«Бумага, ее свойства и виды».
методическая разработка (старшая группа) на тему

Провоторова Светлана Викторовна

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе. 

Занятие построена на эксперименте с бумагой.

Цель:  продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги. 

 Задачи: 

Образовательные:

- Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

- Продолжать учить детей конструировать из бумаги.

Развивающие:

- Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

Воспитательные

 - Воспитывать интерес к свойствам окружающих  нас предметов, любознательность,  бережное отношение к природным ресурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Бумага,ее свойства и виды21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

в старшей группе

Тема: «Бумага, ее свойства и виды».

Цель:  продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги. 

 Задачи: 

Образовательные:

- Расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;

- Продолжать учить детей конструировать из бумаги.

Развивающие:

- Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы.

Воспитательные:

 - Воспитывать интерес к свойствам окружающих  нас предметов, любознательность,  бережное отношение к природным ресурсам.

Материал и оборудование: проектор, сундучок, ножницы, мяч, бумага, картон, спички, клей, кисточки, салфетки.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель обращает внимание детей на чудесный сундучок и предлагает угадать, что в нем находится. (Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель:

А что в нем лежит нам подскажет загадка:
«Она бывает документом,

плакатом, фантиком, конвертом,

письмом, обоями, листовкой,

альбомом, книгой, упаковкой»

(бумага)          

(в сундучке находятся разные виды бумаги)                                                           

 - Правильно ребята, это бумага.  

- Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.

- Для чего нужна бумага?

-  Вспомните, где применяется бумага?

- А вот, всегда ли у человека была бумага? 

(Дети отвечают отрицательно)                               

- Как вы думаете, на чем в древности писали люди?   

Дети: На камнях, на скалах, на коре, на шкурах и т.д .

Воспитатель:  В разные времена люди писали на разных материалах.

- А кто из вас знает, как изготавливают бумагу?

Рецепт изготовления бумаги придумали в Китае. Этой диковинной восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ. Только через века Европа узнала, как делать это чудо. Чтобы узнать, как делают бумагу, необходимо отправиться на бумажную фабрику, что мы обязательно сделаем.

 

«Путешествие» на бумажную фабрику «Изготовление бумаги» (с использованием презентации)

 Воспитатель: В настоящее время бумагу производят на целлюлозно - бумажных заводах  (слайд).

Основным сырьем для производства бумаги являются деревья: ель, сосна, береза, тополь и другие (слайд).

Бревна привозят на завод (слайд).

На фабрике машины сдирают с деревьев кору и измельчают их в щепки (слайд).

Потом щепки измельчаются до крошки, которые смешиваются с водой (Это масса называется целлюлоза). Бумага, сделанная таким способом непрочная и чаще всего производиться для газет (слайд).

Бумагу более высокого качества делают из целлюлозы, полученной химическим способом. Из такой древесной массы изготавливают бумагу для книг, брошюр, модных журналов, оберточных материалов (слайд).

Потом эти рулоны отправляют в типографии и режут на листы (слайд).

Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу (слайд).

Ребята, мы с вами знаем, что без бумаги очень трудно обходится человеку, поэтому мы пользуемся ею очень часто и используем в большом количестве. И чтобы не рубить понапрасну деревья в лесу, нам нужно бережнее относиться к бумаге. Экономнее использовать ее в нашем быту: прочитанные книги и журналы не выбрасывайте, а просите родителей сдавать их в макулатуру, где бумага приобретет вторую жизнь (слайд ).

Макулатура – бережет наши леса!!! (слайд)

 -А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей).

Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

А прочная ли бумага? Мы проверим.

Я  приглашаю вас в мастерскую, где мы будем проводить опыты с бумагой. Как настоящие лаборанты, давайте наденем белые халаты.

(Дети заходят в мастерскую и обращают внимание на тарелочки, где лежат листочки бумаги).

Воспитатель: А сейчас мы с вами узнаем, какой же бывает бумага. Возьмите в руки бумагу, которая лежит у вас на столах, потрогайте ее.

Что вы можете сказать о ней, какая она?

(Дети по очереди пробуют бумагу на ощупь, определяют и описывают).

А вот какими свойствами обладает бумага, мы сейчас узнаем и для этого проведем ряд экспериментов:

  1. Для начала, возьмите в руки лист бумаги и лист картона, и попробуйте смять его? Мнется? Скрутите? Согните? (скручивается, сгибается).

(Ответы детей).

Вывод: чем толще бумага, тем она труднее мнется, скручивается, сгибается.

2) А теперь порвите. Рвется? Прочная бумага?

Бумага рвется, а значит она непрочная.

Вывод: картон толще, чем бумага, бумага рвется по легкости в зависимости от толщины.

3) Возьмите ножницы и разрежьте сначала бумагу, потом картон.

Вывод: картон толще, чем бумага. Бумага режется по легкости в зависимости от толщины.

А как вы думаете, можно соединить бумагу? Как? (Склеить, сшить, переплести).

4) Посмотрите, ребята, теперь я подожгу бумагу. Что с ней произошло? 

Вывод: бумага горит.

5) А теперь давайте поэкспериментируем, как падает лист бумаги?

Поднимите над головой лист бумаги и выпустите его из рук. Он плавно падает, колыхаясь в разные стороны. Оторвите от него узкую полоску, поднимите ее над головой и отпустите. Она падает иначе: вращаясь вокруг своей оси сверху вниз,  т. е., бумага падает по-разному.

6) Как вы думаете, какая из видов бумаги будет лучше всего впитывать воду?

Для этого вам необходимо выбрать по одному виду бумаги и изготовить из нее цветок.

(Педагог объясняет с помощью схемы, как изготовить цветы. Дети конструируют цветок из бумаги).

Воспитатель: Для эксперимента вам необходимо подойти к столу и одновременно опустить цветы в воду. Чтобы пронаблюдать, что будет происходить с вашими цветами.

(Дети подходят к столу и опускают одновременно цветы в воду.)

Воспитатель: Что происходит с цветами?

Дети. Цветы в воде начинают распускаться.

Воспитатель: Цветы, из какой бумаги быстрее распустились? Какие распустились последними?

(Ответы детей). 

Воспитатель: Когда волокна бумаги впитывают воду, они разбухают и увеличиваются в размерах. Это заставляет лепестки раскрываться. Разные виды бумаги впитывают воду с разной скоростью. Тонкая бумага намокает очень быстро. Цветок из нее раскрывается почти мгновенно. У другой бумаги волокна более толстые, и они впитывают воду медленнее. После проведенного опыта сделайте, пожалуйста, вывод: какая бумага будет лучше всего впитывать воду?

Вывод: тонкая бумага намокла быстрее, а следовательно и лепестки раскрылись быстрее, бумага потолще тоже намокает, но ей потребуется больше времени. Бумага боится воды, бумага материал не прочный.

Выводы исследований.

1. Бумага бывает по своему строению тонкая и толстая.

2. Бумага бывает прочной и не прочной.

3. Бумага боится воды.

4. Бумага может резаться ножницами или разрываться руками.

5.  Бумага горит.       

  Игра «Волшебная бумага»

Я буду бросать вам мяч. Тот, кто его поймает, должен сказать, что можно делать из бумаги (книги, тетради, коробки, обои и т. д.).

А теперь называем, что можно делать с бумагой (рисовать, резать, клеить, мять, рвать и т. д.).

Воспитатель: Молодцы! Ну, что ж, пора возвращаться из мастерской. Что больше всего понравилось и запомнилось в мастерской?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД "Бумага, ее свойства и виды"

Конспект ООД "Бумага, ее свойства и виды"...

Фотоотчет занятия «Бумага, ее свойства и виды»

Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах и видах бумаги.Задачи:Образовательные:расширять представления детей о производстве бумаги, разных её видах и свойствах;Разви...

Бумага, ее свойства и виды.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельностистаршая группа...

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности ""Бумага, ее свойства и виды"

     Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравствен...


 

Комментарии

Салаватова Татьяна Александровнна

Опытно-экспериментальная деятельность всегда вызывает у детей массу положительных эмоций , способствует развитию познавательной активности, повышает уровень знаний о предметах окружающего мира.Спасибо.