Клубный час «Ярмарка русской народной красавицы Матрешки»
методическая разработка

Гранич Анжелика Александровна

Клубный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klubnyy_chas_yarmarka_russkoy_matreshki.docx42.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 61 «Соловушка»

Авторская разработка

участника конкурса профессионального мастерства «Арсенал идей» среди педагогов муниципальных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования администрации города Нижневартовска

в номинации «Авторская разработка для дошкольных образовательных организаций»

клубный час «Ярмарка русской народной красавицы Матрешки»

Автор разработчик

Гранич Анжелика Александровна

Нижневартовск, 2021

1.Аннотация

Данная авторская разработка направлена на формирование у детей дошкольного возраста 5-6 лет ценности деятельности человека, которые дошкольники начинают осваивать через значение праведного труда на земле, мастерство добрых рук и таланты человека. Показать и заложить в детях ценность труда как первооснову жизни и благосостояния человека.

Содержание

Введение …………………………………………………………………..3

- обоснование необходимости данной разработки и ее актуальность…4

-цель и задачи………………………………………………………………5

Основная часть (содержание разработки)………………………..............6

Заключение………………………………………………………………..16

-выводы автора………………………………………………………….....16

-оценка результатов ………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………..17

Приложения

2. Введение

Основными принципами дошкольного образования в условиях ФГОС является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учёт этнокультурной ситуации развития детей, амлификация детского развития и т.д. 

Необходимо, чтобы в основе базовой культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку, к Родине, к ценностям труда. Присоединение детей к ценностям помогает ребенку приобрести первичный социокультурный опыт, воспринять традиции своего народа, обрести память рода, обращенную к потомкам, и, в конечном итоге, получить базовый опыт, на котором формируется характер и закладываются духовно-нравственные основы личности.

Данная авторская разработка направлена на формирование ценности деятельности человека, а именно клубный час «Ярмарка русской народной красавицы матрешки».  Здесь уместно будет использовать и размышления К.Д.Ушинского о труде: «Труд – это лучший хранитель нравственности. Закон свободного труда Господь начертал и во внешней природе, и в самом человеке, в его теле, сердце и уме. Высылая человека на труд, Творец сделал труд необходимым условием физического, нравственного и умственного развития и самое счастье человека поставил в неизбежную зависимость от личного труда.

Образ матрешки взят не случайно, дети 5-6 лет наряду с глиняной (каргопольской) игрушкой, знакомятся и с деревянной матрешкой. Феномен матрешки очень глубок. Образ матрешки удивителен. «Просветленное, очень оригинальное и неповторимое лицо русской матрешки, церковная нарядность – это человек, пересозижденный Духом Божиим, прекрасный человек во Христе. Только такой человек способен «возделывать «Рай», преображать мир» (Андрей Кононов. Духовный смысл игрушки, Киров, 2000) Именно о духовном смысле народной игрушки следует помнить педагогу, работающему с детьми. В процессе знакомства воспитанников с историей русской народной игрушки, процессом ее изготовления, особенностями пропорций, цвета игрушки, народными мастерами и центрами, где ее изготавливают, разными видами игрушек, региональными особенностями их выполнения, ребенок в буквальном смысле «окунается» в глубину нашей истории, истории своего народа.

Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Очень важно наряду с эстетическими особенностями игрушки показать ребенку и заложенный в игрушке мастером духовный смысл, который народной игрушке удалось сохранить до настоящего времени. Дети знакомятся с истоками народных традиций как важнейшим механизмом передачи из поколения к поколению базовых социокультурных ценностей российской цивилизации, сохранению этих удивительных игрушек до наших дней способствовали существовавшие в народе традиции дела.

Данная тема широко используется в программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» (главный редактор ИД «Истоки» профессор И.А. Кузьмин), как целостный образовательный проект формирования системы ценностей у детей дошкольного возраста и их родителей.

Именно скудные знания об этой русской красавице подвигли нас на изучении и близкое знакомство с ней. Знакомя детей с русской матрёшкой, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.
Работа посвящена изучению возникновения матрешки и использования её.
Цель:

  • Формирование духовно- нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с предметом декоративно - прикладного искусства - Русской Матрёшкой.
  • Создание педагогических условий для формирования в каждом ребёнке основ духовно-нравственной личности, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

  • Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа;
  • Познакомить детей с историей народного промысла по изготовлению матрешки;
  • Формировать и развивать эстетическо-творческие возможности детей в процессе разнообразных видов деятельности: словесной, исторической, художественной и игровой;
  • Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, народному творчеству, творческие способности, фантазию, самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки;
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке как к культурному символу России.

    В авторской работе клубный час «Ярмарка русской народной красавицы Матрешки» происходит интеграция образовательных областей таких как познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков.

        3.Содержание

Тип «Клубного часа»: тематический.

Дополнительная помощь в организации мероприятия: все сотрудники МАДОУ г. Нижневартовска ДС №61 «Соловушка»

Время и дата проведения согласовываются со всеми участниками клубного часа.

Ресурсное обеспечение: перспективный план педагогической технологии клубный час «Ярмарка русской народной красавицы Матрешки», план-схема размещения помещений ДОУ, стимульные кружки красного цвета, спокойная музыка для рефлексивного круга, эмблемы – указатели на дверях помещений.

План мероприятий:

1. Организационный момент: (обсуждение между педагогом и детьми плана – схемы ДОУ, с обсуждением где, что находится).

2. Ход мероприятия: (перемещения детей в течение 1 часа по всему зданию ДОУ, соблюдая определённые правила поведения (разработанные ранее), и     по звонку колокольчика возвращение в группу).

На территории детского сада в назначенных группах и помещениях была организована выставка – ярмарка.

Объекты  мероприятий в ДОУ:

  • «Лавка – мастеров. Сергиево посадская (загорская) матрешка и Тверские матрешки» - подготовительная группа 12.        
  • «Лавка – мастеров. Семеновская и Плоховсая матрешки» - подготовительная группа13 .
  • «Ярмарка народных игр и забав» - спортивный зал.
  • «Знакомство с народным фольклором на ярмарках»- музыкальный зал
  • Творческая мастерская «Мастера и рукодельницы» -  Изо- студия    

Дети старших групп в течение часа по картам-схемам выбирают себе маршрут и путешествуют по выбранным местам.  Посетив спортивный зал, дети побывают в мире народных подвижных игр, где будут увлечены такими русскими народными играми, которые использовались на ярмарках, а так же разучат хороводные игры.

В музыкальном зале познакомятся с русскими народными инструментами как балалайка, треугольник, бубны, колокольчики, трещотка и ложки. С детьми будет инсценировано исполнение на музыкальных инструментах, русских народных песен «А я по лугу», «Во кузнице», «Со вьюном я хожу».

            Предварительная работа: Обсуждение и выбор детей, желающих быть экскурсоводами, их выбор представления экспозиций. Обсуждение между воспитателем и детьми предстоящего «Клубного часа»: - какие клубы будут открыты; - где они будут размещены; - чем можно будет заняться в каждом клубе; - повторение правил поведения во время «Клубного часа» Правила поведения во время «Клубного часа»: - говори «Здравствуйте!» при встрече и «До свидания» при прощании; - если взял экспонат посмотреть – положи его на место, когда рассмотришь; - говори спокойно, ходи спокойно по группам и лестничным пролетам; - собираемся в выбранном клубе и возвращаемся в группу по сигналу колокольчика; - если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей или вернуться в нее, если устал; - доводи начатое дело до конца.

Ход клубного часа

 Вступительная часть: Сбор в музыкальном зале. Деление на подгруппы. Выбор командира группы, который поведет свою экскурсионную группу по плану-схеме посещений.

Первая остановка помещение подготовительной группы «Лавка – мастеров. Сергиево посадская (загорская) матрешка и Тверские матрешки»

Оборудование : выставка ярмарка Сергиево посадской (загорской) матрешки и Тверских матрешек, а так же другие изделия мастеров как сопутствующий товар на ярмарке, мультимедия, презентация «Русская матрешка».

Ход

1Ребенок. К нам сюда скорее просим,

Подходи, честной народ.

Веселиться начинайте.

Всех нас ярмарка зовет!

Подходите, граждане,

Угодим каждому!

2 Ребенок. Мы ребята озорные

Мы ребята удалые!

Всех на Ярмарку зовем

Мы игрушки продаем!

А ну, честной народ

Подходи смелей,

Покупай товар, не робей

Ребята, не зевайте

Кто что хочет, покупайте!

Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие проходите мы вам рады. У нас проходит ярмарка! Давайте мы с вами познакомимся с изделиями русских мастеров, внимательно рассмотрим и узнаем много нового. А теперь   внимание на экран! (показ презентации)

           Первые русские матрёшки были созданы в Сергиевом Посаде как забава для детей, которые помогали усвоению понятий формы, цвета, количества и размера. Стоили такие игрушки достаточно дорого. Но спрос на них появился сразу же. Через несколько лет после появления первой матрёшки практически весь Сергиев Посад делал этих обаятельных куколок. Изначальный сюжет русской матрёшки – это русские девки и бабы, румяные и полные, одетые в сарафаны и платки, с собачками, кошками, корзинками, с цветами. За долгие годы существования матрешки принципы ее изготовления не поменялись. Делают матрешек из лиственницы, березы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Каждый мастер знает свой секрет дерева и подготовки его к обработке. Долго выбирает он ровные, не сучковатые деревья. Очищая дерево от коры, мастер обязательно оставляет ее в нескольких местах нетронутой. Это делается для того, чтобы при сушке древесина не трескалась. Затем подготовленные бревна укладывают штабелями так, чтобы между ними свободно проходил воздух. По несколько лет стволы выветривают, сушат на открытом воздухе до нужной влажности. Хорошая матрёшка отличается тем, что: все её фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрёшки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и чёткий; ну, и, конечно же, хорошая матрёшка должна быть красивой.

Изначальные сюжеты деревянных матрешек были исключительно женскими: румяных и полных красных дев рядили в сарафаны и платки, изображали их с кошками, собачками, корзинками и т. п. 

Тверская матрешка

В тверской матрешке часто угадываются исторические и сказочные персонажи: Снегурочка, царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная. Наряды и головные убор могут быть совершенно разными, что делает куклу очень интересной для детей.

Физминутка

Хлопают в ладошки.

Дружные матрешки.

(хлопают в ладоши)

На ногах сапожки,

(руки на пояс, поочерёдно то правую ногу выставить вперёд на пятку, то левую)

Топают матрешки.

(топают ногами)

Влево, вправо наклонись,

(наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись.

(наклоны головой влево-вправо)

Девчонки озорные,

Матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых

(руки к плечам, повороты туловища направо – налево)

Вы похожи словно сестры.

Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки.

(хлопают в ладоши)

Воспитатель. - Сергиево посадская (загорская) матрешка

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы. Потому-то, наверное, и любят матрешку все, от мала до велика.

3 Ребенок В матрешке — матрешка.

В матрешке — матрешка.

А самая маленькая,

Как крошка.

Люблю я с матрешками

Часто играть,

Сперва разбирать их,

Потом собирать.

Собрать их недолго:

Минута, вторая —

И вырастет сразу матрешка большая

4 Ребенок Матрешка — древняя краса

Сквозь времена дошла до нас.

Ей имя русское дано.

Она красива и мила,

Всем улыбается она.

Одета, как в былые времена,

Одежда традициям верна.

На платке узор замысловат,

На сарафане цветы огнем горят!

Воспитатель. Спасибо большое что слушали внимательно приходите к нам ещё

Вторая остановка музыкальный зал «Знакомство с народным фольклором на ярмарках»

Муз. руководитель: Добрый день, всем добрым людям,

Пусть денёк весёлым будет.

Сегодня будут игры, шутки, смех,

Радости хватит на всех!

- Дети, вы когда - нибудь были на ярмарке?

- А что такое Ярмарка?

Ответы детей: На ярмарке покупают разные товары……

Муз. руководитель: Ярмарка – это большой базар. В давние времена на Руси ярмарки проходили несколько раз в год – по большим церковным праздникам: Рождество, Масленица, Пасха и Троица. На ярмарках торговали всем и помногу: если мука – то мешками, если дрова – то телегами. Торговали и обувью, и одеждой, и посудой, и домашней утварью. Но были и особые праздники, на которых люди могли на других посмотреть и себя показать. И сегодня я хочу пригласить вас на веселую ярмарку: «Ярмарку народных игр и забав»

Вы девчонки и мальчишки за руки берегитесь

Да на ярмарку торопитесь.

Дети взявшись за руки идут «змейкой» за муз. рук. под рус. нар. мелодию «Ярмарка»

Муз. руководитель: (говорит во время движения)

Как на ярмарке веселой,

Собрались деревни, села

Да из города народ,

Весь на ярмарку идет!

Музыка затихает.

Муз. руководитель: А вот и ярмарка!

Веселая музыка всех зазывает

На товар посмотреть приглашает!

Давайте и мы пройдем да посмотрим, что на нашей ярмарке есть?

Дети проходят к импровизированным рядам, рассматривают предметы, которые лежат на лотках. Подходят к одному из лотков, где лежат музыкальные инструменты.

Муз. руководитель: Я сейчас для вас ребятки буду загадывать загадки.

Кто загадки отгадает, тот со мною поиграет.

1.То толстеет, то худеет

Сама петь не умеет.

А как заиграет

Других петь заставляет. (Гармонь)

2.На ручке плошка

Черпает понемножку. (Ложка)

3. Деревянные пластинки

Разноцветные картинки.

Стукают, звенят – плясать велят. (Трещетка)

Молодцы ребятки, отгадали все загадки.

Инструменты разбираем, оркестром заиграем!

А сыграем мы русскую народную. песню «Во кузнице »

Под рус. нар. песню «Во кузнице» дети играют на музыкальных инструментах.

Муз. руководитель: Молодцы, хороший оркестр у нас получился.

А наша ярмарка продолжается. Пойдем, посмотрим, что еще интересного есть для нас. (Дети под музыку двигаются по залу подходят ко второму столику, на котором лежат атрибуты для игры, разноцветные атласные ленты, предметы быта.)

Муз. руководитель: На ярмарку приходили не только продавать и покупать, но еще и веселиться.

Веселая ярмарка всех собирает.

Игры гостям она предлагает.

Не хотите поиграть?

Свою удаль показать?

Дети: Да, хотим.

Муз. руководитель: Кому не досуг – вставайте в круг!

Как по улице по нашей

Прокатился горшок с кашей!

Давай горшки бить

Да народ веселить!

Игра «Горшок »

Дети образуют круг, в центре стоит водящий (музыкальный руководитель). Он крутит веревку с привязанным на конце не тяжелым предметом – «горшком» и проговаривает слова игры. Под музыку дети перепрыгивают через веревку. Кто её заденет, тот выбывает из игры. Игра проводиться 2-3 раза.

Муз. руководитель: Дружно, весело играли,

Вы ребята не устали? (ответ детей)

Муз. руководитель:

Понравилось вам на ярмарке?

Дети:

Да, очень понравилось. Мы хотим побывать там еще.

Муз. руководитель:

Тогда до новых встреч на ярмарке.

До свидания гости, до свидания Ярмарка!

Дети под музыку уходят из зала.

Третья остановка «Лавка – мастеров. Семеновская и Плоховсая матрешки» - подготовительная группа 13

Оборудование: выставка –ярмарка изделий русских мастеров , Семеновкая и Плоховская матрешки, мультимедиа презентация «Русская матрешка», выставка поделок и рисунков воспитанников подготовительной группы «Эта яркая красавица»

1 Ребенок. Ой вы гости, господа вы откуда и куда?

Дети. Мы на ярмарку пришли, на товары посмотреть…

2 Ребенок У матрёшки синеглазой

С балалайкою в руках,

Сарафан расшит тесьмою,

Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную,

Глядь — а в ней ещё одна,

И похожа на большую —

Распрекрасная краса!

Только милая девица,

Развернув гармонь слегка,

Песню распевает лихо.

А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись,

Такт весёлый отстучит,

Половинкою раскрывшись,

К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных,

В сарафанах, что в цветах,

В красках солнечных небесных!

Песни русские в стихах.

Воспитатель. Да ребята все верно мы старались приготовить нашу ярмарку красивой, чтоб вам на загляденье было. И сейчас рассказ –показ про матрешку не простую, а красивую какую.

Показ презентации и рассказ воспитателя

Семеновская матрешка

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть, расколоться, и жаль будет труда, потраченного на него. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски.

Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

Полхов-майданская матрешка

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная. Полховский Майдан – это название села. “Майдан” очень старинное село, и означает оно “сборище людей”. А Полховка – это река, на которой стоит село.

3 Ребенок Вас мы гости дорогие своими талантами спешим поделится мы старались для вас сделать чудо класс

(Дети осматривают выставку поделок и рисугков)

Воспитатель Ребята, а вы хотите так же смастерить матрешку, как и мы?

Дети Да

Воспитатель. Ну тогда ребята мы вам даем карту, которая вас приведет в мастерскую. До свидания и удачи вам. Спасибо что побыли у нас в гостях

Четвертая остановка «Ярмарка народных игр и забав» - спортивный зал

Оборудование: ленточки цветные, обручи, скамейки для подлезания, мячи

Магнитофон

Инструктор по ФИЗО Здравствуйте ребята, очень хорошо, что вы пришли. Я слышала, что вы были на ярмарке, да и не на одной, много увидели, много узнали, даже танцевали. Но, а здесь мы тоже познакомимся с вами с народными играми и забавами, которыми славилась русская ярмарка.  Пришли вы на ярмарку, на весёлую, да на спортивную. Ребята мы сегодня поиграем в русские народные игры, которые играли наши дедушки и бабушки.  Русский народ очень веселый и задорный, любит играть в подвижные игры, так как у наших людей красивая и открытая душа, и вы у нас такие же веселые и добрые!

1 Ребенок: На ярмарку всех зовем, хоть ничего не продаем!

Будем в игры мы играть, будем петь и танцевать.

Звучит песня «Ой, бежит ручьем вода»

Инструктор по ФИЗО

Есть у нас одна, русская народная игра

Вам понравиться она.

Как дедушка-сапожник ребяток всех ловил,

Но мы с вами, конечно, его опередим.

Игра «Дедушка-сапожник».

(По считалке выбирается «дедушка-сапожник».

Он становится в центре круга, образованного играющими. Начинается диалог:

Дети: Дедушка-сапожник, сшей нам сапоги!

Сапожник: Погодите, дети, потерял очки!

Дети: Дедушка-сапожник, сколько с нас возьмешь?

Сапожник: Два рубля с полтиной, пяточёк и грош.

Дети: Дедушка-сапожник, ты с ума сошёл!

Сапожник: Погодите дети, я очки нашёл!

Во время диалога дети сужают круг, приближаясь к «сапожнику». После произнесения последних слов «дедушка» старается поймать кого-нибудь из играющих. Пойманный, становится «дедушкой-сапожником»)

Инструктор по ФИЗО

Приглашаю всех ребят

В «Карусель» поиграть.

Становись в кружок дружней,

Берись за ленточки скорей!

Игра «Карусель».

(В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит зонтик с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки.  Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию

1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

(Идут четким шагом по кругу).

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

(Легко бегут по кругу).

Тише, тише, не бегите,

Карусель остановите.

(Дети замедляют бег, останавливаются).

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра.

(Опускают ленточки,).

Инструктор по ФИЗО: Мяч – самая древняя и любимая игрушка детворы. Резиновыми мячами раньше играли только дети из богатых семей. Мы с вами сыграем в игру под названием «Гвозди ковать».

Игра "Гвозди ковать"

(Правила игры: Дети отбивают мяч об пол, а пока он возвращается к ребёнку, выполняют различные движения, например, поднимают в сторону руку или ногу, вращаются вокруг себя и т. д.)

Инструктор по ФИЗО. Ребята, а как на ярмарке без русско-народных частушек!...

Частушки:

Начинаем петь частушки,

Просим не смеяться.

Тут народу очень много,

Можем застесняться!

Утром маме наша Мила

Две конфетки подарила.

Подарить едва успела,

Тут же их сама и съела.

Выйду, выйду я плясать

В новеньких ботинках,

Все ребята говорят,

Что я как картинка!

 Молодцы. Давайте еще в одну народную игру сыграем

Игра «Перепрыгни ручеёк»

Дети встают вдоль «ручейка» в затылок друг к другу. Поют песню:

Побежал родничок.

Золотой рожок!

Побежал ключевой, Побежал снеговой,

По мхам, по болотам, По гнилым болотам!

У-Ух!

На слова «У-ух!» дети перепрыгивают через ручей боком. Кто «промочил» ноги –выходят из игры.

Инструктор по ФИЗО . В конце нашей спортивной ярмарки ребята, давайте поиграем в традиционную ярмарочную игру всех народов, где можно помериться силой – это «Перетягивание каната»

Инструктор по ФИЗО «Тут и ярмарке конец,

Кто играл, тот молодец!»

А на память примите медали.

 Вам понравилось? дети Да

До свидания ребята вы большие молодцы

Пятая остановка Творческая мастерская «Мастера и рукодельницы» -  Изо- студия   

Оборудование: выставка изделий народных промыслов и матрешек, альбомные листы, краски, кисти, баночки с водой, подручный материал пуговицы, ленточки, вата, спонжи, клей, ножницы, картон (все по количеству детей)

Воспитатель. Мы с вами очутились в мастерской художественных промыслов, и я предлагаю вам почувствовать себя в роли мастера. По желанию выберите себе материал и попытайтесь сами изготовить русскую красавицу Матрешку.

Продуктивная деятельность детей в мастерской художественных промыслом.

Воспитатель. Дети трудно быть мастерами?

Да, дорогие мои, чтобы стать мастером, нужно немало потрудиться, многому поучиться. У вас есть все для того, чтобы в будущем стать настоящими мастерами и рукодельницами

       Возвращение в группу, рефлексия, оформление выставки работ в группе        

Заключение

В заключение можно сделать следующие выводы, что вся проделанная работа была направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа, на формирование эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне, определяет меру его общего развития. В ходе проекта дети старшей группы расширили свои представления о возникновении народной игрушки - матрешки. У них сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

В настоящее время народное прикладное искусство широко применяется в художественном воспитании детей в детских садах. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративно-прикладного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Дети знакомятся с народным творчеством на выставках прикладного искусства, встречаются с ним в залах музеев, в мастерских художников. В этом убеждают многочисленные выставки детского изобразительного и декоративного творчества. Работы детей в экспозициях этих выставок свидетельствуют о том, какое влияние оказывает народное искусство на выразительность цветовых, пластических и композиционных решений детских рисунков и на духовно-нравственное воспитание детей

Итог работы клубного часа:

В результате у детей:

1. Повысился познавательный интерес к русскому народному искусству - игрушке матрёшка, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения;

2. Дети умеют различать Семёновскую, Полхов-Майданскую, Сергиево посадскую (загорскую)  и Тверскую матрешки;

3. Дошкольники умеют передавать простейшие элементы росписи различных видов матрёшек;

4. Прослеживается положительная динамика овладения детьми познавательными, речевыми умениями и навыками. Повысился уровень использования специализированных терминов в речи: без грубых ошибок, нарушений норм – произносительных, грамматических, лексических. Пополнился словарный запас детей;

5. Каждый ребёнок был вовлечён в работу. Дети инициативны и самостоятельны в придумывании сказок, рассказов, пользуются разнообразными средствами выразительности, с удовольствием читают стихи о матрёшке, исполняют частушки.

Литература :

1.Истоковедение.Том 11.-М: Издательский дом «Истоки», 2017.

2.Затулякина В.Д. Детям о русских праздниках и обрядах.Горно-Алтайск,1995.

3.Князева О.Л.,Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург,1998.

4.Комарова Т.С.,Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада.Москва,2010.

5.Науменко Г.М.Дождик,дождик,перестань.Русское народное творчество. М.,1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»  (средняя группа). ...

Проект "Развитие патриотических чувств у детей средней группы в процессе изучения русской народной игрушки "Матрешки"

Презентация информационно- творческого проекта с группой детей и их семьями. Задачи проекта: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, роспи...

Собственная методическая разработка "Русская народная игрушка - Матрешка".

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творчес...

Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"

Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка"...

Цикл занятий по народно – прикладному искусству для детей старшего дошкольного возраста. Ярмарка: «Русская народная игрушка».

Задачи:Образовательные:*Обобщить знания детей о глиняных игрушках—дымковских и филимоновских.*Рассказать об истории богородского промысла, о Сергиево-Посадских деревянных игрушках.*Рассказать о ...

Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».

Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...