ЯРМАРКА ПО ПРОДАЖЕ СТАРООСКОЛЬСКИХ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarmarka_po_prodazhe_igrushek.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

ЯРМАРКА ПО ПРОДАЖЕ СТАРООСКОЛЬСКИХ ГЛИНЯНЫХ ИГРУШЕК

(конспект образовательной деятельности для детей

старшего дошкольного возраста)

Курилова Т.М.

воспитатель, МБДОУ «Колокольчик» п.Чернянка

Цель: воспитывать детей на народных традициях, развивать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с народной игрушкой, народным промыслом. Расширять знания о характерных особенностях  Старооскольской глиняной игрушке, ее узорах.

Развивающие: развивать творчество, чувство цвета, формировать эстетический вкус.

Воспитательные: воспитывать интерес к народному творчеству, уважительное отношение к труду народных мастеров, гордость за русский народ.

Материал и оборудование: компьютер, презентация, диск с народными мелодиями,  шапка скомороха, игра «Карусель»,  Старооскольские игрушки, их силуэты , краски, вода, кисти, салфетки.

Предварительная работа:

-беседы о народных промыслах, обычаях и традициях русского народа;

-рассматривание предметов декоративно-прикладного искусства;

-изодеятельность  детей на темы народных промыслов;

-разучивание  потешек, песенок, частушек, народных игр;

-создание уголка «Белгородоведение».

Звучит веселая музыка, воспитатель в шапке скомороха зазывает на ярмарку:

Ярмарка! Ярмарка!

Широкая ярмарка!

Проходите! Заходите!

Хотите - смотрите!

Деньги есть - купите!

Ребята! Хотите пойти на ярмарку?

Ярмарка - это радостное, веселое, праздничное настроение, это шутки, игры.

Проводится народная игра «Тетера»: выбираются 2 ведущих, которые образуют ворота, взявшись за руки. Остальные дети змейкой проходят сквозь ворота, приговаривая: «Тетера шла, моховая шла, шла по каменю, да по раменю, сама прошла, детей провела, самого лучшего оставила!» На последних словах ворота смыкаются и в них остается 1 или 2 ребенка. Они становятся ведущими.

Вновь звучит веселая народная музыка.

Дети подходят к столам, где выставлены Старооскольские игрушки.

Дорогие господа!

Посмотрите все сюда!

Игрушки Старооскольские

На все манеры!

Вот вам барыни

А вот и кавалеры!

У барынь алые щеки и губки,

Нарядные платья и теплые шубки.

Хоть весь базар обойдете-

Лучше барынь не найдете!

Игрушки из Оскола всюду славятся,

Проходите скорее, вам понравятся!

Играть любят все, даже взрослые. А вот этими фигурками из глины можно и играть, и свистеть, и любоваться. Раньше такие игрушки были в каждом доме. Есть они у вас? Хотите иметь такие игрушки? Называются они Старооскольские.

Родился город на Осколе

Давно в седую старину.

Став крепостью по царской воле,

Он грудью защищал страну.

-И назвали люди этот город Старый Оскол.

Здесь любили песни, пляски,

Здесь рождались чудо - сказки,

Вечера зимой длинны-        

И лепили там из глины.

Вокруг города располагались огромные залежи глин . Целые семьи занимались гончарным делом. Повсюду лепили «мелочь» - свистульки и забавные фигурки: коников, баранов, медведей, всадников, барынь, нянь. Даже женщины и  дети  лепили игрушки  и расписывали их  после обжига в печах (горнах).

(Воспитатель показывает презентацию «Старооскольская глиняная игрушка».)

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Разноцветные кружочки,

И полосочки, и точки.

Простой, казалось бы, узор ,

Но отвести  не в силах взор.

Старооскольскую игрушку  легко отличить от других - они не красятся и не глазируются. Поверхность игрушки шероховатая, хранящая бугорки и вмятины от пальцев умелых рук мастера.

Давайте рассмотрим игрушки получше.

Вот олень:

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Длиннорогий, желторотый

Мчится глиняный олень.

(Дети берут в руки, рассматривают, называют элементы узора.)

Краше всех индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

(Дети находят  сходства и различия с дымковскими игрушками)

Вот барашек-свисток.

Левый рог-завиток,

Правый рог-завиток,

На груди - цветок.

(Дети пробуют посвистеть.)

Посмотри, как хороша

Эта девица-душа!

Щечки алые горят,

Удивительный наряд.

(Дети сравнивают роспись 2-3 барышень.)

А за ними кони, кони.

Вновь за тридевять земель

И пестреет от погони

Глиняная карусель.

А какая же ярмарка без карусели! Садитесь, ребята!

Игра «Карусель»: дети берутся за ленточки, прикрепленные  к зонтику, идут и бегут по кругу со словами:

Еле – еле, еле – еле,

Закружились карусели.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

1 и 2, 1 и 2 – вот и кончилась игра!

Дети! Вам понравились глиняные старооскольские игрушки?

Кто какую игрушку хочет купить?

Подходите! Покупайте! Лучшую выбирайте!

(Дети «покупают» игрушки, рассматривают их, делятся впечатлениями, поют частушки.

  1. Я куплю себе свистульку – буду трели выводить,

Мастеров Старооскольских никогда нам не забыть!    

  1. Старооскольские игрушки - сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы, можем быть и среди нас!

Хотите стать мастерами и сделать игрушку? Выбирайте любой силуэт и проходите за столы. Что вам надо для работы? Берите. Я тоже буду мастерицей и разукрашу  уточку.

(Звучат русские народные мелодии.)

Дети украшают свои игрушки. Педагог напоминает о элементах узора. Русский народ вкладывал в них особый таинственный смысл: круги – солнце, волнистые линии – вода, маленькие кружочки – семена.

Показываю свою игрушку:

Зовут ее народная игрушка.

В местных лесах зародилась,

Оскольской глиной заводилась,

Из песочка нашей речки,

Обжигалась в жаркой печке,

Краской яркой покрывалась,

На ярмарке широкой продавалась!

Ребята! Мне так понравилось разукрашивать игрушки, что я хочу еще взять одну и разукрасить ее другим узором.  Если и вам понравилось – возьмите и вы. Если вы считаете, что вам достаточно  одной – возьмите ее домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Знакомство со Старооскольской глиняной игрушкой» Подготовительная группа

Занятие по декоративно-прикладному искусству знакомит с народным промыслом Белгородской области - Старооскольской глиняной игрушкой. Раскрывает историю её возникновения, характерные особенности г...

Развитие творческих способностей посредством использования народных глиняных игрушек на занятиях по изодеятельности.

Использование народных глиняных игрушек на занятиях лепкой как средство развития творческих способностей....

Старооскольская глиняная игрушка , как одно из средств формирования патриотического сознание у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотического сознания через знакомство с народной глиняной игрушкой....

Конспект НОД «Старооскольская глиняная игрушка»

Конспект занятия по ознакомлению с народной игрушкой в средней группе....

Конспект НОД по лепке для детей старшей группы «Старооскольская глиняная игрушка «Барашек»

Цель: совершенствовать умение детей лепить старооскольские глиняные  игрушки (передавая их характерные особенности: удлинённое туловище, короткие ноги); закрепить последовательность лепки и приём...

«На ярмарке русских народных глиняных игрушек.»

Путешествие на ярмарку русских народных глиняных игрушек....

Старооскольская глиняная игрушка

Старооскольская глиняная игрушка стала одним из "Сокровищ России" по результатам голосования журнала National Geographic Traveler....