Играя, изучаем английский язык!
статья (старшая группа) на тему

Горбунова Светлана Петровна

В статье «Играя, изучаем английский язык» освещены вопросы обучения детей дошкольного возраста английскому языку на основе УМК “Cookie and friends” издательство “Oxford University Press”. Авторами статьи представлена система работы педагогического коллектива по данному курсу, включающая в себя планирование, основные концепции развития, использование разнообразных форм организации образовательного процесса в ДОУ. Особое внимание уделено значимости раннего обучения детей английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРАЯ, ИЗУЧАЕМ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

Аннотация

В статье «Играя, изучаем английский язык» освещены вопросы обучения детей дошкольного возраста английскому языку на основе УМК “Cookie and friends” издательство “Oxford University Press”. Авторами статьи представлена система работы педагогического коллектива по данному курсу, включающая в себя планирование, основные концепции развития, использование разнообразных форм организации образовательного процесса в ДОУ. Особое внимание уделено значимости раннего обучения детей английскому языку.

В современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к обучению. Существует мнение, что раннее обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень. По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В. Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило его положительное влияние  на общее психическое развитие детей, на выработку у них способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Дошкольный возраст – сензетивный период для начала обучения языкам, поскольку в сознании ребенка еще не укоренилось четкое осознание разницы между его родным языком и иностранным. Детское сознание впитывает новые знания, словно губка, и спустя короткое время малыш уже не обращает внимания на то, что все вокруг разговаривают не на русском языке!  Самым важным плюсом подобного обучения является общий образовательный эффект.

Параллельное изучение двух языков развивает умственные способности ребенка.  Знание и изучение иностранных языков благотворно сказываются на эмоциональном и нравственном развитии ребенка, развитии внимания, памяти, воображения и образного мышления. Оно также стимулирует общие речевые способности ребенка, что благоприятно сказывается и на владении родным языком.

В МБДОУ «ЦРР-детский сад № 156» г. Чебоксары огромное внимание уделяется обучению детей английскому языку. Учитывая, что игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, мы считаем  одним из наиболее актуальных и действенных методов обучения иностранному языку игровую форму.

         Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в игре четыре важнейшие для ребенка функции: средство развития мотивационно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умственных действий; средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Учебный процесс посредством игры становится привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языками.

Для того, чтобы игра носила обучающий характер, необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду. Учитывая п. 3.3.4. Требования к развивающей предметно-пространственной среде ФГОС ДО, среда должна быть содержательно-насыщенной,   трансформируемой,  полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

УМК  “Cookie and friends” издательство “Oxford University Press” является основой для организации игровых занятий. Авторами концепции являются Кэтрин Харпер, Ванесса Рейли и Шарлота Ковил. Данная программа обучения дошкольников английскому языку на основе общего развития детей, полностью соответствует требованиям  ФГОС ДО.

Цели программы “Cookie and friends”:  формирование у детей интереса к изучению языка и подготовка дошкольников к дальнейшему успешному обучению иностранному языку в школе.

В ходе реализации этой программы решаются следующие задачи:

- создавать условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации дошкольников;

-  формировать элементарные языковые и речевые умения;

-  приобщать ребёнка к иностранному (английскому) языку и англоязычной культуре;

-  развивать мотивации к дальнейшему овладению иностранного языка;

- побуждать ребёнка к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики;

- развивать личность  ребёнка, его способностей, внимания, мышления, памяти и воображения.

Обучая детей  по данной программе,  мы вовлекаем  ребёнка в виды деятельности,  улучшающие координацию, моторные навыки, так же как и пространственное, личностное, социальное и эмоциональное развитие (образовательные области «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

В ходе реализации данной программы ребенка знакомим гармонично  с новой языковой средой, пробуждая у него интерес к изучению языка и способствуя развитию мышления, воображения и расширенного кругозора. Обучение ведём с учётом психологических особенностей дошкольников и строится  на интересном для ребёнка материале. Обучение направлено на поддержание интереса к языку, умение выразить себя и развитие коммуникативных навыков ребёнка (образовательные области «Речевое  развитие», «Познавательное  развитие»).

Наряду с лингвистической компетенцией содержание программы учитывает возрастные особенности дошкольников, а также  помогает детям осознать, что они говорят на русском языке и вызвать интерес к родному языку как к средству общения. Содержание программы направлено на формирование чувства патриотизма и воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т.д.). Данная программа знакомит с миром иностранных игр, сказок, традиций и обычаев и позволяет развивать у дошкольников интерес к участию в театрализованных постановках на иностранном языке. (Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»).

За  короткий период работы по данной программе нами выполнена следующая работа: приобретена литература, учебно-методический комплекс OUP«Cookie and Friends», игрушки и картинки по изучаемым темам, карточки раздаточного материала, постеры по историям и праздникам, фонотека аудиозаписей, ресурсный пакет для воспитателя. Обучение детей английскому языку осуществляется в соответствии учебно -  методического комплекса. Нами  разработаны  рабочие программы по английскому языку по OUP«Cookie and Friends».

На начальном этапе изучения мы использовали  сюжетно - ситуативную методику и метод устного опережения. Программа включает в себя большое количество музыкального материала, рифмовок и стихов. А также  дошкольники рисуют, раскрашивают, делают аппликации и поделки, разыгрывают сценки. При этом важно стремиться к определённому качеству владения материалом, что должно позволить дошкольнику при минимуме средств, предполагая последующее нарастание языковых единиц, использовать их ситуативно и осмысленно.

Детей дошкольного возраста отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала, поэтому  становится возможным успешное овладение детьми всех компонентов устной иноязычной речи.  Это дает возможность в раннем возрасте оптимально сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке.

При обучении иностранному языку дошкольников мы  принимаем во внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Учитывая, что детям  трудно в течение длительного времени удерживать внимание в образовательной деятельности, мы  стараемся эмоционально насыщать занятия и постоянно разнообразить виды  активности детей.

В процессе обучения мы используем разнообразные формы организации совместной деятельности:

- создание ситуации успеха;

- создание проблемно-поисковых (игровых) ситуаций;

- использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр.

Организация педагогического процесса по изучению иностранных языков проводится  в соответствии с распределением НОД и нормами СанПиН. Учитываем субъектный опыт ребенка, его игровые интересы и предпочтения.

Результаты раннего изучения иностранного языка.

1.  У дошкольников сформировались иноязычные фонетические навыки (пока речевой аппарат пластичен и еще действуют механизмы овладения родной речью, эти навыки легко усваиваются, поэтому важно не упустить время).

2.  Развились навыки аудирования (понимание речи на слух).

3. Развились навыки говорения (т.е. формирование у ребенка представления об иностранном языке, как средстве общения).

4. Сформированность у дошкольников общей картины мира, развитие мотивации к дальнейшему изучению иностранных языков, личностных качеств и эмоциональной сферы дошкольников.

Результаты и эффекты внедрения OUP«Cookie and Friends»:

1. Высокий уровень познавательной активности и готовности детей к школе.

2. Быстрая социализация и мотивация к обучению у детей.

3. Дополнительный вид занятости детей.

4. Повышение квалификации педагогов.

5. Привлечение квалифицированных педагогических кадров.

6. Увеличение количества желающих участвовать в данном проекте.

7. Повышение имиджа дошкольного учреждения.

8. Удовлетворенность родителей результатами изучения немецкого языка (97%).

Изучение иностранных языков в детском саду позволяет детям познакомиться с азами культур различных стран, овладеть определенным запасом лексических единиц и речевых образцов по близким ему темам. Большинство дошкольников уже могут применить свои знания в школе, в реальной языковой среде (во время путешествий за границу, в общении с родителями). В связи с этим дети четко осознают необходимость изучения иностранного языка как средства общения во всем мире.

Список литературы:

  1. Kathryn Harper, Vanessa Reilly, Charlotte Covill Cookie and friends.Starter. Oxford University Press 2006
  2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 – летнего возраста.-М.: Педагогика, 1988
  4. Vanessa Reilly  Cookie and friends A Oxford University Press 2007
  5. Vanessa Reilly  Cookie and friends B Oxford University Press 2008
  6. Эльконин Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7 – летнего возраста.-М.: Педагогика, 1988


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям, чьи дети изучают английский язык в детском саду.

Преподавание английского языка в детском саду...

Буклет для дошколят и их родителей, начинающих изучать английский язык

Буклет поможет родителям и дошколятам не забыть тот минимум слов, который ребята изучали на подготовительном курсе по английскому языку....

Зачем изучать английский язык в детском саду

Английский язык в детском саду...

Дидактическая игра игра на английском языке «The hide animals (Спрячь животных) » c применением УМК

Дидактическая игра   для закрепление  лексики по английскому языку с применением УМК. Для старшей и подготовительной группы....

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста по раннему изучению английского языка "Играя, изучаем английский"

Курс обучения английскому языку дошкольников рассматривается как один из предварительных важных этапов, готовящих ребёнка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексичес...

Зачем изучать английский язык в детском саду?

Зачем изучать английский язык в детском саду?...