«Раскрытие творческих способностей и выявление одаренных детей средствами конструктивно-модельной деятельности».
презентация по конструированию, ручному труду

Ишкильдина Кадрия Равиловна

Отчет по теме самообразования «Раскрытие творческих способностей и выявление одаренных детей средствами конструктивно-модельной деятельности».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар практикум «Раскрытие творческих способностей и выявление одаренных детей средствами конструктивно-модельной деятельности».

Подготовила воспитатель

первой квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад «Родничок»

Ишкильдина Кадрия Равиловна

 «Если дети-национальное достояние
любой страны, то одаренные дети
- её интеллектуальный
и творческий потенциал»
Р.Н. Бунеев (доктор педагогических наук, профессор…)

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. В образовании наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества, что требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения, потребностью общества в неординарной творческой личности.

В России острая нехватка рабочих кадров технического направления.

По словам В.В. Путина, без микроэлектроники, наноиндустрии и технологии не будет ни современного авиастроения, ни судостроения, ни, тем более, ракетостроения . Такие изменения в обществе и науке ведут к изменениям в системе образования в общем и к изменениям в образовании детей дошкольного возраста.

Развитие технического интереса стоит начинать не с выбора подростком вуза, а с самых начальных азов обучения, т.е. с воспитания в дошкольных учреждениях.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на

основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Одаренность – рассматривается как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность (мотивированность) деятельностью и креативность выполняемых действий.

      Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности .                                        

А.М. Матюшин считает познавательный интерес доминирующим показателем развития одарённости детей дошкольного возраста.

      Одаренность, по мнению Б.М. Теплова,( доктор педагогических наук, советский психолог) – то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.                      

 Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями: высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью; предметно-информационное обогащение среды; активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды; гибкость в использовании времени, средств и материалов; сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует  судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности,  а также к своей деятельности.  

На основе наблюдений выявили  в группе детского сада ребёнка, который отличается от других детей группы. Он может задавать много разных интересных вопросов, знает больше своих сверстников, увлекательно рассказывает придуманную историю, строит интересные постройки по замыслу. Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности. Он строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций. Возможно перед вами ребёнок с признаками одарённости.

XXI век внёс в систему образования детей дошкольного возраста новые  игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства и простыми иллюстрациями их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям, затрагивая, главным образом, формирование личностных качеств дошкольника. Интеграция образовательных областей, по словам известного российского педагога, Людмилы Владимировны Трубайчук,  гармонично объединяет их в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста.                                                             В качестве результата образовательной деятельности ДОУ предполагается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые качества ребёнка, такие как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что наилучшим образом способствует выявлению и развитию одарённости детей.                                                                                              Задачи развития технической одарённости можно разделить на теоретические и практические. В первом случае это  особенности  мышления, а во втором – это «ручная умелость».  Видов и способов развития ручной умелости множество, одним из самых интересных и легко усваиваемых детьми дошкольного возраста это конструктивно-модельная деятельность.

Конструктивно-модельная деятельность.

Термин «конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала.

Главная цель конструирования: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.

В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «познавательное развитие» поскольку направлено на получение определённого продукта.

Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития детей.

Конструктивная деятельность — это мощное средство умственного развития ребенка.  Конструирование является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.

Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие  детей рассматривал психолог А.В.Лурия. Он сделал вывод, что упражнения в конструировании радикально меняют характер познавательной деятельности ребенка.

Л.А.Венгер доказал, что конструктивная деятельность носит моделирующий характер и включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира, а применение графического моделирования в конструировании оказывает существенное значение на творческое развитие ребенка.

Конструирование является продуктивной деятельностью, которая отвечает потребностям и интересам ребенка в дошкольном возрасте. Характерной особенностью конструирования является воссоздание и преобразование предметного пространства.  С одной стороны, этот вид деятельности требует сложной пространственной ориентировки, а с другой стороны, в конструировании, как ни в какой другой деятельности развивается представление об окружающем пространстве, которое состоит из конкретных признаков: формы, величины, объемности предметов и конкретных структурных единиц (частей, деталей). Создавая постройку, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и название деталей, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.

В процессе конструирования происходит:

-развитие мелкой моторики;

-знакомство с формой и способность тактильного восприятия текстурой предметов на практике;

-развитие фантазии и воображения;

-обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т.д.);

-выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;

-стимуляция образного и логического мышления.  

Конструирование создает условия для развития воображения, экспериментирования, проявления интеллектуальной активности, что позволяет считать его средством развития творчества.

По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы.

Актуальность использования современных средств для конструирования в образовательном процессе доказывает и то, что они обеспечивают интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков технического мышления, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, память, внимание. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы.

 Занятия конструктивной деятельностью рождают интерес к творческому решению поставленных задач, к взаимодействию со сверстниками ( развивает  коммуникативные навыки, дети учатся  эффективно работать вместе, работать  парами или командой), развивает речевые навыки путём бесед, разъяснений различных явлений или описаний объектов, а также вопросов и ответов.  Развитие математических способностей достигается в процессе конструирования делением деталей поровну, их пересчёт, вычисление длины.  Дети дошкольного возраста, увлекающиеся конструированием, достигают высокого уровня развития умения кодировать, т.е. работать с чертежами, схемами, технологическими картами. Все это:  развитие  изобретательности и самостоятельности, инициативности и стремлению к поиску нового и оригинального способствует развитию одарённости у детей.

Людмила Викторовна Куцакова нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Раскрывать и развивать потенциальные возможности, чтобы дети, обретая  уверенность в своих силах, ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми.

Существует два типа детского конструирования: техническое и художественное. Различаются они материалами, используемыми на занятиях. Техническое конструирование

Техническое конструирование – это процесс создания ребенком предметов, которые он уже видел в реальной жизни или представляет их в своем воображении. Здесь важна структура и функциональные признаки: машина с дверью, капотом, прицепом; дом с крышей, дверью, окном. К техническому конструированию относится создание предметов из следующих материалов: строительных элементов, деталей конструктора, крупногабаритных модулей. Моделирование из стройматериалов считается наиболее легким, поэтому им можно заниматься с малышами раннего возраста. Этот вид деятельности составляет основы конструирования. Суть состоит в создании построек различного типа. При этом используются кубики, кирпичики, пластины и 3-гранные призмы. Вместо игрушек - картонные коробки. Сначала дети знакомятся с названиями элементов, их формой, характеристикой (большой-маленький, высокий-низкий). Потом учатся делать постройки: сначала простые из минимального количества элементов (дорожки, лесенки, домики), а со временем более сложные (мебель, башни, мосты).

Конструирование из деталей конструктора предполагает наличие различных креплений: гайки, пазы, шипы. Этот вид деятельности считается сложным и используется в старшей группе. Дети учатся создавать реально существующие объекты по схемам, которые присутствуют в любом конструкторском наборе. Они уже понимают, что все предметы состоят из более мелких деталей. А чтобы постройка была прочнее, ее необходимо скрепить.

Конструирование из крупногабаритных модулей представляет собой создание крупномасштабных объемных или плоскостных конструкций. Этот вид близок к строительному, но здесь используются большие площади помещений. По сути, дети сами себе делают постройки для спортивных соревнований, игр.

Художественное конструирование

Художественное конструирование – это творческий процесс, в котором главную роль играет не структура предмета, а отношение ребенка к нему. Дети создают не практический, а эмоциональный образ.

Эта деятельность также делится на три подвида.

Занятие по конструированию из природного материала проводится с детьми младшего возраста. Малыши учатся видеть необычное в обычном, сближаются с природой. В начале обучения в ход идут песок, снег. Позже делаются поделки из веток, шишек, листьев, коры, орехов. Ребята учатся сопоставлять предметы по форме, размеру. Анализируют и принимают решения, какой материал больше подойдет, к примеру, для туловища животного, а какой выбрать для головы. Постепенно поделки становятся все сложнее за счет количества элементов и способов их соединения. Конструирование из бумаги – более сложный вид творчества. Здесь используются различные техники: оригами, киригами, бумажная скульптура. Особенностью данной деятельности является то, что поделку нельзя переделать. Если малыш что-то неправильно отрезал или склеил, этого уже не исправишь. Это учит его внимательности и ответственности.

Для конструирования из бросового материала используются катушки, пластиковые бутылки, крышки, коробки, пенопласт, проволока и т. п. Такой подход способствует формированию у ребенка нестандартного взгляда на окружающие его предметы, преодолению штампов и стереотипности мышления.

Формы организации обучения

Конструирование по образцу. Эта форма обучения состоит в том, что ребенку показывают образцы построек, сделанных из деталей, и учат способам их воспроизведения. Детям передают готовые знания, показывают алгоритм действий, которому они должны подражать. В полном смысле слова такой вид деятельности трудно назвать творческим процессом, но это важный этап в освоении техники.

Конструирование по модели. Это более сложная разновидность творчества. В качестве образца детям показывают модель, в которой скрыты составляющие ее детали. Таким образом, перед ребенком стоит задача, а способ ее решения приходится выискивать самостоятельно. Благодаря этому развивается образное мышление.

Конструирование по условиям. В этом случае детям не дают ни образца, ни способов возведения постройки, а просто ставят требования, которым должна соответствовать поделка. Данный вид в наибольшей степени способствует развитию аналитических способностей. Конструирование по замыслу. Ребенку дается полная свобода действий: он сам решает, что и каким способом будет создавать. Это очень сложная задача, но она способствует развитию самостоятельности и творческого начала. Конструирование по схемам и чертежам. Дети учатся использовать шаблоны, чтобы потом преобразовать их в объемные геометрические тела. Такой вид деятельности развивает логику и образное мышление.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, шаблонам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.

Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.

Конструирование по теме. Детям дают тематическое направление («Птицы», «Транспорт»), а что именно они будут делать, из какого материала и каким способом – они решают сами.

Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля.       Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

При любой форме организации обучения детей нужно стимулировать соблюдать законы архитектуры: полезность, прочность, красота. Поэтому необходимо учитывать, что создание построек, конструкций, поделок не должно быть самоцелью. Условия осуществления систематичности обучения,  тщательного подбора материалов  воспитателем, является неотъемлемой частью процесса обучения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ«Детский сад «Родничок» «Раскрытие творческих способностей и выявление одаренных детей средствами конструктивно-модельной деятельности». Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Ишкильдина Кадрия Равиловна МАДОУ «Детский сад«Родничок »

Слайд 2

« Если дети-национальное достояние любой страны, то одаренные дети - её интеллектуальный и творческий потенциал» Р.Н. Бунеев Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной . В образовании наблюдается технологическая революция. Высокотехнологичные продукты и инновационные технологии становятся неотъемлемыми составляющими современного общества, что требует не только высокой активности человека, но и его умения, способности нестандартного поведения, потребностью общества в неординарной творческой личности.

Слайд 3

В России острая нехватка рабочих кадров технического направления . По словам В.В. Путина, без микроэлектроники, наноиндустрии и технологии не будет ни современного авиастроения, ни судостроения, ни, тем более, ракетостроения . Такие изменения в обществе и науке ведут к изменениям в системе образования в общем и к изменениям в образовании детей дошкольного возраста. Развитие технического интереса стоит начинать не с выбора подростком вуза, а с самых начальных азов обучения, т.е. с воспитания в дошкольных учреждениях . Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения , изучения психологических особенностей, речи, памяти , логического мышления.

Слайд 4

Одаренность – рассматривается как системное, развивающееся в течении жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность ( мотивированность ) деятельностью и креативность выполняемых действий . Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности . А.М . Матюшин считает познавательный интерес доминирующим показателем развития одарённости детей дошкольного возраста. Одаренность , по мнению Б.М. Теплова, – то качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. Среда , в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями: высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью ; предметно-информационное обогащение среды; активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды; гибкость в использовании времени, средств и материалов; сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами

Слайд 5

В группе детского сада может оказаться ребёнок, который будет отличаться от других детей группы. Он может задавать много разных интересных вопросов, знает больше своих сверстников, увлекательно рассказывает придуманную историю, строит интересные постройки по замыслу. Ребёнок активно стремится к познанию окружающей действительности. Он строит догадки, рассуждает, обдумывает и ищет различные способы решения проблемных ситуаций. Возможно перед вами ребёнок с признаками одарённости. Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный – отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Слайд 6

XXI век внёс в систему образования детей дошкольного возраста новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно-коммуникативные средства и простыми иллюстрациями их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идёт по многим направлениям, затрагивая, главным образом, формирование личностных качеств дошкольника. Интеграция образовательных областей, по словам Л.В. Трубайчук гармонично объединяет их в единый, неразрывный образовательный процесс, гарантируя высокие результаты в развитии и воспитании детей дошкольного возраста . В качестве результата образовательной деятельности ДОУ предполагается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые качества ребёнка, такие как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, что наилучшим образом способствует выявлению и развитию одарённости детей. Задачи развития технической одарённости можно разделить на теоретические и практические. В первом случае это особенности мышления, а во втором – это «ручная умелость». Видов и способов развития ручной умелости множество, одним из самых интересных и легко усваиваемых детьми дошкольного возраста это конструктивно-модельная деятельность.

Слайд 7

Конструктивно-модельная деятельность. Термин «конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов. В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «познавательное развитие» поскольку направлено на получение определённого продукта. Под детским конструированием принято понимать создание разнообразных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала. Главная цель конструирования: развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов. Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития детей.

Слайд 8

В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «познавательное развитие» поскольку направлено на получение определённого продукта. Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для развития детей. Конструктивная деятельность — это мощное средство умственного развития ребенка. Конструирование является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания. В процессе конструирования моделируются отношения между структурными, функциональными и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.

Слайд 9

Влияние конструктивной деятельности на умственное развитие детей рассматривал психолог А.В.Лурия . Он сделал вывод, что упражнения в конструировании радикально меняют характер познавательной деятельности ребенка. Л.А.Венгер доказал, что конструктивная деятельность носит моделирующий характер и включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира, а применение графического моделирования в конструировании оказывает существенное значение на творческое развитие ребенка. Конструирование является продуктивной деятельностью, которая отвечает потребностям и интересам ребенка в дошкольном возрасте. Характерной особенностью конструирования является воссоздание и преобразование предметного пространства. С одной стороны, этот вид деятельности требует сложной пространственной ориентировки, а с другой стороны, в конструировании, как ни в какой другой деятельности развивается представление об окружающем пространстве, которое состоит из конкретных признаков: формы, величины, объемности предметов и конкретных структурных единиц (частей, деталей).

Слайд 10

Создавая постройку, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и название деталей, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В процессе конструирования происходит: -развитие мелкой моторики; -знакомство с формой и способность тактильного восприятия текстурой предметов на практике; -развитие фантазии и воображения; -обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т.д.); -выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи; -стимуляция образного и логического мышления.

Слайд 12

Конструирование создает условия для развития воображения, экспериментирования, проявления интеллектуальной активности, что позволяет считать его средством развития творчества. По определению С. И. Ожегова, творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Актуальность использования современных средств для конструирования в образовательном процессе доказывает и то, что они обеспечивают интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие); объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, дают возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков технического мышления, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения.

Слайд 13

Развитие способностей к конструированию активизирует мыслительные процессы ребёнка, память, внимание. Это обусловлено тем, что ребёнок прежде чем выполнить постройку, сначала представляет её (мысленно или на основе имеющейся схемы, картинки), продумывает форму его частей, затем соотносит образ с имеющимися формами, выявляет степень их пригодности, после чего приступает к созданию постройки. В ходе самого конструирования ребёнок может вносить коррективы, добавлять не запланированные детали, убирать имеющиеся, включать дополнительные материалы . Развитие математических способностей достигается в процессе конструирования делением деталей поровну, их пересчёт, вычисление длины. Дети дошкольного возраста, увлекающиеся конструированием, достигают высокого уровня развития умения кодировать, т.е. работать с чертежами, схемами, технологическими картами. Все это: развитие изобретательности и самостоятельности, инициативности и стремлению к поиску нового и оригинального способствует развитию одарённости у детей .

Слайд 14

Занятия конструктивной деятельностью рождают интерес к творческому решению поставленных задач, к взаимодействию со сверстниками ( развивает коммуникативные навыки, дети учатся эффективно работать вместе, работать парами или командой), развивает речевые навыки путём бесед, разъяснений различных явлений или описаний объектов, а также вопросов и ответов.

Слайд 15

Это практическая деятельность, направленная на получение определённого, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению . Целью такой деятельности является развитие самостоятельной творческой деятельности и личности ребенка в ней.

Слайд 16

Виды конструирования Техническое конструирование - конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы); -конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; -конструирование из крупногабаритных модульных блоков. Художественное конструирование -конструирование из бумаги ( бумагопластика ) -конструирование из природного и бросового материала.

Слайд 17

Виды конструирования в детском саду Под детским конструированием принято понимать создание ребенком конструкций, моделей из различных материалов, которые и определяют вид конструирования: Виды конструирования из строительного материала из деталей конструктора из бумаги, картона из природного и бросового материала компьютерное конструирование из крупногабаритных модулей

Слайд 18

Этапы конструирования В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: Создания замысла Исполнение замысла Создание замысла – это обдумывание и планирование процесса предстоящей практической деятельности — в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения. Дети четырех лет уже могут идти от замысла к исполнению. Исполнение замысла – это практическая деятельность, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления является сочетание и взаимодействие мыслительных и практических действий.

Слайд 19

Условия – создание игровой среды Материал для конструк-торских игр Природный материал Искусственный материал листья шишки снег глина, песок Модульные блоки Конструкторы различных видов и размеров мозаика бумага

Слайд 20

Творчество в конструктивно – модельной деятельности подразумевает способность ребенка: - к созданию принципиально новых конструкций, отличающихся оригинальностью и новизной; - к использованию в этих целях новых способов конструирования; - или к перестройке уже старых. Творчество

Слайд 21

По образцу Предлагаются образцы построек (карта, схема, рисунок) и способы их воспроизведения Формы конструктивно – модельной деятельности По модели В качестве образца предлагается модель, в которой очертания отдельных элементов скрыто от ребёнка. По условиям Задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер, т.к. способов решения не дается По замыслу Ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. По тематике (старший возраст) Предлагается общая тематика конструкции, например «Город»…

Слайд 22

К онструирование по образцу. Взрослый предлагает ребенку поставить кубики так, как они стоят у него, в той же последовательности (цвет и форма), т.е. используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ, начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя. Такая деятельность требует от ребенка внимания, сосредоточенности и умения «действовать по образцу». Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.

Слайд 23

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, шаблонам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи. Конструирование по замыслу. Здесь ничто не ограничивает фантазии ребенка. Этого типа конструирования обычно требует игра. Дети стремятся сделать такую постройку, чтобы она соответствовала замыслу игры. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.

Слайд 24

Конструирование по модели - это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги. Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема для конструирования. Каркасное или модульное конструирование . Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

Слайд 25

Людмила Викторовна Куцакова нацеливает педагогов воспитывать в каждом ребенке не исполнителя, а творца. Раскрывать и развивать потенциальные возможности, чтобы дети, обретая уверенность в своих силах, ощущали себя значимыми, умелыми, способными и талантливыми .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раскрытие творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

В возрасте от 3 до 7 лет игра для детей, выполняет роль разнообразной, активной, творческой деятельности, в которой осваиваются впечатления жизни и формируются все стороны личности ребёнка. В пр...

Доклад "Создание условий для развития творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста"

Из опыта работы по развитию творческих способностей у потенциально одаренных детей дошкольного возраста...

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[

педагогический проект «Ранняя профориентация дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности»»(2019г.)[...

Развитие одаренности у старших дошкольников средствами конструктивно-модельной деятельности.

В условиях реализации ФГОС ДО все больше возрастает значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности детей. Одним из приоритетных направлений детского сада «Солнышко» г. Нефтег...

Авторское тематическое планирование совместной образовательной деятельности по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-модельной деятельности

Авторское тематическое планированиесовместной образовательной деятельности  по знакомству детей старшего дошкольного возраста с инженерно-техническими профессиями средствами конструктивно-мо...

Проект по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами конструктивно-модельной деятельности"

В данном проекте представлены методы приёмы, технологии развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста средствами контруктивно-модельной деятельности...