упражнения и игры для развития речи
консультация (младшая группа) на тему

Матвиенко Светлана Васильевна

Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.

Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей-дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_i_igry_dlya_razvitiya_rechi.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения и игры для развития речи.

Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. Причины их весьма разнообразны. Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а при поступлении в школу, они начинают испытывать трудности и в обучении.

Среди учащихся с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Поэтому лучше, если игры будут направлены не только на развитие речи, а решать сразу несколько коррекционных задач, потому что для полноценного развития речи ребёнка необходимо совершенствование и развитие всех компонентов речи.

Преимущество дидактических игр перед другими видами деятельности заключается в том, что эти игры способствуют развитию детей. Ведь в игре познавать мир интереснее и получается это легко. В дидактической игре ребенок получает много знаний для жизни.

Использование дидактических игр даёт больше возможности для развития речи у детей-дошкольников:

•    Повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки;

•    Обеспечивается психологический комфорт;

•    Дети запоминают большее количество речевого материала;

•    Активизируются высшие психологические функции (память, внимание, мышление.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения

К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, а также игры с мячом, прищепками и т.д.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Настольно-печатные игры используются как наглядные пособия направленные на развитие зрительной памяти и внимания.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре группы. В первую из них входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка?", "Магазин", "Да – нет". Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: "Похож – не похож", "Кто больше заметит небылиц?". Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?", "Назови три предмета", "Назови одним словом", и др. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие фонематического слуха и слухового внимания, памяти: «Хлопни в ладоши, если услышишь ….», «Какое слово отличается от других?» и т.д.

Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи: «Доскажи словечко»; «Назови одним словом»; «Когда это бывает? » и т. д.

Предлагаю вам ознакомиться с дидактическими играми, направленными на развитие речи, которые Вы сможете использовать с детьми дошкольного возраста.

Необходимо отметить, что все дидактические игры должны быть кратковременными, чтобы не снижалась умственная активность детей, а также все эти игры и пособия должны быть многоцелевыми и многофункциональными, что значительно облегчает работу, позволяет разнообразить игру, сделать её интереснее и решить сразу несколько поставленных задач.

Начнём мы, пожалуй, с самых кратковременных упражнений, - это игры для развития дыхания.

«Бегемотик»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

 Сели бегемотики, потрогали животики.

 То животик поднимается (вдох),

 То животик опускается (выдох).

Вдох и выдох производится через нос.        

«Чей паровоз громче гудит»

Цель: учить продолжительному и целенаправленному выдоху (не надувая при этом щеки).

Оборудование: маленькие пузырьки с маленьким горлышком из-под лекарств или духов.

Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

«Погреем руки»

Цель: формировать целенаправленную теплую струю выдыхаемого воздуха.

Взрослый предлагает ребенку погреть свои, мамины ручки. Необходимо обращать внимание на положение губ (рот широко открыт).

Усложнение: «греем ручки» с одновременным длительным произнесением гласных звуков «А, У, О».

Далее одно из самых важных направлений, с которого необходимо начинать развитие речи – это развитие памяти, внимания и мышления. Так как без хорошо развитого слухового внимания невозможен хороший фонематический слух, без хорошо развитых  фонематических функций, невозможно иметь хорошо сформированный грамматический строй, ребёнок не слышит звуков, окончаний, он будет допускать ошибки при согласовании слов в предложении, ошибки при словоизменении и словообразовании. Таким образом, можно сказать, что все компоненты речи взаимосвязаны, без развития одного невозможно развитие другого.

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Музыку пишет... (композитор).

Стихи пишет... (поэт).

Белье стирает... (прачка).

Горные вершины покоряют... (альпинист).

Обед варит... (повар).

Игровое упражнение «Загадки – шутки».

В садике гулял павлин. Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?

Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).

Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать и не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят?

На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?

Сколько глаз у светофора?

Сколько хвостов у четырех котов?

Сколько ног у воробья

Сколько лап у двух медвежат?

Сколько в комнате углов?

Сколько ушей у двух мышей?

Сколько лап в двух ежат?

Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Упражнение 1.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.

Материал – листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками.

Методика проведения: ребенку дается для рассмотрения листок бумаги, ведущий просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.

Упражнение 2.

Цель: сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности.

Материал – рисунки, имеющие много сходных и резко отличающихся деталей, например, два перевертыша или две ярко украшенных елки и т. п.

Методика проведения: ребенку предлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужно добиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.

Упражнение 3.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности.

Оборудование - 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой.

Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются, снова и ребята называют, что находится под бумагой.

Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, воспитатель ( мама) спрашивает детей, в какой последовательности они расположены.

Методика проведения: меняют местами два- три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.

Методика проведения: полагается семь предметов друг на друга. Показывают их детям в течение 10-20 секунд, просят их перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.

Подбор картинок по общему признаку, либо «Четвертый лишний». Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами.

Например, в игре-шнуровке "Что растет в саду и в огороде?" дети выбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку и соединяют петли шнурком, что кроме того способствует и развитию мелкой моторики пальцев рук.

Игра "Что было потом?": дети подбирают иллюстрации с учетом последовательности сюжета. Эти игры заставляют детей концентрировать внимание на предмете, думать и объяснять свой ответ.

Составление разрезных картинок и кубиков.

Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет.

Для развития мышления, зрительного внимания хорошо использовать логические цепочки при изучении любой лексической темы.

Играть можно как со всей группой детей, используя компьютерное оформление как демонстрационный материал, при этом у каждого ребёнка раздаточный материал, или индивидуально, когда ставим дополнительную задачу – научить ребёнка пользоваться мышкой, развивать ловкость кисти руки, т.е. ребёнок, выделяя мышкой фигуру, двигает её в нужное место. Можно предложить детям составить свои бусы, цепочку и т.п., при этом развивая ещё и творческое воображение.  

Хорошо использовать лабиринты, которые помогают закрепить лексический материал при изучении определённой темы.

Также игры на развитие внимания, сенсорики и логического мышления «Найди недостающую фигуру», «Подбери по форме», «Построй по образцу» как и все вышеперечисленные можно использовать на протяжении всего учебного года, в любой возрастной группе адаптируя материал соответственно возрасту.

Для развития фонематического анализа и синтеза хорошо использовать игры: «Хлопни, если услышишь» (сначала, выделяем звуки из ряда звуков, затем слогов, после слов), «Подними сигнал» (р-к, если услышит данный звук, поднимет соответствующий сигнал), «Кто из детей произносит АУ, а кто УА?» (анализ и синтез слияний гласных звуков), также работаем и с согласными звуками: «Хлопни, если услышишь», «Подними сигнал», «Хлопни – топни», «Красный – синий», «Светофор», «Назови начальный и конечный согласный» и т.п.

Для развития и закреплении навыка слогового анализа хорошо использовать многофункциональное пособие «Поезд». В первом вагоне едут предметы, в названии которых один слог, во втором – два слога, в третьем – три и т.д., также с домиками и пирамидой.

 

1. Смирнова Л. Н., Овчинников С. Н. Развитие речи у детей 3-4 лет. Мозаика-Синтез 2009

2. Хроменкова С. Мастер-класс учителя-логопеда для воспитателей по проведению игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. - http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-v-provedeni-igr-napravlenyh-na-razvitija-rechi-detei-doshkolnogo-vozrasta.html

3. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. Айрис-пресс 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3лет

В статье представлен материал для развития речи детей 2-3 лет...

Упражнения и игры для развития речи детей раннего возраста

Представлены игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста....

⦁ Развивающие упражнения и игры по развитию речи для детей раннего возраста.

1. Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, трениро...

Упражнения и игры для развития речи детей

1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.Дыхательные упражнения.Цель: развитие речевого дыхания, ...

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений.  С помощью речи  ребёнок показывает св...

Буклет "Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет "

Данный буклет активизирует родителей в вопросах развития и воспитания детей; способствует обогащению родительских представлений о развитии речи. Учит родителей методам и приемам работы с детьми второг...

Артикуляционные упражнения. Дидактические игры по развитию речи.Авторская игра.

Артикуляционные упражнения с помощью карточек.Звуковая дощечка.Веселые резиночки.Определи место звука в слове.Найди картинки на заданный звук.Слоговой домик со Смешариками.Авторская игра "путешес...