Конспект музыкального занятия в подготовительной группе. На ярмарке русских народных инструментов.
консультация по музыке (подготовительная группа)

Бубутейшвили Виктория Анатольевна

группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_yarmarke_russkih_narodnyh_instrumentov.docx21.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Занятие в подготовительной группе.

На ярмарке русских народных инструментов.

Одно из любых занятий детей любого возраста  - игра на музыкальных инструментах. Малыши с удовольствием играют на погремушках и бубнах, а дети постарше осваивают приемы игры на трещотках, ложках и т.д.

Задачи. Отрабатывать умение реагировать на смену частей музыки и в соответствии с ней выполнять движения. Развивать умение различать на слух тембры музыкальных инструментов (балалайка, трещотка, ложки, бубенцы, домра и другие русские народные музыкальные инструменты).

   Упражнять детей в отгадывании загадок о музыкальных инструментах. Учить исполнять русскую народную мелодию оркестром. Закреплять умение ритмично играть на трещотках, ложках, бубенцах.

Материал и оборудование. Проектор, экран. Подборка слайдов и фонограмм по теме «Русские народные инструменты». Столики с русскими народными инструментами. Шапочки с изображением музыкальных инструментов для игры «Чей кружок быстрее соберется». Сундучок с карточками музыкальных инструментов. Дидактическое пособие «Оркестровые острова» (полотно синего цвета с островами из желтой ткани)

Ход занятия.

  Дети вместе с воспитателем заходят в зал под песню «Золотая ярмарка» (муз. И.Зубкова, сл. С. Осиашвили) в исполнении Людмилы Николаевой и ансамбля «Русская душа». Встают в круг.

Музыкальный руководитель (М.Р.).

Станем рядышком по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу!

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется!

   Давайте улыбнемся друг другу и поздороваемся песенкой.

(Дети исполняют музыкальное приветствие по выбору педагога.)

   Ребята, а знаете ли вы, что такое фольклор? (Ответы детей.) Действительно, это пословицы потешки, прибаутки, игры, хороводы, песни, танцы… Все то, что придумал не один человек, а целый народ. На музыкальных занятиях мы с вами часто играем в народные игры, слушаем народную музыку. А какие инструменты больше подходят для исполнения народной музыки? (Ответы детей). Я приглашаю вас на ярмарку музыкальных инструментов.

   Ярмарка, ярмарка, шумная и яркая,

   Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

   Мы на ярмарку пойдем,

   Инструменты там найдем!

   А попадем мы туда, если красиво пойдем под музыку хороводным и дробным шагом. Постараетесь? Гордо держите голову и тяните носочек. (Под русскую народную мелодию дети выполняют упражнение «Хороводный и дробный шаг», затем садятся.)

   Вот мы на ярмарке русских музыкальных инструментов. Какие здесь есть инструменты, вы узнаете, если загадки отгадаете. А еще услышите, как звучат эти инструменты.

   Рассказ о музыкальных инструментах сопровождается демонстрацией слайдов и видеофрагментов.

Воспитатель.

Вам Садко на них играл

И душевно напевал,

Даже царь морской Нептун

Не слыхал звончее струн. (Гусли.)

М.Р. Гусли – это самый старинный русский инструмент. Родился он из натянутой струны лука. Потом струны стали натягивать на доску. Так и появились гусли. А человек, который играет на них, называется гусляр.

Предлагаю послушать звучание инструмента гусли.

 Воспитатель.

У нее есть три струны,

Их рукой щипать должны,

Можно под нее плясать

И по-русски приседать. (Балалайка.)

М.Р. Балалайки бывают разного размера. Есть такие балалайки, которые при игре даже ставят на пол! Слушаем балалайку.

Воспитатель.

А сможете ли вы этот инструмент узнать по голосу и назвать его (звучит домра)

Дети узнают и называют инструмент.

М.Р. Домра – русский народный инструмент круглой формы с тремя натянутыми струнами. Домра была любимым инструментом на гуляниях, ярмарках, на веселых представлениях. Гусли, балалайка и домра - это струнные музыкальные инструменты.

Расскажу я вам, друзья, -

В давние века

Дунул тихий ветерок

В трубку тростинка.

Человек услышал вдруг

Нежный мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный инструмент. (Дудочка)

Звучит дудочка.

М.Р.  Есть еще музыкальный инструмент похожий на дудочку, называется жалейка. Жалейка – это небольшая трубочка из дерева или тростника, в один конец которой вставлена воронка. Жалейка – духовой инструмент. Чтобы он заиграл, в него нужно подуть. Звуки жалейки.

Мы собрали хоровод

Пригласили весь народ

Дополняет наш кружок

Пастуший…(рожок)

Музыкальный инструмент рожок тоже духовой инструмент. По внешнему виду он напоминает рог. Раньше его делали из двух частей и эти части склеивали. Рожки изготовляли из березы, можжевельника. Звук низкий, но мягкий. Слушают рожок.

Жалейка, дудочка и рожок – духовые музыкальные инструменты.

Воспитатель.

А сейчас еще одна музыкальная загадка. Назовите инструмент, звучание которого вы слышите (Гармонь.)

М.Р.  Гармонь – клавишно-духовой инструмент. Для того чтобы она заиграла, надо не только нажать на клавишу-кнопочку, но и раздвинуть меха, чтобы во внутрь попал воздух.

Воспитатель.

Деревянная подружка –

Без нее мы как без рук.

В русской пляске – веселушка,

А к обеду лучший друг. (Ложка.)

Звучит игра на ложках.

М.Р.  Ложки делали из липы, дуба, березы. Самое маленькое количество ложек у одного музыканта – три, самое большое – пять. Иногда для звонкости к ложкам привязывали еще и колокольчики.

 Воспитатель.

Музыкальный перезвон

Слышится со всех сторон

Отгадайте – ка ребятки

Музыкальную загадку

Звучат бубенцы, дети называют инструмент.

На небольшом кусочке кожи пришивалось много бубенчиков. Музыкант потряхивал ими или ударял по коленке, бубенчики приклепляют и к палочкам или ложкам.

М.Р. 

Это что за разговор:

То ли ссора, то ли спор?

Как сороки затрещали.

Инструмент такой узнали?

Тараторит будто тетка, называется…(трещетка)

Трещотка – этот музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Он состоит из сухих дощечек, которые нанизаны на веревочку. Трещотки бывают разные.

 Трещотки, бубенцы, ложки – это ударные инструменты, их надо встряхивать или ударять.

   Балалайка, гармошка, бубенцы, рожок, трещотки – все эти инструменты называются народными. Когда они звучат все вместе, то говорят, что играет оркестр народных инструментов. Давайте поиграем в игру и отправимся в путешествие на остров русских музыкальных инструментов. Игра «Оркестровые острова». Предлагаю послушать русскую народную мелодию в исполнении оркестра русских народных инструментов.

   Ярмарка, ярмарка, шумная и яркая!

   Ярмарка, ярмарка, плясовая, жаркая!

   По ярмарке ребятишки гуляют

   И потешки напевают.

   Что это за потешка, отгадайте!

(Дети слушают русскую народную потешку «Андрей воробей».)

Воспитатель. Ой, смотрите-ка, к нам сам «Андрей-воробей летит! Спросим его, где он бывал да что он видал!

   Воспитатель надевает на ребенка шапочку воробья.

Воробей. Я по ярмарке летал, инструменты выбирал.

Воспитатель: А какой выбрал?

Воробей. Бубен

Воспитатель. Давайте вы эту потешку весело споете да ритм дружно отхлопаете. А воробей на бубне подыграет вам.

М.Р. А мы тоже инструменты выберем да песню русскую споем.

Дети берут со стола русские народные инструменты. Исполняют песню «Летал воробей»

М.Р. Сейчас мы организуем свой оркестр русских народных инструментов. Дирижером будет Наталья Николаевна.

   Звучит русская народная мелодия «Светит месяц» в исполнении Государственного академического русского народного оркестра им. Осипова – дети подыгрывают на инструментах.

   Мы по ярмарке гуляли,

   Много нового узнали.

   А теперь внимание!

   Ярмарочное соревнование!

Проводится игра «Чей кружок быстрее соберется»

М.Р.   Вам понравилось веселиться на ярмарке музыкальных инструментов? А какие народные инструменты вам запомнились? На каких инструментах вам понравилось играть больше всего? (Дети отвечают на вопросы.)

   Закончилась ярмарка, и на прощанье

   С улыбкой мы скажем друзьям «До свиданья!»

  Дети прощаются и уходят из зала под песню «Ярмарка».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

Занятие знакомит детей с музыкальным инструментом  органом. Используются иллюстративный материал и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха в исполнении органа....

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"

На занятии дети знакомятся с музыкальным инструментом органом. Используются иллюстрации и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха....

Занятие для подготовительной группы. " Знакомство с русскими народными инструментами".

Занятие для подготовительной группы "Знакомство с русскими народными инструментами"....

Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения....

Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты»

Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты» .Конспекты направлены на изучение русских народных инструментов. Цель:...

Конспект открытого занятия в старшей группе на тему "Русские народные инструменты"

Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов. Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах. Развивать эмоциональную отзы...

«Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе

laquo;Приобщение детей к русскому народному музыкальному творчеству». Конспект музыкального занятия в подготовительной группе  Цель: развивать у детей интерес и любовь к русском...