Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе «Дети и родители на школьном старте»
материал (подготовительная группа) на тему

Насибулина Людмила Валерьевна

Цель:

-         повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;

-         раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;

-         помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу.

-         помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_roditelskogo_sobraniya_v_podg_gruppe.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МАЛОБУГУЛЬМИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «ЯГОДКА» БУГУЛЬМИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Конспект родительского собрания

в подготовительной к школе группе

«Дети и родители на школьном старте»

                                                                                                                                                            Воспитатели:

Репьёва А.Н.

 Павлюшкина Л.В.

2016г

Тема: «Дети и родители на школьном старте»

Дата проведения: 9 сентября 2016 г.

Приглашённые: Заведующая МБДОУ «Ягодка»

Мигачёва Е. М.

Цель:

  • повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению;
  • раскрыть понятие «Психологическая готовность к школьному обучению»;
  • помочь родителям осознать собственное отношение к поступлению ребенка в школу. 
  • помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в школе.

Предварительная работа:

  • Объявление о собрании;
  • Подготовка презентации «Старший дошкольный возраст, какой он?»;
  • Подготовка презентации: «Готовность к школьному обучению»
  • Подборка литературы для родителей;
  • Папка-передвижка «Подготовка детей к школе»
  • Папка-передвижка «В помощь родителям будущих первоклассников»
  • Папка-передвижка «Татарский язык в подготовительной группе», анимационные сюжеты на татарском языке, аудиоматериал, рабочая тетрадь «Говорим по-татарски»
  • Буклеты «Памятка для родителей будущих школьников»

Повестка родительского собрания:

1. «Готовность к школьному обучению», воспитатель Репьёва А. Н.;

2. Тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?»  воспитатель Павлюшкина

Л. В.;

3. Упражнение с родителями «Продолжите фразу», воспитатель Павлюшкина Л.В. ;

4. «Зачем надо учиться в школе?» видеозапись с детьми, воспитатель Репьёва А. Н.;

Ход собрания:

Ахунжанова Р.Р. (председатель): Здравствуйте, уважаемые родители! Тема собрания сегодня «Дети и родители на школьном старте».

На повестке дня: 

1. Про готовность к школьному обучению расскажет нам воспитатель Репьёва Анна Николаевна;

2. Воспитатель Павлюшкина Людмила Валерьевна проведёт тест «Готовы ли вы отдать ребенка в школу?» и упражнение «Продолжите фразу»;

4. И в заключении нам покажут видеозапись, где наши дети размышляют над вопросом «Зачем надо учиться в школе?».

А сейчас я передаю слово воспитателю 1 категории Репьёвой Анне Николаевне.

Репьёва А.Н. (воспитатель):

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас сегодня. Вот и лето пролетело незаметно и наступает новый учебный год. Наши дети выросли и перешли в подготовительную группу детского сада. Перед тем как подробнее рассмотреть тему нашего собрания, мы хотим показать вам яркие моменты прошедшего года.

 (показ презентации «Старший дошкольный возраст, какой он?»)

 А сейчас переходим к теме собрания. Хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное. Что же включает в себя «Готовность к школьному обучению»?

(слайд 1) Рассмотрим каждый из компонентов готовности к школе, но более подробно остановимся на психологической готовности.

1. Физическая готовность

  • физиологическая зрелость;
  • физическая подготовка;
  • хорошее здоровье;
  • координация движений;
  • готовность организма ребенка к  учебным нагрузкам. 

Для того чтобы выдержать нагрузку в течение урока и тем более, всего учебного дня, необходимы выносливость, достаточная физическая подготовка. Следует уделить особое внимание здоровью ребенка. Педагогическая готовность овладение ребенком определенными знаниями, умениями и навыками.(слайд 2)

 Психологическая готовность к школе прежде всего означает выраженное желание учиться, узнавать новое (ребенок активно интересуется окружающим, задает вопросы, увлеченно ищет ответы сам или ждет пояснений от взрослых) (слайд 3). Психологическая готовность к школе включает в себя:        

Мотивационная готовность - наличие у детей желания учиться. (слайд 4)

Это условие является одним из самых важных и значимых.

Поступление в первый класс – это тот шаг, который кардинально изменяет жизнь ребенка: у него появляются новые обязанности, к нему предъявляются новые требования, и необходимо, чтобы ребенок был готов к таким переменам.

Необходимо чтобы у ребенка была сформирована «внутренняя позиция школьника» - понимание ребенком и принятие на себя роли ученика. Когда у ребенка сформировано желание учиться, узнавать все новое, это помогает ему справляться с возможными трудностями и неудачами. 

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1.        Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы.

2.        Знакомить с основными атрибутами школьной жизни, рассказывать о своей школьной жизни (останавливаясь на приятных моментах), организовать знакомство со школой (экскурсия).

3.        Подбирать развивающие игры («Собери портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнее?» и т.д.), использовать загадки на школьную тему. (слайд 5)  

Также в психологическую готовность входит коммуникативная готовность.

Коммуникативная готовность - умение ребенка общаться. (слайд 6)

 Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом готовности к школе.

Важно, чтобы ребенок умел налаживать контакты с разными детьми, разрешать возникающие спорные вопросы, договариваться и выполнять совместные задания. Так же необходимо обратить внимание на то, что роль и позиция учителя по отношению к ребенку значительно отличается от тех ролей и позиций, которые занимали взрослые до поступления в школу. Поэтому необходимо, чтобы первоклассник понимал эту разницу и мог адекватно относиться к учителю – признавать его авторитет, понимать и принимать важность требований, возлагаемых педагогом на него, как на ученика.

Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: общительность, доброжелательность, уважение к детям, готовность проявить сочувствие.

 Эмоционально-волевая готовность- ещё одна разновидность психологической готовности ребёнка к школе. Это умение слушать + умение слушаться). (слайд7) 

К шести годам у ребенка происходит оформление основных компонентов волевого поведения.

Умение регулировать свое поведение и эмоции.

У будущего ученика поведение должно быть произвольным, ребенку необходимо уметь управлять собой, усидеть на уроке, при этом внимательно слушать учителя, понимать все объяснения и правильно выполнять задания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог справляться со своими переживаниями в ситуации неудачи, ссоры, конфликта, а также выражать свои эмоции и чувства адекватно ситуации.

 Уверенность в себе и адекватная самооценка своих возможностей.

Ребенку это необходимо для того, чтобы уверенно отвечать у доски перед одноклассниками.

Ребенок должен иметь представление о том, что он знает хорошо, а что ему пока не удается и над чем надо еще поработать. (слайд 8)

И последняя разновидность психологической готовности к школе –это Интеллектуальная  готовность (развитие психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, речи; познавательных способностей, овладение способами и приемами познавательной деятельности) ( слайд 9)

 Будущий первоклассник должен не только обладать системой знаний об окружающем мире. Но и уметь их применять, устанавливать зависимость между причиной и следствием.

При принятии решения о начале школьной жизни необходимо учитывать все критерии готовности ребенка к школе. Над этим мы будем работать в течении года. А готовы ли вы отдать своего ребёнка в школу? Сейчас мы это узнаем. Передаю слово воспитателю 1 категории Павлюшкиной Людмиле Валерьевне.

Павлюшкина Л.В. (воспитатель): Психологический настрой родителей – важнейший фактор успешного обучения ребенка. Негативно действуют на эмоциональное состояние детей: чрезмерная тревожность родителей  (которая передается ребенку), беспечность, равнодушие родителей  (такое отношение к учебной деятельности формируется и у ребенка).

Ответьте на вопросы «да» или «нет», за каждый положительный ответ вы набираете 1 балл, за отрицательный -  0 баллов.

Вопросы:        

• Хочет ли ваш ребенок идти в школу?

• Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?

• Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?

• Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?

• Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?

• Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?

• Умеет ли он изменять существительные по числам?

• Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?

• Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?

• Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?

• Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?

• Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?

• Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?

• Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?

• Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)?

• Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, собирать мозаику и тому подобное?

• Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?

Результаты теста:

14–17 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;

9–13 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;

8 и меньше баллов — ребенку прежде всего требуется консультация опытного невролога.

А сейчас мы свами проведём упражнение «Продолжите  фразу»

 Мы с вами будем передавать по кругу букварь. Тот, у кого он окажется в руках, продолжает фразу: «Ребенок готов к школе, если…». По завершению упражнения ведущий проводит обобщение всех ответов родителей.  

-        А сейчас давайте послушаем ответы ваших детей на вопрос: «Зачем надо учиться в школе?» (включается запись ответов детей). После прослушивания происходит обсуждение ответов.

Есть очень хорошая фраза Л.А. Венгера: «Быть готовым к школе – это не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». 

Более подробная информация о подготовка детей к школе находится в папке-передвижки «В помощь родителям будущих первоклассников», которая будет находится в приёмной группы. Также предлагаем вашему вниманию буклеты «Памятка для родителей будущих школьников».

На этом наше родительское собрание закончилось. Желаем вам творческих успехов и достижения высоких результатов в подготовке детей к школе!

Играйте с детьми, общайтесь с детьми, помогайте детям!!! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания (подготовительная к школе группа) «Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению»

К концу дошкольного детства у ребенка появляются и личное сознание, т.е. осознание своего места в системе отношений со взрос­лыми, и первый схематичный абрис цельного мировоззрения. Впер­вые в этом во...

Родительское собрание в форме брейн- ринга "Дети и родители на школьном старте"

родительское собрание было проведено с родителями подготовительной к школе группы в форме брейн-ринга...

Консультация для родителей подготовительной группы "Дети и родители на школьном старте".

Поступление в школу - это вхождение ребенка в мир новых знаний, прав и обязанностей, сложных, разнообразных отношений со взрослыми и сверстниками. Подготовка ребенка к школе – проблема, актуальн...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Дети и родители на школьном старте»

Родительское собрание для родителей подготовительной группы«Дети и родители на школьном старте»Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основны...

Родительское собрание в форме брейн-ринга «Дети и родители на школьном старте»

Родительское собрание  в форме брейн-ринга «Дети и родители на школьном старте»...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Дети и родители на школьном старте»

Помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребенка в ш...

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. "Единое образовательное пространство РФ" (введение обновленных ФГОС ДО; введение ФАОП ДО)

Выступление на родительском собрании подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР."Единое образовательное пространство РФ" (введение обновленных ФГОС ДО...