Главные вкладки

    Индивидуализация образовательного процесса на музыкальных занятиях в ДОУ
    статья на тему

    Лотина Светлана Леонидовна

    На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации". Индивидуализация образовательного процесса - путь развития личности. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл individualizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa.docx26.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4» Шатурского муниципального района Московской области

    Выступление на педсовете по теме:

    ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

    НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.

                                                                                 подготовила: Лотина С. Л.                                                                                    

                                                                                                 муз.руководитель

    2017 год

    На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации". Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие, в частности развитие разносторонних музыкальных способностей.
    Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона развития  ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.       Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: исполнительская деятельность, восприятие музыки, выступление на праздниках, народное творчество - всё это пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало и возможность самореализации.

    Индивидуализация образовательного процесса помогает развить «личность,                          способную к самоопределению и самореализации".

    Слайд №1 Что обозначает слово «индивидуализация»

    1. Индивидуализация – это выделение  индивидуальных особенностей из  первоначального безразличия.                ( Энциклопедический словарь.)

    2. Индивидуализация- это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности.

                                                                                ( Л.В.Михайлова- Свирская)

    Слайд№2

    Если мы обратимся к «Основным принципам дошкольного образования», то можем заметить

    1)   полноценное  проживание  ребенком  всех    периодов  детства    (младенческого,       раннего    и   дошкольного  возраста),     обогащение       детского  развития;  

    2) построение        образовательной        деятельности       на  основе     индивидуальных          особенностей       каждого   ребенка,     при   котором      сам    ребенок     становится  

     активным  в  выборе  содержания  своего  образования,  становится       субъектом       образования;

    3) содействие  и  сотрудничество  детей  и  взрослых,  признание       ребенка       полноценным         участником   образовательных отношений;  

     4)  поддержка  инициативы  детей  в  различных  видах  деятельности.  

    Все эти подпункты можно объединить одним словом «индивидуализация».

    Слайд № 3  

    Составными частями индивидуализации являются:

    1) составление индивидуального образовательного маршрута  для ребёнка;

    2) развивающая предметно-пространственная среда.

     

    Слайд№4

    Индивидуализация образования по модели «Лесенка Успеха».

    I ступенька – узнавание ребёнком новой деятельности (роль педагога «артист») задача педагога - заинтересовать;

    II ступенька – воспроизведение ребёнком деятельности под непосредственным руководством взрослого (роль педагога «вкусный» собеседник) термин, в психологии обозначает приятие собеседника, доверие ему;

    III ступенька - самостоятельное выполнение ребёнком деятельности ( роль взрослого «дирижёр», «режиссёр») создание условий для его самореализации через вовлечение в творческую  музыкальную, танцевальную, театрализованную деятельность.              

    IV ступенька – творческое исполнение ребёнком освоенной деятельности (роль «очарованного зрителя»)

    Между музыкальной и речевой интонацией много общего.

    По своей природе музыкальное искусство наиболее близко детской  игре. Музыкальное занятие, составленное в соответствии с психологическими особенностями дошкольного возраста, удовлетворяет  потребность ребёнка в творческой самореализации и художественно-эстетическом развитии. Вовлечение детей в разнообразную музыкальную деятельность, помогает им преодолевать робость, неуверенность в себе, стеснительность, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения, инициативности и самостоятельности.      

     Музыкальные занятия  дают уникальную возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества, столь важные для современного человека, дает ему ощущение своей особенности, приносит массу радостных минут.

    Участвуя в различных постановках, дети через художественный образ, музыку, костюм, декорации познают окружающий мир. 

    Детям доставляет радость и процесс подготовки к праздникам, и, конечно, само выступление.

    Развивая художественные способности детей, их эстетические чувства и представления, оценочное отношение к прекрасному, педагог закладывает основы, на которых в дальнейшем будет формироваться духовное богатство человека.

       Литература:

    Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2008. — № 6. — С.57–67.

    Григорович Л. А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.

    Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников. Дошкольное воспитание. — 2009.-№ 1


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие речи через музыкально-творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ

    развитие речи через музыкально-творческие игры в ДОУ...

    Развитие речи через музыкально - творческие игры на музыкальных занятиях в ДОУ

    Роль музыкально - творческих игр в развитии речи на музыкальных занятиях в ДОУ. Из опыта работы в логопедических груаппах....

    Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

    Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...

    Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

    Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

    СОВМЕСТНАЯ РАБОТА МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

    Доклад на педагогическом совете.Цель: Способствовать повышению компетенций педагогов в   вопросах  интеграции  художественной  деятельности.Задачи:·...

    Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

    Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбирать...

    Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

    Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС...