ВНЕДРЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
статья на тему

Основные подходы к организации методической работы в детском саду на основе гендерного подхода

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_portal.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

ВНЕДРЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС 

Основные подходы к организации методической работы в детском саду на основе гендерного подхода.

Раскрыть пути формирования у дошкольников гендерных представлений. 
Как организовать педагогический процесс в детском саду на основе гендерного подхода? 
В соответствии с задачами перспективного и годового планов, в детском саду должна проводиться углубленная работа по внедрению гендерного подхода в педагогический процесс. 
Внедрение гендерного подхода в педагогический процесс, участниками реализации должны стать не только администрация, но и воспитатели, дети, родители. 
Выстраивая систему работы  и основываясь на том, что ребенок дошкольного возраста в состоянии понять, что поведение человека зависит от ситуации, а не от пола. Это значит, что мужчине не стыдно плакать в определенной ситуации, а женщине не возбраняется проявление агрессивности в экстремальных ситуациях. 
Еще один немаловажный момент - социальные роли: ребенок не должен отождествлять женщину с домашней хозяйкой, чей идеал - только в обслуживании семьи, а мужчину - с производством и общественной жизнью. Акцентируя внимание на том, что мужчины и женщины имеют одинаковые права и обязанности. В производственной сфере и женщины и мужчины могут быть задействованы в различных отраслях: от обслуживания до научно-исследовательской деятельности; при этом они могут быть, как рядовыми подчиненными, так и руководителями. 
В связи с обозначенными гендерными установками, определить задачи: 
1. Дополнение зон самореализации (например, поощрение девочек к занятию спортом, а мальчиков - к самообслуживанию) 
2. Организация опыта равноправного сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности. 
3. Снятие традиционных культурных запретов на эмоциональное самовыражение мальчиков, поощрение их к выражению чувств. 
4. Формирование опыта самопоощрения и повышения самооценки у девочек (фиксирование успехов) 
5. Создание условий для тренировки межполовой чувственности (через театрализацию, обмен ролями). 
Решение  задач предусмотрено в процессе учебной, игровой деятельности, а также в повседневной жизни, например, в тренингах, которые помогают детям понять, что и девочки, и мальчики имеют право на чувства и переживания. 
Разработать трехлетний перспективный план работы, определить  темы бесед - тренингов по гендерной тематике, которые должны проводиться с детьми от 4 до 7 лет. 
Для средних групп это: «Сделай комплимент девочке, мальчику», «Расскажи о радостном и грустном», «Когда не стыдно плакать мальчику», «Если завтра я проснусь взрослым, каким я буду». 
В старших группах  сделать на личностные качества и нравственно-этическую сторону: «Я - это кто», «Так должен поступать мальчик, девочка», «Какие черты характера тебе нравятся в девочке, мальчике», «Когда девочке необходимо быть сильной», «Может ли плакать мальчик». 
Для подготовительных  групп предложить  темы, когда говорят не только о девочках и мальчиках, но и о мужчинах и женщинах: 
«Какими качествами должен обладать мужчина», «Какой должна быть женщина», «Какие профессии подходят и мужчинам и женщинам». 
Начиная с младшей группы, с детьми могут проводиться игры, в которых малыши берут на себя функции противоположного пола. Это «Семья», «Больница», «Парикмахерская». 
В средних группах - это «Почта», где роль почтальона выполняли, как девочки, так и мальчики; «Шоферы» - в которой как мальчики, так и девочки, охотно строили гаражи и водили машины. В группах старшего возраста детям  предоставлена возможность принимать на себя функции противоположного пола не только в выше названных, но и в таких играх, как «Строители», «Путешествие», «Семья», «Магазин», «Больница», «Детский сад». 
Серьезный пласт работы по формированию гендерных установок - это занятия первого и второго блоков. Определить  раздел программы, в которых это было бы наиболее эффективно: «Ребенок и окружающий мир», «Ознакомление с художественной литературой», «Музыкальное воспитание», «Изобразительная деятельность». Разработан перспективный план занятий на основе гендерного подхода. 
Познавательные задачи ставились в соответствии с возрастом детей. Так, в младших группах формирование гендерных представлений происходило бы  через расширение знаний детей о разновидностях одежды для девочек и мальчиков. 
В средних группах в гендерном аспекте рассмотреть   такие темы, как «Обувь», «Одежда». Обращать  внимание и на спецодежду, ее необходимость, как для мужчин, так и для женщин. Тематика занятий по формированию гендерных представлений в средних группах была бы интересна и понятна детям: «Кто поможет Колобку помыть посуду?», «О воинах - защитниках», «О труде пап и мам», «Транспорт». С помощью символической аналогии, структурного анализа детей подвести  к пониманию вариативности семейных и профессиональных ролей. 
Тема семейных взаимоотношений и функции мужчин и женщин в семье широко осветить  на занятиях в старших группах: «Еще раз о семье», «Генеалогическое дерево», «Мальчики и девочки». Решить  проблемные ситуации социального характера, что способствовало бы формированию правильных гендерных установок. 
В подготовительных к школе группах с целью углубления знаний детей о профессиях, затронуть  взаимоотношения мужчин и женщин в процессе трудовой деятельности. Дети должны демонстрировать , что в состоянии осознавать равноправное содержание трудовой деятельности и то, что в различных ситуациях представители обоих полов могут вести себя сообразно обстоятельствам, а не половым различием. Расширить  и тематику занятий на основе гендерного подхода: «Чем пахнут ремесла», «Редкие профессии», «Все профессии важны», «Мужчины и женщины в космосе и на защите Отечества». Дети должны сами сделать  вывод, что профессионалами в любой отрасли могут быть представители обоих полов. Кроме того, дети должны  уяснить, что наряду с мужчинами, женщины могут быть защитниками Отечества. Яркий пример - подвиг летчицы Валентины Гризодубовой, партизанки Зои Космодемьянской и многих других замечательных женщин, о которых дети узнают  на соответствующих занятиях. 
Внедрение гендерного подхода проходит  и через ознакомление с художественной литературой. Например: «Гуси-Лебеди», «Снежная королева», «Спящая царевна». С помощью анализа этих произведений дети  осознают, что в разных ситуациях представители обоих полов могут вести себя сообразно обстоятельствам, а не половым различиям. (Это смелость и решительность Маши и Герды, нежность и умение печалиться Кая и царевича Елисея). 
Формировать гендерные  представления у старших дошкольников, осознанию того, что социальная роль женщин гораздо шире, чем мать и хозяйка способствовали и занятия историко-культурного цикла, на которых  рассматривать  распределение социальных ролей мужчины и женщины в 3 эпохах: Древняя Русь, Петровские времена, 20-21 век. Составить  портретные характеристики мужчины и женщины с учетом личностных качеств в разные времена, сделать акцент на произошедшие изменения. С развитием технического прогресса у женщин освобождается время для выполнения общественной работы вне дома; постепенно меняется законы и взгляды на роль женщины. Рассмотрение изменения распределения социальных ролей в истории помогло понять роль мужчины и женщины на современном этапе. 
Дети - это отражение своих родителей; они принимают тот взгляд на жизнь, который демонстрируют им взрослые. Поэтому без поддержки семьи, педагогам детского сада было очень сложно решать такую важную задачу, как формирование гендерных представлений. 
Безусловно, эта работа потребует  более тесного и доверительного контакта с родителями, так как они выступают центральным звеном в реализации задачи развития ребенка. 
Тематические выставки, статьи расширять  преставления об актуальности темы, о том, что отношения и поведение взрослых в семье в первую очередь является условием формирования первого социального опыта ребенка. Провести  анкетирование родителей, в результате которого придем  к выводу, что необходимо повышение компетентности родителей по гендерному вопросу, разрешению противоречивости в подходах воспитания. Провести  конкурс информационных новинок по гендерной педагогике для родителей. Подобрать  консультативный материал, который ляжет  в основу папок-передвижек и устных бесед с мамами и папами. 
Главной темой консультаций является  гендерные особенности мальчиков и девочек. Кроме того, собрать  материал, посвященный папам и мамам: «Отцы нашего времени», «Сильный не значит жестокий». Расширить  информационное поле, подборку статей для мам и пап: «Мальчики налево, девочки - направо», «В семье растет девочка», «Посвящается мамам всех дочек», «Разный пол - разный мозг» и т.д. 
Ребенок не должен быть полигоном для отработки эмоций и амбиций мужчин и женщин в семье. 

 Педагогический процесс на основе гендерного подхода:

1) мужчины и женщины равнозначны в современном обществе; 
2) женский труд не менее важен, чем мужской; 
3) в семье мужчины и женщины могут выполнять разные роли; 
4) отношение ребенка должно быть чутким, уважительным к отцу и бережным к матери. 
5) Каждая семья должна стремиться к гармонизации женско-мужских взаимоотношений, которые в любом случае являются моделью для их детей и будут обязательно воспроизведены в будущем. 
Еще одно из направлений работы по внедрению гендерного подхода в педагогический процесс - это наполнение образовательного пространства. В соответствии с разработанными нами рекомендациями в средних, старших и подготовительных группах развивающая среда пополняется  материалами, направленными на преодоление гендерных стереотипов. 
В средних группах подобрать  материал о спортсменах и художниках, иллюстрации о мужчинах и женщинах в различных профессиях. В старших группах профессиональная тема  отражается  с точки зрения прошлого и настоящего, представлена роль женщин и мужчин в спорте, политике, кино и театре. 
В подготовительных к школе группах более широко должны быть представлены известные мужчины и женщины города, а также тема космоса. 
Иллюстрации и фотоматериалы помогают развенчивать миф о том, что для женщины главными социальными ролями являются семейные (мать, жена, хозяйка), а для мужчины - профессиональные. 
Собрать  много материала о гендерной теории, поделиться  своими знаниями с педагогами  детского сада и руководителями других дошкольных учреждений, познакомить  родителей  с новым направлением в психолого-педагогической науке, начато формирование гендерных установок воспитанников. Изменить взгляд не только на мужчин и женщин и их положение в обществе, но и по-новому организовать взаимодействие с мальчиками и девочками. 
В результате длительного, пристального наблюдения за воспитанниками и собеседования с педагогами, составить  портретные психологические характеристики старших дошкольников. В соответствии с ними поделить детей  на четыре гендерных типа: 
Условно одаренные (андрогинные), 
Типичные мальчики, 
Типичные девочки, 
Недифференцированный гендер. 
Следует отметить, что физический пол не должен был быть  определяющим. На первый план выходит  пол социальный или гендер. 
Перед методической службой встает  новая задача: перестроить сетку видов деятельности с учетом того, что дети, принадлежащие к различным гендерным типам, должны группироваться на занятия по-разному. Так, на занятия интеллектуального блока, а также физического развития эффективней объединить условно одаренных детей с типичными мальчиками, а типичных девочек - с группой недифференцированного гендера. Для художественной деятельности и на занятия речевого блока рациональней собрать вместе условно одаренных детей с типичными девочками, а типичных мальчиков - с группой недифференцированного гендера. Следовательно, если занятия идут параллельно, то это необходимо учитывать. 
В настоящее время календарное и перспективное планирование осуществляется по-новому. 
Работа планируется с учетом общих качеств и свойств детей, а также их отличий от представителей других типов в гендерном аспекте.

При планировании занятий по математике, познавательных, конструированию, нагрузка на занятии дифференцируется следующим образом: для «условно одарённых» девочек, которые лучше говорят, быстрее включаются в тему, в «Методических приемах» целесообразно предусмотреть вопросы в первую очередь. Для «условно одаренных» мальчиков планируется работа с карточками или у доски. Для «типичных мальчиков» вопросы планируются после анализа выполненного задания «условно одарёнными» мальчиками. 
Особое внимание в плане уделяется склонности «условно одарённых» к доминированию (мальчики); требовательности и непостоянству в общении. планировать поощрение «условно одаренных» за выдержку, корректность. 
Особого внимания требуют «типичные девочки» (биологические мальчики). У таких мальчиков наблюдается склонность к пассивности, меланхолии, плаксивости в ситуации неуспеха или кризиса. Поэтому в плане указывается, что в первую очередь будут высказываться «типичные девочки» мужского пола. 
На занятиях по физкультуре, плаванию дифференциация нагрузки в сторону превышения кратности и сложности движений должна быть индивидуальной, с обязательным учетом состояния здоровья на данный момент и «Д» - группы. Поэтому в плане в основном уделяется внимание личностным качествам. Например, «Типичные мальчики» мужского пола бывают задиристыми, стремящимися к подчинению более слабых сверстников. Возможна вербальная и невербальная агрессия в ситуации проигрыша (особенно у девочек). Поэтому для них включаются упражнения на эмпатию. 
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду  у некоторых «условно одарённых» детей присутствует поверхностное отношение к выполнению технических приёмов, поэтому в плане предусматривается мотивация повышения качества их работ. 
Для «Типичных девочек», у которых высокая тревожность; неумение отстаивать преимущества продуктов собственного творчества; склонность к меланхолии, плаксивости в случае неудачи в работе, планируются упражнения на ассоциативное мышление, творческое воображение. 
Перестроение планирования и практической работы в соответствии с новыми требованиями - дело непростое для любого педагога, поэтому  важно вовлечь в этот процесс, как молодых воспитателей, так и стажеров. 
Опытные педагоги привлечены к проведению мастер-классов для малоопытных воспитателей по организации различных видов деятельности в соответствии с гендерной типологией. 
Разработать  карту  контроля организации различных видов деятельности, в которой два раздела нацелены на отслеживание работы педагога в соответствии с гендерной типологией: 
- Учет психофизиологических особенностей детей в гендерном аспекте. 
- Дифференцированный и индивидуальный подход в работе с «условно одаренными» и отстающими детьми. 
Эта карта позволяет выявить качество дифференцированного подхода в работе с детьми на каждый день. 
Фронтальный контроль показывает, что в решении задачи по внедрению гендерного подхода в педагогический процесс есть позитивные изменения. 
К несомненным достижениям можно отнести то, что педагоги должны лучше понимать своих воспитанников и принимать их с достоинствами и недостатками, обусловленными их собственными психологическими особенностями. Это и есть психологизация педагогического процесса. 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»

Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биоло...

Статья. По теме : "Внедрение компетентностного подхода в управление образовательным процессом в ДОУ"

Проблема внедрения компетентностного подхода в управление образовательным процессом ДОУ, разрабатывается сравнительно недавно. Методологическому и теоретическому обоснованию проблемы внедрения компете...

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству у детей дошкольного возраста МКДОУ д/с № 27»

Взаимодействие специалистов ДОУ в ходе реализации комплексного подхода к педагогическому процессу по вопросу «Формирование интереса к художественной литературе через приобщение к словесному искусству ...

Памятка для педагогов «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»

Все о гендерном воспитании в одном документе - очень удобен в работе...

Понятие «гендерный подход» в педагогической науке

В нем выделено понятие, которое необходимо учитывать в воспитании и организации системы развития детей дошкольного возраста – гендерный подход....

Реализация гендернего подхода в физическом воспитании детей 6 – 7 лет в условиях внедрения ВФСК «ГТО».

Реализация гендернего подхода в физическом воспитании детей 6 – 7 лет в условиях внедрения ВФСК «ГТО»....

Опыт работы "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".

В данном опыте работы рассматриваются теоретические вопросы гендерной педагогики....