Роль загадки в формировании речи дошкольника
презентация на тему

Видяпина Светлана Анатольевна
•Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач, способствующих формированию образности речи детей дошкольного возраста.
•Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.
• Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету .

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_zagadka.pptx80.57 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение " Детский сад №17" Энгельсского муниципального района Саратовской области « Роль загадки в формировании речи дошкольника» Подготовила воспитатель  квалификационной категории Видяпина С.А.

Слайд 2

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка заставляет ребенка выстраивать логическую цепочку рассуждений, то есть играючи учит решению логических задач, способствующих формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету .

Слайд 3

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы. К загадкам первого уровня сложности относят: - загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение); - загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка. Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое).

Слайд 4

Загадки второго уровня сложности включают: - загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета; - загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений. Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке.

Слайд 5

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Слайд 6

Предлагая ребенку народные загадки, начните с самых простых. У ребятишек-дошкольников уже достаточно жизненного опыта, чтобы с небольшой вашей помощью их отгадать. Очень любимы детьми и загадки-рифмовки . Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме . Загадки на смекалку. В эту группу входят особые загадки, в решении которых не поможет ни богатый жизненный опыт, ни энциклопедические знания.

Слайд 7

Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит ребенка говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.

Слайд 8

Предварительный этап с 3-х лет: обучение детей составлению сравнений по заданным признакам с использованием картинок, карточек – схем и реальных предметов из ближайшего окружения. Модель составления сравнений: 1 .Объект 1. 2.Обозначение его признака (форма, цвет, вкус, звук, температура и т.д.). 3.Определение значения признака (какой ). 4.Сравнение данного значения признака со значением признака в другом объекте 2 ( что бывает таким же по (признак) как (объект1). Пример: Цыплёнок по цвету жёлтый такой же жёлтый по цвету как солнышко

Слайд 9

Первый этап обучения детей составлению загадки Модель1 «Какой – что бывает таким же» Какой? Что бывает таким же? как как но не

Слайд 10

Следующий этап обучения детей (4-5 лет) Модель 2 «Что делает – что (кто) делает так же» Что делает? Что (кто) делает так же? как как но не

Слайд 11

Третий этап – обучение детей составлению загадки по модели 3. Модель 3 «На что похоже – чем отличается» На что похоже ? Чем отличается? но но как но

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника

Статья для родителей о значении семьи в формировании грамотной речи дошкольника...

Роль малых фольклорных форм (загадки) в формировании речи дошкольника

Загадка один из любимых жанров народного творчества детей всего мира.  Особенно детей привлекает в загадках,  своеобразная художественная форма загадки, ее веселый нрав, возможность по...

Роль семьи в формировании речи старшего дошкольника

«Речь взрослых –образец для подражания»«РОЛЬ  СЕМЬИ В  ФОРМИРОВАНИИРЕЧИ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНИКА»...

Роль загадки в формировании речи дошкольника

Роль загадки в формировании речи дошкольника. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки п...

Роль загадки в формировании логического мышления у старших дошкольников"

педагогические возможности в воспиьании и развитии детей...

Роль загадки в развитии речи дошкольника

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка – вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность...

Консультация для родителей "Роль загадки в развитии речи старших дошкольников"

Загадка - это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навы...