Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству русских умельцев, знакомство с кустарным промыслом
методическая разработка (старшая группа) на тему

Колесова Татьяна Александровна

Из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы на тему:

«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к творчеству русских умельцев, знакомство с кустарным промыслом».

Выполнили:

Воспитатели

Т.А.Колесова

Н.В.Евстигнеева

2014 год

Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.

Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…

Национальные отличия сохраняться и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний.

Д.С.Лихачев

        

Данная тема «Приобщение детей к творчеству русских умельцев, знакомство с кустарным промыслом» актуальна, т.к. сейчас много говорится:

- о забывании традиций русского народа, исконных промыслов и ремесел;

- о влиянии и внедрении в современную жизнь русского народа западноевропейской и американской культуры (праздники, мультфильмы, Санта-Клаус вместо Деда Мороза…и т.д.)

- о миграции населения – на исконно русские территории людей других национальностей со своими культурными традициями, языком, ремеслом;

- о том, что в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминание фольклорных произведениях (прялка, ткацкий станок, коромысло);

В то же время в дошкольной педагогической литературе особое внимание обращается на возрождение народных традиций, развитие и понимание роли совей нации в мировом историческом процессе, а для воспитателей важно умение реализовывать потенциал национальных традиций, обычаев; воспитывать нравственно-эстетические чувства.

В приобщении детского дошкольного возраста к искусству русских умельцев мы определили четыре приоритета:

1. Знакомство детей с предметами быта, с предметами русских умельцев, с изделиями кустарных промыслов. Это поможет детям понять, что они – часть великого русского народа; воспитывать в них эстетические чувства, любознательность;
2. Использование всех видов фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки). В устном народном творчестве  как нигде сохранились особенные черты русского характера, присуще ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, верности, трудолюбии. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.

3. Праздники и традиции.

4. Знакомство детей с народно – декоративной  росписью. Она, пленяя душу ребенка гармонией и ремеслом, способна увлечь детей декоративно – прикладной росписью.

Для приобщения детей к творчеству русских умельцев в группе создана предметно – развивающая среда:

1. Мини – музей, выставка предметов декоративно – прикладного искусства: дымковские, филимоновские игрушки; хохломская и гжелевская посуда.

2. «Русская изба».

3. Подобран наглядно – дидактический материал. Пособия из серии «Искусство детям»:

- Дымковская игрушка;

 - Сказочная гжель;

 - Жостовский букет;

 - Цветочные узоры Похлов – Майдана;

- Филимоновские свистульки из серии «Мир в картинках»;

- Филимоновская народная игрушка;

- Каргопольская игрушка;

- Хохлома (изделия народных мастеров) ;

- Альбомы для раскрашивания:

«Русский узор», «Как народные умельцы узоры искали»;

- Фотоальбом «Хохлома».

В книжном уголке библиотечка русских народных сказок, песенок, потешек с иллюстрациями, изображающими русский быт, предметов народного искусства и т.д.

Детские игры: «Составь узор», «В гости к Марьюшки и Иванушке».

Лото «Народное творчество».

Приобщение детей к творчеству русских умельцев, знакомство с кустарным промыслом мы начали через НОД, нами проведены занятия:

1. Чудо - чудное диво – дивное (русские народные игрушки)

Цель: познакомить детей с разнообразием русских народных игрушек; учить детей различать игрушки; знать характерные особенности разных промыслов (дымковская, филимоновская игрушка, матрешка, богородская игрушка); воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству: желание учиться рисовать народные игрушки.

2. Краса ненаглядная (русские народные промыслы);

3. Золотые руки мастеров.

Цель: воспитывать любовь  и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору: воспитывать эстетическое отношение к народно – прикладному искусству, прививать интерес к разнообразным природным материалам, из которых делают изделия народно – прикладного промысла.

Занятия и беседы:

Темы:  «В гостях у бабушки в деревне»

            «Эти мудрые русские сказки»

           «Традиции Россиян (русские народные праздники)»

           «Отгадайте-ка загадки» (русский народный фольклор)

Цель: знакомить детей с традиционным русским народным фольклором (загадки, песенки, сказки, потешки…)

Занятие к книге Волчковой «Познавательно развитие» (Приобщение к народным истокам)

Проведены занятия по рисованию:

- Городецкие узоры,

- Сказочная Гжель,

- Хохломские чудеса,

- Жостовский букет,

- Дымковская игрушка.

Целью всех занятий было, продолжить знакомство с трационным русским промыслом: из какого материала изготовлены изделия, характерные узоры, элементы росписи, цвет и цветосочетание; учить детей рисовать гуашью (акварелью, красками) и кистью простые узоры, характерные для росписи; развивать технические приемы рисования кистью; воспитание и уважение к людям, изготавливающим предметы народных промыслов, к их труду.

Из детских работ оформлена выставка «В гости к мастеру».

Проведены занятия по лепке:

- «Индюк»

- «Сказочная птица»

- «Удалой конь»

Целью занятий было продолжение знакомства с декоративно – прикладным творчествам русского народа; формирование представлений об общественной значимости труда мастеров прикладного искусства; развивать умение использовать разнообразные приемы лепки (оттягивание, прощипывание, сглаживание); воспитывать интерес к народной игрушке.

Проведенная работа позволила провести занятие: «Волшебные перья жар – птицы».

Неоценимую поддержку воспитателям и помощь оказали родители воспитанников.

В семьях знакомили детей с народными промыслами, вместе с детьми расписали предметы – изделия: ложки под Хохлома, доски – Гжель, Городец, Жостово – поднос. Совместная роспись предметов в семьях воспитанников, позволила нам обогатить выставку «В гости к мастеру» и добавить предметы в Мини – музей.

Так же родители с детьми разучивали дома стихи, загадки о народных промыслах, пословицы…

Рассматривали дома, имеющиеся предметы кустарного производства; книги о народных промыслах.

Анкетирование родителей показало, что:

- все опрашиваемые считают обязательным знакомство с культурными ценностями и традиционным русским промыслом;

- в семьях присутствуют предметы русского быта, декоративно – прикладного изделия;

- в приобщении детей к русской национальной культуре, ее ценностям, главное значение отдают детскому саду – 4 чел., семье – 5 чел., детскому саду и семье – 11 чел.

- родители хотели бы знать, чем и как можно заниматься по данной теме.

Т.е. можно говорить о заинтересованности родителей в приобщении детей к творчеству русских умельцев и в знакомстве с кустарным промыслом, о преемственности воспитания и развития детей в семье и детском саду.

Итак, проведенная работа позволила детям много узнать об искусстве своей страны, ее истории: богатстве самобытного искусства; о людях, талантливые руки которых развивают, сохраняют от забвения русскую культуру России…

Продолжить знакомство детей декоративно – прикладным творчеством (начатое со II мл.гр, сред.гр, стар.гр.) в подготовительной дошкольной группе.

В следующем учебном году планируем расширить знания детей о способах производства изделий декоративно-прикладного искуссства:

- обогатить и активировать словарный запас детей;

- развивать умения детей лепить, рисовать изделия декоративно – прикладного искусства,;

- воспитывать эстетическое и художественное восприятие детьми произведений искусства;

- уважение к мастерству народных умельцев, гордость за свою страну – Россию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно-прикладного искусства

 Ознакомление детей с народной декоративной росписью, при систематичности этой работы, способствует развитию у детей предпосылок чувства патриотизма, любви, уважения в своей Родине, ...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Наш народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые сказки.Приобщая детей к  истокам наро...

"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Для того, чтобы наши дети стали носителями русской культуры, необходимо знакомить их с историей, обычаями, традициями русского народа. Сделать это можно используя русский фольклор, так как он от...

Презентация. Опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к истокам русского народного творчества (фольклор)

Существуют разные виды русского фольклора: словесный, музыкальный, двигательный. Все они имеют большое значение в развитии ребёнка и используются нами как в образовательном процессе, так и в вос...

Статья «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫМИ ПРАЗДНИКАМИ»

-Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через знакомство с календарно-обрядовыми праздниками.- Череповецкие научные чтения 2016: В 3ч.Ч2: Педагогика, психол...

презентация проекта"«Знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством русского и немецкого народов Поволжья»

В настоящее время происходит утрата многих нравственных ценностей, в том числе определяющих и этническое своеобразие народа. Это связано это с тем, что молодое поколение росло в отрыве от этнокультурн...