Понятие «гендерный подход» в педагогической науке
статья на тему

В нем выделено понятие, которое необходимо учитывать в воспитании и организации системы развития детей дошкольного возраста – гендерный подход.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие «гендерный подход»  в педагогической науке

        Новый Федеральный стандарт, которым руководствуются сегодня все дошкольные образовательные учреждения, представляет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей дошкольного возраста. В нем выделено понятие, которое необходимо учитывать в воспитании и организации системы развития детей дошкольного возраста – гендерный подход.

«Гендер – это социально-педагогическая характеристика пола, в котором идентифицирует себя человек, то есть относит себя к группе, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина, «женщина», отмечает Д. Мацуммотто. [2]

          По мнению А.М. Боковикова, гендерный подход в  воспитании – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.  В современной науке выделяется новое направление - гендерная психология, т.е. область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. [1]  

Однако вскоре большее распространение получили идеи "бесполой" педагогики. В этот период вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания. И только начиная с 90-х гг. гендерному воспитанию начинает уделяться необходимое внимание.

         Обратимся к истории вопроса. Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. исследователи отмечают, что к 1948 г. уже в 150 городах только РСФСР функционировали мужские и женские школы. Причем помимо 71 города, где раздельное обучение было введено еще в 1943 г., позднее оно появилось еще в 42 городах РСФСР на основании распоряжений правительства и в 37 городах на основании решений исполкомов местных Советов. В общей сложности число школ  раздельного обучения в РСФСР к 1954 г. составляло 2323. Учитывая, что общее количество семилетних и средних школ в этих городах в тот момент ровнялось 4200, мужские и женские школы в совокупности составляла 55,4%, т.е. больше половины. В целом же по стране в 1943-1954гг. основная масса школ по-прежнему функционировала в режиме совместного обучения. В начале 50-хгг. ХХ в., вновь на повестку дня поставлен вопрос реорганизации системы школьного обучения, но теперь уже в обратном направлении: речь шла об упразднении мужских и женских школ. Причиной послужило то, что, во-первых, раздельное обучение далеко не в полной мере оправдывало себя. Во-вторых, эту систему так до конца и не смогли вывести на тот высокий уровень качества среднего и неполного среднего общего образования, который изначально задумывался и предусматривался.

         И, в-третьих, население в целом не было заинтересовано в сохранении раздельного обучения напоминавшего старшему поколению середины ХХ в. дореволюционные российские гимназии. К тому же финансовое обеспечение раздельной системы оказалось для государства затруднительным. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предусматривается решение проблем развития, воспитания и обучения дошкольников с учетом гендерного подхода.

        Отсюда перед дошкольным учреждением и родителями стоит задача перейти от «бесполой» педагогики к формированию у дошкольников адекватной полу модели поведения, начал мужественности и женственности, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации. На основе многочисленных исследований ученые А.О. Мудрик, И.П. Шелухиной, А.М. Щетинина и др. пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. Gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт  культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. [3; 19; 20]

           А.А. Денисова обращает внимание, что гендер состоит из 3 компонентов: когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина); эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной / женщиной);  поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина / женщина). В психологии под гендерными признаками подразумеваются отличительные черты мужского и женского пола. Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. В каждом народе существуют многовековые традиции, строго регламентирующие распределение ролей мужчин и женщин в обществе, а также поведенческие стереотипы.

                  Гендерный подход в воспитании дошкольников, по мнению Т.Н. Дороновой, является сложным, многосторонним процессом. Он осуществляется в процессе нравственного воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, нравственное воспитание – это «целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества». Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. Одна из задач, стоящих перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих  позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте

              Мы согласны с мнением А.О. Мудрика, что сущность гендерной социализации, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. [3]

          Теоретическое обоснование содержания гендерного подхода в воспитании девочек и мальчиков дошкольного возраста отражено в разработанной в ходе нашего исследования концепции гендерного воспитания. Концепция Н.В. Микляева, базируясь на междисциплинарном, целостном и гендерном подходах, позволила синтезировать современные данные различных наук о гендере и разработать модель гендерного воспитания дошкольников. Гендерное воспитание предполагает правильное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее в будущем гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку. Гендерные роли – социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, 10 существующими в данном обществе и данной исторической ситуации. [4]

       Усвоение ролей, определение собственного полового соответствия должно произойти в раннем возрасте и сформироваться к началу дошкольного возраста. По мнению Л.И. Столярчук, гендерное развитие – это непрерывный процесс качественных изменений и количественных преобразований феминных и маскулинных свойств личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат гендерного воспитания и развития – формирование позитивной гендерной идентичности. [5]

          Мы разделяем точку зрения Л.И. Мишневой, что ребёнок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми. Психологи доказали, что к 2-м годам ребёнок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4-х до 7-и лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость). Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социо-культурными нормами и зависит, в первую очередь, от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей: Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности.

          Н.Я. Михайленко обращает внимание, что содержание игр детей вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. А именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание. Роль воспитателя состоит в ежедневном участии в играх детей, при этом, воспитатель должен руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, воспитатель может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей сюжетно-ролевую игру.

            Таким образом, исходя из выше  изложенного, по первому параграфу можно подвести вывод о том, что гендерный подход в дошкольной педагогике – это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Литература:

1. Боковикова, А.М. Гендерные особенности. / А.М. Боковикова, В.В. Старовойтова. – СПб: Университетская книга.- 2011. – 268 с.

2.Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Д. Мацумото. - М., 2008. - 672 с.

3.Мудрик, А.О. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // А.О. Мудрик. Воспитательная работа в школе. – М.: 2003. – № 5. – С. 15–19.

4. Микляева, Н.В. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики / Н.В. Микляева. - М.: 2008. – 345 с.

5. Столярчук, Л.И. Гендерное образование: учебное пособие / Л.И. Столярчук. - Краснодар, Просвещение-Юг - 2011. – 386 с.



Предварительный просмотр:

Понятие «гендерный подход»  в педагогической науке

        Новый Федеральный стандарт, которым руководствуются сегодня все дошкольные образовательные учреждения, представляет общее содержание основной образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей дошкольного возраста. В нем выделено понятие, которое необходимо учитывать в воспитании и организации системы развития детей дошкольного возраста – гендерный подход.

«Гендер – это социально-педагогическая характеристика пола, в котором идентифицирует себя человек, то есть относит себя к группе, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина, «женщина», отмечает Д. Мацуммотто. [2]

          По мнению А.М. Боковикова, гендерный подход в  воспитании – это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.  В современной науке выделяется новое направление - гендерная психология, т.е. область научного знания, которая сформировалась с опорой и на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития. [1]  

Однако вскоре большее распространение получили идеи "бесполой" педагогики. В этот период вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания. И только начиная с 90-х гг. гендерному воспитанию начинает уделяться необходимое внимание.

         Обратимся к истории вопроса. Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др. исследователи отмечают, что к 1948 г. уже в 150 городах только РСФСР функционировали мужские и женские школы. Причем помимо 71 города, где раздельное обучение было введено еще в 1943 г., позднее оно появилось еще в 42 городах РСФСР на основании распоряжений правительства и в 37 городах на основании решений исполкомов местных Советов. В общей сложности число школ  раздельного обучения в РСФСР к 1954 г. составляло 2323. Учитывая, что общее количество семилетних и средних школ в этих городах в тот момент ровнялось 4200, мужские и женские школы в совокупности составляла 55,4%, т.е. больше половины. В целом же по стране в 1943-1954гг. основная масса школ по-прежнему функционировала в режиме совместного обучения. В начале 50-хгг. ХХ в., вновь на повестку дня поставлен вопрос реорганизации системы школьного обучения, но теперь уже в обратном направлении: речь шла об упразднении мужских и женских школ. Причиной послужило то, что, во-первых, раздельное обучение далеко не в полной мере оправдывало себя. Во-вторых, эту систему так до конца и не смогли вывести на тот высокий уровень качества среднего и неполного среднего общего образования, который изначально задумывался и предусматривался.

         И, в-третьих, население в целом не было заинтересовано в сохранении раздельного обучения напоминавшего старшему поколению середины ХХ в. дореволюционные российские гимназии. К тому же финансовое обеспечение раздельной системы оказалось для государства затруднительным. Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, предусматривается решение проблем развития, воспитания и обучения дошкольников с учетом гендерного подхода.

        Отсюда перед дошкольным учреждением и родителями стоит задача перейти от «бесполой» педагогики к формированию у дошкольников адекватной полу модели поведения, начал мужественности и женственности, способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации. На основе многочисленных исследований ученые А.О. Мудрик, И.П. Шелухиной, А.М. Щетинина и др. пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (англ. Gender – род), который обозначает социальный пол, пол как продукт  культуры. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учетом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка. [3; 19; 20]

           А.А. Денисова обращает внимание, что гендер состоит из 3 компонентов: когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина); эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной / женщиной);  поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина / женщина). В психологии под гендерными признаками подразумеваются отличительные черты мужского и женского пола. Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. В каждом народе существуют многовековые традиции, строго регламентирующие распределение ролей мужчин и женщин в обществе, а также поведенческие стереотипы.

                  Гендерный подход в воспитании дошкольников, по мнению Т.Н. Дороновой, является сложным, многосторонним процессом. Он осуществляется в процессе нравственного воспитания детей. Согласно общепринятым принципам дошкольной педагогики, нравственное воспитание – это «целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества». Гендерная педагогика – наука о воспитании и обучении мальчиков и девочек, развитии их гендерного самосознания и ценностных ориентаций, гендерного поведения, реализуемого в общении и деятельности посредством активного усвоения и воспроизведения социального опыта и культуры. Одна из задач, стоящих перед гендерной педагогикой – теоретическое обоснование гендерного воспитания дошкольников, выявление психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации, способствующих  позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт, предполагающих организацию педагогической помощи и поддержки в решении проблем, связанных с гендерной идентификацией и самореализацией личности в дошкольном возрасте

              Мы согласны с мнением А.О. Мудрика, что сущность гендерной социализации, заключается в том, что мальчики и девочки, развиваясь в условиях жизни конкретного общества, усваивают и воспроизводят принятые в нем гендерные роли и культуру взаимоотношения полов. Гендерная социализация предполагает формирование гендерной идентичности и освоение гендерных ролей, в том числе и то, как на этот процесс влияют гендерные стереотипы. Гендерное воспитание – это относительно социально контролируемый процесс развития девочки и мальчика в ходе их гендерной социализации – воспитание основ гендерной культуры взаимоотношений, развитие способности к реализации гендерного репертуара и овладение умениями и навыками соответствующего поведения. [3]

          Теоретическое обоснование содержания гендерного подхода в воспитании девочек и мальчиков дошкольного возраста отражено в разработанной в ходе нашего исследования концепции гендерного воспитания. Концепция Н.В. Микляева, базируясь на междисциплинарном, целостном и гендерном подходах, позволила синтезировать современные данные различных наук о гендере и разработать модель гендерного воспитания дошкольников. Гендерное воспитание предполагает правильное усвоение детьми гендерных ролей, подразумевающее в будущем гендерное равенство, отсутствие гендерных предрассудков и дискриминации по половому признаку. Гендерные роли – социальные роли, предписываемые мужчинам и женщинам в соответствии с социальными и культурными нормами, 10 существующими в данном обществе и данной исторической ситуации. [4]

       Усвоение ролей, определение собственного полового соответствия должно произойти в раннем возрасте и сформироваться к началу дошкольного возраста. По мнению Л.И. Столярчук, гендерное развитие – это непрерывный процесс качественных изменений и количественных преобразований феминных и маскулинных свойств личности ребёнка, способов полоролевого поведения, эмоционально-ценностного отношения к своей половой роли и взаимодействию с людьми разного пола. Результат гендерного воспитания и развития – формирование позитивной гендерной идентичности. [5]

          Мы разделяем точку зрения Л.И. Мишневой, что ребёнок рождается с определенным биологическим полом, а гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в процессе общения с другими людьми. Психологи доказали, что к 2-м годам ребёнок начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, а с 4-х до 7-и лет дети уже осознают, что девочки становятся женщинами, а мальчики – мужчинами, что принадлежность к полу сохраняется независимо от возникающих ситуаций или желаний ребенка (то есть формируется гендерная устойчивость). Физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социо-культурными нормами и зависит, в первую очередь, от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей: Привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения; Достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери; Наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения

Игра занимает весьма важное место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности.

          Н.Я. Михайленко обращает внимание, что содержание игр детей вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. А именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков необходимо уделять особое внимание. Роль воспитателя состоит в ежедневном участии в играх детей, при этом, воспитатель должен руководить как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играть с девочками и мальчиками. Кроме того, объяснив родителям необходимость развития детей в игровой деятельности, воспитатель может пригласить их для участия в играх детей, совместив, таким образом, включение родителей и детей сюжетно-ролевую игру.

            Таким образом, исходя из выше  изложенного, по первому параграфу можно подвести вывод о том, что гендерный подход в дошкольной педагогике – это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

Литература:

1. Боковикова, А.М. Гендерные особенности. / А.М. Боковикова, В.В. Старовойтова. – СПб: Университетская книга.- 2011. – 268 с.

2.Мацумото, Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия / Д. Мацумото. - М., 2008. - 672 с.

3.Мудрик, А.О. О полоролевом (гендерном) подходе в социальном воспитании // А.О. Мудрик. Воспитательная работа в школе. – М.: 2003. – № 5. – С. 15–19.

4. Микляева, Н.В. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики / Н.В. Микляева. - М.: 2008. – 345 с.

5. Столярчук, Л.И. Гендерное образование: учебное пособие / Л.И. Столярчук. - Краснодар, Просвещение-Юг - 2011. – 386 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для воспитателей «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»

Термин «гендер» появился в трудах американского историка Д.Скотта(1991) Гендер по одним источникам – род, по другим – представление, презентация. Гендер указывает на то, как мы представляем свой биоло...

Отчёт на педагогическом совете "Обеспечение гендерного подхода". Старшая группа.

Делилась опытом с коллегами о работе в группе по гендерному воспитанию....

Памятка для педагогов «Организация педагогического процесса с учетом гендерного подхода»

Все о гендерном воспитании в одном документе - очень удобен в работе...

Сущность понятия «гендерный подход» к проведению артикуляционной гимнастики в старшей логопедической группе детского сада.

Гендерный подход в работе с детьми очень важен.И речевую коррекцию гендерный подход так же не обошел стороной....

ВНЕДРЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Основные подходы к организации методической работы в детском саду на основе гендерного подхода...

Опыт работы "Реализация гендерного подхода в педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста".

В данном опыте работы рассматриваются теоретические вопросы гендерной педагогики....