Главные вкладки

    ⦁ Развивающие упражнения и игры по развитию речи для детей раннего возраста.
    план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа) на тему

    1. Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.
    Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
    Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
    1.«Подуем на снежинку».
    Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
    2. «Бабочка летает».
    Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
    3.«Плывет, плывет кораблик».
    Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
    Артикуляционная гимнастика.
    Цель: развитие артикуляционного аппарата.
    Упражнение «Заборчик».
    Зубы ровно мы смыкаем
    И заборчик получаем,
    А сейчас раздвинем губы –
    Посчитаем наши зубы.
    Упражнение «Хобот слоненка».
    Подражаю я слону
    Губы хоботом тяну…
    Даже если я устану,
    Их тянуть не перестану.
    Буду долго так держать,
    Свои губы укреплять.
    2. Подвижные игры с речевым сопровождением.
    Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
    Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
    Например, так: "Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен". Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.
    "А вот так прыгает воробушек, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен". Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.
    Игра «Встали дети в круг»
    Воспитатель вместе с детьми встает в круг и проводит речевую подвижную игру, которая затем повторяется ежедневно вне занятий.
    Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.
    Встали дети в круг, в круг. Кулачками стук-стук, Ручками хлоп-хлоп. Ножками топ-топ.
    Побежали, побежали И к игрушкам прибежали. Будем с ними мы играть, А потом пойдем гулять.
    Дети разбирают игрушки и играют с ними. Воспитатель выясняет, кто с какой игрушкой играет, какая она на ощупь — твердая или мягкая. Дети хором отвечают: «Ваня играет с мишкой, он мягкий. Катя играет с куклой, она твердая. Дима играет с машинкой, она твердая...»
    Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
    Мы идем по кругу, посмотри,
    И шагаем дружно: раз, два, три.
    Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
    Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
    А потом, как аисты встали – и молчок.
    Речевая подвижная игра «Собираем овощи»
    Воспитатель предлагает детям собрать овощи, чтобы мама сварила суп. Педагог читает стихотворение, а малыши ритмично наклоняются, изображая, как они собирают овощи.
    Игра повторяется несколько раз, пока дети не запомнят рифмовку. (В ходе игры рекомендуется использовать картинки.)
    Собираем овощи, Мама сварит щи, щи. Вот капуста, вот горох. Ох, ох, ох.
    Игра «Сварим щи»
    Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут варить щи. Он раздает им овощи и предлагает сложить их в кастрюлю. Дети выполняют задание, а педагог выясняет, кто какой овощ положил в кастрюлю. Малыши хором отвечают: «Таня положила картошку. Маша положила капусту...»
    3. Игры – подражания с речевым сопровождением.
    Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
    «Птичий двор»
    Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
    Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
    Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
    Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
    А наш Петя-петушок рано-рано поутру
    Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»
    «Произношение гласных звуков»
    - А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
    девочка укачивает куклу).
    - О-о-о (разболелся зуб,удивление).
    - У-у-у (гудит поезд).
    -И-и-и (жеребенок ржет). Звуки произносятся на выдохе.
    Игра «Голоса животных».
    Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.
    корова — мычит (му-у-у)
    кошка — мяукает (мяу-мяу)
    воробей — чирикает (чирик-чирик)
    ворона — каркает (кар-кар)
    гусь — гогочет (га-га-га)
    слон — трубит (ту-у-у)
    собака — лает (гав-гав)
    индюк — кулдыкает (кулды-кулды)
    кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)
    лошадь — ржет (и-го-го)
    лягушка — квакает (ква-ква)
    мышка — пищит (пи-пи-пи)
    осел — ревет (иа-иа)
    петух — поет, кукарекает (кукареку)
    пчела — жужжит (ж-ж-ж)
    коза — блеет (ме-е-е)
    утка — крякает (кря-кря)
    филин — ухает (уху-уху)
    Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.
    4. Пальчиковые игры для детей раннего возраста.
    Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
    «Замок»
    На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?
    Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
     «Лягушата»
    Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
    Выгибают спинки, спинки – тростинки
    Ножками затопали, ручками захлопали,
    Постучим ладошкой по ручкам немножко,
    А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  
    Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
    Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
    Погладили ладошки и ручки и ножки.
    Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
          «Игрушки».
        На большем диване в ряд 
        Куклы Танины сидят:                                                                                     
        Два медведя, Буратино,
        И веселый Чипполино.                                
        И котенок, и слоненок,
        Раз, два, три, четыре, пять                           
        Помогаем нашей Тане                                 
        Мы игрушки собирать.
           «Засолка капусты».
         Мы капусту  рубим,                               
         Мы морковку трем,   
         Мы капусту солим,   
         Мы капусту жмем.                                                          
    5.  Игры и упражнения по развитию слухового внимания.
    «Угадай, кто кричит».
    Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.
    Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др. 
    Ход игры.
    Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.
       «Где позвонили?»
       Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания. 
       Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.
       Ход игры.
      Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.
    Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
    «Весёлый Петрушка»
    Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.
    Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.
    Ход игры. Педагог начинает игру с объяснения.
    Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки— повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!
    Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.
    Игра «Пирамидка»
    Воспитатель показывает детям пирамидку и предлагает им сначала разобрать ее, а затем собрать. Действия сопровождаются чтением стихотворения.
    Пирамидку мы возьмем.
    Пирамидку разберем.
    Колечко дадим Танюшке,
    Колечко дадим Андрюшке,
    Колечко дадим Маринке,
    Колечко дадим Иринке,
    Колечко дадим Ванюшке,
    Колечко дадим Валюшке.
    Вы колечки отдавайте, пирамидку одевайте.
    Игра повторяется ежедневно вне занятий, чтобы охватить всех детей.
     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvivayushchie_uprazhneniya_i_igry_po_razvitiyu_rechi.docx22.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    • Развивающие упражнения и игры по развитию речи

    для детей раннего возраста.

    1. Игры и упражнения по развитию артикуляционной моторики.

    Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.

    Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

    1.«Подуем на снежинку».

    Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.

    2. «Бабочка летает».

    Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.

    3.«Плывет, плывет кораблик».

    Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.

    Артикуляционная гимнастика.

    Цель: развитие артикуляционного аппарата.

    Упражнение «Заборчик».

    Зубы ровно мы смыкаем

    И заборчик получаем,

    А сейчас раздвинем губы –

    Посчитаем наши зубы.

    Упражнение «Хобот слоненка».

    Подражаю я слону

    Губы хоботом тяну…

    Даже если я устану,

    Их тянуть не перестану.

    Буду долго так держать,

    Свои губы укреплять.

    2. Подвижные игры с речевым сопровождением.

    Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше  игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.

    Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».

    Например, так: "Вот идет медведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен". Постучите медленно в бубен, а ребенок изображает, как ходит медведь.

    "А вот так прыгает воробушек, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен". Быстро постучите в бубен, а ребенок прыгает, как воробушек.

    Игра «Встали дети в круг»

    Воспитатель вместе с детьми встает в круг и проводит речевую подвижную игру, которая затем повторяется ежедневно вне занятий.

    Педагог читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.

    Встали дети в круг, в круг. Кулачками стук-стук, Ручками хлоп-хлоп. Ножками топ-топ.

    Побежали, побежали И к игрушкам прибежали. Будем с ними мы играть, А потом пойдем гулять.

    Дети разбирают игрушки и играют с ними. Воспитатель выясняет, кто с какой игрушкой играет, какая она на ощупь — твердая или мягкая. Дети хором отвечают: «Ваня играет с мишкой, он мягкий. Катя играет с куклой, она твердая. Дима играет с машинкой, она твердая...»

    Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.

    Мы идем по кругу, посмотри,

    И шагаем дружно: раз, два, три.

    Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.

    Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,

    А потом, как аисты встали – и молчок.

    Речевая подвижная игра «Собираем овощи»

    Воспитатель предлагает детям собрать овощи, чтобы мама сварила суп. Педагог читает стихотворение, а малыши ритмично наклоняются, изображая, как они собирают овощи.

    Игра повторяется несколько раз, пока дети не запомнят рифмовку. (В ходе игры рекомендуется использовать картинки.)

    Собираем овощи, Мама сварит щи, щи. Вот капуста, вот горох. Ох, ох, ох.

    Игра «Сварим щи»

    Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут варить щи. Он раздает им овощи и предлагает сложить их в кастрюлю. Дети выполняют задание, а педагог выясняет, кто какой овощ положил в кастрюлю. Малыши хором отвечают: «Таня положила картошку. Маша положила капусту...»

    3. Игры – подражания с речевым сопровождением.

    Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.

    «Птичий двор»

    Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

    Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

    Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

    Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

    А наш Петя-петушок рано-рано поутру

    Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

    «Произношение гласных звуков»

    - А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,

    девочка укачивает куклу).

    - О-о-о (разболелся зуб,удивление).

    - У-у-у (гудит поезд).

    -И-и-и (жеребенок ржет). Звуки произносятся на выдохе.

    Игра «Голоса животных».

    Показывайте ребенку карточки и попросите назвать изображенных животных и вспомнить, кто какие звуки издает.

    корова — мычит (му-у-у)

    кошка — мяукает (мяу-мяу)

    воробей — чирикает (чирик-чирик)

    ворона — каркает (кар-кар)

    гусь — гогочет (га-га-га)

    слон — трубит (ту-у-у)

    собака — лает (гав-гав)

    индюк — кулдыкает (кулды-кулды)

    кабаны, свиньи — хрюкают (хрю-хрю)

    лошадь — ржет (и-го-го)

    лягушка — квакает (ква-ква)

    мышка — пищит (пи-пи-пи)

    осел — ревет (иа-иа)

    петух — поет, кукарекает (кукареку)

    пчела — жужжит (ж-ж-ж)

    коза — блеет (ме-е-е)

    утка — крякает (кря-кря)

    филин — ухает (уху-уху)

    Не спрашивайте ребенка сразу обо всех животных.

    4. Пальчиковые игры для детей раннего возраста.

    Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.

    «Замок»

    На двери висит замок. Кто его открыть бы смог?

    Покрутили, постучали, потянули… и открыли.

     «Лягушата»

    Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

    Выгибают спинки, спинки – тростинки

    Ножками затопали, ручками захлопали,

    Постучим ладошкой по ручкам немножко,

    А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.  

    Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,

    Хлопают ладошки нас уже по ножкам.

    Погладили ладошки и ручки и ножки.

    Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».

          «Игрушки».

        На большем диване в ряд

        Куклы Танины сидят:                                                                                    

        Два медведя, Буратино,

        И веселый Чипполино.                                

        И котенок, и слоненок,

        Раз, два, три, четыре, пять                          

        Помогаем нашей Тане                                

        Мы игрушки собирать.

           «Засолка капусты».

         Мы капусту  рубим,                                                                      

         Мы морковку трем,                  

         Мы капусту солим,                          

         Мы капусту жмем.                                                          

    5.  Игры и упражнения по развитию слухового внимания.

    «Угадай, кто кричит».

    Цель. Воспитание у детей умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

    Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

    Ход игры.

    Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный взрослым ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

       «Где позвонили?»

       Цель: Учить детей определять направление звука. Развитие направленности слухового внимания.

       Подготовительная работа. Взрослый готовит звоночек.

       Ход игры.

      Дети садятся в кружок. Взрослый выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем воспитатель дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, взрослый говорит: «Пора» - и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего.

    Методические указания. Игру повторяют 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

    «Весёлый Петрушка»

    Цель: развитие слухового внимания; обучение умению быстро реагировать на звук.

    Оборудование: игрушка Петрушка; детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, пианино, дудочка, гармошка.

    Ход игры. Педагог начинает игру с объяснения.

    Сейчас к тебе в гости придет весёлый Петрушка. Он будет играть в бубен. Как только услышишь звуки— повернись! Раньше времени поворачиваться нельзя!

    Педагог располагается за спиной ребенка на расстоянии 2-4 м. Ударяя в бубен (или другой инструмент), быстро достает из-за спины Петрушку. Петрушка кланяется и снова прячется. Игру можно проводить, используя разные музыкальные инструменты.

    Игра «Пирамидка»

    Воспитатель показывает детям пирамидку и предлагает им сначала разобрать ее, а затем собрать. Действия сопровождаются чтением стихотворения.

    Пирамидку мы возьмем.

    Пирамидку разберем.

    Колечко дадим Танюшке,

    Колечко дадим Андрюшке,

    Колечко дадим Маринке,

    Колечко дадим Иринке,

    Колечко дадим Ванюшке,

    Колечко дадим Валюшке.

    Вы колечки отдавайте, пирамидку одевайте.

    Игра повторяется ежедневно вне занятий, чтобы охватить всех детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры на развитие речи детей раннего возраста

    Игры представлены на  на семинаре – практикуме  «Развитие познавательной активности детей раннего возраста». В рамках сетевого взаимодействия ДОУ г. Москвы «Детский сад будущего» в моду...

    Комплексный метод руководства играми для развития речи детей раннего возраста

    Комплексный метод руководства играми для развития детей раннего возраста  Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка. Основным путем педагогического воздействия на детей является...

    Упражнения и игры для развития речи детей раннего возраста

    Представлены игры и упражнения для развития речи детей раннего возраста....

    Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи детей раннего возраста

    Развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развит...

    Развивающие игры по развитию речи детей раннего возраста

    Развивающие игры по развитию детей с 1 гда до 2 лет...

    Консультация «Организация предметно-развивающей среды как важнейшее условие развития речи детей раннего возраста»

    В презентации раскрыты особенности организации предметно-развивающей среды как важной составляющей развития речи дошкольников (ранний дошкольный возраст)...