«На ярмарке русских народных глиняных игрушек.»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа)

Путешествие на ярмарку русских народных глиняных игрушек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Конспект НОД

 по «Художественно –эстетическому развитию»

(лепка)

«На ярмарке русских народных глиняных игрушек.»

(старший дошкольный возраст 5-6 лет)

                                                                                                 

                                                                                                   Воспитатель

                                                                                                   Мишко А.М.

Сургут, 2021

Конспект НОД

по «Художественно –эстетическому развитию»

(лепка)

               На ярмарке русских народных глиняных игрушек.

Задачи

  • Продолжать знакомить детей с народными глиняными игрушками (дымковской, филимоновской, каргопольской);  показать пластичность передачи  движений в лепке.
  • Закреплять умение детей составлять описательный рассказ об игрушке.
  • Продолжать упражнять детей в лепке из целого куска глины игрушки по замыслу по типу народных глиняных игрушек.
  • Развивать умение лепить народные игрушки, передавая характерные особенности этой игрушки.
  • Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки; воспитывать эстетическое отношение к предметам.

Предварительная работа

Знакомство и рассматривание народных глиняных игрушек, беседы о народных глиняных игрушках (дымковской, филимоновской, каргопольской), рассматривание альбомов и иллюстраций  о народных игрушках (дымковской, филимоновской, каргопольской), лепка дымковских игрушек (уточка, петушок, козлик, олешка), знакомство с росписью этих игрушек, роспись силуэтов дымковских птиц, лошадок, барышень, роспись филимоновских лошадок; создание узоров в аппликации по мотивам русских народных глиняных игрушек, работа по лепке с глиной в кружке «Чудеса из глины».

Материал

Расписные силуэты русских народных игрушек (дымковских, филимоновских, каргопольских), дымковские, филимоновские,и каргопольские игрушки, столы, украшенные дымковской, филимоновской и каргопольской росписями, кассета с русской народной музыкой,  дощечки для лепки, глина, стеки, салфетки, вода в стаканчиках, фартуки, поднос.

Ход образовательной деятельности

Группа украшена расписанными силуэтами русских народных игрушек (дымковской, филимоновской, каргопольской). Посередине группы расположены столы с русскими народными глиняными игрушками («Ярмарка игрушек»).  Звучит русская народная музыка.  Воспитатель с детьми входят в группу.

Восп.: Ребята, как вы думаете, куда мы попали?

     (Ответы детей)

Восп.: Мы с вами находимся в городе  русских народных глиняных игрушек. И попали мы на праздничную ярмарку глиняных игрушек. Предлагаю пройти на ярмарку.

Восп.:

«Эй, честные господа!

К нам пожалуйте сюда!

Как у нас ли тары-бары,

Всяки разные товары…

Подходите, подходите.

Посмотрите, посмотрите…»

Восп.: Вот так, под весёлую музыку и такое весёлое приглашение созывали торговцы людей на ярмарку.

Воспитатель и дети подходят к столам с игрушками.

Восп.: Сколько красивых ярких игрушек! Что же это за игрушки? Вы узнали их?

Дети отвечают (дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки).

Вопс.: Как вы догадались, где какая игрушка?

Дети отвечают (по узорам, манере лепки)

Восп.: Я предлагаю «купить» на ярмарке филимоновские  игрушки. Возьмите в руки филимоновскую игрушку и расскажите, как вы определили, что это филимоновская игрушка?

Дети берут в руки филимоновские игрушки и рассказывают: эти игрушки слепили филимоновские мастера из деревни Филимоново. Сначала глиняную игрушку покрывали белой краской, а затем расписывали узором из тонких линий (красных, зелёных, жёлтых, синих), похожих на веточки, ёлочки, цветы. Воспитатель предлагает детям поставить филимоновские игрушки на стол, где находится узор с филимоновской росписью.

Восп.: Какая необычная игрушка, то ли человек, то ли конь. Кто это? Что же это за игрушка?

Дети рассказывают: это северная игрушка человек-конь Полкан. Лепят такие игрушки каргопольские мастера.  Воспитатель предлагает детям поставить каргопольские игрушки на стол, где находится узор с каргопольской росписью.

Восп.: Ну, а это что за игрушки? Давайте возьмём в руки по игрушке и поиграем с ними.

Дети берут игрушки и рассматривают их и рассказывают о дымковской игрушке: у реки Вятка расположена деревня Дымково, в ней живут мастера дымковской глиняной игрушки. Дымковские игрушки  также как и филимоновские  сначала раскрашивают белой краской, а затем наносят узор (круги, колечки, точечки, чёрточки и т.д.) яркими красками (жёлтой, красной, синей, оранжевой, зелёной).

Затем воспитатель предлагает детям пройти и сесть на скамеечки.

Восп.: У вас в руках игрушки. Подумайте, что может рассказать нам игрушка о себе. Постарайтесь понять её, только тогда она вам расскажет что-то о себе. Кто смог понять? (ответы детей) 

Дымковские игрушки дети ставят  на стол, украшенный  дымковским  узорам

Восп. А ведь на ярмарке не только продавали и покупали товары, но и веселились: на быстрой карусели радостно катались ребятишки, кукла Петрушка веселил люд простой, тут и медведь с хозяином по ярмарке ходил, людей забавлял, повсюду был смех, песни, пляски. Слышите весёлую музыку (включается русская народная музыка)? Давайте то же повеселимся!

Воспитатель и дети пляшут под русскую народную музыку.

Восп.: Молодцы, хорошо плясали. А ведь на ярмарках можно встретить и мастеров, которые лепят эти игрушки.  (Воспитатель надевает фартук, перевоплощаясь в мастера.)

Восп.: Здравствуйте, люди, добрые. Были ли вы на ярмарке? Какие глиняные игрушки вы увидели на ярмарке (Дети отвечают: дымковские, филимоновские, каргопольские)

Восп.:  Из какого материала сделаны все эти игрушки?

Дети отвечают: из глины.

Восп.: А хотите ли вы, доброе дело сделать, слепить игрушку для малых деток? (дети отвечают)

Затем воспитатель обращает внимание детей на лежащую на столах глину и приглашает детей пройти  «в мастерскую».

Восп.: Глина волшебная. Она мягкая, прохладная, податливая, пластичная,  в добрых ласковых руках она превращается в интересные фигурки. У вас на столах лежит глина. Идите, поиграйте с ней, постарайтесь вылепить те фигурки, которые всегда любит лепить русский народ.

Дети надевают фартуки, садятся за столы и лепят игрушки. Воспитатель подсаживается к детям за стол. Во время лепки он тихонько интересуется, какую игрушку лепит ребёнок, советует, как лучше изобразить игрушку, при необходимости помогает, хвалит ребёнка.

По окончании лепки все детские работы ставятся на поднос. Воспитатель хвалит детей  и предлагает расписать вылепленные игрушки после того, как они высохнут, а затем  подарить детям из младшей группы.

Восп.: Наше необычное  посещение ярмарки в городе глиняных игрушек окончилось. Предлагаю вам закрыть глаза. Дети закрывают глаза. Вот мы с вами снова очутились в нашем детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей посредством использования народных глиняных игрушек на занятиях по изодеятельности.

Использование народных глиняных игрушек на занятиях лепкой как средство развития творческих способностей....

НОД в средней группе "Ярмарка русских народных подвижных игр"

Материал помогает знакомить детей с русскими народными подвижными играми, способствует развитию ловкости, выносливости, смекалки, взаимодействию с партнерами по игре. Приобщает детей к русской народно...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Физкультурный досуг для детей старшей группы "Ярмарка русских народных подвижных игр"

Народные игры для дошкольников - своеобразная школа для ребёнка. В них удовлетворяется потребность к движениям, предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодол...

Конспект развлечения-занятия на тему: «Ярмарка русской народной игрушки»

Участие в Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование».Сборник статей часть 11 – октябрь 2021г. (Стр.46-51)...