Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционной техникой рисования для детей старшей группы «Прогулка в зимний лес»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Веремеенко Александра Николаевна

Интегрированное занятие  по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционной техникой рисования для детей старшей группы  «Прогулка в зимний лес»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие  по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционной техникой рисования для детей старшей группы  «Прогулка в зимний лес»

Цель занятия: Обогатить знания детей о жизни птиц и зверей в зимнее время.

Задачи:

Образовательные: систематизировать и закрепить знания детей о жизни зимующих птиц и лесных зверей, умение соотносить следы и животного, который их оставил; упражнять в прямом и порядковом счете в пределах 10; закреплять умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Воспитательные: формировать интерес к окружающему миру, эмоционально-целостное отношение к нему; воспитывать бережное, заботливое отношение ко всему живому.

Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев руки, самостоятельность, инициативу, коммуникативные и рефлексивные навыки, мышление.

Предшествующая работа:

Наблюдение за изменениями в природе зимой, чтение стихов и рассказов о зиме, загадывание загадок о птицах и лесных зверях, беседы о жизни птиц и зверей в зимнее время года, рассматривание репродукций картин и иллюстраций лесных зверей и зимующих птиц; дидактические игры: «Четвертый лишний», «Времена года», «Где чей дом», «Танграм» и др., лото «Лесные жители», упражнение «Где что лежит?»(ориентировка в пространстве и на листе бумаги), конструирование из геометрических фигур.

Материалы к занятию:  музыкальный зал оформлен в виде лесной опушки, на деревьях посажены снегири, на поляне звери-игрушки — заяц, лиса, на макушке елки ворона; плоскостные фигурки птиц — синицы и дятла; грамзапись голосов зимующих птиц ( снегирь, синица, дятел), отрывок из Э. Грига « Утро в горах»; рассказ В.Бианки «Книга зимы», пособия : на каждого ребенка набор карандашей, набор геометрических фигур для игры «Танграм»,силуэтные изображения лисы и зайца (образцы для складывания игры «Танграм»), листы с контуром деревьев (для штриховки), снежинки на каждого ребенка, сумочки с орехами, семечками и др. для угощения лесных зверей; макет «зимнего леса»; карточки с изображением лесных зверей и птиц, акварель, ватные палочки, заранее нарисованные (воспитателем) на акварельной бумаги изображения животных с которыми дети встретятся во время занятия, баночки с водой, кисти для смачивания красок.

Ход :

У входа в музыкальный зал воспитатель начинает беседу с детьми.

- Дети, сегодня я хочу пригласить вас на прогулку, но не по городским улицам, а в зимний лес, настоящее снежное царство. Согласны? (Да.)

- Там мы встретим разных птиц и зверей, давайте возьмем для них угощение.

( Дети берут сумочки с орешками, семечками, зернышками, хлебными крошками, морковкой, бочонок меда.)

- Вы готовы зайти в зимний лес? Тогда отправляемся.

Дети подходят к декорациям «зимнего леса», звучит музыка Э.Грига «Утро в горах».

- Слышите, какая красивая музыка? Это мороз укутывает деревья снежными одеждами. Воспитатель читает отрывок стихотворения С.Пронина «Посмотрите – кружится снежинка, Словно одуванчика пушинка. Долго наблюдаем мы за ней, Как она мелькает меж ветвей. Плавно опустилась на сучок, Замерла, как белый паучок».

- Что же это за птицы красногрудые нас встречают первыми?

(На ветвях деревьев прикреплены фигурки снегирей, в грамзаписи звучит голос снегиря). Воспитатель предлагает детям угостить птиц. Дети достают из сумочек зерна, крошки, семечки и насыпают в кормушки.

- Посмотрите по сторонам, как красиво в лесу? Дети, а по каким признакам можно определить, что пришла зима? А кто знает пословицы, поговорки о зимнем времени года? О зимних месяцах? (Ответы детей.)

- Молодцы! Послушайте, какая тишина в снежном царстве, и какой замечательный морозный воздух! Вы, чувствуете? Чем пахнет в зимнем лесу? (Воздух пахнет свежестью, чистотой, прохладой.)

  • Проводится дыхательное упражнение «Аромат» со снежинкой:

Смотрите, дети, какие красивые снежинки летают в воздухе. Поймаю - ка я одну снежинку и понюхаю ее. ( Не спеша нюхает «снежинку», несколько раз делая шумные вдохи и выдохи, произносит : Ах, аромат! Дивный аромат! Чудесный аромат! Затем предлагает детям понюхать «снежинку» и произнести хором: «А-ро-мат!»

- Не слышно в лесу веселого щебетанья птиц, не часто можно встретить на тропинках лесных зверей. Однако о том, что звери выбегали на полянку говорят вот такие таинственные знаки и черточки. А что это за знаки , точки, запятые мы сейчас узнаем. Дети рассаживаются на стулья или ковер, слушают рассказ В.Бианки «Книга зимы»:  «Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь как гладкие чистые страницы какой-то огромной книги. Днем идет снег. Кончится — страницы чистые. Утром идёшь — белые страницы покрыты множеством таинственных знаков, черточек, точек, запятых».

- Как думаете, кто оставил эти таинственные знаки? Соотнесите следы с рисунком животного, которому они принадлежат. (Дети выполняют задание).

- А это чей след? Сейчас, давайте мы будем загадывать загадки о зверях и птицах, а фигурки отгаданных животных ставить на нужный след. Дети по очереди загадывают загадки, рассказывают об особенностях « зимовки» того или иного зверя, оставляют угощения для зайца, белки и медведя.( Чем угостим? А почему?)

      Загадки:

  • Угадаете, что за шапка: Меха целая охапка. Шапка бегает в бору, У стволов грызет кору? (Заяц)
  • Какой зверь опасный, Ходит в шубе красной, Снег разгребает, Мышек хватает? (Лиса)
  • Кто зимой холодной, В лесу ходит злой, голодный? (Волк)
  • Кто с высоких, темных сосен, В ребятишек шишку бросил, И в кусты через пенек Промелькнул как огонек? (Белка)
  • Птица – звонкая певичка, Желтобрюхая сестричка, Суетится невеличка, Наша быстрая ... (синичка)
  • Кто в лесу в мороз и в жару Долбит сук, срывает кору? Клювом - «тук!», сгинет жук! Деревьям вокруг он лучший друг. (Дятел)

- Дети, посмотрите, здесь следов нет , а воздух теплый идет.(Дети подходят к большому сугробу - «берлоге медведя»).

- Кто там в шубе меховой, Спит холодною зимой, Он большой, но вот беда, Лапу в рот берет всегда? (Дети - Медведь)

- Почему медведь спит зимой? Какие еще звери впадают в спячку? ( Ответы детей).

- Медведь, когда выйдет из спячки весной будет очень голодный, совсем без сил. Давайте оставим и ему угощение. Пусть порадуется нашему сюрпризу. --- А мы с вами давайте посчитаем, сколько зверей и птиц нам встретилось во время прогулки. (Дети садятся за столы , считают карточки с изображением птиц и зверей).

- Сколько зверей мы встретили? Сколько птиц?  Кого больше: птиц или зверей? Кого меньше? На сколько? Кто первый нас встретил? Кто последний?  Сколько всего зверей и птиц? Молодцы!

- Холодно зимой в лесу. А вы не замерзли? Давайте погреемся.

  • С детьми проводится массажная игра «Зимняя разогревалочка»: Если замерзают руки, начинаем их тереть, Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть. ( дети медленно разогревают одну ладонь о другую) Сначала ладошки совсем как ледышки, Потом как лягушки, потом как подушки. (дети растирают руки все быстрее и быстрее).

- Дети, посмотрите, кто это под елочкой спрятался? (Заяц.)

- А кто между елкой и березой на нас смотрит? (Лиса)

- Кто выше всех на дереве сидит? (Ворона)

- А кто сидит под самой низкой елочкой? (Лисица).

Деревьям тоже холодно в лесу зимой. Не все они стоят под снежными

одеждами. Давайте поможем деревьям не замерзнуть в стужу?

  •              Дети садятся за столы и выполняют задание – дорисуй деревья - штриховку в разных направлениях по контуру кроны дерева. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания, поощряет, готовые работы раскладывают на «лесной полянке».

Воспитатель. Молодцы, вот какая густая чаща у нас получилась. Вам нравится зимой в лесу? (Да.)

  • Проводится музыкальная физминутка «Что вам нравится зимой?»

 Раскраснелись ваши щечки, разрумянились. А вот смотрите-ка, лесные жители приготовили для вас интересное задание. Давайте посмотрим.

Дети садятся за столы, где приготовлены конвертики для игры «Танграм».

Выкладывают из деталей игры «Танграм» изображения зайца и лисы ( по образцу).

http://doshkolnik.ru/images/stories/0003/image006.gif

- Интересно в зимнем лесу. Но слышите ветер засвистел (включается грамзапись завывания ветра), значит пурга начинается, скоро все тропинки заметет снегом. Пора нам возвращаться. Скорей, скорей! (Дети быстро идут, перешагивая через «сугробы», ищут тропинку).

 Итог: Понравилась вам прогулка? Что было самым интересным, запоминающимся? А давайте сейчас нарисуем животных которых мы сегодня встретили во время прогулки. Каждый нарисует животное, которое понравилось ему больше всего. Для этого нам понадобится бумага и ватные палочки.

Дети рисуют:

Акварельные краски перед началом работы намочить мокрой кистью. Опустить ватную палочку в нужную краску и прижать к рисунку, получив круглый отпечаток. При работе можно чередовать цвета ( темные – светлые).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группе по окружающему миру и нетрадиционной технике рисования.

Конспект интегрированного занятия в первой младшей группепо окружающему миру и нетрадиционной технике рисования....

Конспект образовательной деятельности по нетрадиционной технике рисования для детей старшей группы по теме: «Зимний пейзаж»

Конспект образовательной деятельности  по нетрадиционной технике рисования  для детей старшей группы  по теме: «Зимний пейзаж»...

Рисование «Салют над городом в честь праздника» с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего возраста . Подготовили воспитатели Жукова

Данное занятие способствует развиию следующих навыков у детей: Развитие художественного творчества с использованием нетрадиционной техники рисования.  Учить отражать в рисунке впечатление о...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и нетрадиционной технике рисования во 2 младшей группе «Мой весёлый звонкий мяч»

Знакомство детей с новым приёмом нетрадиционной техники рисования – манной крупой; развитие интереса к нетрадиционной технике рисования; расширение знаний детей о мячах; о материалах, из которых...