Консультация для педагогов "Профессиональный стандарт педагога"
методическая разработка на тему

Крылова Ольга Викторовна

Профессиональный стандарт педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalnyy_standart_pedagoga.docx183.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рыбка

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

д. 6 «а», 2-й микрорайон, г. Уварово Тамбовской области,

393460.

тел. (07558) 4-16-89

Консультация для педагогов:

«Профессиональный стандарт педагога»

                                                            Подготовила: воспитатель 1 категории

                                                                          Крылова Ольга Викторовна

г.Уварово

2017 г.

Введение профстандартов. 

     В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты». Обязательное применение профессионального стандарта педагога предусматривается с 1 января 2017 года. Профстандарт педагога - это перечень требований, определяющих квалификацию воспитателя, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Новые требования предъявляются к профессиональным знаниям, профессиональным умениям и навыкам, опыту работы. 

Основная причина, по которой был введён профессиональный стандарт педагога, - несоответствие старых норм определения квалификации современным требованиям, предъявляемым к деятельности воспитателя.

     В профстандарте представлены требования к воспитателю, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне. Главное, что подразумевает переход воспитателей дошкольных учреждений на новые нормативы, - это максимально эффективное вовлечение самих детей в воспитательный процесс. Педагогам предлагается применять непосредственно в процессе обучения новые инструменты, которые позволят всесторонне развиваться ребёнку вне зависимости от его индивидуальных особенностей - умственных возможностей, характера, происхождения из той или иной социальной или этнокультурной среды. 

Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования

Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога

Общие подходы

     Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.

     Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.

     По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.

     Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.

Методика самооценки соответствия педагога требованиям Профстандарта педагога (трудовая функция «Общепедагогическая функция. Обучение»)

Какие показатели оказывают максимальное влияние на уровень соответствия педагогического работника требованиям профстандарта педагога? Их должен знать каждый воспитатель. 

Обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в ОО дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» включает в себя три трудовые функции, в содержании которых отражаются необходимые компетенции, которыми должен обладать педагогический работник:
1. Общепедагогическая функция. Обучение.
2. Воспитательная деятельность.
3. Развивающая деятельность. 

Рассмотрим методику самооценки соответствия педагогического работника требованиям Профстандарта педагога на примере трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение».

Цели самооценки: определить уровень соответствия выполнения трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» требованиям Профстандарта педагога и выявить те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.

Количественный анализ уровней квалификации представим в виде таблиц (табл. 1–3):

  • владение педагогическим работником трудовыми действиями (далее — уровень действий);
  • владение необходимыми умениями (далее — уровень умений);
  • владение необходимыми знаниями (далее — уровень знаний).
  • Таблица 1

  • Уровень действий

Показатель

Оценка

Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы (далее — ООП)

 

Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее — ФГОС) общего образования

 

Участие в разработке и реализации программы развития ОО в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды

 

Планирование и проведение учебных занятий

 

Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению

 

Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения ООП обучающимися

 

Формирование универсальных учебных действий

 

Формирование навыков, связанных с  информационно-коммуникационными технологиями (далее — ИКТ)

 

Формирование мотивации к обучению

 

Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся

 

Итого (∑факт):

Обработка результатов.

Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе:

  • «2» — данному требованию Профстандарта педагога педагогический работник соответствует на высоком уровне;
  • «1» — данному требованию Профстандарта педагога педагогический работник соответствует частично (есть резервы или недостатки при выполнении требования);
  • «0» — данному требованию Профстандарта педагога педагогический работник не соответствует (требование практически не выполняется).

Уровень действий рассчитывается по следующей формуле:

Уровень действий = ∑факт / ∑max x 100%,

где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 табл. 1), в знаменателе — количество показателей (столбец 2 табл. 1), умноженное на два (∑max = 10×2 = 20).

Полученную цифру (К), обозначающую уровень действий, необходимо сравнить с «ключом» методики:

  • если 85% ≤ К ≤ 100%, то можно оценивать уровень действий как оптимальный;
  • если 60% ≤ К ≤ 84%, то можно оценивать уровень действий как допустимый;
  • если 50% ≤ К ≤ 59%, то можно оценивать уровень действий как критический;
  • если К < 50%, то можно оценивать уровень действий как недопустимый.
  • Таблица 2

  • Уровень умений

Показатель

Оценка

Владеть формами и методами обучения, в т. ч. выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п.

 

Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями обучающихся

 

Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде

 

Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в т. ч. с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 

Владеть ИКТ-компетентностями:
• общепользовательской;
• общепедагогической;
• предметно-педагогической (отражающей профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)

 

Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей ОО, места жительства и  историко-культурного своеобразия региона

 

Итого (∑факт):

 

  • Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе аналогично табл. 1. Уровень умений рассчитывается по следующей формуле:
  • Уровень умений = ∑факт / ∑max x 100%,
  • где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 табл. 2), в знаменателе — количество показателей (столбец 2 табл. 2), умноженное на два (∑max = 6×2 = 12).
  • Обработка результатов осуществляется аналогично результатам для табл. 1.
  • Таблица 3

  • Уровень знаний

Показатель

Оценка

Преподаваемый предмет в пределах требований ФГОС общего образования и ООП, его история и место в мировой культуре и науке

 

История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества

 

Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики

 

Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях

 

Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения

 

Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий

 

Рабочая программа и методика обучения по учебному предмету

 

Приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в РФ, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, ФГОС общего образования, законодательство о правах обучающегося, трудовое законодательство

 

Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи

 

Конвенция о правах ребенка

 

Трудовое законодательство

 

Итого (∑факт):

 

  • Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе аналогично табл. 1. Уровень знаний рассчитывается по следующей формуле:
  • Уровень знаний = ∑факт / ∑max x 100%,
  • где в числителе дроби — суммарное количество баллов по всем показателям (столбец 3 табл. 3), в знаменателе — количество показателей (столбец 2 табл. 3), умноженное на два (∑max = 11×2 = 22). Обработка результатов осуществляется аналогично табл. 1.
  • Итоговый уровень соответствия выполнения трудовой функции «Общепедагогическая функция. Обучение» требованиям Профстандарта педагога можно рассчитать как среднее арифметическое вышеобозначенных уровней:
  • Уровень владения трудовой функцией = (Уровень действий уровень умений уровень знаний) / 3.
  • Полученные данные табл. 1–3 можно представить в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат — полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы ОО по развитию уровня профессиональной компетентности педагогов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ

Дошкольный период развития ребенка, определяет его дальнейшее развитие, как личности, поэтому требования к воспитателю в современном мире очень высоки. В данной статье освещается понимание качества об...

«Профессиональный стандарт педагога» (консультация для педагогов)

laquo;Профессиональный стандарт педагога» (консультация для педагогов)...

Консультация для педагогов «Выявление профессиональных достижений и дефицитов в рамках профессионального стандарта педагога, их освоение и распространение»

laquo;Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя» — в последнее время такой запрос все чаще вводится в поисковые системы. Сейчас уже  профстандарты из рек...

Консультация для педагогов ДОУ «ИКТ – компетентность – требование профессионального стандарта педагога»

Применение ИКТ способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, формирует умение приобретать знания самостоятельно.ИКТ-технологии являются инновационным ресурсом, который обеспечивает доступнос...

Консультация для педагогов «Профессиональный стандарт педагога»

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений ...