Главные вкладки

    "Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ".
    материал (младшая группа) на тему

    Довыденко Лена Анатольевна

    Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

    Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

    Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

    Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера. ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

    В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

    Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

    Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

    ТРИЗ для дошкольников:

    - это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.

    - это «управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчёт, логику, интуицию», так считал основатель теории Г.С.Альтшуллер.

    При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др.

    Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей.

    Также ТРИЗ – технология развивает такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.

    Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

    ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.

    В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

    - Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

    - Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.

    - Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.

    - Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. 

    - Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.

    - Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.

    - Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

    - Мышление по аналогии. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать

    - Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства:увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

    Занятия с применением методов ТРИЗ проводятся, как поиск истины и сути, подведение ребенка к проблеме и совместного поиска ее разрешения.

    Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году. Сначала пересмотрела материал по данной технологии. Мне очень понравился метод ММЧ, который был использован мною в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Великий невидимка. Немного о воздухе» и в подготовительной группе «Маленькие человечки».

    Это метод - Моделирования Маленькими Человечками – ММЧ. Данный метод направлен на то, что бы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.

    Методика ММЧ – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами.

    Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).

    С помощью метода ММЧ мы рассмотрели условия перехода вещества (на примере воды) из одного агрегатного состояния в другое. Вместе с детьми мы проводили опыты, рассуждали, выдвигали гипотезы, находили ответы.

    Можно сделать вывод что, занятия с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психических процессов и личности в целом. Развитие творческого мышления влияет на расширение индивидуального опыта ребёнка и организацию детской деятельности, что позволяет обеспечить творческое применение полученных знаний, способствует повышению активности, расширяет кругозор и словарный запас. Всё это предоставляет дошкольникам возможность успешной самореализации в разных видах деятельности. Занятия с использованием приёмов ТРИЗ помогают детям увидеть неожиданное рядом.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЯ ТРИЗ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

    ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Проблема обеспечения качества образования на всех его уровнях (начиная с дошкольного этапа) весьма актуальна на современном этапе. Чтобы готовить человека к жизни в завтрашнем дне, надо учить его решать проблемы. Но человек не может знать, какие проблемы его ждут в будущем, и какие знания понадобятся для их решения. Следовательно, учить надо не столько знаниям, сколько самостоятельной работе по получению и обработке информации. Именно на это направлено применение мыслительных моделей ОТСМ – ТРИЗ. Автор ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) Г.С. Альтшуллер, разрабатывая механизмы решения проблем в технике и передачи этих механизмов специалистам пришел к выводу, что диалектическое мировоззрение позволяет подойти к процессу решения проблем в разных областях деятельности человека с позиции универсального подхода: в статье « Справка « ТРИЗ – 88» он писал:«Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы ТРИЗ могут быть использованы при построении теории решения нетехнических творческих задач». Применение механизмов, созданных в ТРИЗ, показало свою функциональность не только в технике. Мысль о том, что ТРИЗ способна,(как научная теория), помочь в решении проблем образования, привела к активному поиску возможностей применения ТРИЗ в образовании. Так, с середины 70-х годов XX века, развернулись активные поиски возможностей использования элементов ТРИЗ в системе дошкольного образования. С 1986 года начались разработки в области «дошкольной ТРИЗ». К тому времени уже существовали основные положения ТРИЗ как теории, а общая теория сильного мышления (ОТСМ – автор Н.Н. Хоменко) только начинала разрабатываться. Педагогическое направление, занимающееся этими поисками, была названа ТРИЗ – педагогикой, а применение в качестве одного из вспомогательных курсов РТВ (развитие творческого воображения), привело к появлению в методической литературе аббревиатуры ТРИЗ – РТВ.В школе была попытка внедрения ТРИЗ как факультатива, но чаще формировались инструменты формирования определенных навыков мышления, присвоения алгоритмов мыслительной деятельности в рамках изучения отдельных предметов. В дошкольном образовании попытки внедрения отдельных занятий не дали системного эффекта, т.к. в базисных программах дошкольного образования не разработаны ни задачи, ни содержательный компонент, касающийся ТРИЗ технологии. Со временем стало понятно, что методы РТВ, хотя и полезны по многим параметрам, однако не способны сформировать весь комплекс навыков, необходимый для работы с творческими задачами. Появился термин « ТРИЗ – технология и методы РТВ». Принятие за основную методологию ОТСМ (общая теория сильного мышления), повлияло на изменение аббревиатуры: «ОТСМ – ТРИЗ РТВ». Разработчиками в области ОТСМ – ТРИЗ – педагогики много лет ведется целенаправленная работа по организации обучения основам технологии. К Концу 90-х годовXXстолетия появились диссертационные исследования в области ТРИЗ – педагогики, появились целые «школы». Так, в г. Ульяновске, на базе научной лаборатории технологий дошкольного образования ОГПУ ДПО УИПК ПРО, была создана Общественная организация (ОО) «Волга – ТРИЗ», которая вошла в международную ассоциацию ТРИЗ, работу которой возглавила Т.А. Сидорчук. На протяжении двадцати с лишним лет коллективом ученых и педагогов велась работа по изучению процессов познания и созданию технологии освоения детьми способов познания.

    На сегодняшний день, в контексте ФГОС дошкольного образования, данная технология является особенно востребованной, т.к. одной из главных целей на современном этапе является овладение детьми СПОСОБОВ КОГНИТИВНОЙ деятельности. Процесс познания сложен и многообразен. Давайте разберем процесс познания мира на простом примере: Мы встретились с неизвестным объектом. Процесс познания может быть запущен только, если у нас есть желание и мотив это сделать. Будем считать, что хотим узнать, что это за объект. Для этого включаем средства восприятия – анализаторы,т.е. познаем признаки объекта. Задаем вопросы: «Что будет с объектом, если его уронить?», «Каково назначение объекта?». При поиске ответов на вопросы, устанавливаются причинно – следственные связи взаимодействия и взаимовлияние этого объекта на окружающий мир. Процесс познания невозможен без преобразования признаков объекта. Мы думаем, а что, если уменьшить часть этого объекта или сделать его подвижной… Процесс познания всегда продуктивен. Посредством познания мы можем получить новый объект, с новыми свойствами. Результатом познания является не только изучение какого – либо объекта, или выявление закономерностей в нем, или создание нового объекта, но главным приобретением, по мнению Т.А. Сидорчук, является освоение алгоритмов (моделей) организации познавательной и, в конечном счете, творческой деятельности. Таким образом, результатом многолетнего исследования стало описание базовых способов познания и разработка алгоритмов – технологических карт по шести основным направлениям: анализаторы, признаки, причинно – следственные связи, вопросы, преобразователи, алгоритмы мышления, которые были представлены в методическом комплексе Т.А. Сидорчук «Я познаю мир». Главная цель использования технологии: освоение ребенком способов познания и становления у него ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной и технологической. При условии включенности самого взрослого в процесс познания у дошкольников формируется желание узнавать что – либо. Взрослый не должен объяснять результаты собственного познания, а создавать условия по формированию способов познания и обучение применению этих способов ребенком в конкретной деятельности. Работа с технологическими картами методического комплекса начинается с 2,5 лет и идет до 5,5 лет. Далее идет использование способов познания в конкретной творческой и учебной деятельности, что формирует у дошкольников предпосылки к учебной деятельности. В реальной практике педагог может выбирать из 61 карты наиболее значимые и самостоятельно составлять маршрутные листы и мониторинговые таблицы. На основании договора с ОО «Волга ТРИЗ» МБДОУ ЦРР – д/с № 108 вошел в лабораторию по апробации методического комплекса. Работа по его внедрению будет вестись в течение трех лет (начата с ноября 2013года), что позволит внести коррективы, создать модель образовательной деятельности дошкольного учреждения, которая ляжет в основу основной общеобразовательной программы МБДОУ ЦРР – д/с № 108. Кроме этого, дошкольное учреждение рекомендовано ОО «Волга – ТРИЗ» для прохождения стажировки по внедрению методического комплекса в образовательно пространстве России. В рамках работы с педагогами города планируется рассмотреть деятельности образовательного учреждения как ресурсного центра по внедрению методического комплекса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

    Занятия в детском саду  с применением элементов ТРИЗ являются эффективным средством развития активного творческого мышления у дошкольников, оказывают значимое влияние на развитие других психическ...

    «Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»

    Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисково...

    Выступление на Муниципальном Методическом Объединении по теме «Использование методов технологии ТРИЗ в педагогике»

    В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технологи...

    Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ

    Применение   ТРИЗ технологии дает возможность  воспитателям и детям быть успешными.Ведь методы и приёмы технологии ТРИЗ направлены на развитие мышления, воображения, творческих спо...

    Использование методов технологии ТРИЗ в ДОУ.

    Применение ТРИЗ в обучении дошкольников...