с родителями.

Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

Как молодой специалист я стараюсь посещать занятия других воспитателей, выезжать в другие сады района, участвовать в педагогических советах, профессиональных конкурсах; в самообразовании сейчас помогает интернет – есть возможность посмотреть других и себя показать. В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутрисадового контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией ДОУ или специалистами методических служб. Что бы не пустить процесс воспитания на самотек, необходимо в практике использовать мониторинг. На основании накопленных материалов, в конце каждого учебного года, проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с ранее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период. Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности воспитателя и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.

Целью аттестации является повышение профессионализма педагогов, совершенствование профессиональной компетентности, обеспечение непрерывного роста профессиональной компетентности.

Разделы программы профессионального развития

  • Изучение психолого-педагогической литературы.
  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения в системе методической работы.
  • Обучение повышения квалификации.
  • Участие в работе творческих групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Комплекс  занятий
  • Методическая копилка педагога
  • Портфолио
  • Собеседование
  • Творческий отчет
  • Представление результатов педагогической деятельности
  • Мастер-класс
  • Творческая мастерская
  • Педагогический проект
  • Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
  • Профессиональные конкурсы

Схема самоооценки образовательной деятельности

  1. Оценка содержания учебного материала.
  2. Оценка эффективности способов деятельности на занятии.
  3. Оценка основных характеристик деятельности воспитанников  на занятии.
  4. Оценка целей и результатов проведенного занятия.
  5. Оценка содержания образовательного процесса на занятии:
  • научность, доступность изучаемого материала;
  • актуальность материала и его связь с жизнью;
  • степень новизны, проблемности и привлекательности разнообразной информации;
  • оптимальность объёма предложенного для усвоения материала.

Методическая копилка педагога (воспитательно-образовательная документация)

  1. Рабочая программа.
  2. Комплексно-тематические, календарные планы.
  3. Программно-методическое обеспечение группы.
  4. Проекты, конспекты занятий, семинары-практикумы, деловые игры, мастер-классы, экспериментальные работы; сценарии праздников, музыкальные и спортивные развлечения, конкурсы и выставки.

Самообразование:

Цель: развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними, создание условий для развития экспериментальной деятельности детей в соответствии с ФГОС ДО

Задачи:

1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;

5.  Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

9. Повышение собственного уровня знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования;

10. Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.

Актуальность темы:

Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.

Ожидаемые результаты:

Совершенствование предметно-развивающей среды, умение детьми применять полученные знания на практике, активизация творческих способностей, повышение уровня креативности детей, умения мыслить творчески.

Форма отчета по проделанной работе: выступление на  педсовете, участие в конкурсах, семинарах, печать статей.

Индивидуальный план работы в межаттестационный период

Сроки

Формы работы

Примечание

2017

1. Изучить материалы по написанию рабочей программы воспитателя с учетом ФГОС.

2. Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении.

3. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер – классы т. д.

4. Участие в педагогических конкурсах,  экспериментальной деятельности,  для воспитателей.

5. Повысить знания в области ИКТ и внедрять их в образовательный процесс.

6. Публикации творческих и практических работ воспитанников в творческих конкурсах для дошкольников.

7. Принимать участие на педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах, викторинах  для дошкольников разных уровней.

8. Совершенствовать знания в области воспитания и обучения дошкольников в соответствии с учетом федеральным государственным образовательным стандартом.

9. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

10. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

2018

1. Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении.

2. Творчество воспитателя с выходом на положительные результаты: открытые занятия, мастер – классы т. д.

3. Участие в педагогических конкурсах для воспитателей на разных уровнях.

4. Публикации творческих и практических работ воспитанников в творческих конкурсах для дошкольников.

5. Ежемесячно пополнять свой персональный сайт

6. Продолжить работу над выбранной методической темой.

7. Публикации в психолого-педагогических сборниках, журналах и интернет ресурсах ит.д.

8. Участвовать в педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах, викторинах  для дошкольников разных уровней.

9.Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

2019

1.Совершенствовать знания в области воспитания и обучения дошкольников в соответствии с учетом федерального государственного образовательного стандарта.

2. Принимать участие на научно-практических конференциях, методических объединениях, педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах для педагогов на разных уровнях.

3. Активно участвовать в работе педсовета, в конкурсах  в дошкольном учреждении.

4. Посещать открытые занятия коллег и участвовать в обмене опытом на разных уровнях.

5.Разработка методических пособий, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми.

6. Участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах для дошкольников на разных уровнях.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Публикации в психолого-педагогических сборниках, журналах и интернет ресурсах и т.д.

9. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

2020

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Презентация своих профессиональных достижений.

3. Наличие публикаций в специализированных педагогических изданиях, размещение авторских материалов в сети Интернет и т. д.

4.Участие на научно-практических конференциях, методических объединениях, педагогических конкурсах творческих работ, олимпиадах для педагогов на разных уровнях.

3. Активно участвовать в работе педсовета, в конкурсах  в дошкольном учреждении.

4. Обмен опытом, посещение открытых мероприятий коллег на разных уровнях

5. Разработка методических, дидактических и наглядных пособий для работы с детьми.

6. Участвовать в олимпиадах, творческих конкурсах для дошкольников на разных уровнях.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

9.Пройти курсы повышения квалификации.

2021

1. Подготовка к прохождению аттестации.

Алгоритм деятельности педагога в год, предшествующий подаче заявления:

- Изучение «Положения о порядке аттестации педагогических государственных и муниципальных образовательных учреждений и правил проведения аттестации педагогических работников».

-Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

-Подготовка к прохождению профессионального тестирования для педагогических работников

2. Оформление наработанных материалов в соответствии с требованиями к заявленной категории.

3. Принимать активное участие в работе педсовета в дошкольном учреждении.

4. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

5. Продолжить свою педагогическую работу над конкурсным движением всевозможных уровней.

6. Знакомиться с новыми формами, методами и приемами в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в соответствии с методической темой.

7. Участие в Дне открытых дверей (проведение открытых уроков, круглого стола для родителей).

8. Публикации творческих и практических работ воспитанников в творческих конкурсах для дошкольников.

Перспективный план

по теме:

«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

План самообразования

«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности.

Любознательность, активность, самостоятельность- качества, которые присущи всем детям. Главное не погасить интереса ребёнка к знаниям, поэтому все занятия кружка составлены с учётом особенностей восприятия знаний детьми дошкольного возраста. Все занятия содержат занимательные задания, игры, игровые упражнения, которые способствуют развитию у детей познавательных психологических процессов, формирование умения рассуждать и отстаивать своё мнение.

Метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира.

Исследовательская деятельность вызывает у детей огромный интерес. Опыты помогают развивать наблюдательность, мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), творчество ребенка, активизируют восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями, ведут к осознанию причинно-следственных связей. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Метод экспериментирования позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных опытах, установлении взаимосвязей и закономерностей.

Цель: развитие познавательной инициативы детей, умения сравнивать предметы и явления, устанавливать простые связи и отношения между ними.

Задачи: 

1. Расширение представлений детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомство с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

- знакомство с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

2. Развитие представлений об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);

3. Развитие представлений детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух- его давление и сила; почва- состав, влажность, сухость);

4. Расширение представлений об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей;

5. Расширение знаний детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

6. Знакомство детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

7. Формирование опыта выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

8. Развитие эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Вторая младшая

группа

Тема

Цель

Вид деятельности

Оборудование, методический материал

ЯНВАРЬ

«Разноцветные фигурки»

Научить детей раскрашивать снежные фигурки.

Эксперимент

Брызгалки, разноцветная вода, снег.

«Лед - вода»

Знакомство детей со свойствами льда (твёрдый, холодный, скользкий, тает в тепле, превращается в воду).

Эксперимент

Занятие беседа

Лед, тазик.

ФЕВРАЛЬ

«Чудо – нос»

Формирование у детей элементарных представлений о носе, как органе дыхания и обоняния.

Игра - эксперимент

Стаканчики с водой, трубочки, баночки с кусочками огурца, апельсина, чеснока, мыла; массажная дорожка, макет леса, картинки с изображением животных: слона, собаки, свиньи, носорога, комара, дятла. Игра «Найди свой носик»

«Как вода гулять отправилась»

Дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Игра - эксперимент

Вода, груша, пипетка, салфетка. Пальчиковая игра «Подводный мир»

«Яйцо в воде»

Дать представление  о том, что яйцо в пресной воде тонет, но если добавить соли, то оно всплывет.

Игра - эксперимент

Банка с водой,  банка без воды, соль, сырое яйцо.

«Цветное молоко»

Дать представление о том, что если в молоко добавить пищевые добавки, то на молоке появятся затейливые узоры, снежинки, полосы

Эксперимент

Тарелка с молоком, пищевые красители,  средство для мытья посуды, ватная палочка


МАРТ

«Вода – источник жизни»

Показать презентацию детям про воду (вода, лед, пар)

Презентация. Занятие беседа

Компьютер, слайды.

«Таяние снега»

Подвести к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла (на руке, на варежке, на отопительной системе).

Эксперимент

Снег

«Талая вода»

Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

Эксперимент

Снег

«Пенный замок»

Познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена

Эксперимент

Мелкая емкость с мыльной водой, соломинки,  резиновая игрушка

АПРЕЛЬ

«Витамины»

Расширение представлений детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания.

Опыт - эксперимент

Лук

Сюжетно-ролевая игра «В магазин за витаминами»

«Мыльные пузырьки»

Вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Игра - эксперимент

Мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

Игра «Мыльные пузыри»

«Веточка березы»

Показать значение воды в жизни растений.

Эксперимент

Ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

«Солнечные зайчики»

Познакомить с естественным источником света – солнцем

Игра - эксперимент

Маленькие зеркала, солнечный свет

«Волшебная рукавичка»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы

Эксперимент

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом, вшитым внутрь.


МАЙ

«Сказка о камешке»

На примере опыта показать, что предметы могут быть лёгкими и тяжёлыми.

Опыт-эксперимент

Ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки

«Бумага, ее качества и свойства»

Научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Опыт-эксперимент

Различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой.

«Тропинки»

Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше.

Опыт-эксперимент

Почва, банка с водой.

«Мы-фокусники»

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Эксперимент

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

«Ветер по морю гуляет»

Обнаружить воздух

Опыт-эксперимент

Таз с водой, модель парусника.

Средняя

группа

Тема

Цель

Вид деятельности

Оборудование, методический материал

СЕНТЯБРЬ

«Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Эксперимент

Одинаковые емкости, закрытые крышками, одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная

«Чудо — прическа»

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Эксперимент

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

«Что в пакете?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Эксперимент

Полиэтиленовые пакеты.

«Опыт с соломинкой»

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Эксперимент

Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с водой.

ОКТЯБРЬ

«Волшебная кисточка»

Познакомить с получением промежуточных цветов, путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Эксперимент

Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением

«Легкий – тяжелый»

Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игра-эксперимент

Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

«Что звучит?»

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Эксперимент

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

«Пузырьки – спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Эксперимент

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

НОЯБРЬ

«Волшебный круг»

Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.

Эксперимент

Цветовые волчки.

«Мы – фокусники»

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Эксперимент

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

«Угадай-ка» (1).

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Эксперимент

Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

«Угадай-ка» (2).

Понять зависимость веса предмета от материала.

Эксперимент

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного материала, покрытые одинаковой краской.

ДЕКАБРЬ

«Где быстрее?»

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед — вода, вода — лед).

Эксперимент

Варежки, лед, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металл. подставка, целл. пакетики.

«Как согреть руки?»

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Эксперимент

Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

«Стекло, его качества и свойства»

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Эксперимент

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

«Металл, его качества и свойства»

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Эксперимент

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

ЯНВАРЬ

«Резина, его качества и свойства»

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Эксперимент

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

«Пластмасса, его качества и свойства»

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Эксперимент

Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

ФЕВРАЛЬ

«Откуда берется голос?»

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Эксперимент

Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

«Почему все звучит?»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Эксперимент

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф.

«Волшебная рукавичка»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Эксперимент

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

«Волшебный шарик»

Установить причину возникновения статического, электричества.

Эксперимент

Воздушные шары, шерстяная ткань

МАРТ

«Взаимодействие воды и снега»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Эксперимент

Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).

«Прозрачность воды»

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

Эксперимент

Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы).

«Из чего птицы строят гнезды?»

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Эксперимент

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки

«Надувание мыльных пузырей»

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Эксперимент

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

АПРЕЛЬ

«Древесина, ее качества и свойства»

Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины

Эксперимент

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.

«Волшебники»

Установить причину возникновения статического электричества.

Эксперимент

Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани.

«Как увидеть и услышать электричество?»

Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Эксперимент

Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.

«Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем»

Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Эксперимент

Стаканы с водой, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей

«Плавающий апельсин»

Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Эксперимент

2 апельсина, большая  миска с водой.

МАЙ

«Рыбалка»

Закрепить знания о свойствах воды – льется, можно процедить через сачок.

Опыт-эксперимент

Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

«Солнечные зайчики»

Познакомить с естественным источником света – солнцем

Игра - эксперимент

Маленькие зеркала, солнечный свет

«Яйцо в воде»

Дать представление  о том, что яйцо в пресной воде тонет, но если добавить соли, то оно всплывет.

Игра - эксперимент

Банка с водой,  банка без воды, соль, сырое яйцо.

«Цветное молоко»

Дать представление о том, что если в молоко добавить пищевые добавки, то на молоке появятся затейливые узоры, снежинки, полосы

Эксперимент

Тарелка с молоком, пищевые красители,  средство для мытья посуды, ватная палочка

Старшая

группа

Тема

Цель

Вид деятельности

Оборудование, методический материал

СЕНТЯБРЬ

«Узнаем, какая вода»

Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Эксперимент

Три одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая; вторая с чистой водой, залитой под крышкой, т. е. полная; третья – с окрашенной жидким красителем (фиточай) водой и с добавлением араматизаторов (ванильным сахаром); стаканчики для детей.

«Чудо — прическа»

Познакомить с проявлением статического электричества и возможностью снятия его с предметов.

Эксперимент

Пластмассовая расческа, воздушный шарик, зеркало, ткань.

«Что в пакете?»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Эксперимент

Полиэтиленовые пакеты.

«Опыт с соломинкой»

Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.

Эксперимент

Трубочки для коктейля (или от чупа – чупса), емкость с водой.

ОКТЯБРЬ

«Волшебная кисточка»

Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Эксперимент

Красная, синяя и желтая краски; палитра; кисточка; пиктограммы с изображением

«Легкий – тяжелый»

Познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игра-эксперимент

Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

«Что звучит?»

Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Эксперимент

Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

«Пузырьки – спасатели»

Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Эксперимент

Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

НОЯБРЬ

«Волшебный круг»

Продемонстрировать образование цветов: фиолетового, оранжевого, зеленого, двух оттенков синего на светлом фоне.

Эксперимент

Цветовые волчки.

«Мы – фокусники»

Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Эксперимент

Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри.

«Угадай-ка» (1).

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Эксперимент

Предметы из одного материала разных размеров: большие и маленькие машины, матрешки, мячи и т.д., мешочек, непрозрачные коробочки одного размера.

«Угадай-ка» (2).

Понять зависимость веса предмета от материала.

Эксперимент

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева (без пустот внутри), металла, поролона, пластмассы, емкость с водой, емкость с песком, шарики из разного материала, покрытые одинаковой краской.

ДЕКАБРЬ

«Где быстрее?»

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед — вода, вода — лед).

Эксперимент

Варежки, лед, свеча, емкости с теплой и горячей водой, металл. подставка, целл. пакетики.

«Как согреть руки?»

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла).

Эксперимент

Варежки толстые и тонкие по две на каждого ребенка.

«Стекло, его качества и свойства»

Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).

Эксперимент

Стеклянные стаканчики и трубочки, окрашенная вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

«Металл, его качества и свойства»

Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).

Эксперимент

Металлические предметы, магниты, емкости с водой, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

ЯНВАРЬ

«Резина, его качества и свойства»

Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность).

Эксперимент

Резиновые предметы: ленты, игрушки, трубки; спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

«Пластмасса, его качества и свойства»

Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность).

Эксперимент

Пластмассовые стаканчики, вода, спиртовка, спички, алгоритм описания свойств материала.

ФЕВРАЛЬ

«Волшебница - соль»

Показать некоторые свойства соли на экспериментах

Эксперимент

Мелкая соль, вода, лед, лупа, поролон

«Почему все звучит?»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Эксперимент

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская  посуда, стакан.

«Волшебная рукавичка»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Эксперимент

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

«Волшебный шарик»

Установить причину возникновения статического, электричества.

Эксперимент

Воздушные шары, шерстяная ткань

МАРТ

«Взаимодействие воды и снега»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Эксперимент

Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).

«Прозрачность воды»

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

Эксперимент

Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы).

«Из чего птицы строят гнезды?»

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Эксперимент

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки

«Надувание мыльных пузырей»

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Эксперимент

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

АПРЕЛЬ

«Древесина, ее качества и свойства»

Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Эксперимент

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.

«Волшебники»

Установить причину возникновения статического электричества.

Эксперимент

Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

«Как увидеть и услышать электричество?»

Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Эксперимент

Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.

«Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем»

Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Эксперимент

Стаканы с водой, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей

«Плавающий апельсин»

Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Эксперимент

2 апельсина, большая  миска с водой.

МАЙ

«Рыбалка»

Закрепить знания о свойствах воды – льется, можно процедить через сачок.

Опыт-эксперимент

Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

«Солнечные зайчики»

Познакомить с естественным источником света – солнцем

Игра - эксперимент

Маленькие зеркала, солнечный свет

«Яйцо в воде»

Дать представление  о том, что яйцо в пресной воде тонет, но если добавить соли, то оно всплывет.

Игра - эксперимент

Банка с водой,  банка без воды, соль, сырое яйцо.

«Цветное молоко»

Дать представление о том, что если в молоко добавить пищевые добавки, то на молоке появятся затейливые узоры, снежинки, полосы

Эксперимент

Тарелка с молоком, пищевые красители,  средство для мытья посуды, ватная палочка

Подготовительная

группа

Тема

Цель

Вид деятельности

Оборудование, методический материал

СЕНТЯБРЬ

«Росток»

 

Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.

Эксперимент

Лоток любой формы, песок, глина, перегнившие листья.

«Песок»

Рассмотреть форму песчинок.

Эксперимент

Чистый песок, лоток, лупа.

«Песчаный конус»

Установить свойства песка.

Эксперимент

Сухой песок.

«Рассеянный песок»

Установить свойство рассеянного песка.

Эксперимент

 Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

ОКТЯБРЬ

«Своды и тоннели»

Выяснить, почему насекомые, попавшие в песок, не раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Эксперимент

Трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

«Мокрый песок»

Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Игра-эксперимент

Мокрый песок, формочки для песка.

«Свойства  воды»

Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Эксперимент

Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

«Вкус воды»

Выяснить имеет ли вкус вода

Эксперимент

Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

НОЯБРЬ

«Запах воды»

Выяснить имеет ли запах вода.

Эксперимент

Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

«Цвет воды»

Выяснить имеет ли цвет вода

Эксперимент

Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета

«Агрегатные состояния воды»

Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Эксперимент

«Свойства воздуха»

Познакомить детей со свойствами воздуха

Эксперимент

Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

ДЕКАБРЬ

«Воздух сжимается»

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Эксперимент

Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

«Испарение»

Познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Эксперимент

Горячая вода, сосуд с крышкой.

«Вода при замерзании расширяется»

Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Эксперимент

«Как работает термометр»

Посмотреть, как работает термометр.

Эксперимент

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

ЯНВАРЬ

«Зависимость таяния снега от температуры»

Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Эксперимент

.

«Как образуется тень»

Эксперимент

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

ФЕВРАЛЬ

«Откуда берется голос?»

Подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Эксперимент

Линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

«Почему все звучит?»

Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предметов.

Эксперимент

Длинная деревянная линейка, лист бумаги, металлофон, пустой аквариум, стеклянная палочка, струна, натянутая на гриф (гитара, балалайка), детская  посуда, стакан.

«Волшебная рукавичка»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Эксперимент

Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом.

«Волшебный шарик»

Установить причину возникновения статического, электричества.

Эксперимент

Воздушные шары, шерстяная ткань

МАРТ

«Взаимодействие воды и снега»

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Выявить свойства воды: чем выше ее температура, тем в ней быстрее, чем на воздухе, тает снег. Если в воду положить лед, снег или вынести ее на улицу, то она станет холоднее. Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Эксперимент

Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой), снег, тарелочки, мерные ложки (или совочки).

«Прозрачность воды»

Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная»

Эксперимент

Две баночки с водой, набор мелких тонущих предметов (пуговицы, камешки, металлические предметы).

«Из чего птицы строят гнезды?»

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Эксперимент

Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки

«Надувание мыльных пузырей»

Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Эксперимент

Тарелка (поднос), стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

АПРЕЛЬ

«Древесина, ее качества и свойства»

Научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины (вычленять ее качества (твердость, структура поверхности - гладкая, шершавая; степень прочности (толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).

Эксперимент

Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож.

«Волшебники»

Установить причину возникновения статического электричества.

Эксперимент

Пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, пушинки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.

«Как увидеть и услышать электричество?»

Понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов.

Эксперимент

Теплый свитер, кусочки шерстяной ткани (или синтетической), вода (антистатик), воздушный шар.

«Невидимый воздух вокруг нас, мы его вдыхаем и выдыхаем»

Доказать, что вокруг нас невидимый воздух, который мы вдыхаем и выдыхаем.

Эксперимент

Стаканы с водой, коктейльные соломинки в количестве, соответствующем числу детей, полоски легкой бумаги (1,0 х 10,0 см) в количестве, соответствующем числу детей

«Плавающий апельсин»

Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.

Эксперимент

2 апельсина, большая  миска с водой.


МАЙ

«Рыбалка»

Закрепить знания о свойствах воды – льется, можно процедить через сачок.

Опыт-эксперимент

Таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

«Солнечные зайчики»

Познакомить с естественным источником света – солнцем

Игра - эксперимент

Маленькие зеркала, солнечный свет

«Яйцо в воде»

Дать представление  о том, что яйцо в пресной воде тонет, но если добавить соли, то оно всплывет.

Игра - эксперимент

Банка с водой,  банка без воды, соль, сырое яйцо.

«Цветное молоко»

Дать представление о том, что если в молоко добавить пищевые добавки, то на молоке появятся затейливые узоры, снежинки, полосы

Эксперимент

Тарелка с молоком, пищевые красители,  средство для мытья посуды, ватная палочка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ КАРИМОВОЙ ЧУЛПАН ВАКИЛЕВНЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2017-2021 ГОДА

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ КАРИМОВОЙ ЧУЛПАН ВАКИЛЕВНЫ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2017-2021 ГОДА...

Индивидуальный план работы воспитателя в межаттестационный период на пять лет Галяуетдиновой Лейсан Фаварисовны 2017 - 2021 гг.

Личная картаВоспитатель:  Галяуетдинова  Лейсан ФаварисовнаМБДОУ «Ромашка» с.Базарные Матаки Алькеевского района РТСпециальность: воспитательОбразование: высшее педагог...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Нигматзяновой А.Р. на межаттестационный период 2017-2021 гг.

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Нигматзяновой А.Р. на межаттестационный период 2017-2021 гг....

Отчет воспитателя за межаттестационный период 2017 - 2021 года

Отчет  воспитателя за межаттестационный период 2017 - 2021 года...