Конспект музыкального занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Селезнев Николай Вячеславович

Занятие  для старших дошкольников. Дети знакомятся с видами и звучанием русских народных инструментов, их историей происхождения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_konspekt_ds_no242.docx26.54 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №242» общеразвивающего вида

Конспект музыкально-тематического занятия в подготовительной к школе группе         «Путешествие в страну русских народных инструментов»

                                                                                                          Составитель                             музыкальный руководитель

 Селезнев Н.В.

Барнаул                                                                                                                                  2018 г

Цели:

-познакомить детей с историей русских народных инструментов, учить отличать их звучание;

-формировать у детей основы музыкальной культуры.      

Задачи:

- приучать детей внимательно слушать музыкальные произведения в исполнении разных инструментов;

- приобщать детей к народной музыке, высказываться о характере музыке;

- воспитывать интерес к произведениям русского фольклора.

Оборудование:

Балалайка,  баян, бубен,  гармонь, колокольчик, домра, деревянные ложки, трещотка, стиральная доска, пила, счеты, фонограммы звучания музыкальных инструментов, иллюстрации  с изображением музыкальных инструментов, музыкально-дидактическая игра «Четвертый лишний», шумовые инструменты.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением музыкальных инструментов, беседа о русских музыкальных инструментах, слушание фонограмм со звучанием  музыкальных инструментов, музицирование в шумовом оркестре.


Ход занятия.

Дети под русскую народную мелодию входят в музыкальный зал, садятся.

Муз. рук.  –Здравствуйте, ребята.  Сегодня я хочу пригласить вас в необычное путешествие, в страну музыкальных инструментов. А инструменты эти - родом из России. И неслучайно их называют «русские народные инструменты», ведь придумал их русский народ.

Давным –  давно жили бедные крестьяне и, чтобы как-то скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого полюбилось людям. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», т.е. разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент…как? (балалайка) Посмотрите – это струнный инструмент, звук у него возникает благодаря игре на трех струнах. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздика, а детали соединяют специальным клеем. Хотите послушать, как она звучит?

Звучит отрывок русской  народной песни «Светит месяц…»

Муз .рук.- А вот еще один русский музыкальный инструмент – домра. У нее бывает три или четыре струны. Никто не знает, откуда пришло такое название, скорее всего с Востока, потому, что у казахов есть похожий инструмент – домбра. Жизнь нашей русской домры была короткой и нелегкой. Хотите знать, почему? Очень давно на домрах играли скоморохи, это были веселые музыканты, которые  в своих песнях высмеивали царя. И тогда царь издал указ изломать и сжечь все музыкальные инструменты. Но домра не погибла, на ней и сегодня играют музыканты. Хотите послушать?

Звучит отрывок русской народной песни «Калинка»

Муз. рук.- Следующий инструмент – это гармонь. Когда-то ручную гармонику изобрел немецкий музыкант, а российские  мастера, которым понравилось  звучание гармоники,  сделали ее более удобной. Без гармони не проходила ни одна свадьба, в каждом селе был свой гармонист,  а во время Великой Отечественной войны  гармонь помогала людям выстоять и победить.          

Звучит отрывок песни   К.Я.Листова  «В землянке»

Муз. рук. -  А этот инструмент вам хорошо знаком – баян, родственник гармони. Название «Баян» произошло от старославянского слова «баяти», т.е. «говорить», «рассказывать». А смастерил первый баян музыкальный мастер Петр   Стерлигов. Он не только ремонтировал старые музыкальные инструменты, но и делал новые. Над баяном мастер работал около двух лет.  Кнопок здесь, как вы видите, намного больше, поэтому на нем можно сыграть более сложные произведения. Послушайте, как в наше время звучит баян.

Звучит отрывок пьесы А. Эшпая  «В путь»

Муз. рук. – Однажды во время раскопок ученые нашли целую кучу древних музыкальных инструментов: из костяных трубочек были сделаны дудки и свистки, из костей мамонта – погремушки и трещотки, из сухой кожи животных – бубны, которые гудели от ударов колотушек. Именно такими были первобытные  музыкальные инструменты. С годами эти инструменты видоизменялись: например, дудки стали делать из камыша, тростника или дерева (фонограмма и показ фото); трещотки из дерева, причем трещотки были разных видов (показ фото и исполнение небольшого ритмического фрагмента на трещотке); гусли – древнейший русский инструмент, изготавливали из одного куска дерева, выдалбливая его изнутри, а позже, когда  струны стали делать из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми» (фонограмма и показ на фото). На гуслях обычно играли древние сказители, рассказывая сказки и легенды (нам известны герои русских сказок и былин - Садко, Добрыня Никитич); деревянные ложки до сих пор используются в России как музыкальный инструмент – музыкант извлекает звук, ударяя  ложки  друг о друга задними сторонами,  ложкари обычно используют 3 ложки, две из них они держат между пальцами в одной руке, а третью – в другой. Музыкальные ложки очень нарядны, их расписывают вручную настоящие художники, а затем покрывают специальным лаком. В старину вся посуда, из которой ели крестьяне, была деревянной, кто и когда додумался превратить ложки в музыкальный инструмент, неизвестно, словом, ложками можно было и щи хлебать и музыку сыграть (фонограмма и показ ложек). Следующий инструмент – это колокольчик. В старину колокольчики крепили лошадям на дугу, чтобы издалека было слышно, кто едет. А где вы еще слышали звон колоколов? Правильно, в церкви. Вот уже многие века колокола призывают верующих людей к молитве (фонограмма и показ фото). А я хочу показать вам еще один инструмент – вы его хорошо знаете – это бубен. Настоящий бубен обтянут кожей, к некоторым бубнам подвешивают колокольчики или небольшие тарелочки, которые начинают звенеть, когда мы ударяем по бубну или встряхиваем его ( показ небольшого ритмического рисунка на бубне и показ фото). А давайте поиграем в игру «Определи инструмент».

Музыкально-дидактическая игра «Определи инструмент»

Игровой материал: 2трещотки, 4 ложки, 2 колокольчика, 2 бубна.

Ход игры: двое детей сидят спиной друг к другу, перед ними лежат одинаковые инструменты. Один исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же.

Муз.рук:- Вообще, русский народ использовал всякие приспособления для того, чтобы поиграть, например, вот эта стиральная доска (показ), счеты, которые использовались для счета денег (показ) ,пила, которой пилили дрова  и многое другое!  Чаще всего народные инструменты использовали скоморохи - веселые музыканты, которые ходили по Руси и были одновременно певцами, плясунами и музыкантами. Они играли на гуслях, на дудках и на бубнах. С бубнами они проделывали разные фокусы: подкидывали их и схватывали на лету, колотили им по коленкам, по голове, по носу. Они выступали на ярмарках, свадьбах и народных праздниках.

Звучит веселая музыка. Танцуя и играя на дудке, а затем на бубне, выбегает Скоморох.

Скоморох: - Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

Муз. рук.: - Здравствуй, дорогой гость!  Ребята, кажется, я догадался, кто к нам пришел!  Это же Скоморох!  А как ты узнал, что мы про тебя говорили?

Скоморох:- А я услыхал знакомые звуки моих любимых инструментов и подумал: «Интересно, а кто это на них играет?»

Муз. рук. : - Мы с ребятами изучаем историю русских музыкальных инструментов, слушаем их звучание, рассматриваем картинки, на которых изображены музыкальные инструменты, и настоящие инструменты у нас есть. Вот, посмотри!        

Скоморох: - Ух, ты! Это просто здорово, что вы интересуетесь русскими народными инструментами! Но вы, наверное, уже устали сидеть?  Давайте сделаем небольшую разминку!

Игроритмика под русскую народную мелодию «Лапотуха»

Скоморох:- Неужели вы запомнили все эти инструменты?

Муз. рук.: - Ребята, я думаю, вы  сможете назвать инструменты, с  которыми   сегодня познакомились?

Скоморох: - А вот я сейчас проверю. Отгадайте загадку:

1.Треугольная доска, а на ней три волоска,

Волосок – тонкий, голосок – звонкий,

Три струны, а звук какой, с переливами, живой.

Узнаю его в момент -  самый русский инструмент! (балалайка)

2.Музыкальным инструментом кашу есть и щи хлебать

Можно запросто, а после для друзей своих сыграть!    (деревянные ложки)  

3. Я сыграю от души ритм очень трудный.

Что звучит? Скорей скажи! Непоседа - …….(бубен).

Скоморох: - Молодцы, догадались!  А сейчас задачка потрудней будет!  Мне нужен один ребенок (к столу выходит ребенок, на столе разложены картинки с изображением музыкальных инструментов). Сейчас я прочитаю трудную загадку про музыкальный инструмент, а ты должен найти среди всех этих инструментов нужный!

1.Какой инструмент произошел от общеславянского слова «балакать»?   (балалайка)

2.Жизнь у этого инструмента была нелегкой. Он был очень известен среди простых людей, но однажды царь приказал его уничтожить. О каком инструменте идет речь?                                      (домра)

3.На каком древнем инструменте играли герои русских былин Садко и Добрыня Никитич?                                                (гусли)

Скоморох: - Какие молодцы!  А у меня есть еще одна игра. Она называется «Четвертый лишний». Вы должны посмотреть на эту картинку и сказать, какой музыкальный инструмент   из  этих четырех лишний.

          Музыкально – дидактическая игра «Четвертый лишний»

Муз.рук. : - Это еще что!   Мы сейчас потруднее загадку загадаем!  Ребята с закрытыми глазами смогут на слух определить, что за инструмент сейчас прозвучит!  Сможете отгадать, ребята?

          Слуховой анализ «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

Муз.рук. : - Ребята, сегодня вы  много нового узнали про музыкальные инструменты. Вы услышали их звучание, увидели, как они выглядят, узнали историю их происхождения, и даже отгадали верно все загадки! А если все эти инструменты будут звучать вместе, что получится? (оркестр). А хотите сыграть в оркестре? Давайте сейчас все вместе  сыграем на музыкальных инструментах.

Шумовой оркестр под фонограмму русской народной песни «Барыня»

Муз. рук:- Ребята, вам понравилось наше занятие? (ответы) Мы с вами уважаем культуру своего народа? (ответы) А что именно вам понравилось? (ответы) А вы хотите дальше изучать  историю русских народных инструментов? (ответы)  Наше занятие окончено, до новых встреч!              (Выход детей под русскую народную мелодию)

Результативность:

Музыкально-тематическое занятие «Путешествие в страну русских народных инструментов»  повысило интерес к образовательному процессу.                                Дети были: заинтересованы  и с удовольствием участвовали в играх и разминках, они обогатили свой словарь новыми музыкальными словами, услышали  различные  звучания русских народных инструментов, смогли отгадать по слуху звуки предложенных музыкальных и шумовых инструментов. С помощью игр и разминок  ребята узнали много нового и научились этими знаниями пользоваться. Это занятие представляет собой целенаправленную поэтапную работу, имеющую теоретическую, информационную и практическую направленность для знакомства с русскими народными инструментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов

Музыкальное развлечение для детей средней группы. Весёлое представление с участием кукольного театра (куклы бибабо - дядя Кузя и Чевостик) и учащегося музыкальной школы (балалаечник) продолжает з...

Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов. Интегрированный досуг для младшей группы

Закреплять и расширять представления детей о русских народных музыкальных инструментах. Воспитывать интерес к звучанию различных инструментов. Объяснить понятия « ударные» и «духовые» инструменты. Раз...

досуг "Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов"

Цели: познакомить детей с русскими народными инструментами.Задачи: 1. Дать представление о том, как выглядят и как звучат русские народные музыкальные инструменты.2. Формировать желание и ин...

Конспект комплексного занятия на тему: «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

В процессе занятия  дети знакомятся с историей русских народных инструментов, учатся отличать их звучание в исполнении разных народных инструментов. Дошкольники приобщаются к народной музыке, уча...

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Конспект интегрированного игрового досуга по приобщению детейк истокам русской народной культуры«Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»...

Мастер-класс музыкального руководителя для воспитателей ДОУ на тему «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов»

Публикация содержит мастер-класс музыкального руководителя для воспитателей дошкольных образовательных учреждений на тему «Путешествие в страну русских народных музыкальных инструментов&raq...