Главные вкладки

    Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры.
    методическая разработка по математике на тему

    Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры (из опыта работы).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poznavatelnoe_razvitie_detey.docx22.37 КБ

    Предварительный просмотр:

           Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.

    Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов - интуиции,  мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта.

     Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.

     Познавательные развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребёнка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности.

    «В игре детей есть часто смысл глубокий»   Шиллер.

    Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсалютно совместимые процессы в дошкольном детстве.

    Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.

    Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

    Цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через развивающие игры.

    Развивающие игры вызывают у ребят большой интерес. На таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность; вырабатывается усидчивость; развиваются конструктивные умения  и сенсорные способности; развивается речь, мелкая моторика рук.

    В интеллектуальном развитии детей – математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.

    Развивающие игры делятся на:

    •   головоломки
    •   игры на составление целого из частей
    •   игры на плоскостное моделирование
    •   игры на объемное моделирование
    •   игры из серии «Кубики и цвет»
    •   игры-забавы
    •   настольно-печатные игры.

    И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на головоломках.

    Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм".

    «Танграм» является одной из составных частей методического сопровождения по разделу “Элементарные математические представления в детском саду”, посредством которой можно решать математические, речевые и коррекционные задачи.

    Что такое танграм?

    Танграм - это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых "геометрических конструкторов". Относительно нее существует следующее предание.

    Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад.

    У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.

    Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.

    Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

    Игру «Танграм» осваиваем с детьми поэтапно:

    Этап 1. Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

    Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.

    Этап 2. Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая из фигур.

    Этап 3. Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам 5-6 лет.

    Этап 4. Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

    Сначала игру включала в основную часть занятия по ФЭМП или использовала в конце его, когда наблюдалось снижение умственной активности детей. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили тот факт, что игра детям нравится. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку. Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры “Танграм”. Это позволило проводить математические досуги, викторины, где дети играли до 20-40 минут.

    Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его находили в журналах “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, в книгах З.А.Михайловой. Много картинок разрабатывала сама. Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.

    Следующим этапом по усложнению данной игры был подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, считалки, физминутки. Играя в “Танграм”, у детей обогащалась речь, тренировалась память.

    Речевой материал к картинкам для игры “Танграм” подбирался так, чтобы загадки, стихи были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.

    Я веселая лиса,

    Мне вцепилась в  хвост оса,

    Я бедняшка так вертелась.

    Что на части разлетелась,

     Помогите! Помогите!

    Из кусков меня сложите.

    Я веселый белый гусь

    Ничего не боюсь.

    Но вчера упал я из кочки,

    Развалился на кусочки.

    Помогите! Помогите!

    Из кусков меня сложите.

    В результате проведённой мною работы дети  научились самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию. Дети могут найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи

    Играя, взаимодействуя с играми, открывается мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.

        Использование развивающих задач как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у ребят, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.

    Вывод:

       Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного  возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

    Используя различные занимательные, развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше осваивают программный материал, выполняют сложные задания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы

    Данный перспективный план разработан с учётом возраста и интересов дошкольников, с учётом постепенно усложнения игр....

    Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы

    Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Сложи узор", Зака "Как гусеница и муравей в гос...

    Отчёт по теме самообразования: «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры».

    Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...

    Перспективный план работы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми подготовительной к школе группы

    Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Уникуб", Воскобовича "Двухцветный и четырёхцвет...

    Опыт работы "Умственное развитие дошкольника через развивающие игры"

    В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, а именно развитие  умственных способностей детей посредством современных развив...

    Мониторинг освоения программы по теме «Умственное развитие дошкольника через развивающие игры» с детьми старшей группы 2013 – 2014 уч. г.

    Задачи мониторинга: 1. Выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка доступными методами. 2. Наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала ребёнка. 3. ...

    «Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры».

    «Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры» (из опыта работы)....