Технология Музейная педагогики. Создание мини-музея для развития социо- культурного развития личности ребенка.
проект на тему

Мудрая  Наталья Юрьевна

Создание мини- музея в условия группы детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

 Технология  Музейная педагогики.

Создание мини-музея для развития социо- культурного развития личности ребенка.

Срок реализации.»  2015-2017г.

Автор проекта: воспитатель  Мудрая Н.Ю.

Введение

       Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности  в специально организованную предметно- пространственную среду.    

Музейная педагогика в последние десятилетие приобретает  большую                                                 популярность в системе  дошкольного образования и воспитания- создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации( Это работы М.Ю.Коваль, О.В.Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление  музейно-педагогической деятельности, как и в условиях предметной среды, так и в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда  окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.   приобщение к музеям подрастающего поколения,   создание условий для развития творческой личности  путем включения  в многообразную деятельность.

Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

        Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социо культурные функции музея.

         

 Конечно, в условиях детского сада сложно создать экспозиции, соответствующие  требованиям музейного дела. Поэтому и называются  эти экспозиции  «Мини-музеями». Часть слова  «мини» отражает и  возраст детей, для которых они предназначены, размеры  экспозиции  и четко определенную тематику такого музея.

. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.

Основной целью музейной педагогики является:

 приобщение к музеям подрастающего поколения,   создание условий для развития творческой личности  путем включения  в многообразную деятельность.

   Задачи музейной педагогики

  • Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
  • Создание условий для формирования самосознания ,становление активной жизненной позиции , умение успешно адаптироваться в окружающем мире;
  • Развитие творческих и организаторских способностей, предастовление возможности реализоваться  в соответствии  со склонностями, интересами, выявление индивидуальности;

  • Организация детско-взрослой  совместной деятельности  на материале музейной практике.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ. Формирование у дошкольников  представления о музее;
  • Формирование  профессиональной компетентности  музейного педагога.
  •  Расширение словарного запаса, и развитие речи дошкольников;
  • Формирование  проектно- исследовательских  умений и навыков;
  • Воспитание культурного поведения.
  •  Чувства патриотизма.
  • Развитие познавательных способностей.

          

Актуальность

Приобщение детей к народному творчеству остается на сегодняшний день особенно актуальной. В мире компьютерных инноваций  детьми утрачивается связь с поколениями, ведь очень важно  знать историю своего народа, его обычаи, традиции, культуру, проникнутся чувствам уважения к народным умельцам, иметь разнообразное впечатление об окружающей жизни.

Знакомство с историей, и  культурой народа, может успешно пройти в  условиях мини-музея. Изготовление детьми совместно с родителями, и воспитателями экспозиций, может вызвать у детей неподдельный интерес.  Работа в мини-музеи расширяет кругозор ребенка, музей  способствует развитию  творческих способностей. Участие с процессе обеспечивает взаимодействия е семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка, что на сегодняшний день очень немаловажно

В свое работе по данной технологии я работаю над проектом:  

Мини- музей народной игрушки под названием:

«История игрушки»

Цель проекта

  • Знакомство с русским народным фольклором по средствам народной  игрушки.

Задачи проекта

  • Способствовать интересу к народному промыслу через образ игрушки.

  • Создать условия для желания ребенка участвовать в деятельности по  изготовлению русской народной игрушки самостоятельно или с участием взрослого.

  • Способствовать интересу для изготовления экспонатов для мини- музея всех желающих: воспитателей, родителей, детей

  • Обогощять знания детей об истории возникновения игрушки.

  • Воспитывать чувство патриотизма, интереса к русской народной культуре.

Описание проекта

  • В ходе реализации  проекта осуществляется идея заложить хорошую основу для гармоничного развития личности ребенка, расширения его кругозора, формирование эстетического вкуса, приобщение к национальной культуре, народному промыслу.

  • Важная особенность состоит в участии создания мини-музея детей и их родителей, дошкольники чувствуют свою причастность, и значимость.

  • В реализации проекта предусматривается участие всех желающих: детей, родителей, педагогов. Все те кто хочет поделится своим умением, и  опытом в рамках тематики проекта.

  • Расположение мини музея буде находится на хорошо просматриваемой стене в группе детского сада, экспонаты будут распологатся на полке, на уровне глаз детей.

  • Мини музей может пополнятся новыми интересными экспонатами, так же фабричными изделиями имеющими значимость в рамках проекта.

  • Мини музей будет пополнятся такими экспонатами как:

  • Дымковская игрушка.
  • Филимоновская игрушка.
  • Коргопольская игрушка.
  • Тряпичная кукла
  • Матрешка.
  • Матрешка(ручная роспись).
  • Соломенная игрушка.
  • Игрушка из фарфора.
  • Игрушки из дерева, и глины.

план реализации проект

данный проект рассчитан  на 3 года(2015-2017г.)

1этап. Организационный.

Выявление проблемы, определение задач, изучение методической литературы(накопление знаний),  Подбор материалов.

Просмотр иллюстраций фильмов по данной теме.

Определения места нахождения мини музея

Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.

Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.

2 этап. Планирование деятельности, оформление.

Разработка эскизов.

 Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей.

Организация деятельности по реализации проекта.

Накопление материала, разработка, изготовление экспонатов.

Оформление каталога.

Оформление выставки.

3 этап Заключительный.

 Продукт проекта:  Музей выставка, в специально отведенном месте совместного творчества детей, родителей и воспитателей.

План осуществление проекта:

Дата

Содержание работы

Участники

Ответственные

10.09.2015

Подготовительный этап

Выявление проблемы,  актуальности,  рассмотрение темы, подбор экспонатов , определения места для реализации проекта.

Воспитатели,

Воспитатели

01.11.2015-10.11.2017.

Основной этап

 Разработка экспонатов эскизов, отбор  материала Совместная деятельность детей, родителей, воспитателей.

Воспитатели, дети, родители

Воспитатели

10.11.2017-01.12.2017г.

Заключительный этап

 Конечное оформление мини музея. Организация выставок, экскурсий.  Проведение открытых занятий.

Дети, воспитатели

Воспитатели

ожидаемый  результат.

 К концу окончания проекта дети  должны овладеть знаниями   о народном промысле, по средствам  народной игрушки, ребенок должен,  научится отличать их по признакам, знать историю возникновения, название материала, автора,  технику выполнения.  Очень важно  если ребенок научится  ценить историю своего народа,  чувствовать свою причастность к культуре нашего  общества, Что в дальнейшем дает ему возможность быть культурным, творческим  социально – развитым,  членом нашего  богатого историей  общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика: "Создание мини-музея "МОЙДОДЫР"

Главная задача музея не просто демонстрация коллекции, а формирование у детей гигиенической культуры посредством энергетики, музейного материала на основе наук, музееведения, педагогики и психологии...

Создание мини-музея «Бумажные истории» как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста.

Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Помочь познать окружающий мир, сформировать не потребительское, а созидательное ...

Внедрение в образовательный процесс инновационной технологии «Музейная педагогика» посредством реализации долгосрочного проекта «Создание мини-музея « Народная игрушка»

Музейная педагогика, как одна из инновационных технологий, становится все более востребованной в практике  духовно-нравственного, гражданско-патриотического,историко-краеведческого воспитания лич...

Выступление из опыта работы на региональном семинаре-практикуме по проблеме "Социальное партнерство семьи и ДОУ как условие социо-культурного развития личности ребенка в условиях реализации ФГОС" на базе МБДОУ д/с №18 г.Альметьевск, апрель 2017 г.

В данном докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ОВЗ Гимадиевой Г.З. по взаимодействию с родителями и установлению с ними партнерских отношений в условиях реализации ФГ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ В СОЗДАНИИ МИНИ-МУЗЕЯ ГРУППЫ ПРИ ВНЕДРЕНИИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея. Чувствовалось единое понимание целей и задач музейной педагогики.  Совместно с детьми папы и мамы изго...

"Создание условий для развития личности ребенка в процессе организации мини-музеев в ДОУ"

Одной из инновационных форм работы с детьми, обеспечивающих повышение уровня развития детей является музейная педагогика....

Музейная педагогика "Создание мини-музея в детском саду"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представляю консультацию для педадогов ДОУ по музейной педагогике. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотичес...