Инновационная технология «Музейная педагогика». Организация мини-музея «Весёлый клоун»
проект (младшая группа) по теме

Толстова Ирина Евгениевна

из опыта работы воспитателя Муниципального дошкольного бюджетного образовательного учреждения «Детский сад №1 «Звёздочка» Толстовой Ирины Евгениевны


 

Содержание

1. Теоретическая часть

1.1 Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников

1.2 Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ

1.3 Познавательно-исследовательская деятельность посредством музейной педагогики

2. Практическая часть

2.1 Организация мини-музея «Весёлый клоун»

2.2 Ликбез

2.3 Паспорт мини-музея

2.4 Экскурсионная работа в мини-музее

3. Заключительная часть

3.1 Итоги реализации проекта «Создание мини-музея «Весёлый клоун»

3.2 Литература

 

1. Теоретическая часть

1.1 Роль музейной педагогики в воспитании дошкольников.

Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребенка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но не менее сложен и интересен путь его познания.

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту: художниками, скульпторами. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребенка одухотворенную среду, развить эстетическое к ней отношение; подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства.

Одним словом, музейная педагогика призвана посеять в сознании дошкольника зерна исторической памяти, исторического сознания и музейной культуры, которые должны дать всходы в дальнейшем.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

- родительские собрания;

- консультации

- индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики.

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Таким образом, музейная педагогика значительно расширяет возможности воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.


 

1.2 Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.


 

  • У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.

  • Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.

  • У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».


 

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:


 

  • учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

  • формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

  • формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

  • вызывать уважение к другим культурам;

  • развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.


 

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

 

1.3. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников посредством музейной педагогики.

Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем узкое.

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни. На протяжении всего детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка и в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, где дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Основным принципом ДО в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

 

 

Характерными видами организации такой деятельности являются:

организация решения познавательных задач;

применение экспериментирования в работе с детьми;

использование проектирования.

Одним из методов познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него.

Основными функциями познавательно - исследовательской деятельности являются:

  • Развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности).

  • Освоение ребенком причинно – следственных пространственных и временных отношений.

  • Перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия

  • Развитие восприятия, мышления, речи в процессе активных действий.

  • Расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.

Одной из главных целей воспитательной работы ДОУ является создание развивающей среды, способствующей сохранению естественных механизмов развития воспитанников, в которой у них формируются потребности к познавательно – исследовательской деятельности, саморазвитию и самореализации. В связи с этим у меня появилась уникальная идея – создать мини - музей в группе.

 

2. Практическая часть.

2.1 Организация мини-музея «Весёлый клоун».

Созданию музея повлияла проблемная ситуация: дети не имели представления о музее. В нашем городе есть Краеведческий музей. Однако часто ли наши дети бывают в нем? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников нашей группы, ни разу не была в музее.

Причины самые разные:

  • Во-первых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения«Они малы и ничего не поймут, чего зря время тратить».

  • Во-вторых, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

На современном этапе встает вопрос создания музейной среды в самих дошкольных образовательных учреждениях. Ранее это, как правило, были уголки и выставки репродукций. Но содержание музейной среды в дошкольных учреждениях может быть расширено. Поэтому я решила выбрать метод музейной педагогики в работе с детьми.

Что такое музей?

Музей учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. В нашем случае слово «мини» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность развивающей среды «мини-музеев» — участие в их создании детей и родителей. Мои воспитанники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, подбирают загадки и пословицы, оформляют папки раскладки, выставляют в музеи выполненные рисунки и поделки совместно с родителями или с сестрами и братьями. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражают специфику возраста детей.

Согласно годовому плану работы ДОУ НА 2016-2017 учебный год и с целью активизации усилий педагогического коллектива детского сада в проявлении творчества, развитии наглядных форм работы с воспитанниками и родителями по реализации направления «Музейная педагогика» в системе дошкольного образования в рамках введения ФГОС ДОУ был объявлен конкурс на лучший мини-музей среди возрастных групп. Встал вопрос о выборе темы для мини-музея.

Пришла идея назвать мини-музей «Весёлый клоун». Почему весёлый клоун? В современном мире, где много агрессии, катастроф, негатива и тревоги, хочется погрузить детей в мир радости, ярких красок и позитива.

Свой музей мы посещаем каждый день, сами ребята меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки, рассматривают. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, экспериментатор, творец экспозиции. Причем, не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В нашем музее несколько разделов: 

  • «Сами своими руками» (совместная деятельность детей и родителей)

  • «Почитайте нам» (книги, открытки)

  • «Поиграйте с нами» (дидактические игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм)

  • «Мягкие игрушки» (для самых маленьких посетителей)

  • «Музыкальные клоуны» (шкатулки, заводные игрушки)

  • «Гипсовые статуэтки»

  • «Атрибуты клоуна»

Экспонаты размещены на стеллаже и настенных полочках около окна.

 

Во время проведения познавательно – исследовательской деятельности я использую методы музейной педагогики, которая имеет ряд отличительных особенностей:

  • Направленность обучения на социальную адаптацию и на развитие эмоциональной сферы ребенка.

  • Свободное общение детей с педагогом и друг с другом, когда в процессе работы можно свободно высказать свои мысли, объяснить возникающие эмоции, не согласиться с мнением других, в том числе взрослых.

  • Речь детей должна быть непринужденной, без специально заученных фраз.

  • Использование педагогом на первых этапах работы приема «подсказок» (на заданный детям вопрос педагогом предлагается несколько вариантов ответов).

  • Свое мнение педагог высказывает только после детей, ни в коем случае не подавая его как единственно верное.

Однако, включение таких методов - дело не такое простое.

Во-первых, нужно определиться с возрастной группой. Наиболее продуктивной будет работа с ребенком, начиная уже с 4 лет. Именно в этом возрасте был открыт наш музей «Весёлый клоун». С этого возраста у детей формируется умение познавать, исследовать, видеть, способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять об увиденном объекте.

Во-вторых, необходимо найти место для занятий в плотной сетке образовательной деятельности.

В-третьих, педагог должен отдавать себе отчет в том, что маленький ребенок не готов к восприятию сложного символического языка. Поэтому перед каждым занятием требуется большая предварительная работа для того, чтобы дать ребенку подсказку, направить его познавательный интерес в нужное русло.

В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его ценностные ориентиры.

 

2.2 Ликбез

 

КЛОУН (английское clown, от латинского colonus – деревенщина, грубиян),артист цирка, исполняющий юмористические номера, участвующий в сатирических сценках,в которых используются приемы эксцентрики, гротеска, пародии. Как правило, создает постоянный образ-маску — карикатурное воплощение какого-либо комического характера.

 

СИНОНИМЫ арлекин, артист, балясник, бимбо, клоун-аробат, клоун-буфф, клоун-дрессировщик, клус, коверный, комик, паяц, рыжий, скоморох, фарсер, фигляр, циркач, шут, эксцентрик.

 

Само слово «клоун» возникло в начале XVI века; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в её исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии — например, Уильям Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии (в русских переводах — Шут; один из самых известных шекспировских героев — Шут в Короле Лире). К XVII веку Клоун практически исчез из драматургии, сохраняясь преимущественно в эпилогах. Его имя стало нарицательным, и закрепилось за исполнителями

буффонных ролей в пантомимах и балаганах.

В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении — публика в зале или отдельный зритель.
Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах.
Клоун — одна из самых демократических и в то же время самых сложных и

универсальных специализаций актера.

2.4 Экскурсионная работа в мини-музее.


 

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

  • выявление творческих способностей детей;

  • расширение представлений о содержании музейной культуры;

  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.

 

 

3. Заключительная часть

Я хотела бы, чтобы лица моих воспитанников радостно сияли, музыка радовала их слух, произведения искусства радовали глаз, тело было пластичным, руки ловкими и умелыми. Хочу, чтобы они были лучше нас – красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут радовать нас, удивлять и восхищать.

 

 

 

3.2 Литература

 

1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29

3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008

4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

5. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10. - С. 44-50.

6. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3. - С. 58-63.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...

План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Музейная педагогика" МБДОУ д/с № 4 г. Починка

План мероприятий по внедрению инновационной технологии "Музейная педагогика"...

Приказ о включении в творческую группу по апробации инновационной технологии (Музейная педагогика) 2017г

Приказ о включении в творческую группу по апробации инновационной технологии (Музейная педагогика) 2017г...

Приказ о включении в творческую группу по апробации инновационной технологии (Музейная педагогика) 2016г

Приказ о включении в творческую группу по апробации инновационной технологии (Музейная педагогика) 2016г...

«Формирование у дошкольников экологических компетенций средствами краеведения и музейной педагогики. Организация мини – музея «Сахалин – мой край родной»

Сахалин чудесный остров замечательных людейТы на свете всех прекрасней, ты для нас всего нужней.Сахалинская природа – край чудесный и родной,Чтобы с нами не случилось, будем мы всегда с тобой.И ...