Главные вкладки
«Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры».
статья (старшая группа) по теме
«Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры» (из опыта работы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательное развитие детей – одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности.
Для осуществления полноценного обучения и воспитания дошкольников необходимо развитие познавательных процессов - интуиции, мышления, умения решать познавательные задачи, накопление чувственного опыта.
Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду.
Познавательные развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности ребёнка со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль в связи с этим отводится игровой деятельности.
«В игре детей есть часто смысл глубокий» Шиллер.
Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Обучение и игра — это абсалютно совместимые процессы в дошкольном детстве.
Именно в играх лучше всего развивается восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности. Играя, ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.
Задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.
Цель – способствовать развитию познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей через развивающие игры.
Развивающие игры вызывают у ребят большой интерес. На таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность; вырабатывается усидчивость; развиваются конструктивные умения и сенсорные способности; развивается речь, мелкая моторика рук.
В интеллектуальном развитии детей – математике я отвела особое место, уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий, как счёт, число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения.
Развивающие игры делятся на:
- головоломки
- игры на составление целого из частей
- игры на плоскостное моделирование
- игры на объемное моделирование
- игры из серии «Кубики и цвет»
- игры-забавы
- настольно-печатные игры.
И сегодня мне хотелось бы подробнее остановиться на головоломках.
Головоломки – игрушки на все времена. До появления компьютерных и бурного развития настольных игр, одним из основных развлечений для большинства людей была игра - головоломка "Танграм".
«Танграм» является одной из составных частей методического сопровождения по разделу “Элементарные математические представления в детском саду”, посредством которой можно решать математические, речевые и коррекционные задачи.
Что такое танграм?
Танграм - это, пожалуй, самая популярная игра из серии так называемых "геометрических конструкторов". Относительно нее существует следующее предание.
Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад.
У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. И три мудреца придумали эту игру.
Игра интересна и детям, и взрослым. Детей увлекает результат – они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Успешность освоения игры в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Игру «Танграм» осваиваем с детьми поэтапно:
Этап 1. Для начала можно составить изображения из двух-трех элементов. Например, из треугольников составить квадрат, трапецию. Ребенку можно предложить посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.
Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть, что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т.д.
Этап 2. Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая из фигур.
Этап 3. Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам 5-6 лет.
Этап 4. Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.
Сначала игру включала в основную часть занятия по ФЭМП или использовала в конце его, когда наблюдалось снижение умственной активности детей. Наблюдения за детьми во время игры подтвердили тот факт, что игра детям нравится. После этого был введен элемент соревнования, и тот, кто быстрее других выкладывал картинку, получал награду-фишку. Детей это еще больше заинтересовывало. Они стали просить оставлять побольше времени для игры “Танграм”. Это позволило проводить математические досуги, викторины, где дети играли до 20-40 минут.
Для обогащения тематики игры возникла необходимость разнообразия данного материала, его находили в журналах “Начальная школа”, “Дошкольное воспитание”, в книгах З.А.Михайловой. Много картинок разрабатывала сама. Наблюдения за детьми подтвердили, что данная игра развивает умственные и речевые способности у детей.
Следующим этапом по усложнению данной игры был подбор речевого материала к картинкам: загадки, веселые короткие стишки, считалки, физминутки. Играя в “Танграм”, у детей обогащалась речь, тренировалась память.
Речевой материал к картинкам для игры “Танграм” подбирался так, чтобы загадки, стихи были короткими, веселыми, меткими, интересными, чтобы они легко воспринимались и запоминались детьми, чтоб дети получили эмоциональную разрядку, отдых.
Я веселая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я бедняшка так вертелась.
Что на части разлетелась,
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
Я веселый белый гусь
Ничего не боюсь.
Но вчера упал я из кочки,
Развалился на кусочки.
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
В результате проведённой мною работы дети научились самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию. Дети могут найти ответ, догадаться, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи
Играя, взаимодействуя с играми, открывается мир количественных, пространственно – временных отношений, решая при этом самые разнообразные творческие задачи. Это обеспечивает развитие активности, самостоятельности мышления, творческих начал, формирует детскую индивидуальность.
Использование развивающих задач как во время занятий, так и в свободной деятельности детей, помогает развитию интеллектуальных способностей и логико-математического мышления у ребят, а также помогает сделать процесс обучения интересным, увлекательным, содержательным.
Вывод:
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Используя различные занимательные, развивающие игры в работе с детьми, я убедилась в том, что, играя, дети лучше осваивают программный материал, выполняют сложные задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный перспективный план разработан с учётом возраста и интересов дошкольников, с учётом постепенно усложнения игр....

Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Сложи узор", Зака "Как гусеница и муравей в гос...

Развивающие игры математического содержания:• Знакомят детей с геометрическими фигурами, формой предметов, размером;• Развивают мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобща...

Перспективный план разработан с учётом параллельного взаимодействия воспитателя и с родителями и с детьми. В нём представлены развивающие игры Никитина "Уникуб", Воскобовича "Двухцветный и четырёхцвет...

В данном опыте представлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, а именно развитие умственных способностей детей посредством современных развив...

Задачи мониторинга: 1. Выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка доступными методами. 2. Наметить индивидуальный маршрут образовательной работы для раскрытия потенциала ребёнка. 3. ...
Познавательное развитие дошкольников через развивающие игры (из опыта работы)....