Методическое пособие "Чудесные Шашки"
методическая разработка (старшая группа) по теме

Блахтина Наталья Георгиевна

Методическое пособие  «Чудесные шашки» возможно применять для кружковой деятельности по игре в шашки, изучению детьми материала по теории и практике, истории шашек, участию в соревнованиях. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 21 «Золотая рыбка»

 с приоритетным осуществлением деятельности

 по физическому развитию детей»

«Чудесные шашки»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

(программа)

 Ачинск, 2015 год

Автор составитель: Блахтина Наталья Георгиевна. « Чудесные шашки » –

Ачинск, 2014 – 22 стр.

Аннотация.

Программа «Чудесные шашки» является инновационным общеобразовательным программным документом для  дошкольных учреждений. Предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Содержание:

Введение                                                                                                                5

1 Организация занятий по шашкам                                                                      8

2 Основные формы и средства обучения                                                            9

3 Тематический план содержания занятий                                                         10

Используемая литература               19

Приложение                                                                                                            20

   

             

Введение:

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательном процессе детского сада.

Большой популярностью в нашей стране пользуется шашечная игра. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта. Эта мудрая народная игра прочно вошла в наш быт. Возраст ее весьма солидный – не менее 5 тысяч лет. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры.

Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность , ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя.

Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Правила игры в шашки просты и общедоступны. Поэтому,  у некоторых  людей существует об этой игре ошибочное  мнение, как о весьма легкой и простой.

 В действительности же научиться  хорошо  играть в шашки – дело далеко не легкое и не простое, так как игра эта содержит в себе много трудностей, тонкостей и глубины.

Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Она поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях.

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки.

В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.

Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Цель: раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанника.

Задачи

Обучающие:

  • обучение основам шашечной игры;
  • обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры;
  • обучение разнообразию игр в шашки : «поддавки», «уголки»

Воспитательные:

  • воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

  • развитие стремления детей к самостоятельности;
  • развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление.

Эстетические:

  •  обогащение  детской  фантазии,  восхищение  увлекательной  игрой.

Физические:

  • осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в шашках. Эту мысль тренер – педагог должен постоянно подчёркивать как во время занятий в кружке, так и вне кружка. Каждый кружковец-дошкольник обязан знать шашечный кодекс.

Занимаясь по программе, дети приобретают ряд качеств: усидчивость, сосредоточенность, последовательность рассуждений, изобретательность, умение анализировать, абстрактно и логически мыслить, применять ассоциативную фантазию, которые помогут им решать многие жизненные ситуации.

1 Организация занятий по шашкам

Шашечная игра многообразна и не так проста, как кажется на первый взгляд. Шашки имеют свои особенности, и сложность в руководстве боем состоит в том, что все шашки, воины – близнецы. Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок . Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками, а также с воспитательными мероприятиями. В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. При проведении занятий следует ориентироваться на наиболее активных детей, однако надо стремиться к тому, чтобы основная масса занимающихся также усваивала данный материал. В конце учебного года рекомендуется проводить итоговые занятия, на которых рассматриваются достижения каждого ребенка, вручаются дипломы.

Условием  программы  выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника  и всего коллектива в целом.

2. Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.

3. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

4. Принцип вариативности - у детей формируется умение: осуществлять собственный выбор и им систематически  предоставляется  возможность выбора.

5. Принцип творчества -  процесс обучения ориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Занятия в соответствии с программой проводятся 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия в соответствии с требованиями  СанПиН  2.4.4.1251-03, СанПиН  2.4.1.2660-10  устанавливается в пределах: 30 мин.- для детей 6-7 лет

Количество часов в месяц - 8 часов, в год 64 часа (при 8 учебных месяцах)

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Количество обучающихся детей в группе может колебаться от 8 до 12 человек.

                             

                             2    Основные формы и средства обучения

1.   Практическая игра.

2.   Решение задач, комбинаций этюдов.

3.   Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4.  Познавательные досуги, игры в шашки.

                           Методы проведения игровых встреч

-     словесный: рассказ, беседа, объяснения;

-     наглядный:  иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

-   практический: упражнения, тренинги, решение шашечных концовок, задач, этюдов ,  

     соревнования, работа над ошибками.

                    Ожидаемые результаты работы по программе «Чудесные шашки»

К концу обучения дети должны знать:

● Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,

    партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья.

● Правила хода.

● Правила игр в « уголки», «поддавки».

К концу обучения дети должны уметь:

● Ориентироваться на шашечной доске;

● Играть каждой фигурой  в отдельности и в совокупности с другими фигурами и без     нарушения правил;

● Правильно располагать доску между партнерами;

● Правильно располагать фигуры перед игрой.

● Решать простые шашечные задачи.

             

                      3 Тематический  план  содержания  занятий .

                                                Сентябрь

                              Тема занятия

Кол-во занятий

Подготовка игровой зоны для детей. Знакомство с детьми.

Цель: научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами, создание дружеской атмосферы.

2

История появления шашек.

Цель: познакомить с историческими фактами возникновения игры.

2

Беседа об игре в шашки. Знакомство с чемпионами России по шашкам.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

2

Знакомство с доской и фигурами

Цель:  научить детей обращаться с шахматной доской, фигурами, научить играм в шашки.

2

                                                       Октябрь

                                    Тема занятия

Кол-во занятий

Терминология (фигуры, доска, ход, бой).

Цель: научить детей обращаться с фигурами, шахматной доской, научить играм в шашки.

2

Обучение ходам при игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

Терминология (противоположные стороны, диагонали) .

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

2

Игра с соперником.

Цель: развитие логического мышления, партнерских отношений.

2

                                                        Ноябрь

                             Тема занятия

Кол-во занятий

Развивающие игры.

Литература: «Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания. Творчески решать различные проблемы.

2

Обучение игре.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

Объяснение положения в игре дамок.

Цель: продолжать учить игре в шашки.

2

Игра с соперниками.

Цель: воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

2

                                               Декабрь

                                Тема занятия

Кол-во занятий

Задания и задачи, развивающие логическое мышление. Литература: В. Волина «Праздник числа».

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

2

Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

Соревнования по шашкам .

Цель: учить детей обращаться с шахматной доской, фигурами.

2

                                                  Январь

                                         Тема занятия

Кол-во занятий

Показ и объяснение ходов в игре  «поддавки»

Цель: научить игре  в «поддавки».

2

Продолжение ознакомления с игрой «поддавки».

Цель: развитие интеллектуальных способностей.

2

Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

Игра между соперниками.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

                                                      Февраль

                               Тема занятия

Кол-во занятий

Развивающие игры.

Литература: «Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

2

Показ и обучение игре   «уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

2

Продолжение обучению игре   «уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

2

Продолжение обучению   игре  «уголки».

Цель: знакомство с новой игрой, развитие интеллектуальных способностей у детей.

2

                                                          Март

                                   Тема занятия

Кол-во занятий

Развивающие игры.

Литература: «Игры со спичками» А.Т Улицкий.

Цель: формирование умения логически рассуждать, обобщать и систематизировать свои знания.

2

Повторение правил игры «поддавки».

Цель: повторение правил перед соревнованиями.

2

Повторение правил игры  «уголки».

Цель: :повторение правил перед соревнованиями.

2

Игры  между соперниками в «уголки», «поддавки»

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

                                                     Апрель

                              Тема занятия

Кол-во занятий

Соревнование.

Игра «поддавки».1 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

Соревнование. Игра «поддавки» 2 тур.

Цель: развитие и совершенствование мыслительных операций.

2

Соревнование. Игра  «уголки» 1 тур.

Цель: воспитывать усидчивость ,любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

2

Соревнование. Игра  «уголки» 2 тур.

Цель: воспитывать усидчивость ,любознательность, умение побеждать и быть побежденным, развивать логическое мышление, мелкую моторику.

2

                                                  МАЙ

                     Тема занятия

Кол-во занятий

Соревнование по  шашкам 1 тур.

Цель: учить детей пользоваться терминами при игре.

2

Соревнование по  шашкам  2 тур.

Цель:  развитие и совершенствование мыслительных операций

2

Игра в шашки  с родителями

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей,  уверенности в себе.

2

Игра в шашки с родителями.

Цель: воспитание коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе.

2

Используемая литература:

  1. Абаулин В.И. Начала в шашечной партии. – М.: Физкультура и спорт, 1965. – 72 с.
  2. Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
  3. Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
  4. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  5. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
  6. Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
  7. Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  8. Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
  9. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  10. Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
  11. Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
  12. Сидлин А.М. Первые уроки шашечной игры. – М.: Физкультура и туризм, 1937.
  13. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  14. : «Игры со спичками» А.Т Улицкий – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 123 с
  15. .«Развитие логического мышления дошкольников» Р.А.Обакумов. – СПб.: Литера, 1992. – 200 с.

                                                   Приложение:

Входящий мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает: вопросы к ребенку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения

старших дошкольников играть в шашки.

Фамилия,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

Ход

Бой

Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Педагог спрашивает у ребенка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3.  Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7.  Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

    Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

    Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

    Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

.Кружок "Умные шашки" по игре в шашки для детей подготовительной группы

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкоьного образования и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участии в соревнованиях. ...

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ В ШАШКИ «ВОЛШЕБНЫЕ ШАШКИ»...

Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста "Игра в шашки. Горизонталь, вертикаль, игра в Щелчки".

Упражнения на листе бумагиИгра «Щечки»В начале игры на шахматной доске шашки противоположных цветов (по 2 штука) расставляются в два горизонтальных ряда друг напротив друга, после чего игр...

Методическое пособие "Умные шашки"

Универсальное методическое пособие, которое может быть использовано для реализации любой образовательной области....

Методическая разработка "Игра в шахматы и шашки как средство интеллектуального развития дошкольников"

Методическая разработка «Игра в шашки и шахматы как средство интеллектуального развития дошкольника» направлена на интеллектуальное развитие детей, способствует совершенствованию психическ...