Развитие познавательной мотивации дошкольников.
презентация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотив — одно из ключевых понятий психологической теории деятельности. Наиболее простое определение мотива в рамках этой теории: «Мотив — это опредмеченная потребность». голод — это потребность, желание утолить голод — это мотив, пища , к которой человек тянется — это цель.
ПОТРЕБНОСТИ Органические Материальные Социальные Духовные МОТИВЫ ЦЕЛИ Строение мотивационной сферы человека
Познавательные мотивы – те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками учебной деятельности: стремление получать знания, стремление овладевать способами самостоятельного приобретения знаний; познавательный мотив является одним из базовых в развитии мотивационной сферы ребенка, он начинает формироваться достаточно рано, в первые месяцы жизни. Развитие познавательного мотива зависит от целого ряда факторов биологического (нормальное развитие ЦНС) и социального характера (стиль семейного воспитания, характер общения с родителями, обучение и воспитание в образовательной организации и др.); Социальные мотивы – мотивы , связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу, стремление получить одобрение старших, добиться успеха, престижа, стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками; Мотив достижения успеха — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достижения поставленных целей. Переживание успеха и неуспеха Мотив избегания неудачи – это такой мотив, когда дети стараются избежать плохой оценки их деятельности и тех последствий, которые она за собой влечет – недовольство воспитателя, учителя, санкции родителей. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация . Мотив саморазвития — это стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. А.Г. Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы, которые стали чем-то обычным и даже надоели. Движение вперед — это ожидание, предвидение новых приятных ощущений и впечатлений. Виды мотивов:
Поддержка возникающего у ребенка желания задавать вопросы . Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает. Стимулировать проявление познавательного интереса . Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти — раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых. Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное — это частые пробы. Запускаете, так сказать, пробный вопрос и смотрите: интересно или нет. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет — лучше от нее отказаться и поискать другую. Пока что лучше рассказать про то, что ребенка непосредственно интересует. И может быть, попробовать немного продолжить рассказ за пределы возникшего вопроса. Скажем, от часов перейти к календарю. Но внимательно следить при этом, не угасает ли на ваших глазах интерес к тому, что вы объясняете. Если он гаснет, значит, вы немного забегаете вперед, значит, у ребенка еще не возникли вопросы, как это взрослые отличают между собой дни недели, почему вчерашний и сегодняшний день называют по-разному, как узнать, скоро ли будет выходной, и т. д. Поддержание познавательной потребности у ребенка заключается в использовании для этого игры . Полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых. Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру. Три главные линии деятельности
Важно у ребенка вызвать интерес к деятельности, стимулируя тем самым его любознательность. Строить процесс познания по принципу сотрудничества, партнерства со взрослым, по принципу педагогической поддержки, а это значит - верить в каждого ребенка и его возможности; оценивать не личность, а действия, поступки; видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком; проявлять внимание к каждому ребенку, постоянно радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их; не торопиться с выводами; помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности. Учить ребенка планировать свою деятельность, определять цель деятельности и предвидеть результат. Выстраивать деятельность с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии. Учить ребенка грамотному объяснению своих успехов и неудач. Оценка взрослого должна относится не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ребенок при выполнении задания. Взрослому необходимо помнить, что правильнее будет сравнивать успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. Необходимо поддерживать детскую активность, исследовательский интерес и любопытство. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Создание интегрированного образовательного пространства Условия , необходимые для целенаправленного воздействия на мотивационную сферу детей:
эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»); целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца); степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности). Показатели выраженности познавательной мотивации:
Научно-педагогическое обозрение . 2014. 4 (6) Вахитова Г.Х. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Маслоу А.Г. Мотивация и личность М., 2001 с.218 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Смысл, 2005, с.297. Веракса Н.Е.. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии 1982 № 4 - с. 18-35 Лисина М.И. Развитие познавательной деятельности детей первого полугода жизни В кн.: Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве/ Под ред. Запорожца А.В. и Лисиной М.И. М.: Просвещение, 1966, с. 16-49. Лисина М.И., Сарториус Т.Д. Влияние общения со сверстниками на познавательную активность дошкольников. В кн.: психология формирования личности и проблемы обучения/ Под ред. Эльконина Д.Б., Дубровиной И.В. - М., 1980, с. 89-97 Юркевич B.C. Светлая радость познания. - М.: Знание, 2004. ЛИТЕРАТУРА
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально – исследовательскую деятельность
Опыт работы по развитию познавательной мотивации через экспериментально-исследовательскую деятельность с детьми среднего возраста....
Развитие познавательной мотивации дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность
Развитие познавательной мотивации дошкольников через эксперементально-исследовательскую деятельность...
«Развитие познавательного интереса и познавательной мотивации дошкольников»
В презентации представлены различные игры и примеры мотивации старших дошкольников к выполнению заданий к этим играм...
Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника
Для успешной адаптации и самореализацииребенка в обществе, необходимо изменить наш взглядна сложившуюся систему методов и приемов воспитания.Основная наша задача — подготовить ребенка к жизнив з...
Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий
Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий....
Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий
Развитие познавательной мотивации дошкольников посредством инновационных игровых образовательных технологий....
Консультация "Развитие познавательной мотивации дошкольника средствами развивающей игры
Прошу ознакомиться ....