Технология развития критического мышления как форма взаимодействия с воспитателями
презентация по теме

Дунаева Анна Леонидовна

С – 2

Понятие “критическое мышление” и его характеристики

Термин “критическое мышление” известен ещё из работ известных психологов Ж. Плаже, Л. С. Выгодского, до сих пор, во многом благодаря бытовым представлениям, существует мнение о критическом мышлении, как о чём – то негативном, как о желании всё отрицать, опровергать, противоречить. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями XXI века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.

С - 3

Теоретической основой являются работы американских и российских педагогов, работающих в рамках проекта Института “Открытое общество” под названием “Чтение и письмо для развития критического мышления”. Этот проект разработали американские педагоги Джинни Стил, Курт Мередит, Чарльз Темпл и Скотт Уолтер. Он реализуется более чем в 16 странах мира с 1997 года

С – 4

В работе по этой технологии можно выделить следующие педагогические принципы.

- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как человек умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.

- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.

- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.

С – 5,6

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Методологические основы критического мышления включают три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания: вызов (побуждение, осмысление (реализация, рефлексия (размышление).

С – 7

Первая стадия направлена на вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа).

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая практика, интерпретация изученной информации.

С – 8

Работая с детьми, и познакомившись с ТРКМ, мы узнали, что она направлена на школьный и старше возраст. Мы тогда адаптировали некоторые методы и приемы для работы с дошкольниками. Такие как синквейн, кластер, тонкие и толстые вопросы, корзина идей и прочее. Есть такие приемы, которые мы можем использовать как в детской, так и во взрослой аудитории. Это таблица ЗХУ и 6 шляп мышления.

Сегодня я хочу вас познакомить с приемами, которые мы используем в работе с педагогами.

Двойной дневник

Упражнение «Двойной дневник» дают возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Особенно полезны двойные дневники, когда педагог знакомится с новой информацией самостоятельно. Оформление "Двойного дневника". Лист делится пополам. С левой стороны записываются фрагменты текста, которые произвели наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни, опыта работы. Что-то просто озадачило или вызвало в душе резкий протест. С правой стороны предлагается дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какие вопросы возникли?

С – 9

ПЛЮС МИНУС ИНТЕРЕСНО

Автор этого приема, как и метода 2Шесть шляп мышления» Эдвард де Боно.

Им написано 45 книг в области непосредственного обучения мышлению как навыку, которые переведены на 27 языков.

ПМИ — это мощный мыслительный инструмент. Он так прост, что ему почти невозможно научиться, ибо каждый полагает, что пользуется им. Буквы выбраны так, чтобы сложиться в хорошо произносимую аббревиатуру и чтобы мы могли попросить себя или других «выполнить ПМИ». П означает Плюс или хорошие аспекты

М означает Минус или плохие аспекты

И означает Интересно или интересные аспекты.

ПМИ — это инструмент привлечения внимания. Выполняя ПМИ, вы намеренно направляете свое внимание сначала на аспекты Плюс, затем на аспекты Минус и, наконец, на Интересные аспекты. Это выполняется с твердым намерением, очень дисциплинированно.

Это не суждение о ценности. Мы ищем, какие аспекты следует увидеть при взгляде в том или ином направлении.

Упражнение ПМИ состоит в поочередном взгляде в различные стороны. Вполне возможно, что химическое состояние мозга в ситуации, когда мы намереваемся смотреть в «Плюс», или в положительном направлении, отличается от состояния, возникающего при взгляде в «Минус», или в отрицательном направлении.

Элемент «И», или Интересно, выполняет в ПМИ несколько функций. Он может собирать вместе те аспекты и комментарии, которые не являются ни положительными, ни отрицательными.

«Было бы интересно посмотреть.» Таким образом, мыслитель поощряется к расширению идеи, а не к обращению с ней как с чем-либо статичным.

С-10

Еще одним интересным табличным приемом является таблица, которую авторы назвали: «Знаю, хочу узнать, узнал». (автор Д. Огле 1996):

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом (модулем в целом) заполняется первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса, заполняется графа «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Дополнительно можно предложить еще две графы для заполнения.

Источники информации Что осталось нераскрытым?

С – 11

Стратегия “Вопросительные слова”. В начале записываются понятия связанные с темой в правую колонку двухчастной таблицы. В левую - разные вопросительные слова (не менее восьми-десяти). В течение 5–7 минут мы формулируем как можно больше вопросов, сочетая элементы обеих колонок. Одно условие! Мы не должны знать ответы на свои вопросы. Зачем спрашивать, если ответ известен? Например тема «Дидактические игры»

Вопросительные слова Основные понятия темы

Кто? Как? Что?

Где? Почему?

Сколько? Откуда?

Какой? Зачем? И прочее…

Затем мы обсуждаем свои списки и выбирают два (три-четыре) наиболее интересных (продуктивных, неожиданных, проницательных и т. д.) вопросов. Таким образом, в результате получается несколько списков самых разных вопросов. Появившиеся вопросы учащиеся группируют в таблицу:

В первую графу мы записываем те вопросы,

на которые предполагается развернутый,

“долгий”, обстоятельный ответ.

Во вторую графу мы записываем те вопросы,

на которые предполагается однозначый,

“фактический”,обстоятельный ответ.

1. Почему игра называется дидактической?

2. Какие существуют виды дидактических игр?

3. Какие задачи выполняет дидактическая игра?

1. Что такое игра?

2. Что такое дидактическая игра?

С – 12

«Шесть шляп мышления»

Достаточно известный метод. Однако я напомню как он работает.

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с тремя главными сложностями:

1. Эмоциями.

2. Растерянностью.

3. Путаницей.

Метод 6 шляп мышления помогает преодолеть эти сложности путем разделения процесса мышления на шесть разных режимов, каждый из которых представлен в виде метафорической шляпы определенного цвета.

Шесть думающих шляп

1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры.

2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции.

3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами.

4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки.

5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений.

6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом.

Предлагаю вам попробовать это метод сегодня…сейчас.

1. Белая шляпа – факты.

Сегодня 09 сентября 2016 года. Мы находимся на совещании для старших воспитателей в МДОАУ №46.

2. Какие мы испытываем эмоции?

3. Что положительного в нашем сегодняшнем совещании?

4. Есть ли недостатки? Назовите их (далеко, время)

5. Пофантазируем. А что если?

6. Подведем итог!

С - 13

Спасибо за внимание!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trkm.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология развития критического мышления как форма взаимодействия с воспитателями Дунаева А. Л., старший воспитатель МДОАУ «ЦРР – д / с №113»г. Орска , 201 6 год 1

Слайд 2

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. February 14, 2017 2

Слайд 3

Критическое мышление в США с 80-х годов, а в европейских странах с 90-х годов прошлого столетия, развитие критического мышления стало одной из основных целей образования. Технология разработана американскими преподавателями (Дженни Д. Стилл ., Кертис С.Мередит , Чарлз Темпл и Скотт Уолтер ). February 14, 2017 3

Слайд 4

Педагогические принципы Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как человек умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения . Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми . Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. February 14, 2017 4

Слайд 5

Особенности организации Технология РКМ – надпредметная , проникающая, она применима в любых программах и предметах. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, February 14, 2017 5

Слайд 6

Базовый дидактический цикл Вызов Осмысление Рефлексия February 14, 2017 6

Слайд 7

Вызов А ктивизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. February 14, 2017 7 Осмысление Содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал. Рефлексия Стадия размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.

Слайд 8

Записываем, цитаты из текста, которые произвели наибольшее впечатление (вызвали воспоминания, протест или ассоциации; а может, озадачили) ____________________________________________________________________________________________________________________ February 14, 2017 8 Двусторонний дневник Даем комментарии: что заставило записать именно эту цитату? Какие мысли она вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней ? ____________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 9

+ (плюс) - (минус) И (интересно) 1. 2. 3. 1. 2. 3. 1. 2. 3. February 14, 2017 9 ПМИ ПМИ — это инструмент привлечения внимания. Выполняя ПМИ, вы намеренно направляете свое внимание сначала на аспекты Плюс, затем на аспекты Минус и, наконец, на Интересные аспекты. Элемент «И», или Интересно, выполняет в ПМИ несколько функций. Он может собирать вместе те аспекты и комментарии, которые не являются ни положительными, ни отрицательными. «Было бы интересно посмотреть...»

Слайд 10

ЗХУ February 14, 2017 10 Знаю, или думаю, что знаю по данной теме Хочу узнать Узнал 1 шаг: До знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг: По ходу знакомства с текстом ( содержанием материала), заполняется графа «Узнал». 3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Слайд 11

“ Вопросительные слова ” February 14, 2017 11 Вопросительные слова Основные понятия темы Кто? Как? Что? Где? Почему? Сколько? Откуда? Какой? Зачем? Игра Обучение Задачи Виды Структура В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, “долгий”, обстоятельный ответ. В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается однозначный, “фактический”, обстоятельный ответ. Почему игра называется дидактической? Какие существуют виды дидактических игр? Какие задачи выполняет дидактическая игра ? Что такое игра? Что такое дидактическая игра ?

Слайд 12

Шесть шляп мышления February 14, 2017 12

Слайд 13

February 14, 2017 13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования предпосылок универсальных учебных действий

Презентация  "Технология развития критического мышления дошкольников как универсальная технология формирования педпосылок универсальных учебных  действий"...

Развитие познавательно-речевой сферы с применением приемов технологии развития критического мышления «Умники и умницы»

Развитие интеллектуального потенциала дошкольников, формирование предпосылок универсальной учебной деятельности, через применение приемов технологии развития критического мышления, обобщение знаний по...

Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

Конспект НОД познавательное развитие и развитие речи в сташей группе «Дикие животные зимой» с использованием технологий развития критического мышления.

Цель: Обобщать и классифицировать знания о диких животных.Задачи образовательные: Формировать умение выделять главные признаки предметов и явлений; закреплять в речи названия  жилищ животных (бер...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по теме: «Домашние птицы» (с использованием технологий развития критического мышления «Синквейн», «Диаграммы Венна»)

Методическая разработка конспекта занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.  Цель: Уточнение представлений детей о домашних птицах , развитие речи.Задачи:Коррек...