Консультация "Развитие познавательной мотивации дошкольника средствами развивающей игры
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной мотивации дошкольника средствами развивающей игры
Актуальность данной темы :Современному обществу нужен человек обладающий определенным уровнем познавательной мотивации, чтобы обогащать себя знаниями, развивать желание действовать и преодолевать трудности, достигать личные и профессиональные цели. Познавательная мотивация приводит к ощущению удовлетворенности результатами, улучшая качество жизни человека. Выдающийся педагог Е.Н. Водовозова отмечает, что ребенок изначально от природы наделен такой характеристикой как познавательный интерес. Он и является стимулом и мотивом к познавательной мотивации: «правильно, когда развивают нужную любознательность, а также и наблюдательность над окружающей жизнью и природой», говорила Е.Н. Водовозова. Необходимо, по ее мнению, прежде всего, формировать ум ребенка, «вскрыть содержание и пути его воспитания».
Понятие познавательной мотивации включает в себя 2 категории: познание и мотивация. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, которые имеются у человека, о внешних факторах, которые вынуждают его осуществлять себя заданным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом ином. Среди всевозможных понятий, которые расходуются в психологии для обеспечения и обоснования стимулирующих моментов в поведении человека, самыми общими, главными выступают понятия мотивации и мотива. Мотив – способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности. В деятельности различают мотивы и цели. Цель– субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности.
Близкими понятиями познавательной активности являются любознательность, или любопытство, то есть стремление к получению новых знаний, что схоже с потребностями [Коверзина И.А., 2010].
• познавательная деятельность - сознательная деятельность человека, направленная на приобретение знаний об окружающем мире [Реан А.А., 2002].
• познавательный интерес - это эмоциональная включенность в решение познавательной задачи. Согласно Рубинштейну С.Л. познавательным интересом является сосредоточенность на определенно предмете.
• познавательная потребностью является выраженное стремление к познанию [Дубровина И.В., Прихожан А.М., 2003].
Мотивация представляет собой систему факторов, которая детерминирует поведение человека, к ним относятся: потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и др. [1]. Она является источником активности человека и в её основе лежит мотив, понятие более узкое, который согласно Леонтьеву А.Н. является опредмеченной потребностью.
Виноградова Е.Л. выделила три показателя выраженности познавательной мотивации:
- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса;
положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
- целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
- степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьба о помощи, а также диалога с партнером о содержании деятельности) [3]. Вывод;
Таким образом, можно сказать, что проблема познавательной мотивации довольно широко разработана и нашла своё отражение во многих концепциях, рассматривающих мотивационную сферу человека. Она является внутренней направленностью человека на познание нового и выполняет такие же функции как и мотивация (смыслообразующую и побуждающую), помимо этого познавательная мотивация связана с другими смежными понятиями, которые напрямую с ней взаимодействуют. Данный вид мотивации непосредственно является мощным стимулом в развитии личности.
Особенности познав мотивации развитие познавательной мотивации ребенка в дошкольном возрасте характеризуется следующими особенностями: 1) познавательная мотивация старших дошкольников более ярко проявляется в деятельности, подразумевающей действенный способ познания, по сравнению с образным; 2) познавательная мотивация первоначально существует в интерпсихической форме ( то есть во взаимодействии ребенка со взрослым и сверстниками) и обусловлена содержательным взаимодействием ребенка с другим человеком; 3) совместная деятельность взрослого и сверстника оказывает различное влияние на становление познавательной мотивации. Влияние сверстника сказывается на эмоциональности и инициативности ребенка, а взрослого -на целенаправленности познавательной деятельности и эмоциональной вовлеченности в нее; 4) совместная познавательная деятельность дошкольника как со взрослым, так и со сверстником способствует становлению познавательной мотивации и наполняет познавательную деятельность ребенка новым личностным смыслом.
Развивающая игра это??
В педагогике понятие развивающей игры нет. Развивающая игра - это дидактическая игра, которая предполагает использование развивающих, современных материалов, таких как : блоки Дьенеша, кубики Никитина «Сложи узор», кубики Зайцева и т. д.
Я.А. Коменский раскрыл понятие дидактической игры — это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом связаны решением главной задачи и направляют свое поведение на победу. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Игра на протяжении долгого времени рассматривалась, как средство обучения внешкольное время, но сейчас игровая деятельность является методом обучения. Дидактические игры создаются для благополучного развития и воспитания ребенка. Л. С. Выготский писал, что «игра не умирает, а проникает в отношения с действительностью. Она имеет свое внутреннее продолжение в учебе и работе». Мыслительный процесс и интеллектуальный потенциал ребенка, формируется как раз посредством дидактических игр. Так же важное место
обучающих игр занимают в процессе развития всех психических процессов. Так как желание победить в игре, помогает ребенку быть внимательным, старательным, классифицировать, запоминать и сравнивать. В процессе дидактической игры у дошкольника формируются разные типы деятельности, это умение анализировать, соотносить свойства, обобщать и применять полученные результаты на практике. Роль дидактических игр рассматривал А.В. Запорожец и говорил про них: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения знаний умений и навыков, но и способствовали общему всестороннему развитию ребёнка». Дидактическая игра имеет ряд функций:
– активизация и развитие мыслительной деятельности;
– развивает познавательные процессы;
– в процессе дидактической игры ученик сравнивает, наблюдает и классифицирует предметы, что помогает развитию учебных компонентов;
– стимулирует волевые усилия, организованность, умение соблюдать правила, сотрудничать с коллективом
Дидактические игры используются в процессе обучения, а роль заключается в том, в они формируют конкретные и обобщенные знания и учат применять их в определённых обстоятельствах и условий. В.А. Сухомлинский считал, что «…в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного умственного развития ребенка…». Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат. Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры, которая определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, стимулирует желание их выполнить. Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях. Рассмотрим классификацию дидактических игр по А. И. Сорокиной:
– игра-путешествие – дидактическая игра создает условия для того, чтобы ребёнок обратил внимание на то, что находятся вокруг него, активизируют наблюдательность и способность преодолевать трудности. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач;
– игра-поручение – в зависимости от других дидактических игр, эти игры гораздо проще, но коротки по продолжительности. Учитель использует различные действия с предметами и игрушками, а также использования словесных поручений;
– игра-предположение – суть игры заключается в том, чтобы ученик мог продолжить предложение «Что было бы ….». Эта дидактическая игра направлена на развитие логического мышления, а также формирование умения правильно формулировать свои мысли.
– игра-загадка – это игра в основе, которой лежит проверка знаний, находчивости школьника. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.
– игра-беседа – это игра общение учитель-ученик, а также ученик-ученик. Эта игра направлена на развитие эмоциональных и мыслительных процессов, воспитывает умение слушать и уважать мнение другого человека. Материал для этой игры подбирается в соответствии теме темой и содержанием игры.
Дидактическая игра – это эффективный метод и способ для формирования интереса и мотивации к процессу обучения. Дидактическая игра способна привлечь внимание детей, воспитать них любовь к этому сложному предмету. Использовать игру необходимо правильно и целенаправленно, не придавая данной игре характер обычного упражнения. А. К. Бондаренко выделила следующую классификацию дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.
Посредством развивающей игры естественно, органически развивается познавательная деятельность дошкольников, обладающих разными уровнями познавательной активности. Соответственно, важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.
Считается, что развивающие игры это:
– головоломки;
– логические игры с кубиками;
– иногда сюда же относят занятия, развивающие мелкую моторику рук;
– игры, закладывающие основы чтения и письма;
– пособия, расширяющие кругозор малыша и повышающие его эрудицию.
На самом же деле круг развивающих игр гораздо более широк: они включают в себя практически всю окружающую среду, в которой живёт и которую познаёт ребёнок. Парк, двор, магазин, автобус, комната, кухня, для него всё вокруг – это одна огромная развивающая среда. Важно лишь уметь пользоваться ею для развития ребёнка. В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха. Их когда-то сформулировала замечательный психолог Мария Монтессори. В нём изложены основные положения и принципы, которые важно соблюдать при воспитании ребёнка. Малышу, как считала знаменитый педагог, в числе прочих условий крайне необходимы:
– любовь, тепло, защита, нежность;
– знания взрослых;
– ощущение успешности;
– осознание собственной уникальности;
– свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни. Проблемы применения развивающих игр и детских игрушек широко освещены во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Р. Я. Лехтман-Абрамович, Ф. И. Фрадкина, Е. А. Стребелева, Ж. Пиаже, Г. Л..) Развивающая игра – многоплановое педагогическое явление, которое выступает и игровым методом обучения детей дошкольного возрасте, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного всестороннего развития личности ребенка - дошкольника. Развивающая игра осуществляет задачи обучения, но имеет свои особенности. Одна из них - обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Развивающая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда игра - «поиск и открытие», и всегда игра - радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием - особенность дидактической игры. Развивающие игры в детском саду – неотъемлемая часть воспитательного процесса.
Таким образом, если взрослый стимулирует и помогает Ребенку осваивать окружающий мир самостоятельно, создавая новые способы мотивации чтобы развивать её в дошкольном детстве, то ребенок поднимается на новый уровень, что станет для него успехом в будущем обучении по жизни. Исходя из этого, дошкольник станет человеком, уже обладающим определённом уровнем познавательной мотивации, будет преодолевать трудности , достигая личные и профессиональные цели. Все что заложено в дошкольном возрасте, будет основой успеха ребенка по жизни, дошкольный возраст- самый сенситивный возраст для развития познавательной мотивации. Рассмотрев параграф первый «Понятие познавательной мотивации в современных исследованиях отечественных ученых» мною был подведен итог: проблема познавательной мотивации остаётся актуальной и по сей день, мало этого она является внутренней направленностью человека и связана и с остальными смежными понятиями как: мотив, мотивация, познавательный интерес, познавательная активность. При отсутствии определённого уровня познавательной мотивации у человека не будет потребности в получении новых знаний и развитии по жизни. Мною были изучены и особенности развития познавательной мотивации в дошкольном возрасте, которые необходимо учитывать при выборе средства для развития познавательной мотивации, что будет стимулировать к получение знаний. Мой выбор пал на такое средство как развивающая игра, так как в первую очередь игра проникает в отношения с действительностью, в процессе чего формируется мыслительный процесс и интеллектуальный потенциал ребенка. Мною было сформулировано и определение самой развивающей игры по причине отсутствия данного определения в педагогике. Именно развивающая игра выступает эффективным средством обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством гармоничного всестороннего развития личности ребенка - дошкольника. При правильном подборе игр с использованием современных дидактических материалов, у ребенка будет развиваться познавательная мотивация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры"
В настоящее время в странах всего мира наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих самые разные нарушения развития. А нарушения зрения в этом перечне "стоят" на одном из перв...
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры.
Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры (из опыта работы)....
«Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры».
«Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры» (из опыта работы)....
«Развитие познавательного интереса и познавательной мотивации дошкольников»
В презентации представлены различные игры и примеры мотивации старших дошкольников к выполнению заданий к этим играм...
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА
Описание проведения игр с детьми старшего дошкольного возраста на формирование познавательной мотивации...
«Развитие познавательной активности и познавательного интереса дошкольников средствами игровых технологий (ТРИЗ, развивающие игры В.В. Воскобовича)»
Данную программу можно использовать для организации работы педагогического коллектива....