Проект "Полянка Светлячка"
проект по теме

Трухина Галина Борисовна

«Не навреди!»- одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников  в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_polyanka_svetlyachka_.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 1 «Светлячок»

г. Малмыжа Кировской

области

Проект:

г. Малмыж

Проект: «Полянка Светлячка»

                                   

    «Первый воспитатель детей - природа и ее  

                                                                         благодатные впечатления, шум листьев и

                                                                          колебание волн говорят нам каким-то      

                                                                          живым языком,  которого значение мы уже

                                                                            забыли и тщетно стараемся вспомнить...»

В.Г. Белинский

Введение

 Реформирование дошкольного образования с целью более полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые требования к дошкольному образовательному учреждению. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств (новых методов, проектов, методик, технологий, программ). Развитие дошкольного образовательного учреждения, переход в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение новшеств.

Все это требует от педагогических работников нового комплекса умений – проектировать развитие образовательной системы и собственной образовательной деятельности. Одной из задач является постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогов и как следствие повышение качества воспитательно - образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

  С 2006 года в МКДОУ  № 1 инновационная деятельность реализуется через групповые, индивидуальные тематические проекты, включающие работу педагогов с детьми по основным направлениям.

Положительной стороной является то, что детский сад расположен вблизи лесной зоны, поэтому общение с природой играет непоследнюю роль в сохранении и укреплении здоровья детей. Ухудшаются климатические условия, в лесопарковой зоне гибнет  окружающий лес, пораженный короедом, что отражается на здоровье детей. В последнее время проблема создания окружающей среды, была поднята до уровня значимой.

В.А. Сухомлинский говорил: «Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».

Актуальность

         В связи с введением ФГОС, возникла необходимость изменения образовательной  среды, включающей систему условий социализации и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала, пространства участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития (см. ФГОС ДО с.23)

«Не навреди!»- одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников  в духе природосбережения – одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека.

В 2011 году был капитальный ремонт здания детского сада и частично территории, отсутствовали игровые площадки, разделение территории на хозяйственную, игровую, в связи с этим возникла необходимость в планировании и благоустройстве участков и хозяйственного двора.

В настоящее время, педагоги и специалисты активно осваивают метод проектов. За несколько лет  внедрения в дошкольном образовательном учреждении проектного метода апробирована, разработана и реализована масса проектов, отличающихся тематикой и степенью продуманности.

Анализ территории детского сада  позволил выявить некоторые проблемы:

- в детском саду не продуманы эстетика и дизайн игровых площадок;

- не облагорожен ландшафт;

- спортивная площадка не функционирует;

- не используется свободное пространство и территория у входа.

В связи с этим, мы решили разработать и реализовать проект: «Полянка Светлячка», который предполагает создание на территории детского сада несколько функциональных зон.

Участники проекта: педагоги, дети, родители, общественность.

Тип проекта: исследовательско-социально-творческий

Направление деятельности проекта: благоустройство и декоративное оформление участков, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными, скульптурными и игровыми  формами территории МКДОУ № 1 г.Малмыжа

Время реализации проекта «Полянка Светлячка»: долговременный (апрель 2013 – август 2015).

Территория охвата: территория детского сада

Характеристика приоритетной деятельности: экологическое воспитание.

Цель проекта: Создать условия для  социализации и развития детей.

Задачи:

  1. активация творческого потенциала педагогов, совершенствование профессионального мастерства;
  2. благоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.
  3. создание единого пространства детей, педагогов и родителей и цельного образа территории.
  4. воспитание экологической культуры и развития ребенка в коллективе;

Интеграция образовательных областей

Ресурсное обеспечение:

Материально-техническое

Финансовое

Информационное

Кадровое

- методические пособия,

- территория детского сада,

- дидактический материал

-спонсорские средства

- литература,

- периодическая печать,

- Интернет.

- заведующий,

- учитель-логопед,

-инструктор по физической подготовке,

- педагоги.

- завхоз

Познание природного окружения начинается чувственным путем, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Дошкольники получают возможность непосредственно знакомиться со свойствами и качествами предметов, явлений путем наблюдений, в ходе выполнения заданий игрового или практического характера. Осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, воображение, формируются эстетические чувства. Такое отношение вырабатывается у детей на основе непосредственного контакта с живыми объектами и различных форм взаимодействия с ними, освоения правил охраны природы. Все это способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей - доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к объектам природы, уважения к труду человека.

Детям важно понять, что природа - это сообщество растений, животных, водных ресурсов, воздуха, земли, и друг без друга они существовать не могут, что если человек воздействует на растения, то это влияет на все окружающие природные объекты, и что без бережного отношения к природе некоторые из них могут погибнуть, что окажет влияние и на его «соседей». (Рыжова Н.А. программа: «Наш дом – природа.»)

Ожидаемые результаты:

-Повышение эффективности работы воспитателей по формированию у детей познавательного интереса  к красоте окружающего мира;

- Повышение уровня экологического развития дошкольников;

-Создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;

-Создание единого образа дошкольного учреждения;

-Привлечение родителей, общественности к благоустройству территории.

Продукт: Создание единого образа территории детского сада

Принципы

Методы

Формы и средства

Формы работы:


с педагогами:


с дошкольниками:


с родителями

-индивидуальные и групповые консультации,
- семинары,
- семинары - практикумы,
-педагогические советы,
-открытые мероприятия
-выпуск экологических буклетов, газет,

-взаимопросмотры НОД

-мастер-классы

- НОД;
- практическая деятельность в природе;
- природоохранные акции;
- проведение экологических викторин, праздников;
- выставки детских работ;
- организация конкурсов.

- консультации
- викторины
- папки-передвижки
- конкурсы,
- выставки совместных работ

- родительский клуб: «Растим счастливого ребенка»

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в необходимости создания комфортной ландшафтной зоны и экологической тропы на территории детского сада, озеленении групповых участков, разработки мини-проектов и системы занятий по экологическому воспитанию, включающей эффективные методические приемы формирования у детей  дошкольного возраста экологической культуры, в определении содержания и последовательности работы по экологическому воспитанию дошкольников средствами природы, что позволит целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания,  даст возможность широко использовать разработанную систему воспитателям детских садов.

 Новизна: это попытка соотнести элементы развивающей среды с целями и задачами групповых проектов т.к. методически грамотная организация развивающей среды необходима для освоения нами, педагогами, технологий проектной деятельности, направленной, как на содействие развитию психических процессов, так и на усвоение обязательных знаний, умений, норм, правил.

Реализация проекта МКДОУ д/с №1 г. Малмыжа

Этапы

Мероприятия

Сроки

Участники

Ответственные

Подготовитель

ный

1.Изучение материала по стилям ландшафтного дизайна

2.Разработка эскиза-плана проекта благоустройства детского сада.

3.Постановка целей и задач педагогической деятельности коллектива в проекте.

4.Обсуждение положения о конкурсе на педагогическом совете

5.Анкетирование родителей.

6.Консультации для родителей

7.Уборка территории от листьев и веток.

8.Разбивка клумб и высадка рассады цветов.

9.Разбивка цветников.

10.Завоз песка, земли, гравия, материалов на участки.

Апрель 2013

Апрель

Апрель 2013

Апрель 2013

Апрель 2013

Май 2013

Май-июнь

май-июнь

Педагоги

Сотрудники

Сотрудники

Педагоги, родители

Родители

Воспитатели

Сотрудники, дети, родители

Сотрудники, родители

Заведующий, завхоз, ст. вос-ль

Педагоги

Педагоги

Ст. вос-ль

Ст. воспит-ль

Воспитатели

Сотрудники д/с

Сотрудники д/с, родители

Сотрудники д/с

Завхоз

 Реалиизация проек

та

1.Разработка проекта в рамках программы развития учреждения.

2.Изучение материала по данной теме (программы, периодическая печать, научная литература, интернет)

3.Создание эскизов.

4.Игротворчество: (картотека ребусов, кроссворды).

5.Поделки из природного материала

6.Разработка мини-проектов родителей.

7.Фото – газета

8. Размещение информации о субботнике на сайте детского сада.

9.Опытная деятельность.

10.Исследовательская деятельность.

11. Экскурсии.

12.Экологические развлечения.

13.Физкльтурные досуги.

14.Разработка мини-проектов педагогами:  

-мини-проект: «Сказка для малышей»

-мини-проект: «Станция «Земляничная»

-мини-проект: «Лесной уголок»

-мини-проект: «На солнечной полянке»

-мини-проект: «С голубого ручейка»

-мини-проект: «Остров «Капельки»

-мини-проект: «Лучик солнца»

-мини-проект: « Там, на неведомых дорожках …»

15.Разработка проекта «Полянка Светлячка» дошкольного учреждения.

16.Конкурс мини-проектов среди педагогов учреждения.

Положение

17. Мини-проект: «В гостях у сказки»

18.Мини-проект: «Во саду ли, в огороде»

19. Мини-проект: «Спортивная площадка»

20. Мини-проект: «Метеоплощадка»

21.Подведение итогов конкурса мини-проектов

22.Публикации в периодической печати.

23. Демонстрация на сайте  детского сада  творческих продуктов воспитателей и родителей.

24.Сбор урожая семян цветов.

25.Высадка многолетников.

26.Акция: «Аллея выпускников»

27.Составление плана работы по экологической тропе: таблички, праздники, акции, экспертная деятельность.

28.Создание тихого уголка для уединения и восстановления психического комфорта

29.Лекарственная грядка.

Май -июнь2013

Май 2013-август 2014

Июль-август

Август 2013-июль 2015

Сентябрь 2013

Октябрь 2013

Сентябрь2013

 июль 2013

Июль2013-июнь 2015

Июнь 2013-май 2015

Май 2013-июль 2015

Июнь 2013- июль 2015

Июнь-июль 2013

Май-июнь 2013

Июнь 2013-июль 2014

Июнь 2013-август 2015

Июнь 2013-август 2015

Июнь2013-июль 2015

Июль 2013-июнь 2014

Август 2014

июль 2013

июль 2015

Август-сентябрь

Август 2013

Май 2013; 2014;  2015

Сентябрь 2013-май 2015

Май июль 2014г.

Июнь 2013

Педагоги, родители

Педагоги

Педагоги

Воспитатели, родители

Родители

Родители, дети

Дети, педагоги

Родители, воспитатели

Педагоги

Педагоги

Педагоги, мл.воспит-ли, родители

Вос-ли, инст. по физ., дети

Педагои, дети, родители, сотрудники д/с

Педагоги

Сотрудники д/с

Сотрудники, родители

Сотрудники, дети

Сотрудники, родители

Сотрудники

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Сотрудники, родители

Родители, дети

Педагоги

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Педагоги

Ст. воспит-ль

Педагоги

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Стар. вос-ль

Ст. вос-ль

Педагоги

Педагоги

Заведующи, медсестра

Педагоги

Восритатели групп

Воспитатели

Учитель-логопед Завхоз д/с

Инструктор по физ. культуре

Муз. рук.

Ст. воспит-ль:

Заведующий д/с:

Старший воспитатель:

Педагоги

Педагоги

Воспитатели

Сотрудники д/с

Ст. воспит-ль,

заведующий

Логопед

Заключитель

ный

1.Конкурс: «Самая лучшая клумба»

2.Подведение итогов проекта:

-Анкетирование педагогов.

3.Выступление на родительском собрании Презентация проекта

«Полянка Светлячка»

4.Акции среди населения по охране окружающей среды: «Береги лес», «Не рвите первоцветы»

5.Создание аудио-,  видео-, медиатек  по работе проекта

Июль2014

Август 2015

Сентябрь 2013

Весна 2013, 2014, 2015 гг.

2014-2015гг.

Восп-ли, родители, дети Педагоги

Педагоги

Педагоги

Педагоги

Ст. воспит-ль:

Ст. вос-ль: Заведующий д/с:

Заведующий д/с

Ст. воспитатель

Ст.воспитатель

Временные риски: недостаточное количество денежных средств; низкая активность родителей на этапе реализации проекта (незаинтересованность комитета по охране окружающей среды)

Промежуточные результаты в процессе реализации проекта Проработанность мероприятий:

Изменилось отношение детей к природе, природным явлениям, объектам.

Для экологического образования дошкольников нами созданы:

Метеоплощадка, спортивная площадка, экологическая  тропа, уголок нетронутой природы благоустроены участки, оформлен участок « В гостях у сказки», «Аллея выпускников».

Моральные действия ребенка относительно любого растения и животного (на улице, в лесу, на лугу и так далее), когда нет контроля со стороны взрослого, свидетельствуют об уровне сформированности у него бережного отношения к природе.

 

Определили уровень сформированности бережного отношения к природе у дошкольников

В качестве основных методик были применены методики наблюдений за детьми в естественных условиях на участке детского сада и в групповой комнате, анкетирование. Дополнительными методами были беседы с детьми, воспитателями и родителями с использованием опросных листов и анкет.

Диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников.

Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников

(Программа Т.Н. Бондаренко)

 

Уровень сформированности экологических знаний

Младший возраст.

Средний возраст.

Старший возраст.

2010-

2011

2011-

2012

2010-

2011

2011-

2012

2010-

2011

2011-

2012

1

Экологическая культура

80%

88%

88%

92%

92%

98%

2

О мире животных

87%

95%

89%

98%

90%

98%

3

О растительном мире

88%

91%

89%

93%

90%

96%

4

О неживой природе

81%

86%

90%

92%

91%

93%

5

О временах года

82%

87%

88%

90%

92%

95%

Итог:

84%

89%

89%

93%

91%

96%

По результатам заметно изменилось отношение детей к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, о том, что в живой природе все связано между собой. Успешность обучения, воспитания и развития детей, их благополучное эмоциональное состояние и здоровье связаны с созданием благоприятной обстановки, эколого-развивающей среды.

Перспективы:

Ввести в штат педагога-эколога, педагога психолога (сентябрь 2016г).

Разработать паспорт каждого растения, планы – конспекты занятий с объектами тропы, для каждой возрастной группы создать свой маршрут, причем с одними и теми же объектами встречаться в разные времена года.

Организовать «час экологического чтения» (один раз в месяц).

        Разработка огорода на неосвоенной территории.

        Посадка деревьев на территории, прилегающей к детскому саду.

Дальнейшее обустройство спортивной площадки, метеоплощадки, мини – музея, участков.

Дальнейшая работа по изучению новых объектов экологической тропы.

Возможности распространения опыта. Может быть использован в других дошкольных учреждений, в соответствии с федеральными условиями, требованиями, идеями, наличием соответствующих ресурсов (как в целом проект, так и частично, как мини-проекты). Они не несут больших финансовых затрат и основаны на инициативе и творчестве педагогов и родителей, что влечет за собой бережное отношение к результатам своего труда. Проекты поддерживаются общественными организациями, методической службой района ии другими учреждениями города и района.

.

Вывод

Таким образом, создается психологически и экологически благоприятная среда для жизнедеятельности детей.

Формируются экологические знания и экологически правильное отношение к миру природы у дошкольников  их нравственные качества.

Активируется творческий потенциал педагогов, совершенствуется профессиональное мастерство.

Намечается единое пространство детей, педагогов и родителей и цельный образа территории.

С учетом психологических особенностей дошкольников, взрослые могут систематически и осмысленно оценивать их деятельность.

Для малышей похвала является лучшим стимулом, чем осуждение. Взрослые должны замечать наименьшие успехи ребенка, ведь лишь успех порождает успех.

   Мы не можем изменить весь мир, но можем изменить себя, свое отношение к тому, что происходит вокруг нас. Детей учит то, что их окружает!

Литература

  1. Рыжова Н.  Экологический паспорт детского сада: среда, здоровье, безопасность. Учебно – методический комплекс (с диском), М. Линка-Пресс, 2009г.
  2. Рыжова Н. Экологическая тропинка в детском саду. Учебно – методический комплекс (с диском), М. Линка-Пресс, 2009г.
  3. Авдеева Н.Н., Л.О.Князева, Стеркина Р.Б. ОБЖ С.-Петербург детство пресс 2004г.
  4. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников.
  5. Носкова Т.А. Программа. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Лона-плюс г.Киров 2008г.
  6. Доронова Т.Н. Природа искусство и изобразительная деятельность детей (Радуга) М.Просвещение 2007г.
  7. Гризик Т.И. Познаю мир М.Просвещение 2004 г.
  8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет Воронеж 2007 г.
  9. Гризик Т.И. Познаю мир Изд. Дом «Воспитание дошкольника» 2004г.
  10. Гризик Т.И. Ребенок познает мир Изд. Дом «Воспитание дошкольника» 2003г.
  11.  Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. М. «РОСМЭН» 2007г.
  12. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Метод. Рекомендации. Т.Ц.Сфера М.2008г.
  13. Иванова А.И. Программы ДОУ Экологические наблюдения и эксперименты в д/с. Т.Ц.Сфера М.2009г.
  14. Иванова А.И. Программы ДОУ Экологического образования дошкольников Т.Ц.Сфера М.2009г.
  15. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в д/с младшая и средняя группы Т.Ц.Сфера М.2010г.
  16. Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в д/с старшая и подготовительная группы Т.Ц.Сфера М.2010г.
  17. Коломина Н.В. Занятия по экологии в д/с.
  18. Знакомство с окружающим миром  и развитие речи. «Ягоды в картинках», «Деревья», «Насекомые» Изд. ГНОМ и Д.
  19. Виноградова Н.Ф. рассказы-загадки о природе. Книга для детей 5-6 лет Изд. Центр Вентана-гГраф 2008г.
  20. Л.В., Лыкова И.А., Лукьянова А.Н. Мастерилка. Детское художественное творчество Изд. Дом Карапуз.
  21. Дошкольное воспитание 2010-2013 гг.
  22. Журнал «Воспитатель ДОУ» 2010-2013 гг.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок» г.Малмыжа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" по реализации программы "Здоровье дошкольника"

В презентации представлен опыт работы коллектива МБДОУ детского сада № 15 "Светлячок" города Коломна Московской области по реализации оздоровительной программы "Здоровье дошкольника", раскрыты цели, з...

Группа "Светлячок"

Представлены фоторгафии и стих о группе....

Презентация музыкально-театральной студии "Светлячок"

              Понимая важную роль воздействия театрального искусства  на личность ребёнка, в нашем детском саду всегда придавали большое значение о...

Музыкально-театральная студия "Светлячок"

              Уже много лет в нашем детском саду работает музыкально-театральная студия «Светлячок». Ведёт её музыкальный руководитель высшей квалификац...

Интегрированние занятие для детей второй младшей группы "Светлячок" "Ознакомление детей с временами суток: вечер и ночь, с помощью иллюстраций и книг"

Формирование представлений о частях суток: вечер, ночь; закрепление понятий: утро, день, развитие мыслительных процессов; обогащение словаря....