Перпективный план кружка "Природа и фантазия"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Афанасьева Галина Генадьевна

кружок для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю

Заведующий МДОУ «Детский сад

присмотра и оздоровления №151»

______________ И. А. Устинова

28 августа 2013 года

Перспективный план

кружковой работы

«Природа и фантазия»

Воспитатель Афанасьева Г. Г.

Пояснительная записка

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

На сегодняшний день развитие творческих способностей детей является важным направлением в образовании детей дошкольного возраста.

Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой формой облаков, красотой цветов, плодами различных растений, осенних листьев, морских ракушек и т. д.

Программа очень актуальна и эффективна для развития воображения и фантазии детей, а также творческих способностей.

Программа «Природа и фантазия» носит развивающий характер, направлена на воспитание художественного вкуса, любознательности, развитию поисковой активности, стремлению к новизне, развитию речи и творческого воображения.

Работа с природным материалом дает большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ним, а также формирует первые трудовые навыки. Изготовление игрушек и разных поделок - труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. В это время перед детьми открывается простор для большой творческой фантазии и воображения, развивается художественно-эстетический вкус.

Изготовление поделок требует от ребенка ловких движений, и в процессе систематических занятий с природным материалом детская рука приобретает уверенность, точность, пальцы становятся гибкими, совершенствуется координация движений. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности к школе.

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Дети рассматривают, обследуют природный материал, анализируют его структуру, сравнивают. Большой интерес у детей вызывает изготовление игрушек - забав, что способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание.

Красота и разнообразие природного материала, изготовленные игрушки и поделки собственными руками вызывает яркие эмоции у детей, искреннюю радость, восторг, происходит становление творческой личности ребенка.

Не так-то просто сделать игрушку. Ее изготовление требует определенных волевых усилий, ребенок встречается с трудностями и пытается самостоятельно их решить, учится устанавливать причины неудач и преодолевать их. При этом у него формируются целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

При изготовлении поделок дети учатся анализировать, планировать последовательность действий, контролировать себя по ходу работы.

При изготовлении коллективных композиций у детей формируются дружеские, доброжелательные отношения, чувства взаимопомощи и товарищества.

Занятия с природным материалом несут живую энергетику, благотворно влияющую на здоровье и психику ребенка.

Цель программы: способствовать формированию творческих способностей, передавать и накапливать опыт эстетического образа.

Задачи:

  • Заинтересовать детей процессом созидания.
  • Учить работать с природными материалами.
  • Расширять кругозор детей.
  • Познакомить с разновидностями растительного материала.
  • Формировать любовь к природе.
  • Умение трудиться в коллективе, оказывать друг другу помощь.
  • Учить анализировать будующую игрушку по ее рисунку.
  • Познакомить с новым приемом- схематический рисунок.

Дидактические принципы построения и реализации программы:

- принцип культуросообразности;

- принцип природосообразности;

- принцип личностно ориентированного подхода;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип цикличности;

- принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

- принцип интереса;

- принцип естественной радости.

Методы, используемые для реализации программы:

- беседа, рассказ, сказка;

- рассматривание иллюстраций;

- показ образца выполнения последовательности работы.

Формы организации работы дошкольников:

- фронтальная;

- индивидуальная;

- групповая.

Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всей группе детей. Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу дошкольников. Оказывается помощь каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке навыков самостоятельной работы. В ходе групповой работы дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности.

Формы учебных занятий:

- типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение);

- практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определенных навыков;

- самостоятельное выполнение конкретного задания;

- экскурсия.

Ожидаемый результат:

– научатся различным приемам работы с природным материалом;

– научатся следовать устным инструкциям, создавать поделки из природного материала;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, творческое воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы

• Проведение выставок детских работ.

Методы оценки результативности программы:

• Отслеживание результата (наблюдение, диагностика, беседа) ;

• Результаты продуктивной деятельности детей.

Возраст обучающихся – 4 – 5 лет. Границы возраста могут варьироваться с учетом индивидуальных особенностей детей.

Наполняемость групп – 6 – 10 человек. Она обусловлена тем, что обучающие занятия носят как индивидуальный, так и групповой характер. При этом неизбежными являются занятия в смешанной группе, предполагающей разный возраст и разную степень интеллектуальной подготовки детей. В ходе занятий в смешанной группе обучающиеся изучают общую тему, но при этом выполняют различные по степени сложности и объему задания.

Список детей кружка «Природа и фантазия».

  1. Дьяченко Кирилл
  2. Коробкова Варвара
  3. Коломийчук Полина
  4. Курзина Полина
  5. Кряхова Полина
  6. Сагитова Элина
  7. Приказчиков Павел
  8. Найденова Елизавета
  9. Семенов Аким
  10.  Морозов Григорий

Учебно-тематический план первого года обучения

кружка «Природа и фантазия»

Тема 1. Вводное занятие «В гости к Лесовичку»

Познакомить детей с работой в кружке «Природа и фантазия». Наблюдать за осенней природой. Беседа о красках осени, о том какие природные материалы знают дети.  Чтение стихотворения Е. Трутневой «Листопад».

Тема 2. «Буратино»

Цель: Продолжать учить целесообразному использованию дополнительного материала при создании игрушки; учить использовать в работе- плод каштана.   Чтение стихотворения «Буратино».                                                                                                             Материалы и инструменты: грецкий орех, два каштана, бумага, веточки, тонкая проволока, клей, краски.      

Тема 3. «Птичка»

Цель: Закрепить навык работы с плодом каштана, способствовать дальнейшему формированию навыков соединения деталей; воспитывать настойчивость в достижении цели. Подвижная игра: «Птички в гнездышках».

Материалы и инструменты: каштаны разного размера, заостренные спички или палочки, перья, бумага, пластилин, клей, краски, кисти.

Тема 4. «Красота необыкновенная»

Беседа с детьми о богатстве природы. О ее красоте и пользе. Использование загадок, стихов о природе.

Цель:  воспитывать эстетичность и любовь к природе.

Тема 5. «Лебедь»

Цель:  Учить детей использовать различный природный материал. Делать игрушки по образцу. Использовать веточки, листочки, пластилин.

Материалы и инструменты:  скорлупа грецкого ореха, желудь, соломинки, проволока, голубая бумага, сосновые иголочки, пластилин, ножницы.

Тема 6. «Машина»

Цель: укреплять у детей интерес к работе со спичечными коробками, совершенствовать навыки работы с данным природным материалом; формировать дружеские взаимоотношения детей, оказывая помощь нуждающимся. Использование в записи песни « Про машину- бибика».

Материалы и инструменты:  спичечные коробки, катушки от ниток, проволока, ножницы, клей, кисточки.

Тема 7. «Пингвин»

Цель: учить детей использовать в своей работе различный природный материал шишки, крылатки. Чтение стихотворения  С.Маршака «Пингвинята». Рассказа Г.Снегирева «Пингвиний пляж».

Материалы и инструменты: шишки еловые, фисташки, чашечки желудя, пенопласт, пластилин, веточки, горох, бумага, краски, ножницы, кисточки.

Тема 8. « Ежик и его семья»

Цель: познакомить детей с умными животными. Учить делать игрушки по представлению, составлять композицию, использовать в работе скорлупу от орехов, шишки. Загадывание загадок.

Материалы и инструменты: Сухие листья, семена клена, ножницы, клей ПВА, бумага, картон, фломастер, двусторонний скотч.

Тема 9. «Смешной человек».                                                                                      

Цель: учить детей изготавливать игрушку  и самим выбирать материал для своего человечка.

Материалы и инструменты: коробочки, желудь,  веточки, листья, спички, пластилин, нитки, кисточка.

Тема 10. «Жираф».

Цель: познакомить детей с новым материалом  - береста, совершенствовать навыки работы с клеем, воспитывать творческое отношение к делу.

Материал и инструменты: береста, желудь, плоды липы или шиповника, выкройка из бумаги для туловища и шеи, веточки, клей, пластилин, нитки, иголка, ножницы, карандаш, нож.

Тема 11. « Прощание с осенью».

Цель: учить составлять композицию. Передавать яркие впечатления, оставшиеся от осени. Закрепить приметы осени.

Материалы и инструменты: засушенные листья плоды каштана, веточки, шишки, крылатки, желуди, ножницы, карандаш, клей, пластин.

Тема 12. « Стрекоза»

Цель: учить детей делать игрушку по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин, формировать интерес к данному виду труда. Подвижная игра: «Стрекоза». Чтение стихотворения про стрекозу. Загадка. Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает». Выставка детских работ.

Материалы и инструменты: семена крылатки, клена, семена яблока, сухая веточка любого дерева, пластилин.

Тема 13. « Бабочка».

Цель: учить детей изготавливать игрушку бабочку, используя для этого желуди, листья деревьев, ягоды шиповника, веточки. Дидактическая игра «Летает, плавает, бегает». Все поделки объединить в коллективную работу под названием «Хоровод бабочек».

Материалы и инструменты: желудь, листья деревьев, ягоды шиповника, веточки или проволока, пластилин, клей.            

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Тема 14. «Льдина».

Цель: учить детей использовать пенопласт в работе, формировать интерес к данному виду труда.

Материалы и инструменты: пенопласт, пластилин, ножницы, бумага, кисточка.

Тема 15. « Вертолет».

Цель:  познакомить детей с использованием нового природного материала- пробкой для изготовления игрушки, воспитывать интерес к применению разнообразного материала, развивать самостоятельность в работе над более сложными конструкциями игрушек. Загадка.

Материалы и инструменты: пробка, ветки деревьев, крылатки клена, пластилин, шляпки желудя.

Тема 16. « Новогодние игрушки».

Цель: учить мастерить поделки изо льда, снега, использовать цветной лед, учить его делать, развивать воображение, создать праздничное настроение. Также  делать игрушки из бумаги и разнообразного бросового материала.

Материалы и инструменты: пуговицы, коробочки из под киндер сюрпризов, камешки, бусинки, формы для изготовления цветного льда, краски, ячейки из под конфет.

Тема 17. «Страусенок».

Цель:  совершенствовать умения мастерить игрушки из разнообразного природного и дополнительного материала, развивать познавательный интерес.

Материалы и инструменты: ракушки разного размера, пластилин ,дощечка, семена, кисточка, краски.

Тема 18. « Щенок Дружок».

Цель: упражнять детей в умении анализировать ход работы над игрушкой, используя ее изображение на картинке, закрепить умение оценивать результаты труда.

Материалы и инструменты: камешки разных размеров, кисточка, краски, карандаш, картон, ракушки.

Тема 19. «Чебурашка».

Цель: познакомить детей с новым видом образца- рисунком игрушки, учить анализировать образец по изображению, выделяя составные части и устанавливая последовательность работы, обогатить знания детей о природном материале, укреплять желание трудиться. Стихотворение про Чебурашку.

Материалы и инструменты:  пластилин, желуди, лесной орех, ракушки, короткие веточки и спички, проволока, деревянный брусок, шляпки желудя.

Тема 20. « Знакомство с поделками из засушенных растений».

Цель: учить детей использовать в своем творчестве сухие растения, листья, познакомить с понятием – икебана. Загадки про цветы. Дидактическая игра «Цветочный магазин».Отрабатывать навыки работы с семенами.

Материалы и инструменты: картон, клей, сухие листья, веточки, цветная бумага.

Тема 21. «Кораблик».

Цель: учить детей использовать в своей работе ракушки,  делать игрушку по образцу.

Материалы и инструменты: картон, дощечки, проволока, краски, ножницы, клей, цветная бумага, клеенка или пакет.

Тема 22. «Цыпленок».

Цель: учить изготовлять игрушку из разнообразного природного материала, воспитывать умение работать аккуратно и качественно, формировать эстетический вкус.

Материалы и инструменты: коробочки из под киндер сюрпризов, краски, пластилин, двусторонний скотч, ножницы, клей ПВА, бумага, картон

Тема 23. «Сказочный букет».

Цель: учить детей сочетать в композиции цветочную гамму. Использование художественного слова.

Материалы и инструменты: цветная бумага, аракал, картон, вата, краски, салфетки бумажные, кисточки, клей

Тема 24. «Плот».

Цель: познакомить детей с новой поделкой, учить мастерить плот из веточек, развивать глазомер, точность движений. Беседа с детьми о том, что если бы они были мореплавателями куда бы они хотели отправиться. Дидактическая игра «Да - нет».

Материалы и инструменты: маленькие веточки, пластилин, клей, цветная или белая бумага, нитки.

Тема 25. «Черепаха».

Цель: учить детей устанавливать последовательность изготовления поделки. Чтение стихотворения Н. Юрковой «Черепаха».

Материалы и инструменты: грецкие орехи, пластилин, спички, ножницы.

Тема 26. «Зайка».

Цель:  продолжать учить детей делать поделки из природного материала. Использовать в работе плоды каштана и желудя.  Использование загадок.  Игра- разминка « Зайка беленький сидит».

Материалы и инструменты: дощечка, плоды каштана и желудя, крылатки, пластилин, веточки.

Тема 27. «Павлин».

Цель: закреплять навыки работы с разным природным материалом, продолжать учить детей использовать в работе разнообразие, развивать глазомер, эстетический вкус, чувство цвета.

Материалы и инструменты: шишка еловая или сосновая среднего размера, желудь, веточки деревьев, цветная бумага, клей, пластилин, ножницы, кисточка.

Тема 28. « Петушок».

Цель:  учить детей делать несколько вариантов одной игрушки, используя разный природный материал, воспитывать у детей желание делать игрушку в подарок, развивать творчество. Использовать художественное слово потешка про петушка, подвижная игра «Петушок и курочки».

Материалы и инструменты: шишка, желуди, веточки деревьев, птичьи перья, небольшой лист, крылатки клена, клей, бумага, деревянный брусок, ножницы.

Тема 29. «Котенок».

Цель: продолжать учить использовать в работе плоды шиповника или заменить на другие природные материалы. Чтение стихотворения «Котенок». Дидактическая игра «Четвертый лишний». Пальчиковая игра «Котята».

Материалы и инструменты: плоды шиповника, спички без головок или веточки, сосновая хвоя, чешуйки от шишки, пластилин.

Тема 30. «Плот».

Цель: закрепление предыдущего занятия . Учить мастерить плот из веточек, развивать глазомер, точность движений. Беседа с детьми о том, что если бы они были мореплавателями куда бы они хотели отправиться. Дидактическая игра «Да - нет».

 Тема 31. «Мишка».

Цель: формировать у детей умение самостоятельно создавать схему последовательности изготовления игрушки.  Использование игры-разминки «Медвежата». Чтение стихотворения про Мишку. Загадки.

Материалы и инструменты: шишки, веточки, пуговки среднего размера,  пластилин.

 Тема 32. «Старик Хотабыч».

Цель: продолжать учить детей использовать разнообразный природный материал для изготовления игрушки, закреплять знания об особенностях природного материала, воспитывать познавательный интерес.

Материалы и инструменты: раковина улитки, сосновая шишка, ракушки. Веточки, пластилин, клей, семена, цветная бумага можно гафрированную.

Тема 33. «Посуда».

Цель: учить детей использовать разнообразный природный материал для изготовления поделки, формировать ловкость и аккуратность в работе, развивать воображение детей. Дидактическая игра: «Посуда». Чтение о посуде стихотворения и загадок. Рассматривание посуды.

Материалы и инструменты: коробочка из под макак или физалиса, прямая или изогнутая веточка, шляпки желудя, клей , пластилин.

Тема 34. «Козлик».

Цель: научить детей используя один и тот же материал создавать различные игрушки. Чтение стихотворения А.Барто « Козленок». Подвижная игра: « Коза- рогатая». Загадки. Рассматривание иллюстраций про козлят.

Материалы и инструменты: еловая кора или другая, веточки деревьев, клей, пластилин, клубок ниток, картон.

Тема 35. «Девочка с коромыслом».

Цель: закрепить умение детей работать с нарисованным образцом, учить мастерить фигурку с коромыслом, основываясь на анализе данного образца, развивать дружеские взаимоотношения между детьми в процессе работы.

Материалы и инструменты: желуди, сухая сосновая шишка, половинки скорлупы грецкого ореха, веточки разной формы, проволока, пластилин, спички без серы, кусочки яркой ткани, деревянный брусок, ножницы, клей.

Выставка «Природа и фантазия»

Цель: подвести итоги работы кружка. Организовать выставку всех детских работ. Пригласить на выставку родителей. Вручить ребятам награды (самый аккуратный, самый трудолюбивый, самый активный и т. д.)

РАБОТАТЬ В ТЕСНОМ КОНТАКТЕ С СЕМЬЕЙ 

У ребенка дошкольного возраста психика пластична, легко поддается изменению под воздействием внешней среды. Семья и детский сад - та основная внешняя среда, которая должна оказывать на ребенка одинаковые воздействия, предъявлять единые требования, чтобы однажды сформированное умение, например мастерить, не угасло, а переросло в навык, в привычку. Только творческий союз воспитателя и родителей, совместное сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение могут наполнить жизнь ребенка интересными делами, содержательными играми, посильным трудом.

В дошкольном возрасте главной школой для малыша, главной сферой его нравственного роста и развития остается семья. Отец и мать являются самыми близкими и любимыми, поэтому они играют главную роль в воспитании ребенка и должны показывать ему образцы нравственного поведения. Через их действия, поступки, отношения, через всю атмосферу жизни в семье, через семейный уклад преломляются все внешние раздражители и все требования, предъявляемые к малышу.

Семья - это разновозрастный коллектив, в котором складываются условия для упражнений в правильных взаимоотношениях с окружающими людьми. У детей в семейном коллективе формируется ответственное отношение к выполнению своих обязанностей, честность, правдивость, чуткость, трудолюбие, отзывчивость и другие ценные личностные качества.

Уже в трехлетнем, возрасте у ребенка бурно проявляется стремление к самостоятельности. Поддержка этой самостоятельности означает удовлетворение присущей ребенку потребности в деятельности, его активности. Однако это не должно приводить к предоставлению детям полной свободы действий. В семье нужно создавать условия, которые требуют от детей самостоятельных, но не бесконтрольных действий. Родители должны поддерживать воспитателей не только при формировании самостоятельности, но и при развитии самоконтроля ребенка, так как дошкольники, работая часто очень охотно, довольствуются результатом любого качества, все делают небрежно, кое-как. Воспитать самоконтроль можно, если постоянно привлекать детей к оценке своих действий.

Дошкольники очень любят мастерить игрушки вместе с родителями. Совместная работа родителей и детей по изготовлению игрушек удовлетворяет потребность ребенка в активной деятельности, стремление к поделке вещей, дает реальное воплощение мысли, фантазии. Для общего развития очень важно настроение ребенка и то чувство удовлетворения, радости, которое он испытывает, сделав игрушку.

Преемственность в трудовом воспитании ребенка в детском саду и в семье будет тем прочнее, чем лучше родители подготовлены к роли воспитателей.

Особенно нуждаются в педагогической помощи молодые родители, перед которыми появление первого ребенка выдвигает множество сложных, трудноразрешимых проблем, и в частности проблему трудового воспитания.

Каковы же основные формы работы детского сада с семьей по трудовому воспитанию дошкольников?

Наиболее популярной коллективной формой работы с родителями является организация родительских уголков, где можно создать постоянную выставку детских работ из природного или другого материала, познакомить родителей с успехами детей в труде. Одна из рубрик уголка может быть названа "Сделайте дома с детьми". Здесь даются краткие рекомендации родителям по выполнению различных поделок. Эту работу желательно вести летом или осенью, когда родители по совету воспитателей смогут запастись необходимым природным материалом для работы с детьми.

В родительском уголке можно поместить красочно оформленную доску учета детских работ "Наши успехи в труде" или "Как мы трудимся". Оформляют ее следующим образом: слева в колонке пишут фамилии детей, а сверху - дни недели и виды работы. Если ребенок старался, хорошо работал над изготовлением игрушки, помогал товарищам, то напротив его фамилии в определенной колонке закрепляют красный флажок. Благодаря этому создается полное представление об отношении ребенка к тому или иному виду труда. Кроме того, такие доски учета повышают интерес детей к работе с природным материалом, вносят элемент соревнования.

Эффективной формой работы с родителями является проведение дней открытых дверей в детском саду. Тематика их может быть различной и охватывающей все стороны детской деятельности. В начале года необходимо составить план этих встреч на год и по месяцам, а на первом родительском собрании ознакомить с ним родителей (после этого план постоянно находится в папке-передвижке для родителей).

Перед проведением дня открытых дверей, посвященного работе детей с природным материалом, хорошо организовать тематическую выставку "Мы делаем сами" или "Природа и фантазия", на которой представить результаты труда детей. Во время таких дней родители посещают занятия ручным трудом, которые проводят с детьми наиболее опытные педагоги. Эти занятия должны являться для родителей школой педагогического мастерства, на них они будут учиться правильной организации труда ребенка по изготовлению поделок из природного материала, методике работы с ним в условиях семьи.

Проведение выставок, дней открытых дверей заметно усиливает интерес родителей к трудовому воспитанию ребенка в детском саду. Полезно с этой целью провести в дошкольном учреждении семинар-практикум для родителей.

Примерная тематика семинаров с родителями по теме "Работа детей с природным материалом" (каждое занятие рассчитано примерно на полтора часа).

1. Семья воспитывает ребенка в труде.

2. Труд по изготовлению игрушек из природного материала и гармоническое развитие детей.

3. Связь работы над игрушками-самоделками с игровой деятельностью детей.

4. Виды и особенность ручного труда детей.

5. Условия организации детской трудовой деятельности в семье (работа с растительным материалом).

6. Использование художественной литературы в семейном трудовом воспитании (на примере работы с природным материалом и других видов труда).

7. Работа с ракушками дома.

8. Изготовление игрушек из разнообразного природного материала (посещение родителями занятий ручным трудом).

9. Уголок ручного труда для ребенка на даче, сбор и хранение природного материала.

10. Использование дополнительного материала при изготовлении поделок.

11. Работа с соломой.

Помогая родителям в организации трудового воспитания детей, педагог должен заботиться, чтобы ценный опыт родителей не пропал даром и им могли бы воспользоваться все родители. Для этого на собраниях, семинарских занятиях можно организовать обмен опытом между родителями, а также постоянно действующую выставку работ: "Вместе с папой, вместе с мамой", "Труд ребенка в домашнем уголке", "Что я сделал дома" и др.

Большую помощь может оказать такая форма непосредственной работы с семьей, как посещение воспитателем ребенка на дому. В домашних условиях успешнее налаживается и контакт педагога с семьей, беседа, в ходе которой родители делятся своими успехами и неудачами в трудовом воспитании ребенка, в организации детского труда, а также просят конкретной помощи. Во время таких посещений желательно сделать фотографии наиболее удачных уголков труда ребенка в семье, совместной работы детей и родителей. Этот материал будет служить наглядной пропагандой передового опыта по организации работы ребенка с природным материалом в семье.

Успех трудового воспитания детей в семье зависит от многих условий, и прежде всего от правильной организации труда.

Для работы с природным материалом дома ребенку необходимо отвести определенное, хорошо освещенное место, оборудовать его детским столиком и стулом, соответствующими росту ребенка.

Над столиком или рядом желательно расположить полочки для хранения инструментов и природного материала. (Природный материал собирают в летний и осенний периоды, во время экскурсий, прогулок с детьми в природу).

Особенно важно организовать правильную помощь детям со стороны родителей при изготовлении поделок. В чем, по нашему мнению, она должна заключаться: сами взрослые должны быть трудолюбивыми, образцом для подражания; нужно контролировать действия ребенка, но не проявлять при этом чрезмерной опеки, не ограничивать его самостоятельности и творчества. В случае затруднения желательно дать возможность ребенку самому найти способ решения или советом подвести его к ответу; родители должны использовать все удобные случаи для проведения с детьми экскурсий или прогулок в природу, прививать им любовь и бережное отношение к ней. После каждого похода желательно пополнять запасы природного материала для изготовления игрушек; перед созданием игрушки желательно читать детям произведения художественной литературы соответствующей тематики. Это поможет развивать у них интерес к работе, фантазию, творчество, пробуждать образное осмысление задуманной игрушки; перед началом работы с ребенком необходимо поставить конкретные задачи: что будет делать, какие материалы для этого понадобятся, в какой последовательности будет выполнять работу. В ходе создания игрушки добиваться результата, не откладывая на другой день; в процессе работы над игрушками приучать ребенка к аккуратности, соблюдению порядка на рабочем столике, уборке рабочего места по окончании труда; результатом организации труда дома должно быть формирование уважения к труду взрослых, интереса и любви к созидательному труду, воспитанию навыков и умений.

Мастерить вместе с детьми игрушки из природного материала лучше всего в выходной день, в первой его половине. Длительность занятия для ребенка 5-6 лет - 25 - 30, а для 6 -7-летнего возраста - 30-35 минут.

Надо стремиться к тому, чтобы работа над игрушкой завершалась на одном занятии и ребенок видел результат своего труда - готовую поделку. Обязательное условие плодотворной работы - соблюдение правил техники безопасности, о которых ребенок должен знать, дисциплинированности его в процессе труда.

Делать игрушки в домашних условиях надо также в определенной последовательности: от простых к сложным, при этом учитывать возможности ребенка, его интересы, наличие навыков работы с природным материалом.

Дети с большой охотой делают игрушки из растительного материала. Но особую радость им доставляет работа с ракушками. Привлекательный внешний вид этого материала, совершенство и разнообразие форм и цвета ракушек сильно воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, вызывают большой интерес к ним.

Вначале можно познакомить ребенка с ракушками: показать их в натуре или на рисунках (фотографиях); родители могут сделать одну-две поделки из ракушек в присутствии малыша. Все это вызовет у ребенка желание самому делать такие игрушки. Чтобы лучше запоминались разновидности ракушек, целесообразно предложить малышу раскладывать их по видам (по форме), поразмышлять над тем, какие игрушки или их части можно сделать из той или иной ракушки. Побуждая малыша фантазировать, не следует подсказывать ему готовый ответ; к нему надо подводить постепенно, задавая вопросы: на что похожа ракушка? Какую часть игрушки она напоминает? Что можно из нее сделать? И т. п. Такие приемы усиливают интерес к работе, рождают творчество.

На первых занятиях с ракушками можно ограничиться подбором материала и выкладыванием из него предметов различных форм, фигурок животных. Ребенок будет наглядно видеть, что можно сделать из ракушек, если подумать, пофантазировать. Затем эти занятия можно перенести в уголок природной мастерской, организовать которую в домашних условиях совсем нетрудно.

Работу с ракушками можно проводить в течение года, важно для этого заготовить достаточное количество материала.

Рекомендуем делать игрушки в такой последовательности:

  • из растительного материала - птичка, барашек, рыбка вуалехвост, лиса, кораблик, козлик, старик-лесовик, дед-мороз, зайка (два варианта), утенок с червяком, щенок, краб, крокодил Гена;
  • из ракушек - орел, птица Мук, птица гагарка, жар-птица, краб, вертолет, моржи.

В процессе работы над игрушками необходимо приучать детей к аккуратности, учить их следить за порядком на рабочем столике, убирать за собой по окончании занятия.

Дружеское общение родителей с детьми во время изготовления игрушек из природного материала создает духовную близость взрослых и детей, поднимает авторитет родителей.

РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ 

Загадки 

В этот гладкий коробок бронзового цвета

Спрятан маленький дубок будущего лета. 

(Желудь.)

Спал цветок и вдруг проснулся:

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел. 

(Бабочка.)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

И в рыжей шубке летом. 

(Белка.)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной,

Иголок очень много, а нитки ни одной. 

(Еж.)

Был дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо,

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое.

(Цыпленок.)

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. 

(Рыба.)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток. 

(Рыбки.)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. 

(Лось.)

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

(Лягушка.)

Летом в болоте

Вы ее найдете.

Зеленая квакушка.

Кто это?. 

(Лягушка.)

Отгадайте, это кто

Ходит в костяном пальто? 

(Черепаха.)

Живет спокойно, не спешит,

На всякий случай носит щит.

Под ним, не зная страха,

Гуляет. 

(Черепаха.)

Сама ползет,

На себе дом везет. 

(Улитка.)

Всех я вовремя бужу,

Хоть часов не завожу. 

(Петух.)

Что за зверь лесной

Встал, как столбик,

Под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы? 

(Заяц.)

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна

Просыпается от сна.

(Медведь.)

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш советский.

(Вертолет.)

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки.

(Березы.)

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается.
(Кошка.)

                    Список  использованной  литературы: 

Гульянц Э.К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала: Пособие для воспитателя дет. Сада.- М.: Просвещение, 1984г.

Голубева Н.Н. Аппликации из природных материалов.- М.: Культура и традиции, 2002.

Хворостухина С.А. Поделки из природных материалов.- М.: АСТ, Астрель,2010.

Панфилова Т. Ф. «Обучение детей работе с природным материалом». Москва, «Школьная пресса», 2004.

Природный материал и фантазия: программа, рекомендации, разработки занятий/авт. сост. Л. И. Трепетунова. Волгоград: Учитель, 2008 – 255с.

Соня Шухова «Поделки из всякой всячины» Москва, АЙРИС ПРЕСС, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"

Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....

Перпективный план прогулки в старшей группе на летний период

Данная работа содержит в себе перпективный план работы с детьми старшей группы на прогулке в летний период...

перпективный план по рисованию

перспективный план работы по рисованию в старшей группе на год...

ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С РЕБЁНКОМ по речевому и познавательному развитию «Юный экономист»

Среди широкого круга проблем, связанных с подготовкой детей к школе, особое место занимает и формирование экономической культуры дошкольников, ведь современный человек должен обладать деловыми качеств...

перпективный план по хбт

перпективный план по хбт...

ПЕРПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С РЕБЁНКОМ по речевому и познавательному развитию «Юный экономист»

Цель совместной деятельности: помочь старшим детям     войти  в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраст...