Конспект музыкального занятия в подготовительной группе "Орган - король музыкальных инструментов"
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
На занятии дети знакомятся с музыкальным инструментом органом. Используются иллюстрации и презентация. Дети слушают музыку И.С.Баха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organ_korol_muz_instr.docx | 16.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ № 18
Музыкальный руководитель Курбатова Марина Николаевна
Конспект НОД
«Орган – король музыкальных инструментов» (подготовительная группа)
Цель: знакомить с внешним видом и звучанием органа.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить с творчеством И.С Баха;
-формировать музыкально-эстетическое сознание (эстетические чувства, интерес к музыке).
Развивающие:
-развивать эстетические чувства детей;
-развивать восприятие средств выразительности;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к музыкальным инструментам.
Ход НОД. Занятие начинается в группе: дети получают письмо от Олле Лукойе, в котором сказочный персонаж приглашает в музыкальный зал и обещает, что дети услышат что-то новое и очень интересное.
Дети приходят в музыкальный зал и видят посылку от Олле Лукойе –диск в яркой коробке.
Воспитатель. Ребята, Олле Лукойе нас сюда позвал, а его и не видно. Смотрите, это, наверное, от него посылка. Что же здесь? Ребята, на посылке картинка – вы знаете этот инструмент?(Нет)
Муз. рук .Мы знаем много музыкальных инструментов с разными голосами. Но инструмент, о котором хотел рассказать Олле Лукойе,- орган по праву может быть назван королем всех инструментов, так как он владеет огромным количеством голосов. (На экран телевизора выводится иллюстрация). Это один из самых древних клавишных инструментов, относится к группе клавишно-духовых. Это значит, что у органа есть и трубы, и клавиши. Труб очень много. С помощью клавиш в трубы вдувается воздух, они начинают звучать. Трубы органа разные: большие и маленькие, металлические и деревянные, открытые и закрытые, со специальным «язычком» и без него. От величины, формы трубы и ее устройства зависит ее голос, тембр. Каждая клавиша органа соединена с десятками, а иногда и сотнями труб, каждая труба обладает своим голосом. Орган имеет несколько тысяч труб разной длины, несколько клавиатур, расположенных одна над другой лесенкой. Есть педали для ног: с их помощью извлекаются самые низкие звуки. Есть ручки-рычажки, кнопки. Клавиши могут звучать с разной окраской, подражать звучанию других инструментов. Орган – целый оркестр. Трубы могут издавать звуки, похожие на флейту, гобой, кларнет, подражать пению птиц. (Дети смотрят ряд иллюстраций с изображением органа). Между клавишами и трубами находится устройство – органный мех, с помощью которого по специальным воздухопроводам воздух нагнетается в трубы. Органный мех и часть труб спрятаны в корпус органа, а другие трубы находятся снаружи, на фасаде органа. В старинных органах воздух подавался в трубы вручную (у органиста был помощник, который занимался этим), а сейчас воздух в трубы накачивается с помощью электричества. (Воспитатель меняет изображение на экране).
Воспитатель. Как же музыкант играет на таком сложном инструменте?
Муз.рук. Для того, чтобы играть на органе, нужен специальный пульт управления: его называют кафедра, именно там сидит органист. На ней находятся ручные клавиатуры – мануалы. Кроме ручных клавиатур на кафедре имеется и ножная –педаль, на органе играют и руками, и ногами. (Демонстрируется иллюстрация).
Воспитатель. Я знаю, что орган – очень древний музыкальный инструмент, ему несколько тысяч лет. Его далеким предком была флейта Пана – несколько трубочек из тростника разной длины. Еще один предшественник органа – волынка. Одним из первых органов был гидравлос(водяной орган), в который воздух подавался в трубы с помощью водяного насоса. В древности орган звучал во время дворцовых приемов, театральных представлений, затем его стали устанавливать в соборах и использовать для церковной службы. А потом органы появились и в концертных залах.
Муз.рук. Ребята, вы много узнали об органе. Вам, наверное, хотелось бы услышать его звучание. Посылка Олле Лукойе сможет нам помочь.(Детям предлагается для слушания «Органная токката» И.С.Баха). Обратите внимание: орган звучит то величественно и напряженно, то его мощное звучание противопоставляется звучанию отдельных голосов.
По окончании слушания в зале появляется Олле Лукойе.
Олле Лукойе. Здравствуйте, ребята, я рад, что вы приняли мое приглашение. Вам было интересно? Что нового вы узнали? (Дети отвечают) .
Олле Лукойе. Несмотря на то, что орган – огромный инструмент, он может играть подвижно и легко. Вот послушайте: светлая, быстрая мелодия сопровождается низкими, гудящими басами. (Дети слушают «Хорал»И.С.Баха).
Звучит орган торжественно и ясно.
В старинной кирхе вновь звучит мотив.
Мелодия божественна, прекрасна…
Я замираю, голову склонив.
Стремится ввысь мелодия, под своды.
Я слушаю чудесный тот напев...
Седой Маэстро дарит гимн свободы,
Струну души до глубины задев.
Что это: Моцарт, Бах? Звук так прекрасен.
Соната, Реквием, звезды полёт?
Мир музыки огромен, чист и ясен.
Какая сила у обычных нот!
Мерцают свечи... Звуки тише стали...
Волшебной птицей музыка плывёт.
И замер где-то в ясной звёздной дали
Моей души возвышенный полёт! (Т.Лаврова).
Олле Лукойе. Я вам принес игру, где вы сможете поближе рассмотреть орган, а также поупражняться в ловкости и смекалке. Нужно внимательно посмотреть картинку с изображением органа, а потом из разрезных деталей сложить такую же. Хотите поиграть?
Воспитатель приглашает к столу 3 детей, они собирают разрезные картинки – Орган.
Муз. рук. Ребята, вы знаете много музыкальных профессий. На скрипке играет…(дети отвечают: «Скрипач»), на виолончели играет…(дети отвечают).
Олле Лукойе. Как же вы назовете музыканта, который играет на органе?(Органист).
Молодцы! Хотите вспомнить и другие музыкальные профессии? (Проводится игра «Музыкальные профессии»).
Воспитатель. Вы сегодня узнали много нового и интересного. Давайте звать Олле Лукойе приходить к нам еще. А сейчас пора в группу.
Олле Лукойе. Я очень рад встрече с вами, поэтому игру хочу вам подарить.(отдает детям игру «Разрезные картинки»; дети прощаются со сказочным героем и выходят из зала)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект нод по программе "Камертон". Музыкальное занятие по развитию певческих навыков "Музыкальные ступеньки" в подготовительной группе.
Музыкальное занятие по развитию певческих нааыков по программе "Камертон", с использованием презентации (слайды и слайды для пения по ручным знакам, слайды с опорными картинками к песне)....
Интегрированное музыкальное занятие - формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «День Народного Единства».
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину. Узнавать и называть символы страны: флаг, герб, ...
Интегрированное музыкальное занятие – формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «Родина моя»
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю через синтез музыкального, литературного, художественного и танцевального творчества, влияя на эмоциональн...
«Зимушка-зима». Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группе Подготовила музыкальный руководитель Мартынова Ирина Юрьевна для студентов педколледжа 2018 год
laquo;Зимушка-зима».Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной группеПодготовила музыкальный руководитель Мартынова Ирина Юрьевна для студентов педколледжа 2018 год...
Конспект музыкального занятия в средней группе "Развитие музыкальных способностей детей в различных видах музыкальной деятельности"
Планируемый результат: дети проявляют интерес к искусству, могут определять средства музыкальной выразительности; определяют образное содержание музыкальных произведений и передают их в движении,...
Интегрированное музыкальное занятие - формирование патриотического воспитания через музыкальную деятельность в подготовительной группе «День Народного Единства»
Цель: Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста к родной стране, к родному краю. Воспитывать любовь и гордость за свою Родину. Узнавать и называть символы страны: флаг, герб, ...
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе В Музыкальном королевстве
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе Тема занятия: «В музыкальном королевстве» Методы и приемы реализации содержания занятия: - Наглядные (слайдовые фрагменты музыкальных инст...