ПРОЕКТ ПО ШАХМАТАМ
проект по теме

Рябова Татьяна Витальевна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад  № 41 «Росинка»

Тема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через игру в шахматы»

 

 

 

Рябова Татьяна Витальевна, воспитатель

 

Дошкольное  детство - основной период психического развития ребенка и поэтому является самым главным. В это время закладываются основы всех психических качеств личности и познавательных процессов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить игру в шахматы как интеллектуальное развитие   детей.

 

Основное положение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации концепции модернизации российского образования, одобрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р и Межведомственной программы развития. Создание  структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании; развитие современных механизмов общего и дополнительного образования. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Таким образом, реализация шахмат позволяет развивает популяризацию этой игры среди детей дошкольного возраста.

Высокий статус шахмат в системе образования РФ закрепило письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ №06-1025 от 25.06.2008 "О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования".

Актуальность технологии обучения игре в шахматы обусловлено поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Систематическое введением шахмат, в образовательный процесс,  способствует  реализации ФГОС в образовательном учреждении и воспитании личностных качеств у дошкольников. Она предусматривает нетрадиционное средство для решения задач образовательных областей: «Познавательной», «Социально – коммуникативной», «Речевой», «Художественно - эстетической», «Физической».

Познавательное развитие предполагает не только развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания;

Физическое развитие включает приобретение опыта в формировании полезных привычек.

Новизна педагогического опыта заключается в том, что предложенная технология обучения детей в шахматы направлена на  развитие интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста: умению делать логические выводы; развитие воображения и творческую активность; приобретение  опыта в формировании полезных привычек.  

В связи с этим становится актуальным разработка технологии  обучения детей игре в шахматы.

Для  детей шахматы не просто игра, это очень интересное занятие, дающее сильный толчок для интеллектуального роста, но и расширяет кругозора ребёнка. Интеллектуальное развитие ребёнка определяется не только степенью возрастного созревания структур головного мозга, но и развитием познавательной деятельности в процессе обучения и воспитания. Поскольку интеллектуальное развитие является   источником   и   движущей силой умственного развития, а не сводится к простому накоплению знаний и умений и развивается в ходе обучения. То следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Одним из таких средств могут быть шахматы. Использование шахмат в образовательном процессе как средст­ва обучения, позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в ребёнке.

Казалось бы, что такая игра как шахматы, не способна влиять на физическое развитие ребенка.  Напротив, она способствует развитию точных движений руки и зрительно-двигательных координации и сил для того, чтобы длительное время сидеть за доской. Для  детей, страдающих от гиперактивностью, (слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения) шахматы являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры успокаиваются, становятся более усидчивыми, уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности.

Выбор технологии обусловлен потребностью в поиске конкретных методических путей развитие современных механизмов общего образования; реализация мер творческой деятельности и для обеспечения популяризации среди детей  интереса к игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность  технологии  состоит в том, что, с одной стороны, она позволяет выработать дополнительные меры, способные эффективно повысить уровень интеллектуальных, способностей, а с другой – расширить кругозор, развитие личности, развитие фантазии, обогащение внутреннего мира. А так же психологическая целесообразность технологии обусловлена тем, что занятия шахматами содействуют: психологической разгрузке детей, возникновению у них положительных эмоциональных проявлений, развитию у детей мелкой моторики рук.

Технология ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде.   Данная технология, реализуя принцип развивающего образования, предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Содержание технологии включает в себя четыре модуля: целевой, содержательный, процессуальный, результативный.

Целевой модуль:

Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы.

Задачи технологии:

1. Изучить научно-методическую литературу, проанализировать федеральные требования по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать технологию по приобщению старших дошкольников к интеллектуальной игре в шахматы.

3. Апробировать технологию и проанализировать её результативность по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного через образовательную область «Первые шаги в математику».

4. Формировать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы.

Объект технологии: процесс обучения детей игре в шахматы.

Предмет технологии:  процесс обучения детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной игре в шахматы.

 Гипотеза технологии: уровень интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы если:     

·        изучить научно-методическую литературу обучения детей игре в шахматы;

·        конкретизировать и систематизировать содержание процесс обучения детей игре в шахматы;

·        реализовывать технологию как длительный процесс обучения детей интеллектуальной игре в шахматы;

·        осуществлять в совместно организованной и самостоятельной деятельностях взаимодействие детей и родителей (законных представителей).

Содержательный модуль:

Содержание работы разрабатывалось с учетом принципов научности и доступности, связи с жизнью, системности и последовательности.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление технологии и для которых она предназначена – это участники образовательного процесса: родители (законные представители), педагогические работники, воспитанники старшего дошкольного возраста (6-7 лет) групп общеразвивающей направленности. 

Работа проводится по блокам:

·        I блок: работа с детьми.

·        II блок: работа с родителями.

·        III блок: работа с педагогами.

В процессе реализации технологии была применена система работы с детьми: два раза в месяц элементы игры включались в занятия по  математике. В книжном уголке подобрана литература на шахматную тематику. Художественные произведения, подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами шахматной игры. В уголке изобразительной деятельности детям предложены раскраски на шахматную тематику (фигуры, доски, цифры, буквы). Выставлены альбомы насмотренности. В группе  созданы микроцентры: «Шахматный уголок», «Театральная страна». Это способствует стремлению к интересу игры в шахматы. Каждый четверг проводится день шахмат, где дети по собственной инициативе могут организовывать различного рода игры и простейшие соревнования со сверстниками в шахматы.

Интереснее и богаче по содержанию становится общение ребенка со сверстниками, взрослым.

 Реализуя программу ФГОС в группе действует  шахматно - шашечный клуб. Родители приходят и грают вместе с детьми в шахматы. Ребенок  при этом стремится как можно больше узнать об игре, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. В работе с родителями проведены практикумы, мастер-классы, тренинги, круглые столы,   праздники и развлечения, консультации для родителей по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы. Проведено родительское собрание «Мой ребёнок шахматист».

Успех реализации технологии обеспечивается построением системы работы с воспитателями групп по данному направлению, включающему следующие формы работы: анкетирование, консультации, методические занятия с педагогами. На базе образовательного учреждения проводилась консультация «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы».

Процессуальный модуль.

В работе с детьми было использовано учебно-методическое пособие В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы». В нем изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников шахматной игре. На первом этапе была изучена и проанализирована научно методическая литература. По ней разработан перспективный план по обучению старших дошкольников интеллектуальной игры в шахматы. Подобран  дидактический материал. Разработаны дидактические игры и упражнения по шахматам, на развитие математических способностей. Разработана картотека дидактических игр по обучению дошкольников игры в шахматы, осуществляется комплектование методической копилки.

Результативный модуль.

Для оценки результативности технологии разработала критерии, по приведённым методически рекомендациям и практическим советам в учебно-методическом пособии В.Г. Гришина.

Инструментарием является непосредственная игра.

Критерии

Знает и называет фигуры

Умеет правильно помещать шахматную доску между партнерами

Умеет расставлять фигуры

Умет ходить фигурами

Умет различать  горизонталь, вертикаль, диагональ

Называет адрес клетки

Оперирует шахматными терминами

Умеет решать элементарные задачи на мат в один ход

Умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

 

Диаграмма. Образовательная область «Познавательное развитие».

(«Первые шаги ребёнка в математику», «Ребёнок входит в мир социальных отношений»).

Срок проведения:  сентябрь

Высокий уровень –   16   % (4ребёнка)

Средний уровень – 48  % (12 детей)

Низкий уровень  -  36 %   (9 детей)

Срок проведения:  май

Высокий уровень –  68   % (17 детей)

Средний уровень – 32  % (8 детей)

Низкий уровень  - 0   %

image

    Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес игре в шахматы    играм, повысился уровень знаний интеллектуальном развитии.

           Применявшаяся технология оказала  положительное влияние на уровень развитие интеллектуальных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма деятельности. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять  игровые действия с материалом. Решающую роль при этом  играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило мне стимулировать познавательные интересы детей к  развивающей  игре шахматы.

Полученные данные подтверждают предположение о том, что обучение игре в шахматы с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективным для развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

При общении с родителями (законными представителями) бывших воспитанников было выявлено,  что выпускники и в школе  продолжают заниматься шахматами.

-Выпускник МАДОУ №41 Максим К. (10лет), ученик 13 школы занял первое место среди параллелей по школе.

-Мой выпускник Руслан (15лет), ученик 8 школы ходит в ЦРО на шахматный кружок.

Планируя дальнейший процесс работы  данной технологии включить элементы обучения игры в шахматы с детьми 5лет.

 

 

 

Список использованной литературы:

1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

2. Ник  Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.), 2011г.

4. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

5. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

6. Инна Весела, Иржи Весела «Шахматный букварь», М. Просвещение, 1983г.

Ресурсы:

1)               http://www.rg.ru/2015/01/08/obrazovanie-site-anons.html

2)               http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shakhmaty/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz2211.html

3)               http://pedsovet.org/content/view/7370/595/

4)               http://nlib.sakha.ru:83/index.php/ru/2008-11-21-09-00-12/474-161009

5)               http://bmsi.ru/doc/4ddc1528-9f75-4d99-a213-59e8993533fd

6)               http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-11062014-no

7)               https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад  № 41 «Росинка»

Тема:  «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через игру в шахматы»

Рябова Татьяна Витальевна, воспитатель

г. Нижневартовск, 2016

Дошкольное  детство - основной период психического развития ребенка и поэтому является самым главным. В это время закладываются основы всех психических качеств личности и познавательных процессов деятельности. Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовки к школе. В связи с этим есть необходимость рассмотреть и уточнить игру в шахматы как интеллектуальное развитие   детей.

 

Основное положение системы дополнительного образования детей в Российской Федерации концепции модернизации российского образования, одобрено распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756-р и Межведомственной программы развития. Создание  структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании; развитие современных механизмов общего и дополнительного образования. Современная концепция общего образования во главу угла ставит идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Таким образом, реализация шахмат позволяет развивает популяризацию этой игры среди детей дошкольного возраста.

Высокий статус шахмат в системе образования РФ закрепило письмо Департамента воспитания дополнительного образования и соцзащиты детей Министерства образования и науки РФ №06-1025 от 25.06.2008 "О комплексном плане мероприятий по развитию шахмат в системе образования". 

Актуальность технологии обучения игре в шахматы обусловлено поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Систематическое введением шахмат, в образовательный процесс,  способствует  реализации ФГОС в образовательном учреждении и воспитании личностных качеств у дошкольников. Она предусматривает нетрадиционное средство для решения задач образовательных областей: «Познавательной», «Социально – коммуникативной», «Речевой», «Художественно - эстетической», «Физической».

Познавательное развитие предполагает не только развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности.

Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры;

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания;

Физическое развитие включает приобретение опыта в формировании полезных привычек.

Новизна педагогического опыта заключается в том, что предложенная технология обучения детей в шахматы направлена на  развитие интеллектуальных возможностей у детей старшего дошкольного возраста: умению делать логические выводы; развитие воображения и творческую активность; приобретение  опыта в формировании полезных привычек.  

В связи с этим становится актуальным разработка технологии  обучения детей игре в шахматы.

Для  детей шахматы не просто игра, это очень интересное занятие, дающее сильный толчок для интеллектуального роста, но и расширяет кругозора ребёнка. Интеллектуальное развитие ребёнка определяется не только степенью возрастного созревания структур головного мозга, но и развитием познавательной деятельности в процессе обучения и воспитания. Поскольку интеллектуальное развитие является   источником   и   движущей силой умственного развития, а не сводится к простому накоплению знаний и умений и развивается в ходе обучения. То следует найти подходящее дидактическое средство для развития интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста. Одним из таких средств могут быть шахматы. Использование шахмат в образовательном процессе как средства обучения, позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал, заложенный в ребёнке.

Казалось бы, что такая игра как шахматы, не способна влиять на физическое развитие ребенка.  Напротив, она способствует развитию точных движений руки и зрительно-двигательных координации и сил для того, чтобы длительное время сидеть за доской. Для  детей, страдающих от гиперактивностью, (слишком часто испытывающих состояние перевозбуждения) шахматы являются и коррекционным моментом. Такие дети во время игры успокаиваются, становятся более усидчивыми, уравновешенными, учатся сосредоточенности на одном виде деятельности.

Выбор технологии обусловлен потребностью в поиске конкретных методических путей развитие современных механизмов общего образования; реализация мер творческой деятельности и для обеспечения популяризации среди детей  интереса к игре в шахматы.

Педагогическая целесообразность  технологии  состоит в том, что, с одной стороны, она позволяет выработать дополнительные меры, способные эффективно повысить уровень интеллектуальных, способностей, а с другой – расширить кругозор, развитие личности, развитие фантазии, обогащение внутреннего мира. А так же психологическая целесообразность технологии обусловлена тем, что занятия шахматами содействуют: психологической разгрузке детей, возникновению у них положительных эмоциональных проявлений, развитию у детей мелкой моторики рук.

Технология ориентирована на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,  в части умения ребенка работать в материальной и информационной среде.   Данная технология, реализуя принцип развивающего образования, предполагает построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Содержание технологии включает в себя четыре модуля: целевой, содержательный, процессуальный, результативный.

Целевой модуль:

Цель технологии: развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы.

Задачи технологии:

1. Изучить научно-методическую литературу, проанализировать федеральные требования по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Разработать технологию по приобщению старших дошкольников к интеллектуальной игре в шахматы.

3. Апробировать технологию и проанализировать её результативность по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного через образовательную область «Первые шаги в математику».

4. Формировать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы.

Объект технологии: процесс обучения детей игре в шахматы.

Предмет технологии:  процесс обучения детей старшего дошкольного возраста интеллектуальной игре в шахматы.

 Гипотеза технологии: уровень интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы если:      

  • изучить научно-методическую литературу обучения детей игре в шахматы;
  • конкретизировать и систематизировать содержание процесс обучения детей игре в шахматы;
  • реализовывать технологию как длительный процесс обучения детей интеллектуальной игре в шахматы;
  • осуществлять в совместно организованной и самостоятельной деятельностях взаимодействие детей и родителей (законных представителей).

Содержательный модуль:

Содержание работы разрабатывалось с учетом принципов научности и доступности, связи с жизнью, системности и последовательности.

Основными субъектами, вовлеченными в осуществление технологии и для которых она предназначена – это участники образовательного процесса: родители (законные представители), педагогические работники, воспитанники старшего дошкольного возраста (6-7 лет) групп общеразвивающей направленности.  

Работа проводится по блокам:

  • I блок: работа с детьми.
  • II блок: работа с родителями.
  • III блок: работа с педагогами.

В процессе реализации технологии была применена система работы с детьми: два раза в месяц элементы игры включались в занятия по  математике. В книжном уголке подобрана литература на шахматную тематику. Художественные произведения, подобраны таким образом, что они знакомят детей с разными сторонами шахматной игры. В уголке изобразительной деятельности детям предложены раскраски на шахматную тематику (фигуры, доски, цифры, буквы). Выставлены альбомы насмотренности. В группе  созданы микроцентры: «Шахматный уголок», «Театральная страна». Это способствует стремлению к интересу игры в шахматы. Каждый четверг проводится день шахмат, где дети по собственной инициативе могут организовывать различного рода игры и простейшие соревнования со сверстниками в шахматы.

Интереснее и богаче по содержанию становится общение ребенка со сверстниками, взрослым.

 Реализуя программу ФГОС в группе действует  шахматно - шашечный клуб. Родители приходят и грают вместе с детьми в шахматы. Ребенок  при этом стремится как можно больше узнать об игре, причем круг его интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. В работе с родителями проведены практикумы, мастер-классы, тренинги, круглые столы,   праздники и развлечения, консультации для родителей по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы. Проведено родительское собрание «Мой ребёнок шахматист».

Успех реализации технологии обеспечивается построением системы работы с воспитателями групп по данному направлению, включающему следующие формы работы: анкетирование, консультации, методические занятия с педагогами. На базе образовательного учреждения проводилась консультация «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста через  игру в шахматы».

Процессуальный модуль.

В работе с детьми было использовано учебно-методическое пособие В.Г.Гришина «Малыши играют в шахматы». В нем изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников шахматной игре. На первом этапе была изучена и проанализирована научно методическая литература. По ней разработан перспективный план по обучению старших дошкольников интеллектуальной игры в шахматы. Подобран  дидактический материал. Разработаны дидактические игры и упражнения по шахматам, на развитие математических способностей. Разработана картотека дидактических игр по обучению дошкольников игры в шахматы, осуществляется комплектование методической копилки.

Результативный модуль.

Для оценки результативности технологии разработала критерии, по приведённым методически рекомендациям и практическим советам в учебно-методическом пособии В.Г. Гришина.

Инструментарием является непосредственная игра.

Критерии

Знает и называет фигуры

Умеет правильно помещать шахматную доску между партнерами

Умеет расставлять фигуры

Умет ходить фигурами

Умет различать  горизонталь, вертикаль, диагональ

Называет адрес клетки

Оперирует шахматными терминами

Умеет решать элементарные задачи на мат в один ход

Умеет играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами

Диаграмма. Образовательная область «Познавательное развитие».

(«Первые шаги ребёнка в математику», «Ребёнок входит в мир социальных отношений»).

Срок проведения:  сентябрь

Высокий уровень –   16   % (4ребёнка)

Средний уровень – 48  % (12 детей)

Низкий уровень  -  36 %   (9 детей)

Срок проведения:  май

Высокий уровень –  68   % (17 детей)

Средний уровень – 32  % (8 детей)

Низкий уровень  - 0   %

    Анализируя полученные результаты обследования можно сделать вывод, что у дошкольников возрос познавательный интерес игре в шахматы    играм, повысился уровень знаний интеллектуальном развитии.

           Применявшаяся технология оказала  положительное влияние на уровень развитие интеллектуальных способностей детей. Дети выполняют задания с большим желанием, так как основное значение имеет игровая форма деятельности. Их увлекают включенные в задания элементы сюжета, возможность выполнять  игровые действия с материалом. Решающую роль при этом  играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определенной цели. А систематическое участие в решении умственных задач позволило мне стимулировать познавательные интересы детей к  развивающей  игре шахматы.

Полученные данные подтверждают предположение о том, что обучение игре в шахматы с учётом индивидуальных особенностей ребенка является эффективным для развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

При общении с родителями (законными представителями) бывших воспитанников было выявлено,  что выпускники и в школе  продолжают заниматься шахматами.

-Выпускник МАДОУ №41 Максим К. (10лет), ученик 13 школы занял первое место среди параллелей по школе.

-Мой выпускник Руслан (15лет), ученик 8 школы ходит в ЦРО на шахматный кружок.

Планируя дальнейший процесс работы  данной технологии включить элементы обучения игры в шахматы с детьми 5лет.

Список использованной литературы:

1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

2. Ник  Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др.), 2011г.

4. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

5. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

6. Инна Весела, Иржи Весела «Шахматный букварь», М. Просвещение, 1983г.

Ресурсы:

  1. http://www.rg.ru/2015/01/08/obrazovanie-site-anons.html 
  2. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/shakhmaty/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/prikaz2211.html 
  3. http://pedsovet.org/content/view/7370/595/ 
  4. http://nlib.sakha.ru:83/index.php/ru/2008-11-21-09-00-12/474-161009
  5. http://bmsi.ru/doc/4ddc1528-9f75-4d99-a213-59e8993533fd
  6. http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-11062014-no
  7. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по шахматам "Шахматное королевство"

Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста шахматам....

Проект "Планета шахмат"

Проект  "Плаета шахмат"...

Образовательный проект «Мир шахмат»

Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления....

Познавательно- игровой проект по шахматам « Путешествие в шахматное королевство».

познавательно- игровой проект по шахматам « Путешествие в шахматное королевство»....

Проект "Планета шахмат"

Цель проекта: Расширять представления родителей и детей о возможностях игры в шахматы  для полноценного интеллектуального развития ребенка....

Проект Мир шахмат (методическая разработка)

Введение (актуальность, цель, задачи), организация работы над проектом, перспективный план работы, план работы с родителями в рамках проекта, параметры мониторинга, конспект презентации проекта...

ПРОЕКТ « КОРОЛЕВСТВО ШАХМАТ »

Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики,  мышле...


 

Комментарии

Дюбко Людмила Гурьяновна

Очень хорошая работа с детьми.

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

Замечательный способ познавательного развития детей.