выступление на педсовете "Технология развития критического мышления и ее использование в развитии творческих способностей детей в конструктивно модельной деятельности"
статья

Савенко Маргарита Анатольевна

Материал подойдел для педагогов детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovet.docx23.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                      детский сад № 5 « Ромашка»  села Шедок

              муниципального образования Мостовский район

Выступление на педсовете

«Технология развития критического мышления и ее использование в развитии творческих способностей детей в конструктивно-модельной деятельности»

     

           

                                                                       

Подготовил: воспитатель Савенко Маргарита Анатольевна

2020 год

 

Свое выступление мне хочется начать с нескольких суждений, а вы на листочках отметите, согласны вы с ними или нет (+ или -):

  • ТРКМ это технология, которая развивает творческие способности детей.
  • ТРКМ включает в себя большое количество методов  приемов.
  • При использовании ТРКМ нужно использовать (приобретать) дорогостоящее оборудование.
  • ТРКМ помогает ребенку вырабатывать собственное мнение на основе осмысления
  • Кластер- это способ конструирования.

Отлично! Теперь отложим листы с ответами и посмотрим на экран. Тема моего выступления: «ТРКМ и ее использование в развитии творческих способностей дошкольников в конструктивно-модельной деятельности».

Дети дошкольного        возраста готовы:

  • общаться,
  • получать новые навыки,
  • развивать имеющиеся  способности.

Для того, что бы удовлетворить потребности современных  детей воспитателю нужно создавать необходимые условия и выбирать инновационные технологии. Я для этого выбрала технологию развития критического мышления. Актуальность данной технологии состоит в том, что она является одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании информационной компетентности ребенка. Она представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией, дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности, развития его мышления. Критическое мышление происходит, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и на основе проделанной работы делаются выводы.

Структура игровой образовательной ситуации с использованием ТРКМ состоит з трех стадий:

1. Вызов – пробуждение интереса к получению новых знаний. Ее присутствие обязательно.

2. Осмысление – получение новой информации. Содержательная, в ходе, которой и происходит непосредственная работа дошкольника  с  новым  материалом, причем работа, направленная  и осмысленная.

3. Рефлексия – на этом этапе ребёнок формирует личностное отношение к проблеме. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных.

При использовании ТРКМ в образовательном процессе можно и даже нужно использовать разнообразные приемы:

• Кубик

 

• Приём ЗХУ

 

• Заучивание по схеме

 

• Загадка

 

• Цитата

 

• Синквейн

• Верные и неверные утверждения

 

• Кластер

 

• Пирамида предсказаний

 

• Толстые и тонкие вопросы

 

• Чтение с остановками

 

•Корзина идей и многое другое

Как вы думайте, почему важно развивать критическое мышление ребенка?  Потому что современная жизнь  требует мышления высокого уровня, общения, способности адаптироваться в  современном  обществе. Критическое развитие способствует личностному росту и  подталкивает человека к развитию. А для чего же нужна ТРКМ? Она направлена на достижение образовательных  результатов:

умение работать с увеличивающимся и постоянно  обновляющимся информационным потоком в разных  областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования  информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать  гипотезу;

решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления, различного опыта, идей и представлений.

А сейчас рассмотрим несколько приемов ТРКМ:

Кластер- это выделение смысловых  единиц и их графическое оформление в виде грозди.

Толстые  тонкие вопросы  - это прием содержащий в себе два вида вопросов. «Тонкие» предполагают однозначный ответ.(Кто? Что?). «Толстые» требуют поиска дополнительных знаний (Объясните почему…, А что если…) Попробуем? Тема: Дом.

Синквейн  в переводе с французского  означает стихотворение из 5 строк, которое пишется по определенным правилам:

  1. строка 1 слово существительное (цилиндр)
  2. строка 2 прилагательных (длинный, круглый).
  3. строка 3 глагола (стоит, катается, лежит).
  4. строка предложение, отношение  к теме (цилиндр это геометрическая фигура).
  5. строка  синоним к первому слову (строительный материал).

Прием «Шести шляп мышления» Эдварда де Боно.

Согласитесь, от изменения цвета меняется наше восприятие, вот и прием Эдварда де Боно представляет 6 шляп разных цветов, каждая из которых представляет свой тип мышления, т.е. на одну тему разный тип мышления (белая, желтая, чернная,красная, зеленая, синяя).

Раздаю всем педагогам шляпы, каждый из вас   будет выражать свои мысли в зависимости от цвета шляпы. Можно использовать одну шляпу на подгруппу или пару.

Вспомним ИОС Н.А. Сапрыкиной «Лесной детский сад». Напомните, кто и о чем попросил детей? Используем этот прием относительно данной темы.

Белая: только конкретные факты (нужно построить прямоугольную комнату внутри которой располагается детская мебель: круглой, квадратной и прямоугольной формами).

Желтая: солнечная, радостная, позитивная (построим разноцветную, яркую групповую комнату с большим количеством игрушек и разной мебелью).

Черная: негативная, мрачная,отрицающая. Сомнения, аргументы против (если поставить квадратную ил прямоугольную комнату мебель в групповой комнате дети могут стукнуться об угол- это опасно, а вообще звери не смогут жить вместе, они будут шуметь  мешать жить остальным зверям жить в лесу спокойно).

Красная: эмоции. Высказать только эмоции по данной теме, без обоснования своих выводов (Это будет замечательно! Отличная идея, мне кажется, лесные зверята будут очень рады!)

Зеленая: творческая, креативная. Новые решения данной ситуации, которые могут быть фантастическими и самыми неожиданными (можно найти деньги, пригласить дизайнеров и строителей и они построят групповую комнату для лесных зверят)

Синяя: нейтральная оценочная, оцениваются предложения и выбирается оптимальное решение.

Благодаря использованию данных приемов дети легко и быстро усваивают материал, повышается учебная мотивация, повышается самооценка.

А сейчас возьмите листы, с которых я начала своё выступление. Я задам те же вопросы, а вы таким же способом ответите + или -, но во второй строке. Если вы усвоили материал, должно получиться так.

Это один из приемов ТРКМ, который называется верное и неверное утверждение – это один из эффективных приемов активизации познавательной деятельности дошкольников.

Если вам было интересно  и полезно услышать о ТРКМ, возьмите шляпы на память, а если нет, оставьте их на столе.

1

2

3

4

5

1

2

1

2

3

4

5

1

2

1

2

3

4

5

1

2

1

2

3

4

5

1

2

1

2

3

4

5

1

2

1

2

3

4

5

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Деятельность педагогов по созданию условий для развития художественно-творческих способностей детей в конструктивной деятельности.

В консультации говорится о наиболее полном и рациональном оформлении уголка для конструирования по всем возрастнм группам....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с использованием технологии развития критического мышления на тему: "Дикие животные" с детьми средней группы (ТРКМ)

Технология развития критического мышленияСамый распространенный из приёмов ТРКМ - Кластер. Предлагаю вам конспект НОД направленный на активизацию познавательной деятельности обучающихся. Материал...

Rjycekmnfwbz lkz hjlbntktq Развитие познавательных способностей дошкольников посредством конструктивно-модельной деятельности

Развития познавательных и творческих способностей стало сейчас одной из важнейших задач воспитания маленьких детей. Это развитие их ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые ...

Семинар - практикум для воспитателей. Тема «Игры и упражнения на развитие познавательной активности и наглядно-образного мышления детей через конструктивно-модельную деятельность».

Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого ...

«Раскрытие творческих способностей и выявление одаренных детей средствами конструктивно-модельной деятельности».

Отчет по теме самообразования «Раскрытие творческих способностей и выявление одаренных детей средствами конструктивно-модельной деятельности»....

Семинар-практикум Тема выступления: «Использование технологии развития критического мышления в образовательной деятельности у дошкольников».

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения.Цел...